История костюма. Древний Египет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 20:04, реферат

Описание работы

Египтяне изобрели письмо. Знаки, придуманные ими, называются иероглифами. Сначала они были очень многочисленны и сложны: каждое слово обозначалось особым знаком, а так как слов существует огромное количество, то учиться такому письму нужно было очень долго. Со временем письмо сделали более легким, потому что знаком стали обозначать только слог. Усовершенствовали египетское письмо финикийцы- немногочисленный народ, населявший несколько городов в Сирии, самым знаменитым из которых был Тир. Финикийцы были купцами и нуждались в легком способе письма для ведения торговых книг.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...2
Идеал красоты……………………………………………………….…5
Одежда………………………………………………………………….6
Причёска…………………………………………………………….....16
Ювелирные украшения и косметика…………………………………20
Египетская обувь и ремни…………………………………………….23

Файлы: 1 файл

история костюма Египет Древний.doc

— 636.50 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………...2

    1. Идеал красоты……………………………………………………….…5
    2. Одежда………………………………………………………………….6
    3. Причёска…………………………………………………………….....16
    4. Ювелирные украшения и косметика…………………………………20
    5. Египетская обувь и ремни…………………………………………….23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Пять тысяч лет назад  Европа была уже обитаема, но обитатели  ее были совершенно не похожи на нынешних. Жили они в пещерах, одевались  в шкуры зверей, убитых на охоте, ели их мясо, т.е. были дикими. В это  время люди, населявшие Египет, уже умели строить города и плотины, возделывать землю и соединяться под единой властью. Они были уже цивилизованным народом.

Страна египтян очень  жаркая, и там почти никогда  не выпадают дожди. Воду обильно доставляет Нил, огромная река, протекающая через Египет. В июне, когда тает снег на высоких горах, вода в Ниле прибывает, поднимается на 8—9 метров и разливается. Вся страна залита водой до самого сентября. Деревушки, построенные на холмах, в течение трех месяцев окружены водой, как острова. Отступая, Нил оставляет на почве слой ила, который хорошо удобряет землю. Это позволяет успешно заниматься земледелием.

Египтяне подчинялись  монарху, который носил титул  фараона. Фараон жил во дворце, его  называли сыном Солнца и оказывали  ему почести, как богу. Было двадцать шесть династий фараонов, они правили более 2500 лет. Монархи первых двенадцати династий жили в Мемфисе, близ нынешнего Каира. Столицей позднейших монархов были Фивы, в Верхнем Египте.

Монархи имели воинов, вооруженных копьями и луками. Совершая походы на негров в Африке и в Сирию, они приводили с собой длинные вереницы пленников, которых заставляли работать на египтян.

Египтяне верили, что  после смерти душа человека улетает, но через какое-то время возвращается в свое тело. Поэтому они придумали способ сохранения останков, которые они бальзамировали и заворачивали в материю, делая таким образом мумии. Потом они сооружали для умерших усыпальницу, похожую на подземный дом, в котором были столы, кровати, одежда, драгоценности и съестные припасы. Три знаменитые египетские пирамиды, до сих пор стоящие вблизи Каира, воздвигнуты как усыпальницы. Наибольшая имеет 146 метров высоты. Это высочайших памятников на свете.

Египтяне возделывали  землю маленькими плугами без  колес. Выращивали зерновые злаки (ячмень, пшеницу ), а также лен. В усыпальницах нашли зерна этих растений. Египтяне выращивали волов, коз, свиней и большие стада гусей. Египтяне умели ткать лен, обрабатывать золото и серебро, изготавливать стекло. Из растения под названием папирус они делали материал, похожий на бумагу.

Египтяне изобрели письмо. Знаки, придуманные ими, называются иероглифами. Сначала они были очень  многочисленны и сложны: каждое слово  обозначалось особым знаком, а так  как слов существует огромное количество, то учиться такому письму нужно было очень долго. Со временем письмо сделали более легким, потому что знаком стали обозначать только слог. Усовершенствовали египетское письмо финикийцы- немногочисленный народ, населявший несколько городов в Сирии, самым знаменитым из которых был Тир. Финикийцы были купцами и нуждались в легком способе письма для ведения торговых книг. Они взяли только 20 египетских иероглифов и использовались для обозначения не слогов, а звуков. Первыми буквами были А, Б (впоследствии греки назвали их «альфа», «бета», отсюда слово «алфавит») все алфа- виты употреблямые в Европе, происходят от египетского письма, усовершенствованного финикийцами.

Во время Французской  революции Египет был завоеван француз- ским войском. Французские ученые стали  изучать усыпальницы фараонов, но не могли прочесть иероглифы, высеченные на камнях или написанные на папирусе. Секрет египетского письма разгадал в 1798 году французский ученый Шампольон. С этого времени, собст- венно, и началось изучение Древнего Египта. Ученые, посвятившие себя этому, называются египтологами.

Египтяне оказали миру очень важные услуги. Раньше других народов они научились обрабатывать землю, ткать, ковать, гравировать, писать. Всему этому обитатели Европы научились у египтян. Потому-то Египет является самым славным из древних восточных государств. В те времена существовали и другие великие царства: Ассирия, Вавилония, Персия. Но они сделали для цивилизации меньше, чем Египет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Идеал красоты

Дошедшие до нас памятники  искусства Древнего Египта дают ясное представление о том, как выглядели и одевались представители различных сословий. Идеальными и у мужчин, и у женщин считались высокие, стройные фигуры с тонкой талией и широкими плечами, миндалевидный разрез глаз, тонкие черты лица, прямой нос, полные губы. Женщины должны были быть светлокожими, иметь небольшую грудь, широкие (но не пышные) бёдра и длинные ноги. Современный английский археолог Леонард Котрелл так писал о древнеегипетских красавицах: «Как бы радовались египетские дамы, если бы знали, что даже спустя 5 тысяч лет они могут вызывать восхищение! Красавицы Греции и Рима восхищают, но не волнуют нас. Они кажутся такими же холодными, как мрамор, из которого они изваяны. Но если надеть на Нефертити платье „от Диора“, и она войдёт в нём в фешенебельный ресторан, то будет встречена восхищёнными взглядами присутствующих. Даже её косметика не вызовет пересудов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОДЕЖДА

Похоже, страсть к одежде у женщин врожденная, излечению она  не поддается (это относится и  к мужчинам, хотя они не желают это признавать). Во все времена и во всех странах женщины облагали доходы своих мужчин налогом, призванным обеспечить им красивый внешний вид. Нет нужды упоминать, что моды в разных странах были самыми разными; некоторые из фасонов даже недавнего времени выглядят сейчас смехотворными, а наряды «высокой моды» других культур могут показаться просто нелепыми.

Египетский макияж и  женские наряды настолько чужды  нам, что кажутся совершеннейшей экзотикой. Примечательно, что для  одежды использовали только один материал – полотно; шерсть с точки зрения ритуальной считалась нечистой, а хлопок и шелк долгое время не быши известны. Однако и полотно позволяло создавать довольно разнообразные наряды. Египетские ткачи были искусными, и ткань они производили самую разнообразную – от простого, обычного полотна до тонкого полупрозрачного газа.

 

 

Обычная одежда женщин времен Древнего царства

 

 

Египетская версия нашего, пригодного для любого случая «черного платья» представляла собой тесно  облегающее фигуру платье от уровня чуть выше груди до колен. На плечах платье держали широкие тесемки, оставлявшие большое декольте. Именно такие наряды чаще всего можно видеть на статуях и раскрашенных рельефах, хотя неопытный глаз может разглядеть их не сразу, из-за условностей египетского искусства, которые сильно искажали женскую анатомию. Обычно одну грудь изображали в профиль, а вторая угадывалась только аккуратным круглым соском в условно выбранном месте. Тесемки одежды изображались «анфас», они напоминают тесемки вышедших сейчас из моды купальных костюмов. Иногда на статуях и рисунках трудно вообще разглядеть какую-нибудь одежду, кроме пары тесемок и обозначенной на месте ожерелья линии. Очевидно, платья шили так, чтобы они облегали фигуру как можно плотнее, и, возможно, при этом выбирали тонкий материал. Такая мода вполне подходит стройным и грациозным, но я задаю себе вопрос: как чувствовали себя в подобных нарядах дамы дородные? Может, они набрасывали на себя накидки, которые были весьма кстати в прохладные вечера. По выбору обладательниц накидку можно было надеть на одно плечо, перебросив другой край через руку, либо просто прикрыть оба плеча, как шалью или палантином.

 

Изысканное женское  платье времен Нового царства

С усложнением общественного  строя в целом у состоятельных людей появилась новая мода. Это был наряд из самого легкого полотна, собранного в мелкие складки. На плечи набрасывали накидку, концы которой завязывали на груди; это создавало эффект широких плеч. Ткань накидки также была собрана в складочки. Увы, изображений тучных дам не сохранилось. Эти наряды были не только полупрозрачными, но и не застегнутыми спереди от груди до лодыжек, они ниспадали свободно, если только талия не была стянута ярким вышитым или отделанным золотом кушаком. Концы кушака спускались почти до земли. Под платье скромная дама могла надеть нижнюю рубашку, какую носили в Европе в недавнем прошлом, однако некоторые из дам, похоже, вообще ничего не надевали.

Возможно, не существовало в истории времени, когда мужчины  одевались бы столь однообразно, как сейчас, когда изменения в одежде ограничены числом пуговиц или шириной отворотов. Интерес к смене фасонов, подобный женскому, мужчины проявляют не часто; я подозреваю, что египетские мужчины, напротив, с интересом обсуждали новый воротник Сетнахте и живо интересовались у Аменхотепа, где он раздобыл новую плиссированную юбку. Юбка – иногда очень короткая – была основной одеждой мужчин; штаны были уделом далекого будущего. Юбка имела несколько видов. Чаще всего она представляла собой полотняный треугольник, длиной до колена, который оборачивался вокруг талии и закреплялся спереди узлом или поясом или же просто перехлестывался и затыкался за пояс. Позднее древнеегипетский Бо Браммел решил надеть плиссированную юбку; его соперники удлинили юбку и собрали длинные концы в ряд складок, отчего спереди появилось что-то вроде плиссированного передника. Другие соперники, наоборот, укоротили кусок ткани и два ее конца подняли спереди к талии; образовавшийся спереди открытый промежуток закрывал кусок более плотной материи, который служил как бы ножнами для фаллоса.

Самая же изысканная мужская  одежда напоминала наряд женщины: легкая, длинная и с плиссировкой. Мужчина  мог надеть и одеяние из двух предметов: плиссированной юбки и рубашки с  широкими плиссированными рукавами. У такой рубашки не было воротника, и она завязывалась на шее.

Мужские юбки – различные  типы:

 

а, б, в – простолюдины; г – вельможа, в рубашке и  прозрачной верхней накидке; д –  царь, с изысканным кушаком и в  синей короне

 

 

Костюм вельможи времен Нового царства

Существовало несколько  разновидностей одежды, в зависимости  от рода занятий владельца. Работники  в поле – как мужчины, так и  женщины – носили только набедренную  повязку или короткую юбку. Искусные акробаты и маленькие хрупкие девушки, обслуживавшие гостей на приемах, имели на себе лишь узкие пояса и бусы. Даже рабочие костюмы мужчин были более разнообразными; некоторые из них можно назвать униформой. Везир носил ниспадающий неплиссированный наряд, спускающийся с уровня подмышек до колен; это одеяние держалось на узких тесемках. Моряки, судя по всему, предпочитали носить несколько странную для нас одежду, изготовленную из грубой сетки с кожаной заплатой сзади, которая предохраняла кожу во время гребли. Самым живописным было одеяние, в которое облачался жрец-сем: шкура леопарда, наброшенная таким образом, чтобы оскаленная пасть лежала на груди.

Наряд жреца-сема

Большинство египтян  ходило босиком, но, когда человек  хотел принарядиться, он надевал  сандалии. Даже самые бедные могли себе позволить сандалии из папируса, но, конечно, эти сандалии не могли служить долго; кожаные были более практичными. Найденная в захоронениях золотая и серебряная обувь, по всей вероятности, использовалась только для похорон. Она была бы крайне неудобной в жарком египетском климате, хотя и тогда люди ради красоты могли многое вытерпеть.

Наши представления  о египетском костюме по большей  части почерпнуты из рисованных изображений  и скульптур. Сухой жаркий климат Египта сохранил многие хрупкие материалы  в отменном состоянии, однако, к нашему сожалению, мумии погребали без одежды. У нас есть всего несколько образцов одежды, которую действительно носили египтяне, и эти образцы дополняют представления, которые мы можем составить по скульптурам и рисункам.

Возможно, мы никогда бы не узнали, насколько разнообразным и изысканным был гардероб египетского фараона, если бы лорд Карнарвон и Говард Картер не открыли гробницу Тутанхамона. Золотые гробы и маски, ларцы и ювелирные украшения затмили собой менее впечатляющие, но не менее важные предметы. Среди них были и некогда носимые Тутанхамоном наряды, тщательно уложенные в ящики и сундуки, чтобы фараон мог выглядеть в загробном мире столь же величественно, как и при жизни. До наших времен дошли ювелирные украшения, принадлежавшие некоторым царицам и царевичам, но ни единого образца их одежды; мы не получим их, пока не найдем какую-нибудь нетронутую гробницу – если вообще найдем.

Одним из первых предметов, обнаруженных взволнованными исследователями  гробницы Тутанхамона, был ярко раскрашенный ларец с изображенными на его стенках сценами царской охоты и участия царя в битве. Изображения эти так великолепны, что невольно забываешь, что ларец имел и чисто утилитарное предназначение. Он служил для хранения; в него уложено много вещей: четыре пары сандалий, подголовник, наряды, перчатка, перчатка лучника, головные уборы, набедренные повязки и разнообразные куски материи. Описание Картером того, как он разбирал содержимое ящика после извлечения его из гробницы, служит хорошим примером для археологов в изучении старины, а также объясняет, почему у Картера заняла целых пять лет расчистка четырех небольших помещений.

Открыв сундук в первый раз, Картер обнаружил на самом верху  пару сандалий; слева от них лежал  свернутый узел, в котором опытный глаз Картера сразу распознал царский наряд. Поверхность этого наряда покрывала сеточка из фаянсовых бусинок, собранных в квадраты. Каждый второй квадрат был заполнен золотыми блестками. Вдоль краев одежды шла кайма из маленьких цветных стеклянных бусинок[7], тоже собранных в узоры. Эти узоры еще можно было разобрать, хотя нити, которые держали бусинки на месте, давно истлели, и малейшее движение могло привести к тому, что они оторвутся.

Информация о работе История костюма. Древний Египет