Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 12:19, курсовая работа
Цель исследования: изучить истоки традиционной культуры татарского народа Поволжья.
Задачи исследования:
1. Выяснение истории возникновения татарского народа и его расселения на территории России.
2. Характеристика культуры татарского народа.
3. Определение истоков традиционной культуры татарского народа Поволжья.
Стр.
Введение......................................................................................................
Раздел 1. Краткая история возникновения татарского народа...............
Раздел 2. Труд как элемент культуры татарского народа Поволжья......
Раздел 3. Поселения и быт как элементы культуры татарского народа Поволжья......................................................................................................
Раздел 4. Одежда как элемент культуры татарского народа Поволжья...........................................................................................................
Раздел 5. Традиции и обычаи как элементы культуры татарского народа Поволжья.............................................................................................
Раздел 6. Язык как элемент культуры татарского народа Поволжья.....
Список литературы...................................................................................
ИСТОКИ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
ТАТАРСКОГО НАРОДА ПОВОЛЖЬЯ
Содержание
Стр. | |
Введение...................... |
|
Раздел 1. Краткая история возникновения татарского народа............... |
|
Раздел 2. Труд как элемент культуры татарского народа Поволжья...... |
|
Раздел
3. Поселения и быт как элементы
культуры татарского народа Поволжья...................... |
|
Раздел
4. Одежда как элемент культуры
татарского народа Поволжья...................... |
|
Раздел
5. Традиции и обычаи как элементы
культуры татарского народа Поволжья...................... |
|
Раздел 6. Язык как элемент культуры татарского народа Поволжья..... |
|
Список
литературы.................... |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Ислам и культура татарского народа играет все более заметную роль в общественно-политической жизни современной России. Будучи фактором формирования общественного сознания и поведенческих стереотипов, культура оказывает существенное воздействие и на ход политических событий. Одновременно нельзя не обратить внимание на то, что во многих регионах России, в первую очередь, в Среднем Поволжье, культура татар и ислам в течение многих веков способствовали формированию принципов мирного сосуществования между представителями различных конфессий, стали основой проникновения в татарское общество общедемократических ценностей.
Безусловно, ситуация в различных регионах имеет свои особенности. Это вполне естественно, поскольку сложившиеся в течение многих веков местные традиции проецируются в современных процессах, и общественно-политическая ситуация в регионах вносит свои коррективы в общую ситуацию культурного возрождения татар в России. Культурные традиции в различных регионах проявляются по-разному, имеют множество различий и оттенков. Необходимо учитывать, что наряду с выявлением общих тенденций функционирования татарской культуры, большое значение имеют исследования, анализирующие ситуацию в конкретных регионах, особенно многоконфессиональных. В этой связи культурная ситуация в Поволжском регионе представляет огромный интерес, не только потому, что с этнической точки зрения среди мусульман России на первом месте по численности находятся народы тюркского языкового корня и татары, которые в стране по численности занимают второе место. В первую очередь потому, что именно среди мусульман Поволжья их традиционная культура, взаимодействуя с другими культурами в течение многих веков, проявила свои потенциальные и интеллектуальные возможности, которые, без преувеличения, внесли вклад в становление российского полиэтнического, поликонфессионального общества и государственности.
В условиях формирования новой российской государственности, острой необходимости выработки принципов мирного сосуществования народов и конфессий, исторический опыт данного региона и татар – основного мусульманского населения Поволжья, безусловно, представляют научный и практический интерес, а выявление культурных истоков татар «делает» более прозрачным понимание их поведенческих стереотипов.
Объект исследованиях: культура татарского народа.
Предмет исследования: истоки традиционной культуры татарского народа Поволжья.
Цель исследования: изучить истоки традиционной культуры татарского народа Поволжья.
Задачи исследования:
1. Выяснение истории
возникновения татарского
2. Характеристика культуры татарского народа.
3. Определение истоков традиционной культуры татарского народа Поволжья.
Методы исследования: теоретические – изучение и анализ литературы по вопросам характеристики традиционной культуры татар Поволжья и выявления ее специфики в конкретном регионе, эмпирические – социологические (беседы с представителями различных конфессий татар Поволжья).
Теоретическая значимость исследования: обобщена научная литература по вопросам истории возникновения татарского народа, элементах культуры татар Поволжья – труда, поселений, быта, одежды традиций и языковых особенностей.
РАЗДЕЛ 1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
ТАТАРСКОГО НАРОДА
Впервые этноним «татары» появился среди монгольских и тюркских племен в VI – IX вв. Во II половине XIX – начале XX вв. он закрепился как общий этноним татар. В XIII в. в составе монголов, создавших Золотую Орду, находились покоренные ими племена, в том числе тюркские, называвшие себя «татары». В XIII – XIV вв. в результате сложных этнических процессов, происходивших в Золотой Орде, численно преобладавшие кыпчаки (древний тюркский полукочевой народ причерноморских степей) ассимилировали остальные тюрко-монгольские племена, но усвоили этноним «татары». Европейские, русские и некоторые крупные азиатские народы называли «татарами» население Золотой Орды. В татарских ханствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, татарами именовали себя знатные слои, военно-служилые группы и чиновничье сословие, состоявшие в основном из золотоордынских татар. Именно они сыграли значительную роль в распространении этнонима «татары». После падения ханств термин был перенесен в среду простонародья. Этому способствовали представления русских, именовавших всех жителей татарских ханств «татарами». В условиях формирования этноса у татар начался процесс роста национального самосознания и осознания своего единства. Ко времени переписи 1926 г. большинство татар называли себя именно татарами.
Этническую основу волго-уральских татар составили тюркоязычные племена болгар, создавших в Среднем Поволжье (начало X века) одно из ранних государств Восточной Европы – Волжско-Камскую Болгарию, просуществовавшую как самостоятельное государство до 1236 года. В составе Волжско-Камской Болгарии из многих племенных и постплеменных формирований складывалась болгарская народность, в предмонгольское время переживавшая процесс объединения. Включение ее территорий в состав Золотой Орды привело к существенным этнополитическим изменениям. На месте бывшего независимого государства было образовано одно из десяти административных делений (иклим) Золотой Орды с главным центром в городе Булгаре. В XIV – XV вв. на этой территории известны отдельные княжества с центрами в Наровчате (Мукшы), Булгаре, Джукетау и Казани. В XIV – XV вв. в этническую среду населения этого региона проникли кыпчакизированные, в том числе ногайские (тюркоязычный народ на Северном Кавказе и в Южной России), группы. В XIV – середине XVI вв. происходило оформление этнических общностей казанских, касимовских татар и мишарей. Казанско-татарская народность сложилась в Казанском ханстве (1438 – 1552 гг.), являвшемся одним из значительных политических центров Восточной Европы. Этнический облик мишарей и касимовских татар сформировался в зависимом от Московской Руси с середины XV в. Касимовском ханстве (просуществовало в сильно измененном виде до 80-х гг. XVII в.). Мишари до середины XVI в. переживали процесс становления самостоятельного этноса. Касимовские татары, имевшие некоторые этнические особенности, являлись фактически социальной верхушкой Касимовского ханства и в этническом отношении образовали группу, переходную между казанскими татарами и мишарями. Во II половине XVI – XVIII вв. в результате массовых миграций татар в Волго-Уральском регионе произошло дальнейшее сближение казанских, касимовских татар и мишарей, что привело к сложению этноса волго-уральских татар. Астраханские татары являются потомками золотоордынских групп (но, возможно, и некоторых более ранних компонентов хазарского и кыпчакского происхождения). В XV – XVII вв. это население, жившее в Астраханском ханстве (1459 – 1556 гг.), частично в Ногайской Орде и отдельных ногайских княжествах (Большие и Малые Ногаи), испытало сильное воздействие ногайцев. Среди астраханских татар имеются отатаренные таты, индийцы и среднеазиатские тюрки. С XVIII в. усилилось этническое взаимодействие астраханских татар с волго-уральскими. В отдельных группах астраханских татар – в юртовских татарах и карагашах – различимы этнические группы средневекового ногайского и золотоордынско-тюркского этносов.
Литовские татары начали формироваться в конце XIV в. на территории Великого княжества Литовского за счет выходцев из Золотой Орды, позже из Большой и Ногайских Орд.
Сибирские татары сложились
в основном из этнических групп кыпчакского
и ногайско-кыпчакского
Во II половине XIX – начале XX вв. в результате этнокультурных и демографических процессов, среди которых раннее вхождение в состав Русского государства, близость этнических территорий, миграция волго-уральских татар в районы Астрахани и Западной Сибири, языковое и культурно-бытовое сближение на основе этнического смешения, происходила консолидация волго-уральских, астраханских и сибирских татар в единый этнос. Одним из выражений этого процесса явилось усвоение всеми группами «общетатарского» самосознания. Среди части сибирских татар бытовал этноним «бухарцы», астраханских – «ногайцы», «карагаши», у волго-уральских татар по переписи 1926 г. татарами себя считали 88 % татарского населения Европейской части СССР. Остальные имели другие этнонимы – мишар, кряшен, в том числе часть из них: нагайбак, тептяр. Сохранение локальных наименований сегодня указывает на незавершенность консолидационных процессов среди татар, которые являются вполне сложившимся крупным этносом, хотя часть сибирских татар, нагайбаков и некоторые другие группы продолжают выделять себя из состава остальных татар. Однако важным этапом консолидации татар послужило образование в 1920 г. Татарская АССР в составе РСФСР, которая в 1991 г. была преобразована в Республику Татарстан, существующую под тем же названием до настоящего времени.
РАЗДЕЛ 2. ТРУД КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ
ТАТАРСКОГО НАРОДА ПОВОЛЖЬЯ
Исконным занятием,
дававшим пропитание, одежду и средства
для существования татар
Наряду с сельским хозяйством для татар Поволжья издавна важное значение имели различные промыслы и ремесла. Различались виды приработков: отхожие промыслы – на жатву и на фабрики, заводы, прииски, на казенные лесные дачи, лесопильни, а также извоз. Традиционными были лесохимические и деревообрабатывающие (рогожно-кулеткацкий, бондарный, экипажный, плотницкий, столярный) ремесла. Татары обладали высоким мастерством в обработке кожи («казанский сафьян», «болгарская юфть»), овчины и шерсти. На базе этих промыслов в Заказанье в XVIII – XIX вв. даже возникли валяльно-войлочные, скорняжные, ткацкие, ичижные, золотошвейные мануфактуры, в XIX в. – кожевенные и суконные заводы. Известны были также слесарный, ювелирный и кирпичный промыслы поволжских татар.
Традиционным для татар были торговля и торгово-посредническая деятельность. Они практически монополизировали в Поволжье мелочную торговлю; большинство прасолов-заготовителей также были татарами. С XVIII в. крупные торговцы у татар главенствовали в операциях со Средней Азией и Казахстаном.
РАЗДЕЛ 3. ПОСЕЛЕНИЯ И БЫТ КАК ЭЛЕМЕНТЫ КУЛЬТУРЫ
ТАТАРСКОГО НАРОДА ПОВОЛЖЬЯ
У татар Поволжья существовали как городские, так и сельские поселения. Деревни (аулы) в основном располагались вдоль речной сети, немало было их также возле ключей, трактов и озер. Для них характерны были селения малой и средней величины, расположенные в низинах, на склонах возвышенностей; в лесостепных и степных ареалах преобладали крупные, раскинутые вширь аулы на ровной местности. Старые селения вплоть до конца XIX – начала XX вв. сохраняли кучевую, гнездовую формы расселения, беспорядочную планировку, отличались теснотой застройки, неровностью и запутанностью улиц, зачастую кончавшихся неожиданными тупиками. Нередко наблюдалось сосредоточение усадеб родственными группами, иногда наличие в одной усадьбе нескольких родственных семей. Сохранялась давняя традиция расположения жилищ в глубине двора, сплошная линия глухих уличных оград. В ареалах с лесостепным и степным ландшафтом селения большей частью имели очаговую форму расселения в виде разреженной сети одиночных обособленных поселений. Они характеризовались многодворностью, линейной, квартальной, упорядоченной уличной застройкой, расположением жилищ на линии улицы.
В центре аулов были сосредоточены усадьбы зажиточных крестьян, духовенства, торговцев, здесь же располагались мечеть, лавки, магазины, общественные хлебные амбары. В моноэтничных селениях могло быть несколько мечетей, а в полиэтничных помимо них сооружались и церкви. На окраине селения располагались бани наземного или полуземляночного типа, мельницы. В лесных ареалах, как правило, околицы селений отводились под выгоны, обносились оградой, а на концах улиц ставились полевые ворота. Крупные поселения зачастую являлись волостными центрами. В них проводились базары, ярмарки, имелись все необходимые для административного функционирования здания.
Усадьбы обычно разделялись на две части: передняя – чистый двор, где располагались жилище, хранилища, скотные помещения, задняя – огород с гумном. Здесь находились ток, овин, мякинник, иногда баня. Реже встречались однодворные усадьбы, а у богатых крестьян усадьбы, в которых средний двор целиком отводился под животноводческие постройки.
Основной строительный материал для жилищ поволжских татар – дерево. Преобладала срубная техника строительства. Отмечалось и возведение жилых построек из глины, кирпича, камня, самана и плетня. Избы были наземные или на фундаменте, подклети. Преобладал двухкамерный тип – изба – сени, местами бытовали пятистенки, избы с прирубом. Зажиточные крестьянские семьи строили трехкамерные избы со связью (изба – сени – изба). В лесных районах преобладали избы, соединенные через сени с клетью, жилища крестообразного плана, «круглые» дома, крестовики и изредка построенные по городским образцам многокамерные дома. Татарами было освоено и строительство жилищ вертикального развития, также в основном отмечаемые в лесной зоне. В их число входили дома с полуподвальным жилым этажом, двух-, изредка трехэтажные. Последние, построенные по традиционному крестообразному плану, с мезонинами, девичьими комнатами представляли специфику сельского зодчества. Состоятельные крестьяне ставили жилые срубы на каменные, кирпичные кладовые, размещали в нижнем этаже лавки, а, нередко, и магазины.
Информация о работе Истоки традиционной культуры татарского народа поволжья