Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 14:56, реферат
Во все времена происходили разногласия и недопонимания между религиями, которые нередко приводили к войнам. Люди сражались из-за нежелания понять и допустить возможность того, что другая религия может существовать параллельно с их религией. Таким способом они пытались доказать, что именно их религия единственно верная и других религий быть не может. И такого мнения придерживалась каждая из сторон. Цель реферата: изучить ислам, его верование и основные направления.
Введение 3
Возникновение ислама 4
Основные положения вероучения ислама 7
Основные направления в исламе 11
Ислам и современность 14
Заключение 17
Список используемой литературы 18
министерство образования и науки российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
РЕФЕРАТ
по культурологии
ИСЛАМ: ВЕРОУЧЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Содержание
Выбранную мной тему - «Ислам: вероучения и основные направления», я считаю актуальной. Во все времена происходили разногласия и недопонимания между религиями, которые нередко приводили к войнам. Люди сражались из-за нежелания понять и допустить возможность того, что другая религия может существовать параллельно с их религией. Таким способом они пытались доказать, что именно их религия единственно верная и других религий быть не может. И такого мнения придерживалась каждая из сторон.
Цель реферата: изучить ислам, его верование и основные направления.
Задачи реферата:
- описать возникновение ислама, как религии;
- представить основные положения религии - ислам;
- охарактеризовать
основные направления, возникшие
в исламе за время его
- оценить
современные постулаты
Ислам возник в начале VII в. н. э. на Аравийском полуострове. Эту территорию населяли арабские племена, занимавшиеся преимущественно скотоводством. В то время через Западную Аравию проходил караванный путь, что привело к появлению на Аравийском полуострове таких крупных городов, как Мекка, Ясриб (будущая Медина), Таиф. Торговые связи способствовали активному общению с разными народами и религиями. Появлению ислама предшествовали учения Хамифов — ранняя форма арабского монотеизма. Каждое племя имело своих богов, но постепенно верования племен, наиболее мощных в политическом и экономическом отношении, становились обязательными для менее развитых.
Самым
влиятельным было племя
Племенного бога мекканских курейшитов — Аллаха (от араб. "аль-Илах"— бог) сторонники ислама пили единственным и всемогущим, положив тем самым начало монотеистической религии арабов. На формирование ислама определенное влияние оказали иудаизм, христианство, зороастризм, манихейство. Возникновение мусульманской религии связано с деятельностью пророка Мухаммеда (ок. 570—632), одного из активных мекканских халифов. Рано осиротев, он воспитывался в доме деда, а затем дяди Абу Талиба. В 12 лет Мухаммед впервые соприкоснулся с иным миром, отличавшимся от аравийского с его родоплеменными устоями и языческими культами.
Отправившись по торговым делам в Сирию, Талиб взял с собой племянника. Там Мухаммед окунулся в атмосферу духовных исканий, сопряженных с иудаизмом, христианством, другими вероисповеданиями. Когда ему исполнился 21 год, он по протекции Абу Талиба получил место приказчика у богатой вдовы Хадижи. К тому времени Мухаммед имел не только опыт караванной торговли, но и репутацию амина (т. е. надежного и верного человека). За торговыми делами Хадиджи, он побывал во многих местах и везде проявлял интерес к местным обычаям и верованиям. Двадцати пяти лет Мухаммед женился на своей хозяйке. Брак был счастливым. Мухаммед любил Хадиджу. У них росла дочь Фатима. Жизнь как будто сложилась благополучно. Но Мухаммеда влекло к чему-то неизведанному. Каждый год он уходил на месяц в пустынные ущелья и там в одиночестве погружался в глубокое созерцание. Суровая красота аравийской природы переполняла его. Он смутно сознавал в себе призвание к огромному делу, к великому открытию. Однажды, когда ему было уже сорок лет, после долгого жаркого дня, проведенного в ущелье Хира, ему приснился сон.
Кто-то приблизился к нему и велел: "Читай!", но Мухаммед не мог. Тогда неизвестный сдавил его со страшной силой и повторил: "Читай!" Проснувшись, Мухаммед почувствовал, что слова, которые от него требовали прочесть, записаны в сердце. Он испытал небывалый прилив сил и воспринял это как веление Бога: читать эту книгу мироздания и рассказывать о ней людям, дать арабам новую книгу, сравнимую с книгой соседних народов. Слово "Коран" и означает "чтение", "книга". Коран представляет собой книгу, продиктованную человеком, практически не владевшим грамотой, но это не помешало Корану стать книгой великого вдохновения.
Первые пророчества Мухаммеда захватывают внутренней открытостью красоте мира, обостренным восприятием, превращающим весь мир в чудо. У русского художника Н. Рериха есть картина, изображающая Мухаммеда в ущелье Хира в тот момент, когда замысел Корана вошел в его душу. Напряженная по краскам картина дает ощущение такой перенасыщенности чувств, которая уже сама по себе есть чудо. Н. Рерих написал звенящий и пылающий мир, увиденный глазами Мухаммеда. Первое, что открылось Мухаммеду, — это истина о единстве мира.
Так еще раз было сделано открытие, которое уже делали легендарный Моисей и грек Ксенофан. Человек еще раз постиг, что Вселенная — единое целое, и все люди в ней — братья. Этот шаг человеческого ума сделал возможным нравственный сдвиг, переход от морали враждующих друг с другом племен к единой нравственности, к выходу за рамки не только личного, но и племенного эгоизма. Единый Бог означал (в понимании Мухаммеда и его первых последовать лей) единый нравственный закон и, следовательно, прекращение вражды, сознание всеобщего братства и конец распрям. На первых порах в Мекке Мухаммед с большим уважением отзывался о "народах книги" — христианах и иудеях. Последователи Мухаммеда молились, повернувшись лицом к Иерусалиму. Различие между отдельными формами монотеизма (единобожия) казалось несущественным. У каждого народа, считал Мухаммед, есть свой пророк, "читающий" и возвещающий книгу жизни, но суть их учения одна: "Бог всех нас создал из одного человека".
Мухаммеда как посланника божьего одними из первых признали Хадиджа, Абу Талиб и его сын Али, а затем и именитый мекканский купец Абу Бакр. Большинство же мекканцев поклонялись прежним языческим богам, относясь неприязненно к новой вере. Вражда досгла апогея после смерти Хадиджи и Абу Талиба. Мухаммед и его последователи стали подумывать о бегстве из Мекки. И тут-то на помощь пришли два арабских племени из Ясриба. Во время очередного паломничества к языческим святыням в Мекке их представители познакомились с Мухаммедом и его учением, пообещав встать на их защиту. Год переселения первых мусульман в Ясриб (622 г.) стал началом мусульманского летоисчисления.
А сам Ясриб получил новое название - Медина (от "мадинат аннаби" — город пророка). В Медине Мухаммед основал первую мечеть и провозгласил большинство вошедших в Коран откровений. Оттуда, собравшись с силами, мусульмане совершали вылазки против мекканцев. В конце концов, Мекка подчинилась Мухаммеду. И он, простив прежних врагов, приступил к распостранению ислама среди арабских племен Аравии. Мухаммед создавал сообщество людей, которых объединяли не узы кровного родства, а духовная религиозная общность, ставившая человека над родственными отношениями. Если аравийские племена традиционно вели свое происхождение от конкретных предков — родоначальников, то исламе все человечество объявлялось имеющим единого первопредка — Адама.
В 630 г. Мухаммед торжественно въехал в Мекку, после чего Мекка превратилась в центр ислама. С этого момента формируется мусульманское феодально-теократическое государство, под названием Арабский Халифат. Мухаммед стал религиозным и мимическим руководителем этого государства. И процессе восьмилетней ожесточенной войны между Мединой и Меккой в Мухаммеде формируется помимо пророка и другой человек: государственный деятель, полководец, дипломат. И политическими и начинают оправдывать обычные в тот век средства. Учение Мухамеда получило авторитет, и пример пророка (или халифа) становится законом. При этом сам властитель все меньше и меньше мог служить примером. Чем больше распространялась его власть, тем ревнивее он относился к своему авторитету. Призывы к единству мира уступают место призывам к священной войне – джихаду. В 632 году Мухамед был похоронен в Медине.
Основные положения вероучения ислама изложены в главной "священной книге" — Коране. Согласно преданию, текст Корана был поведан пророку самим Аллахом через посредничество Джебраила (библейский архангел Гавриил; служил посредником между Богом и людьми). Мусульманские богословы объясняют многочисленные совпадения текстов Библии и Корана тем, что Аллах и раньше передавал свои священные заповеди пророкам — Моисею, Иисусу, но эти заповеди были искажены иудеями и христианами. Только Мухаммед смог передать их в полном и истинном виде. Полный текст Корана (Сухуф) был собран после смерти Мухаммеда, затем при халифе Османе составлен текст, объявленный каноническим (Мусхаф). Этот текст относится к концу VII в.
Коран разделен на 114 сур (глав), имеющих различное количество аятов (стихов) — от 286 до 3. Всего в Коране от 6204 до 6236 аятов (в зависимости от вариантов счета). Суры размещены не по содержанию и не по времени их появления, а в порядке убывания длины, за исключением первой суры, фатихи. Коран состоит из эсхатологических проповедей, предписаний, регулирующих имущественные, правовые, семейные отношения, в нем содержатся бытовые правила и поучения, заимствованные из иудейской и христианской мифологии, древнего арабского фольклора.
Для того чтобы охарактеризовать Коран как источник мусульманского права, важно иметь виду, что среди его норм, регулирующих взаимоотношения и, заметно преобладают общие положения, имеющие форму отвлеченных религиозно-моральных ориентиров и дающие простор для толкования правоведами. Что же касается немногочисленных конкретных правил поведения, то большинство из них было сформулировано пророком при разрешении конкретных конфликтов, оценке им отдельных фактов или в ответ на задаваемые ему вопросы. Важнейшей частью религиозно-культовой системы ислама является шариат. Шариат (от араб, "шариа" — надлежащий путь) — свод морали, права, культурных предписаний, регулирующих всю общественную и личную жизнь мусульманина. Шариат базируется на Коране и Сунне — святом предании ислама.
Сунна — сборник хадисов, т.е. изречений и деяний Мухаммеда. Шариат формировался в течение двух веков. В начале его формирования все действия мусульман разделялись на два вида: запретное и одобренное, в конце действия были разделены на пять категорий: 1) такие, выполнение которых считалось строго обязательным; 2) желательные; 3) добровольные; 4) нежелательные; 5) строго запрещенные.
Соблюдение комплекса юридических норм, принципов и правил поведения, предусмотренных шариатом, означает ведение праведной, угодной Аллаху жизни, приводящей мусульманина к идеальному устройству общественной жизни на земле и обеспечивающей попадание в рай после смерти. В исламе нет различия между политической и религиозной сферами, между светским и духовным миром. Существует один мир, который должен жить по священному религиозному закону, ниспосланному Богом в Коране, воплощенному в образе жизни и деяниях пророка (Сунне) и истолкованному в шариате.
Согласно ортодоксальному толкованию суннитской доктрины, ислам, основанный на идее таухида — абсолютного единобожия, — представляет собой всеохватывающую систему, в которой при безусловном и абсолютном суверенитете Аллаха находят свое место и религиозная вера, и социальная и политическая структуры. Жизнь общины и каждого мусульманина обусловлена божественной волей и регулируется ниспосланным Богом сводом законов — шариатом. Только община в целом способна безошибочно толковать волю Аллаха. Основная же функция земной власти — избираемого общиной руководителя — халифа, совмещающего духовную и политическую власть в рамках шариата при консультации с общиной (принцип шура), — состоит в том, чтобы обеспечить верующим возможность выполнять предписания шариата.
Ислам содержит следующие основные догматы:
1. Вера в
Аллаха. В противовес христианскому
учению о 6ожественной Троице
ислам утверждает, что Бог един.
В исламе принцип монотеизма
проведен более
2. Вера в
ангелов и демонов. В представлении
мусульман это 6естелесные существа,
выполняющие волю Аллаха. К ним
относятся Джабраил, Микаил, Асрафил,
Азраил. Мусульмане также верят
в существование ангелов
3. Вера в
святость Корана. Он считается
Словом Божьим, Божественным "Откровением,
которое передавал Аллах в
виде видении Мухаммеду в
4. Вера в
пророков и в посланничество
Мухаммеда. В Коране встречается
множество библейских
5. Вера в рай и ад. Мусульмане представляли рай в виде чудесного места, где все в изобилии: прекрасная еда, чистая прохладная вода, реки из молока, меда и вина, всевозможные наслаждения и т. д. И в аду — бесконечные пытки и муки.
6. Вера в божественное предопределение. Это один из важнейшим догматов, согласно которому не существует ничего, не зависящего от воли Аллаха.
Информация о работе Ислам: вероучение и основные направления