Искусство Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 15:07, реферат

Описание работы

Культура Возрождения нашла свое выражение прежде всего в произведениях итальянских живописцев, скульпторов, поэтов. Но в отличие от идеалов античного мира, где человек представляется игрушкой рока, они возвеличивают человека, считают его властелином своей судьбы, отдают должное его качествам (личным) и воле. Творчество художника эпохи Возрождения Л. де Винчи.

Содержание работы

Введение
Глава I. Эпоха Возрождения: круг идей
1.1. Культура Возрождения
1.2. Искусство Возрождения
Глава II. Человек Возрождения в живописи
2.1. Леонардо да Винчи: общая характеристика творчества
2.2. Основные раборы
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

реферат_культ.docx

— 400.43 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение 2

Глава I. Эпоха Возрождения: круг идей 3

1.1. Культура Возрождения 3

1.2. Искусство Возрождения 6

Глава II. Человек Возрождения в живописи 13

2.1. Леонардо да Винчи: общая характеристика творчества 13

2.2. Основные раборы 21

Заключение 25

Список литературы 27

Приложение 28

 

 

Введение

То, что принято называть Возрождением, было утверждением преемственности  великой античной культуры, утверждением новых идеалов. В эпоху Возрождения  возникло экспериментальное естествознание, произошло открытие и изучение памятников античной культуры, развивались искусства  и светское мировоззрение, ослабившее духовный диктат церкви, возникли литературы на новых современных языках и  появился профессиональный театр.

Изменения коснулись всех сторон духовной жизни. Эти явления казались возрождением науки, философии, литературы и искусства, существовавших в античном мире, особенно у греков. Сам термин "Возрождение" возник как следствие убеждения, что только через возрождение античной культуры после тяжкого средневековья можно прийти к истинному познанию и изображению самой природы.

Искусство становится неотъемлемой частью общественной жизни. В эпоху средневековья  художник считался ремесленником, его  место было на низших ступенях социальной иерархии, а личность стушевывалась  перед заказчиком. Во времена Возрождения, когда человеческая личность была высоко вознесена во всеобщем сознании, творческая индивидуальность художника стала  привлекать внимание всех, кто интересовался  его творчеством.

Культура  Возрождения нашла свое выражение  прежде всего в произведениях  итальянских живописцев, скульпторов, поэтов. Но в отличие от идеалов  античного мира, где человек представляется игрушкой рока, они возвеличивают  человека, считают его властелином  своей судьбы, отдают должное его  качествам (личным) и воле. В этом заключается основное величие эпохи  Возрождения, совершившей переворот  в сознании людей.

Глава I. Эпоха Возрождения: круг идей

    1.  Культура Возрождения

Возрождение, Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) - одна из величайших эпох, переломный этап в развитии мирового искусства между средними веками и новым временем. Эпоха Возрождения охватывает XIV- XVI вв. в Италии, XV-XVI вв. в других странах Европы.

Наиболее  отличительные черты культуры Возрождения, антифеодальной в своей основе, - светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному античному наследию. В период возникновения Возрождения начались  большие перемены в экономике,  политической и культурной жизни европейских стран.  Бурный рост городов и развитие ремесел,  а позднее и зарождение мануфактурного производства, подъем мировой торговли,  вовлекавший в свою орбиту все более отдаленные районы, постепенное размещение главных торговых путей из Средиземноморья к северу, завершившееся после падения Византии и великих географических открытий  конца XV и начала XVI века, преобразили облик средневековой Европы. Некогда могущественнейшие силы средневекового мира - империя и папство - переживал глубокий кризис.

Перелом в идейной и культурной жизни, каким явилось Возрождение, отвечал новым общественным потребностям. Культура Возрождения возникла в эпоху, когда старые феодальные отношения разлагались, начали появляться первые ростки раннекапиталистических отношений и из средневекового сословия горожан стали формироваться первые элементы буржуазии.

В этих условиях возросшей деловой активности на передний план выдвигалась человеческая личность, обязанная своим положением и успехам не знатности предков, а собственным усилиям, предприимчивости, уму, знаниям, удаче. Человек начинает по иному видеть себя и мир природы, изменяются критерии его оценок, эстетические вкусы, отношение к окружающей действительности и к прошлому. Носителями нового мировоззрения стали люди разных профессий и разного социального положения - городская интеллигенция той эпохи - поэты, филологи, философы художники, - представители тех отраслей знаний, которые, имея своим объектом человека и всё человеческое, противопоставлялись "схоластическому" изучению "божественного". Подчеркивая интерес к человеческому в  противовес божественному,  представители новой светской интеллигенции называли себя гуманистами, изучающими всё, что связано с природой человека и его духовным  миром. Гуманистами были подвергнуты критическому пересмотру сковывавшие свободное развитие мысли авторитеты, традиции и догмы, на которые опиралась средневековая мораль; провозглашено право на научную деятельность.

Важной  особенностью культуры Возрождения  стало обращение к античному  наследию. Возродился античный идеал  человека, понимание красоты как  гармонии и меры, реалистический язык пластических видов искусства в  отличие от средневекового символизма. Художников, скульпторов и поэтов Возрождения привлекали сюжеты античной мифологии и истории, древние  языки - латинский и греческий.

Огромную  роль в распространении античного  наследия и новых, гуманистических  взглядов сыграло изобретение и распространение  в странах Европы книгопечатания. В типографиях Флоренции, Венеции, Базеля, Парижа, Лиона, Антверпена, Нюрнберга и др. печаталась античная и гуманистическая литература; многие типографы того времени сами  были выдающимися гуманистами. Однако, первым его признаком, как казалось современникам, явился "расцвет искусств" после долгих веков средневекового "упадка", расцвет, "возродивший" античную художественную мудрость. Именно в этом смысле, Джордано Вазари - живописец и первый историограф итальянского искусства впервые употребляет слово rinascita (от которого происходит французский renaissance и все его европейские аналоги).

Искусство предстает в равной мере и лабораторией, и храмом, где пути естественнонаучного  познания и богопознания постоянно  пересекаются.

Эпоха Возрождения - это время великих открытий, великих мастеров и их выдающихся произведений. Она отмечена появлением целой плеяды художников-ученых, среди которых первое место принадлежит Леонардо да Винчи. Это было время титанизма, который проявился и в искусстве, и в жизни. Достаточно вспомнить героические образы, созданные Микеланджело, и самого их творца (поэта, художника, скульптора). Люди, подобные Микеланджело или Леонардо да Винчи, являли собой реальные образцы безграничных возможностей человека.

Изобразительное искусство в эпоху Возрождения  достигает невиданного расцвета. Это связано с экономическим  подъемом, с огромным сдвигом, происшедшим  в сознании людей, обратившихся к  культу земной жизни и красоты. В  эпоху Возрождения объективное  изображение мира было увиденное  глазами человека, поэтому одной  из важных проблем, ставших перед  художниками, была проблема пространства.

Художники стали видеть мир иначе: плоскостные, как бы бестелесные изображения  средневекового искусства уступили место трехмерному, рельефному, выпуклому  пространству. Живописная картина в религиозном искусстве вытесняет икону, а в искусстве светском порождает самостоятельные жанры пейзажа, бытовой живописи, портрета.

Рафаэль Санти (1483-1520 г. г.), Леонардо да Винчи (1452-1519 г.г.), Микеланджело Буонарроти (1475-1564 г. г.) воспевали своим творчеством совершенную личность, в которой физическая и духовная красота сливаются воедино в соответствии с требованиями античной эстетики. Художники Ренессанса опираются на принципы подражания природе, используют перспективу, правило "золотого сечения" в построении человеческого тела. Леонардо да Винчи характеризует живопись как "величайшую из наук". Принцип "природосообразности", стремление как можно точнее воспроизвести изображаемый объект, а также присущий данному периоду интерес к индивидуальности сообщают тонкий психологизм работам мастеров Возрождения.

Работы  художников становятся подписными, т.е. подчеркнуто авторскими. Все больше появляется автопортретов. Рисунок из рабочего эскиза превращается в отдельный вид творчества; индивидуальная манера мазка, штриха, а также фактура и эффект незаконченности начинают цениться как самостоятельные художественные эффекты.

Несомненным признаком нового самосознания является и то, что художники все чаще уклоняются от прямых заказов, отдаваясь  работе по внутреннему побуждению. Логический предел, к которому тяготел художник Возрождения, - обретение полной личной независимости, предполагая, понятно, в первую очередь свободу творческую.

В искусстве  Ренессанса человек стал реальной и  независимой ценностью. Эту черту в прошлом столетии первый историк эпохи Возрождения Якоб Буркхард определил как "открытие мира человечества".

    1.  Искусство Возрождения

Хронологические границы развития искусства Возрождения  в  разных странах не вполне совпадают. Культура Возрождения зародилась в Италии. Итальянское Возрождение делят на четыре этапа: Проторенессанс - вторая половина XIII - XIV века; Раннее Возрождение - XV век; Высокое Возрождение - конец XV - первая треть XVI в.; Позднее Возрождение - конец XVI века.В развитии культуры Возрождения различают следующие этапы: Раннее Возрождение, Высокое Возрождение и Позднее Возрождение, когда обнаруживается кризис гуманизма.

Наивысшая точка развития культуры Ренессанса приходится на XVI век - Высокое, или классическое, Возрождение, когда Ренессанс распространяется на другие страны Европы.

Раннее  Возрождение.

Проторенессанс, или треченто, тесно связан со средневековьем, с романскими, готическими, византийскими  традициями, он явился подготовкой  Возрождения. Начало новой эпохи  связано с именем Джотто ди Бондоне, которого художники Возрождения  считали реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло  ее развитие: наполнение религиозных  форм светским содержанием, постепенный  переход от плоскостных изображений  к объемным и рельефным, нарастание реалистичности. Крупнейшие художественные школы Италии помещались в Пизе и  Сиене. Творчество Никколо и Джованни Пизано во многом определило дальнейшее развитие итальянского искусства. В  это же время зарождается национальная литература на итальянском языке. Крупнейший поэт этой эпохи Данте сохранил в  своем творчестве следы средневековой  поэзии и соединил их с ренессансной реалистичностью образов. В творчестве поэта Франческо Петрарки и родоначальника итальянской литературной прозы  Джованни Боккаччо гуманистические, ренессансные черты торжествуют над средневековьем. Главным содержанием литературных произведений становится описание земного  реального мира, человека с его  переживаниями и страстями.

В начале XV века Возрождение в Италии окончательно победило готику. Возникновение мощного  очага ренессансной культуры во Флоренции  повлекло за собой обновление всей итальянской художественной культуры. Творчество величайших мастеров Раннего  Возрождения, или кватроченто, - Донателло, Мазаччо, Боттичелли - проникнуто идеалами гуманизма, оно поднимает человека над уровнем обыденности, возвеличивая его.

XV столетие  явилось переломным в истории  европейской культуры. Почти одновременно  художники в Италии и Нидерландах  обратились к изображению земного  мира и стали утверждать этическую  ценность и красоту человека. Реальный мир и телесная природа  человека требовали достоверного  изображения пространства и заполнения  его фигурами и предметами. Развитие  искусства в эту эпоху тесно  взаимодействует с ростом научных познаний. С этого времени искусство Италии приобретает реалистическую направленность и жизнеутверждающий светский характер, составляющие важнейшую черту Возрождения. Художники Раннего Возрождения используют античное наследие более широко и творчески. Стремление к познанию мира побуждает художников к его изучению, что способствует расширению их кругозора, освобождению искусства от узости цехового ремесла и созданию вспомогательных дисциплин. Художники этого времени открывают законы линейной перспективы. В это же время ренессансный стиль оформляется и в архитектуре, на которую оказала влияние античная, готическая и византийская культура. Совершенствуется строительная техника, архитекторы Возрождения проектируют здания и часто сами осуществляют постройку, нередко они являются и скульпторами, декораторами, живописцами.

Новое искусство, победившее в начале XV в. во Флоренции, не сразу получает признание в  других областях страны. В северной Италии долго господствовала готика, постепенно вытесняемая Ренессансом. Флоренция в это время является центром итальянского гуманизма. В  середине XV века здесь была основана Платоновская академия, осуществившая  преемственную связь Возрождения  с античностью.

Высокое Возрождение.

В XVI веке в Италии ренессансное искусство  вступило в фазу наивысшего расцвета. Искусство Италии в эту пору сложно и противоречиво. В это время  происходит высочайший взлет искусства, основанного на традициях гуманистической  культуры. И в это же время возникают  новые художественные явления, выражающие крушение гуманистических идеалов, породившие маньеризм, который распространяется во многих европейских странах.

Мастера Высокого Возрождения стремились достигнуть в своих произведениях гармонического синтеза наиболее прекрасных сторон действительности. Формирование искусства  Высокого Возрождения началось в конце XV века во Флоренции. Первым художником Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи - художник-ученый, живописец, пробовавший силы и в архитектуре и скульптуре, математик, естествоиспытатель, механик, изобретатель. Теоретические труды Леонардо не были опубликованы при его жизни, но многие его идеи получили известность и оказали влияние на творчество ряда художников. Другой известнейший художник Высокого Возрождения, Рафаэль, синтезировал достижения своих предшественников и создал в традициях гуманизма образ совершенного человека. В произведениях Рафаэля многое перекликается с творчеством его великих современников - Леонардо да Винчи и Микеланджело. Микеланджело в своем творчестве отразил глубокие противоречия своего времени, воплотил тревогу и предчувствие грядущих катастроф. Венецианская школа занимала в итальянском искусстве XVI в. особое место. Здесь у истоков Высокого Возрождения стоял Джорджоне. В своем творчестве он стремился к ритму и гармоническому единству, одухотворенности и психологической выразительности образов, основным мотивом его картин являлось единство человека и природы. Продолжил дело Джорджоне Тициан, работам которого свойственно земное, жизнерадостное чувство. В его творчестве большое значение придается цвету, цветовым отношениям. Большое место в творчестве Тициана занимают портреты, в которых он стремился создать образ, соответствующий гуманистическим идеалам, раскрыть духовный облик человека. Тициан применил новые приемы живописи, оказавшие значительное влияние на развитие европейского искусства.

Информация о работе Искусство Возрождения