История костюма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 21:10, реферат

Описание работы

Вертикальность, заостренные формы, условность и стилизация готики вытесняются горизонтальными членениями, простыми и естественными соотношениями и формами, сочностью, богатством и разнообразием цветовой палитры. Эстетика Ренессанса требовала от костюма настолько полного соответствия естественным формам тела, подчеркивания красоты пропорций, чтобы он мог быть «вторым телом» человека. При этом обязательно подразумевалась частичная его обнаженность. В создании итальянской моды принимали участие крупнейшие художники, которые расписывали ткани, создавали ювелирные украшения, узоры для кружев.
Широкий приземистый силуэт костюма, стремление к большим объемам, устойчивые пропорции обнаруживают связь с горизонтальными линиями архитектуры и прикладного искусства эпохи, помогают воссоздать эстетический идеал красоты человека.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
1. Итальянский костюм…………………………………………………......4
1.1 Мужской костюм………………………………………………………..4
1.2 Женский костюм………………………………………………………...6
2. Испанский костюм………………………………………………………..8
2.1 Мужской костюм………………………………………………………...8
2.2 Женский костюм………………………………………………………..10
3. Английский костюм……………………………………………………...12
3.1 Мужской костюм ..………………………………………………..........12
3.2 Женский костюм…………………………………………………...........13
Заключение………………………………………………………………... ..15
Список литературы………………………………………………………….16

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 32.78 Кб (Скачать файл)

К середине XVI века костюм становится строже, скованней. Форма его стала  напоминать рыцарские доспехи. Новый  вид камзола — колет — представлял  собой короткую узкую куртку, подбитую ватой и сверху донизу застегнутую  на пуговицы. Колет имел стоячий  воротник, а у талии — небольшие  полки. У колета были узкие рукава, иногда двойные: второй, декоративный рукав спадал от плеча. Над плечами  пришивались крылышки или валики, зрительно расширявшие линию  груди. Эти валики и крылышки украшались золотым и серебряным шитьем.

С середины XVI века впервые  появляются не шитые, а вязаные чулки-трико, что стало возможным в связи  с изобретением вязальной машины. Сверх трико надевали короткие, до середины бедра, штаники в виде двух шаров, набитые паклей, — так называемые бричес. На них нашивали выстроченные полосы ткани, иногда другого цвета, чем штаники. С конца XVI века иногда вместо бричес носят прямые штаны  в виде коротких, чуть ниже колеи, панталон, часто отделанных позументом. Неотъемлемой частью костюма была фреза — плоский  неширокий крахмальный воротник. Фреза была принадлежностью костюма  представителей разных классов.

Первоначальным прообразом фрезы была сборка вокруг ворота рубашки  «на вздержке». Далее, с появлением стоячих воротников на платье и колете, фреза превратилась в самостоятельную  часть одежды.

Белоснежная фреза являлась первым признаком элегантности. Ее крахмалили, подсинивали и плоили щипцами. Так, при дворе королевы Елизаветы была женщина, единственная обязанность которой состояла в  заботе о королевских воротничках.

С конца XVI века в обиход входят кружева, но в начале XVII века употребление кружев в Испании было запрещено.

Верхней одеждой служили  плащи — короткие и длинные, иногда с отложным воротником. Наиболее характерной  формой плаща была полукруглая. Наброшенный  на плечи, такой плащ спадал красивыми  складками. С середины XVI века берет  постепенно заменили высокой шляпой с узкими жесткими нолями, богато украшенной вокруг тульи.

Обувью служили мягкие туфли с заостренными носами, но уже не открытые, а закрывавшие  всю ступню. Часто они имели  прорези, из-под которых виднелась  цветная подкладка. Во время охоты  надевали чулкообразные мягкие сапоги выше колена, причем более всего  ценились белые сапоги с фестонами  под коленом.

Вот как описывает современник  костюм графа Эгмонта во время  казни: «Граф Эгмонт был в черном бархатном камзоле, черных бархатных  штанах и белых испанских сапогах. Поверх он носил красный камчатый кафтан и обыкновенный черный плащ,—  то и другое с золотым позументом. На голове его была шляпа с черными  и белыми перьями».

Шпага, кинжал и перчатки по-прежнему дополняли облик испанца XVI века. Шпагу в это время крепили  почти горизонтально, из-за подушкообразных  штаников.

В народе мужчины носили неширокие  мягкие полуштаны, куртки с наплечными валиками, широкий кушак, квадратный плащ и сетку на голове.

 

 

 

 

 

 

Женский костюм

 

Женский костюм этого времени  был очень неудобным — жестким, стесняющим движения. Одновременно надевали два платья, причем верхнее от талии  было распашным, а нижнее обязательно  глухим. Юбка платья имела форму  конуса благодаря каркасу из металла  или тростника, на который она  была натянута. Шлейфа такая юбка не имела, так как ее каркас доходил  до самого пола: согласно этикету испанки  не могли показывать ноги. Юбки натягивались на каркас без единой складки. Такая  форма юбки носила название вертюгад — «хранитель добродетели». Лиф  платья был чрезвычайно узок и  заканчивался книзу мысом.

До середины XVI века фигуру стягивали под платьем холщовым шнурованным лифом, в который  подкладывали вату, чтобы скрыть форму  груди. В середине XVI века в лиф  начали вставлять металлические  планки или пластины из китового уса, что превратило нижний лиф в стягивающий  грудь корсет. Зато поверх гладкого лифа женщины как бы обозначали контур груди в виде двух полукруглых жемчужных нитей. Платье плотно закрывало грудь и шею, и если даже имелось декольте (обычно квадратное), то его обязательно прикрывали вышитой шемизеткой — вставкой. Ворот обычно заканчивался гофрированным воротником — фрезой. Нижнее платье имело узкие рукава, которые были видны сквозь широкие и длинные верхние.

С середины XVI века форма рукавов  изменилась: рукава нижнего платья остались неширокими, однако их перехватывали  в нескольких местах (буфировали), а  рукава верхнего превратились в короткий жесткий буф. Иногда верхнее платье было безрукавым. К нижним рукавам  часто пришивали плоеную манжетку.

Такое гладко натянутое на каркас платье носили с поясом, который  играл только декоративную роль. Пояс лежал вокруг мыса талии и спускался  по вертюгарду почти до пола. Это  был мягкий валик из бархата или  сафьяна, украшенный драгоценностями. Часто весь пояс состоял из металлических  украшений, иногда золотых.

Обувью служили мягкие туфли, каблук впервые появился в  конце XVI века.

Прическа была простая  и строгая: расчесанные на прямой пробор пряди волос спускались вдоль  щек, а сзади скалывались в  шиньон. Волосы красиво убирали цветами, обручами, драгоценностями.

Головные уборы носили редко. По форме они напоминали мужские  шляпы того же времени. Как самостоятельный  вид женского головного убора  в Испании существовали вуали. Накинутые  на голову или на плечи, они спускались почти до пола, окутывая фигуру легкой тканью. Такие вуали — мантильи — стали необходимой принадлежностью  женского испанского костюма всех классов.

Верхней одеждой служил плащ. Дополнением к костюму были перчатки и веера. Испанки при помощи различных  движений веера умели вести целые  диалоги. Важной деталью костюма  были в это время носовые платки, которые держали в руках как  украшение.

В народном костюме не было ни каркасов, ни корсетов. Рубашка, играющая роль кофты, шнурованный корсаж и  немного укороченная юбка — вот  основные предметы простонародной женской  одежды. Дополнялся костюм передником, головной сеткой или мантильей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Английский костюм

Мужской костюм

 

Мужской костюм первой половины XVI века состоял из рубашки, камзола  и верхнего кафтана, который, в отличие  от французского, не был опоясан. На ногах носили сшитое обтяжное трико  и мягкие широкие сборчатые штаны.

В середине XVI века в Англии изобрели вязальную машину. С этого  времени постепенно в моду входит вязаное трико. Волосы в первой половине века стригли коротко, а характерным  головным убором был богато украшенный берет.

Во второй половине XVI века внешняя пышность двора королевы Елизаветы повлияла и на мужской  костюм. Короткие буфчатые штаны составляли обычный наряд период её  царствования. Длинные чулки плотно прилегали  к ноге. В городе носили туфли, при  верховой езде - сапоги (без каблуков).

В дальнейшем короткие буфчатые штаны дополнялись узкими до колен  штанами, на которые надевались суконные или нитяные чулки, закрепленные под коленом сложными подвязками.  Модный колет, штаны-буфы шили из тканей ярких цветов, украшали вышивкой, бордюром, драгоценными камнями, а с конца  века — кружевами. Колет по форме  напоминал испано-французский: имел узкие рукава, крылышки у плеч и  стоячий воротник.

Панталоны, набитые ватой, в Англии приобрели такую пышную форму, что в парламенте пришлось расширять места для сидения. В первой половине века в моде была фреза, замененная к концу века отложным воротничком. Темные, скромные одежды носили лишь буржуа и пуритане.

Шляпы и колпаки были особым предметом внимания и отличались большим разнообразием. Шпаги, рапиры, трости, надушенные и вышитые перчатки, драгоценные украшения, включая  серьги и ожерелья - все это дополняло  костюм английских франтов. Поверхность  одежды украшалась вышивкой, аппликациями, комбинацией нашитых шнуров, галунов, прорезов, драпированных буфов. Пожилые  люди носили длинные свободные кафтаны

 

 

 

 

 

 

Женский костюм

 

Роль Англии как сильнейшей европейской державы конца XVI века подчеркивалась пышностью двора  и проявлялась в неслыханном  великолепии одежды аристократии. Торговые международные связи определили многообразие костюмов этого времени. Для изготовления костюмов использовались ткани, привезенные с Востока, а  также венецианские бархаты, индийские  ситцы и русские меха.

В конце XVI века особенно нарядными  считались ткани зеленого и желтого  цветов. Даже свадебные платья были ярких тонов.

Однако именно в Англии сословные различия в костюме  были особенно заметны. Женщины из среды  буржуазии носили скромные одежды из шерстяных и льняных тканей темных тонов, в то время как аристократки предпочитали одежды ярких цветов.

Необходимым дополнением  костюма были перчатки, которые обычно украшали вышивкой, а иногда и драгоценными камнями. В это время в Англии появляются роскошно вышитые декоративные носовые платки, а с конца века — платки, обшитые тончайшими кружевами. Костюм дополняли и массой драгоценных  украшений: поясами, жемчужными нитями бус и впервые появившимися часами. Часы имели овальную форму и назывались «нюрнбергское яйцо». Носили их на цепочке, прикрепленной к поясу.

Очень широко использовались духи, которыми душили не только волосы и платья, но даже и кушанья.

В семидесятых годах в  Англии появляется вертугадэн, или  фартингал - искусственная конструкция, плоским колесом опоясывающая талию. Технически это достигалось надеванием стеганого валика под юбку и собранной  из ткани платья фрезой, располагающейся  на талии. К такой юбке полагался  лиф с узким корсетом, удлиненным шнипом и с высоким воротником, спускающимся вдоль корсажа. Рукава при этом сильно буфонировались. Такую  форму костюма даже современники не могли назвать красивой.

      Иногда, чаще  в среде буржуазии, носили марлот  — распашное от шеи платье, не имевшее талии. Отличием  английского костюма было соединение  в одном платье двух воротников: фрезы (часто разрезанной спереди)  и воротника на высоком каркасе,  имевшего характерную форму двойного  полукружия. Костюмы знати украшались  драгоценными камнями, жемчугом, вышивкой, прорезями и кружевами.  В это время в гардеробе  английских аристократок появляется  платье для верховой езды.

Елизавета Английская и ее придворные дамы появлялись именно в  таких платьях, вдобавок снабженных по английской моде огромными стоячими кружевными воротниками. Это, несомненно, было прямым вызовом соперничавшей  с надменной Англией испанской  аристократии.

Надо сказать, что плоскости  юбки давали возможность декорировать ее без ограничения. Так, на "большом  наряде" королевы была вышита географическая карта всех английских владений с  изображением флоры и фауны.

Прически английских дам XVI в. были очень сложные, хотя иногда они надевали парики. Во второй половине XVI в. появился женский головной убор "френчхуд" ("французский чепец"), который имел вид небольшой серповидной  наколки, и к нему прикреплялась  вуаль - у леди черная, а у простых  женщин - белая. У богатых женщин чепцы украшались вышивкой, драгоценностями  и имели каркас. По постановлению  королевы Елизаветы средний класс  вообще не имел права носить шляп, и  шляпы стали привилегией дворянства.

 Обувь сначала изготовлялась  из мягкой кожи или плотных  тканей (бархата, парчи) и не  имела твердой подошвы. С конца  XVI века туфли приобретают небольшой  каблук, а иногда и толстую  подошву. Обувь на такой подошве  носили женщины невысокого роста.  Первоначально туфли украшали  вышивкой, но с появлением каблука  вышивка заменилась розетками  из лент, которые укреплялись  на подъеме.

Развитие деловой активности, морские завоевания и организация  торговых колониальных компаний способствовали появлению разноообразных "экзотических" тканей. В частности, употребление хлопка воспринималось именно как экзотика. Экспедиция в Москву (1554 г.) принесла аристократии и буржуа драгоценные  меха, экспедиция в Левант (1581 г.) - восточные  шелка и, наконец, Морская экспедиция 1591 года, достигнув Индии, вывезла  оттуда шелк и хлопок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Эпоха Возрождения, или Ренессанс, как часто называют по-французски этот период, была важнейшим новым  этапом в истории мировой культуры. Это был величайший прогрессивный  переворот из всех пережитых до того времени человечеством..

В эпоху Возрождения складывается класс буржуазии, небывалого размаха  достигает торговля между странами. Ренессанс — период формирования наций, светской, гуманистической культуры, т. е. культуры, утверждающей земную жизнь, ценность человеческой личности, культуры, во многом освободившейся от влияния  церкви. Культурное наследие Ренессанса явилось основой передового художественного  мировоззрения нового времени.

Небывалого расцвета достигают  в это время все искусства. Возрождение славилось своими художниками, скульпторами и архитекторами, мастерами  прикладного искусства. Изготовлялись  великолепные предметы, украшавшие дворцы знати: ковры, гобелены, тончайшее стекло, центром изготовления которого была Венеция, разноцветные фаянсы — кубки, блюда, декоративные вазы. Не менее  было развито в это время и  ювелирное искусство. Часто знаменитые художники и скульпторы были одновременно и прекрасными ювелирами. В мастерских ювелиров создавались великолепные драгоценные кубки, украшения —  серьги, браслеты, ожерелья, пояса. Многие известные художники расписывали  веера, шкатулки для драгоценностей.

В центре произведений литературы, живописи, скульптуры стоит, человек  со всей сложностью его внутреннего  мира. Интерес к реальной жизни  создал новый идеал человека, предусматривающий  не христианское смирение, а всестороннее развитие духовных и физических сил. Новый идеал личности предполагал  сочетание в человеке энергии, ловкости, предприимчивости и в то же время  поэтичности.

Информация о работе История костюма