Истоки традиционной культуры татарского народа поволжья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 12:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить истоки традиционной культуры татарского народа Поволжья.
Задачи исследования:
1. Выяснение истории возникновения татарского народа и его расселения на территории России.
2. Характеристика культуры татарского народа.
3. Определение истоков традиционной культуры татарского народа Поволжья.

Содержание работы

Стр.
Введение......................................................................................................


Раздел 1. Краткая история возникновения татарского народа...............


Раздел 2. Труд как элемент культуры татарского народа Поволжья......


Раздел 3. Поселения и быт как элементы культуры татарского народа Поволжья......................................................................................................


Раздел 4. Одежда как элемент культуры татарского народа Поволжья...........................................................................................................


Раздел 5. Традиции и обычаи как элементы культуры татарского народа Поволжья.............................................................................................


Раздел 6. Язык как элемент культуры татарского народа Поволжья.....


Список литературы...................................................................................

Файлы: 1 файл

Исследование_Культура татар Поволжья.doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

Кровля стропильной конструкции, двускатной, местами четырехскатной форм. При бесстропильной конструкции в лесных районах применялась самцовая, а в степных – покрытие накатом из бревен и жердей. Территориальные различия наблюдались и в материале покрытия кровли: в лесной зоне – тес, иногда применялась дранка, в лесостепной – солома, луб, степной – глина и камыш.

Внутренняя планировка жилищ  поволжских татар северно-среднерусского типа. В отдельных районах лесной и степной зон – восточный вариант южнорусского плана, изредка встречался план с обратным направлением устья печи (к входу) и редко у татар-мишарей – западнорусская планировка. Традиционные черты интерьера избы – свободное расположение печи у входа, почетного места в середине нар, поставленных вдоль передней стены. Площадь избы по линии печи разделялась перегородкой или занавесью на женскую – кухонную и мужскую – гостевую половины. Отопление избы в основном осуществлялось печью с топкой «по-белому». Хлебопекарные печи возводились глинобитными и из кирпича, различались отсутствием или наличием котла, способом его укрепления – подвесным или вмазанным.

Интерьер жилища представлен  длинными нарами, являвшимися универсальной  мебелью: на них отдыхали, ели, работали. Стены, простенки, углы и навершия декорировались матерчатыми украшениями с ярким  цветовым колоритом, ткаными и вышитыми полотенцами, салфетками, молитвенниками. Спальные места огораживались занавесью, пологом. Вдоль матицы, по верхнему периметру стен навешивались подзоры. Наряд избы дополнялся навешанной на перегородку или полки праздничной одеждой, настланными на нары и на полу войлочными и безворсовыми коврами и дорожками.

Основу питания татар  Поволжья составляла мясо-молочная и  растительная пища – супы, заправленные кусочками теста, каши, хлеб из кислого теста, лепешки и блины. Национальное кушанье – бэлеш с разнообразной начинкой, чаще из мяса, нарезанного кусочками и смешанного с пшеном, рисом или картофелем, у некоторых групп – в виде блюда, готовящегося в горшке; сдоба из пресного теста широко представлена в виде бавырсака, кош теле, чак-чак (свадебное блюдо). Из конины готовили вяленую колбасу. Лакомством считался вяленый гусь. Молочные продукты – катык (особый вид кислого молока), сметана (сэт эсте, каймак), сэзмэ, эремчек, корт (разновидности творога). Готовили разновидности сыра. Напитки – чай, айран – смесь катыка с водой (летний напиток). Сохранились некоторые ритуальные блюда – элбэ (жареная сладкая мука), мед, смешанный с маслом (бал-май).

 

 

РАЗДЕЛ 4. ОДЕЖДА КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ

ТАТАРСКОГО НАРОДА ПОВОЛЖЬЯ

 

 

Мужская и женская нательная одежда поволжских татар состояла из рубахи туникообразного покроя и широких свободного покроя штанов. Женская рубаха украшалась воланами и мелкими сборками, нагрудная часть дугообразно оформлялась аппликацией, рюшами либо специальными нагрудным украшением. В оформлении мужских и женских рубах кроме аппликации нередко использовалась тамбурная вышивка цветочно-растительного орнамента и художественное ткачество геометрического орнамента.

Верхняя одежда татар была распашной со сплошной приталенной  спинкой. Поверх рубахи надевали безрукавный или с короткими рукавами камзол. Женские камзолы шили из цветного, чаще однотонного бархата и украшали по бортам и низу позументной тесьмой, мехом. Поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат с небольшим шалевым воротником. В холодное время года носили бешметы, чикмени, дубленые шубы.

Головной убор мужчин – четырехклинная, полусферической формы тюбетейка или в виде усеченного конуса. Праздничная бархатная позументная тюбетейка вышивалась тамбурной, гладьевой (чаще золотошвейной) вышивкой. Поверх тюбетейки, а женщины – покрывала, в холодное время надевали полусферическую или цилиндрическую меховую или просто стеганую шапку, летом войлочную с опущенными полями шляпу.

Женская шапочка традиционно  вышивалась жемчугом, мелкой позолоченной монетой, золотошвейной гладью и была распространена у всех групп татар. Женщины и девушки заплетали волосы в две косы, гладко, на прямой пробор. Многочисленны женские украшения – крупные миндалевидные серьги, подвески к косам, воротниковые застежки с подвесками, перевязь, эффектные широкие браслеты и прочее, при изготовлении которых ювелиры применяли скань (плоскую и «татарскую» бугорчатую), зернение, чеканку, литье, гравировку, чернение, инкрустацию драгоценными камнями и самоцветами. В сельской местности при изготовлении украшений широко использовались серебряные монеты.

Традиционная обувь – кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жесткой подошвой, нередко сшитые из цветной кожи. Праздничные женские ичиги и башмачки были орнаментированы в стиле многоцветной кожаной мозаики, так называемые «казанские сапожки». Рабочей обувью служили лапти татарского образца с прямоплетеной головкой и низкими бортиками. Их надевали с белыми суконными чулками.

 

 

РАЗДЕЛ 5. ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ КАК ЭЛЕМЕНТЫ КУЛЬТУРЫ

ТАТАРСКОГО НАРОДА ПОВОЛЖЬЯ

 

 

У подавляющего большинства  поволжских татар преобладала малая  семья, хотя в глухих лесных районах  до начала XX в. существовали и большие  семьи из 3 – 4 поколений. Семья была основана на патриархальных принципах, существовало избегание женщинами мужчин, некоторые элементы женского затворничества. Браки совершались в основном по сватовству, хотя были браки убегом и случались похищения девушек.

В свадебных обрядах, несмотря на локальные различия, имелись общие  моменты, составляющие специфику татарской свадьбы. В предсвадебный период, во время сватовства, сговора, помолвки стороны договаривались о количестве и качестве даров, которыми сторона жениха должна была одаривать сторону невесты (калым). При этом количество приданого невесты особо не оговаривалось. Основные свадебные обряды, в том числе религиозный обряд бракосочетания, сопровождаемый особым застольем, но без участия молодых, проводились в доме невесты. Молодая оставалась здесь до уплаты калыма. В это время молодой посещал свою жену по четвергам раз в неделю. Переезд молодой в дом мужа иногда затягивался до рождения ребенка и обставлялся множеством обрядов. Специфической особенностью свадебных застолий казанских татар являлось раздельное их проведение для мужчин и женщин. У других групп татар это разделение было не столь строгим, а у кряшен вообще отсутствовало. У кряшен и мишарей бытовали специальные свадебные песни, у мишарей существовало свадебные причитание невесты. Во многих районах свадьба проходила либо вообще без спиртных напитков, либо употребление их было незначительным.

Наиболее значительные мусульманские  праздники: Корбан гаете связан с  жертвоприношением, Ураза гаете  отмечается по окончании 30-дневного поста  и день рождения пророка Мухаммеда – Мэулид. Крещеные татары отмечали христианские праздники, в которых наблюдались элементы традиционных народных праздников татар. Из народных праздников наиболее значительный и древний – сабантуй – праздник плуга в честь весеннего сева. Он не имел не только точной календарной даты, но и определенного дня недели. Все зависело от погодных условий года, интенсивности таяния снега и, соответственно, степени готовности почвы к севу яровых культур. Деревни одной округи праздновали в определенной очередности. Кульминацию праздника составлял мэйдан – состязания в беге, прыжках, национальной борьбе – керэш и конные скачки, предваряемые подворным сбором подарков для одаривания победителей. Кроме того, праздник включал в себя ряд обрядов, детских, юношеских забав, составляющих его подготовительную часть – карга (дэрэ, зэрэ) боткасы – коллективное угощение кашей, приготовленной из собранных продуктов. Ее готовили в большом котле на лугах или на пригорке. Обязательным элементом сабантуя был сбор детьми крашеных яиц, которые готовила каждая хозяйка. В последние десятилетия сабантуй повсеместно отмечают летом, после завершения весенних полевых работ. Характерно отношение к нему как к национальному празднику, проявившееся в том, что его стали отмечать и те группы татар, которые в прошлом его не праздновали. С 1992 г. два религиозных праздника – Курбан байрам (мусульманский) и Рождество (христианский) включены в официальный праздничный календарь Республики Татарстан.

В устном народном творчестве татар представлены эпос, сказки, легенды, баиты, песни, загадки, пословицы и поговорки. Татарская музыка построена на пентатонике, близка к музыке других тюркских народов. Музыкальные инструменты: гармонь-тальянка, курай (флейта), кубыз (губной варган, возможно, проник через угров), скрипка и гусли.

 

 

РАЗДЕЛ 6. ЯЗЫК КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ

ТАТАРСКОГО НАРОДА ПОВОЛЖЬЯ

 

 

Татарский язык входит в кыпчакско-булгарскую подгруппу  кыпчакской группы тюркских языков. В  лексическом отношении он проявляет  наибольшую близость башкирскому, затем  каракалпакскому, казахскому, ногайскому, балкарскому, узбекскому и кумыкскому языкам.

По данным ЮНЕСКО татарский язык относится к 14 наиболее коммуникационным языка мира. Он формировался вместе с народом – носителем этого языка в районах Поволжья и Приуралья в тесном общении с другими как родственными, так и не родственными языками. Испытал определенное воздействие финно-угорских (марийского, мордовского, удмуртского, древневенгерского), арабского, персидского, славянского языков. Так, языковеды полагают, что те особенности в области фонетики (изменение шкалы гласных), которые с одной стороны объединяют поволжско-тюркские языки между собой, а с другой – противопоставляют их другим тюркским языкам, являются результатом их сложных взаимоотношений с финно-угорскими языками.

Народно-разговорный язык татар делится на три диалекта: западный (мишарский), средний (казанско-татарский) и восточный (сибирско-татарский). До середины XIX в. функционировал старотатарский литературный язык. Самый ранний из сохранившихся литературных памятников – поэма Кыйса и Йосыф. Этот язык, близкий к чагатайскому (староузбекскому) литературному языку, но испытавший и определенное воздействие османского языка. В нем присутствовало большое число заимствований из арабского и персидского. Все это делало старотатарский литературный язык малопонятным для народных масс, и он использовался, как и другие литературные языки до национального периода, тонким слоем ученых, писателей, религиозных и государственных деятелей.

Со второй половины XIX в. на основе казанско-татарского диалекта, но при заметном участии мишарского, начинается формирование современного татарского национального языка, завершившееся в начале XX в. В реформировании татарского языка можно выделить два этапа – вторую половину XIX – начало XX вв. (до 1905 г.) и 1905 – 1917 гг. На первом этапе основная роль в создании национального языка принадлежала Каюму Насыйри. Именно он добивался того, чтобы литературный язык стал более татарским. После революции 1905 – 1907 гг. ситуация в области реформирования татарского языка резко изменилась: наблюдается сближение литературного языка с народно-разговорным, разрабатывается терминологический аппарат на нем.

Немаловажное  значение имело и реформирование алфавита и орфографии. Арабский алфавит, на котором базировалась татарская письменность с периода средневековья (до этого периода была тюркская руника), был недостаточно приспособлен к особенностям татарского языка. Законодательное закрепление реформы письма произошло в конце 1920 г. принятием декрета «Об алфавите и орфографии», сопровождаемое постановлением наркома просвещения об обязательности для всех школ и всех изданий, отмеченных в декрете, особенностей татарской письменности. Одновременно началась работа  по улучшению написания арабских букв, важных для книгопечатания, издания газет, журналов и при письме. Однако уже в 1929 г. был введен латинский алфавит, более приспособленный к фонетике татарского языка, а с 1939 г.  – русский алфавит. С 1990-х гг. снова ставится вопрос о введении латинской графики.

До конца XIX в. у волго-уральских татар доминировала конфессиональная (мусульманская) школа двух типов: начальная – мектебе и средняя – медресе, содержащаяся за счет прихожан. Их сеть была чрезвычайно широка. Они функционировали не только в крупных городах и селениях, но и в самых глухих деревушках. Так, в 1912 г. только в Казанской губернии имелось 232 медресе и 1067 мектебов, в которых обучалось около 84 тыс. человек. А по всей России насчитывалось 779 медресе и 8117 мектебов, где получали мусульманское образование около 270 тыс. учащихся.

С конца XIX в. появляются и получают широкое распространение  новометодные (джадидистские) школы, учебные  программы которых включали широкий  круг и светских предметов. Грамотность  у татар в основном была на родном языке – в 1897 г. на татарском языке были грамотными 87,1 %, в 1926 г. – 89 %.

Это в свою очередь  способствовало широкому распространению  печатной продукции среди населения. К 1913 г. татары по тиражу национальных книг вышли на второе место в Российской империи, уступив лишь русским и на третье место по числу издаваемых книг (большее число книг, кроме русского, было издано лишь на латышском языке). Основное место, наряду с религиозной, занимали издания произведений фольклора, художественной литературы, учебников, различных календарей, книг по истории, философии и педагогике. Вся эта книжная продукция, издаваемая не только в Казани, но и во многих городах Поволжья, Урала, Петербурге, распространялась на всей территории проживания татар. В каждой крупной татарской деревне имелись торговцы книг. Этим благородным делом занимались муллы и шакирды.

В начале XX в. татары создали разветвленную сеть периодических  изданий. Газеты и журналы выходили практически во всех крупных городах  Волго-Уральского региона (в Астрахани, Казани, Самаре, Уфе, Оренбурге, Троицке, Саратове, Симбирске), в столичных городах.

Информация о работе Истоки традиционной культуры татарского народа поволжья