Искусство витража и мозаики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 09:42, реферат

Описание работы

Витраж и мозаика, основным своим назначением в прошлом имели служение архитектуре. Они дополняли и поясняли язык ее образов. Они своим тематическим содержанием служили целям церковной и политической пропаганды; смягчали своими яркими красками суровый мрак готических храмов.

Содержание работы

Введение 3
1 Витраж 3
2 Мозайка 6
3 История витража 11
4 История мозаики 14
5 Виды витражей, современный витраж. 16
5.1 Виды витражей 16
5.2 Современный витраж 19
6 Виды мозаик, современная мозаика. 21
6.1 Виды мозаик 21
6.2 Современная мозаика. 24
Заключение 25
Список использованной литературы: 27

Файлы: 1 файл

Витраж_и_мозаика.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени академика  С.П. КОРОЛЕВА

Факультет Информатики

Кафедра Философии

________________________________________________________ 
 
 
 

Реферат на тему Искусство витража и мозаики

По предмету: Культурология. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Выполнил: Студент 2 курса

Факультета  Информатики

Очно-Заочного отделения, группа 621а

Специальность 230102 АСОИиУ

Ваннин  Андрей Александрович  

Проверил  преподаватель:

 Кузнецова  Светлана Генриховна  

Оценка:               
 
 
 
 
 
 
 

г.Самара

2010г.

 

Содержание

 

Введение

     Витраж  и мозаика, основным своим назначением  в прошлом имели служение архитектуре. Они дополняли и поясняли язык ее образов. Они своим тематическим содержанием служили целям церковной  и политической пропаганды; смягчали своими яркими красками суровый мрак готических храмов.

     Аналогия  между витражом и мозаикой заключается  в общности материала, из которого выполняются  изображения этих двух жанров. Это - цветное стекло, но в мозаическом  искусстве стекло заглушённое, а в витражном - прозрачное. Мозаика пользуется эффектом отраженного света, а витраж - проходящего. Стекло, особенно полированное, обладает высоким коэффициентом отражения, и яркость мозаических красок превосходит все, что может дать живопись по любому непрозрачному материалу. Именно в этом - главнейшее преимущество мозаичных монументальных изображений над фресковой, масляной и иными видами живописи.

     Однако  насыщенность и сочность цветовых оттенков, которые наблюдаются в окрашенном прозрачном стекле при рассматривании его в проходящем свете, ни с чем не может сравниться. Искусство витража, в основе которого лежит полное использование непревзойденных оптических свойств прозрачного стекла, блестяще разрешило декоративную задачу.

  1. Витраж

     Термин "витраж" происходит от французского слова "vitre" (оконное стекло). Витраж представляет собой предназначенную для заполнения оконного проема декоративную орнаментальную или тематическую композицию, выполненную из кусков разноцветного стекла, часто расписанного красками, которые закрепляются на стекле обжигом. Отдельные, фигурно вырезанные куски стекла скрепляются между собой обычно свинцовыми перемычками, образующими сложный узорчатый переплет. В особенно больших окнах, площадь которых измеряется десятками квадратных метров, переплет вырезается из камня, например мрамора или известняка, а отдельные части его соединяются между собой металлическими штырями и скобами. Наконец, некоторые элементы оконной арматуры, как, например, рама, окаймляющая всю композицию, делаются обыкновенно из железа или дерева.

     Витражами называются прозрачные картины, рисунки, узоры, выполняемые из стекла или  на стекле. Они обычно устанавливаются  в световых проемах окнах, дверях, фонарях. В наше время, в связи  с усовершенствованием художественной обработки стекла, расширено и понятие витраж . Витражами называют любое декоративное стеклянное заполнение оконных и дверных проемов, фонарей, плафонов, сводов, куполов, сплошных плоскостей стен и даже специальных украшений художественных изделий.

     Витражи в виде орнаментальных композиций, узоров или картин выполняются из бесцветных или цветных стекол, с росписью отдельных деталей или всей плоскости стекла керамическими красками или без росписи. Витражи из отдельных стеклянных деталей армируются свинцовой лентой, монолитные стекла арматуры не требуют.

     Назначение  витражей разнообразно: они являются богатым декоративным украшением зданий и отдельных помещений, заменяют оконные стекла и дверные филенки, пропускают свет и дают возможность  изолировать помещения первых этажей от посторонних взглядов.

     Отражая в своих изображениях характер и  назначение сооружения и дополняя его  художественный образ, витражи играют значительную роль в оформлении интерьера.

     Витражное искусство берет свое начало в  далеком прошлом. Витражи, представлявшие ранее набор цветных стекол, нередко служили случайным украшением помещения; с течением времени совершенствовалась их композиция, рисунок, художественная обработка стекла и техника исполнения. Витражи становились подлинными произведениями искусства, неотъемлемой частью строго продуманного монументально-декоративного убранства зданий.

     Витражи, применявшиеся главным образом  в декоре церквей и монастырей, постепенно проникают в жилые  и общественные здания. Религиозную  тематику витражей вытесняет светская, отражая современное течение в искусстве, следуя эстетическим требованиям и духу эпохи.

     В мире сохранилось много витражей, созданных выдающимися живописцами  и искусными мастерами. Имя автора или мастера нередко подсказывает нам художественную ценность того или иного произведения искусства. Однако, немало замечательных витражей создано руками мастеров, чьи имена остались для нас неизвестными. Художник принадлежит своей эпохе, но произведения искусства часто перерастают свою эпоху, становятся вечными. Подобные витражи-шедевры сохранились во Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Англии, Нидерландах, Чехословакии и других странах. Достойны внимания витражи, хранящиеся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

     Витражи выигрывают не только от яркого солнечного света, но и от мягких тонов заката и сверкающих вечерних огней. Что касается искусственного освещения витражей, хотя бы и лампами дневного света, то установлено, что такое освещение придает витражам как бы застывшее выражение, оно не может вызвать той игры света и теней, тех световых и цветных эффектов, которые создает естественное освещение, бесконечно сменяющееся на протяжении дня и в течение года. Возможно, конечно, в отдельных случаях применение специальных установок с синхронно сменяющимся искусственным освещением, но это уже относится к области дорогостоящего оборудования и едва ли оправданных эффектов.

     Когда были созданы первые витражи, сказать  трудно. Во всяком случае, нет основания  утверждать, что они появились  вскоре после изобретения стекла. Известно только, что мозаика из небольших пластинок цветного стекла была обнаружена в древнем Риме времен империи (первое столетие до н. э. начало н. э.) и в храмах первых христиан. Окна Софийского собора а Константинополе, ставшем столицей Византии в 330 году н. э., были застеклены цветными стеклами, по-видимому, вскоре после сооружения собора.

     По  одним литературным источникам известно, что при раскопках городов  древней Италии Помпеев и Геркуланума, погибших в 79 году н. э. при извержении Везувия, обнаружены цветные стеклянные мозаичные полы, настенная живопись и фрагменты витражей. По другим источникам в Помпеях обнаружена только стеклянная мозаика полов и стен, так как в домах окон было мало и то большей частью без стекол. Но употребление оконного стекла подтверждается найденными при раскопках кусками матового или, быть может, непрозрачного стекла.

     Цветное остекление окон первоначально представляло собой стеклянную мозаику, вставленную  в каменные и деревянные проемы ажуры  окон. Затем появилась мозаика из цветных стекол, вырезанных и собранных в свинцовой оправе в виде узора, геометрического или растительного орнамента. Такие мозаики собирались в металлической раме и устанавливались в оконных проемах. Весьма вероятно, что в больших окнах краски применялись интенсивные и яркие, в малых окнах бледные и спокойные.

     Цветное остекление постепенно образовало особую отрасль декоративного искусства  и стало равноправным в числе  других отраслей и видов искусства.

     С течением времени повысились требования к рисункам стеклянной мозаики. Попробовали оттенять цветные стекла наложением более темных красок. Результаты оказались положительными. Техника окраски стекол при помощи обжига была открыта в IX веке. Этот новый прием нашел широкое распространение. Таким образом, возникла и развилась в конце Х века живопись по стеклу. С развитием живописи по стеклу стеклянная мозаика стала отходить на второй план, но окончательно она вытеснена не была, а продолжала существовать в сочетании с живописью по стеклу. 

     Для изготовления витража с человеческими фигурами применяли свинец и черную краску.

  1. Мозайка

     Мозаика - особый вид искусства. Мозаика, в широком смысле этого слова, представляет собой особый род изобразительного искусства, в котором рисунок воспроизводится при посредстве соответственным образом расположенных кусков какого-либо твердого материала, скрепленных между собой и с основанием тем или иным вяжущим веществом. С этой точки зрения к мозаическим изделиям мы должны причислить и узоры из кусков обожженной глины, вставлявшихся в стены у народов древних культур Месопотамии и Египта, и декоративные полы средневековья, выложенные крупными поливными изразцами, и миниатюрные медальоны, рисунок которых, составленный из драгоценных камней или мельчайших стеклянных кусочков, можно хорошенько рассмотреть только при помощи лупы.

     В соответствии с разнообразием типов  и масштабов произведений мозаичного искусства материалы, применяемые  в нем, также различаются между  собой. Мозаичисты пользуются и керамическими  глазурованными пластинками, и естественными камнями всевозможных пород, и наиболее совершенным для данной цели материалом - цветным стеклом.

     Вяжущие материалы, закрепляющие мозаический  набор на основании, также представлены в значительном разнообразии: применяются  и известь, и все виды цементов, и разные мастики, в состав которых входят мука, клей, гипс, мел, олифа и тому подобные вещества.

     Наконец, различны формы и размеры кусков материала, из которого набираются картины, различны способы их предварительной  подготовки, а также методы самого набора и окончательной обработки поверхности законченного изображения.

     Все это в совокупности взятое делает технологию мозаики как в части  ручных приемов набора, так и в  отношении изготовления и подготовки необходимых материалов предметом  довольно пространным, охватывающим собой много разнородных вопросов.

     Как известно, все произведения мозаического искусства можно разделить на две большие группы. Первая из них  представлена мозаиками так называемого "наборного" типа, где изображение  слагается из множества небольших кубиков, имеющих приблизительно одинаковую форму и величину. Ко второй группе относятся "штучные" мозаики, на которых рисунок выкладывается из фигурно вырезанных цветных пластинок различной формы и величины. Иногда такие плотно пригнанные одна к другой пластинки сплошь покрывают собой все поле изображения, а в других случаях они врезаются поодиночно или группами в мраморную, шиферную или какую-либо иную доску, служащую фоном для рисунка.

     Обычно  для этого типа мозаик пользуются цветными природными камнями, керамикой, реже стеклянными смальтами. Подобные мозаики применяются для устройства нарядных полов, крышек для столов, рам для зеркал и картин, вставок для украшений ценных видов мебели, а также в ювелирной технике при изготовлении брошей, медальонов, перстней с инкрустациями из стекла или драгоценных камней.

     Первый  вид мозаик назывался у римлян Opus tesselatum, второй - Opus sectile. Наконец, укажем еще на один технический прием - Opus vermiculatum, представляющий собой некоторое  развитие техники Opus tesselatum, приспособление ее к выполнению тонких деталей картины. В этой технике кусочки камня или стеклянных смальт, имеющие самые разнообразные формы и размеры, располагаются при наборе мозаики извилистыми линиями, точно следуя за контуром рисунка.

     С использованием мозаичной техники Opus vermiculatum, отличающейся большим разнообразием  и гибкостью изобразительных  средств, были созданы наиболее значительные произведения, известные в истории  мозаичной живописи. Эта техника  набора давала художнику неограниченные возможности для воплощения его творческого замысла в таком благородном и долговечном материале, как стекло.

Информация о работе Искусство витража и мозаики