Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 15:53, контрольная работа
Формирование гражданского общества в России возможно лишь при усвоении фундаментальных демократических ценностей. Одной из таких ценностей является толерантность - непременное условие выживания и развития современной цивилизации.
1. Введение………………………...……………………………………..3стр.
2. Сущность понятия «толерантность» и его актуальность в условиях современной России…………………………………………………..4стр.
3. Проблема толерантности в условиях глобализации современного мира…………………………………………………………………….8 стр.
4. Заключение…………………………………………………………....12стр.
5. Список литературы………………………………………………….14 стр.
Санкт-Петербургский
государственный университет
Факультет культурологи и искусств
Заочное отделение
Кафедра социально-культурных технологий
Контрольная работа
по предмету: Гуманизация СКС
История развития гуманизма в Росии
Выполнила студентка 30555 группы
Шипуль Мария Валерьевна
Преподаватель:
Усенко С.Б.
Санкт-Петербург
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Формирование гражданского
общества в России возможно лишь при
усвоении фундаментальных
Сущность понятия
«толерантность» и его
Социокультурная ситуация в нашей стране, равно как и в прочих многонациональных и поликультурных обществах, всегда характеризовалась неоднозначным отношением членов социальной группы к представителям иных национальных культурных групп.
Жизненный опыт людей позволяет утверждать, что они создают вокруг себя не только материальный мир, но и мир человеческих взаимоотношений, включающий в себя систему социального поведения, которая регулируется обычаями, традициями, нормами, характерными для определённых национальных и культурных сообществ. Представители населения различных стран, каждая обособленная социальная группа, сельские и городские жители – все они живут в мире своих правил и норм, обычаев и традиций, которые выражаются в особом языке, манере поведения, религии, системе этнических взглядов, социальных институтах. На основе различий в системе нравственных и этических норм, обычаев и традиций уже в первобытную эпоху появились антитезы: «мы – они», «свои – чужие», «Я – другой». Человек как субъект и как личность не существует без другого, той единицы, той точки отсчёта, которая даёт представление о соразмерности человека в его сравнении с себе подобным. Философская категория «Другой» рассматривается в качестве центральной в трудах целого ряда философов.
Московским педагогом В.Б. Новичковым выделен целый ряд фактов, обуславливающих отрицательное, нетерпимое отношение индивида к особенностям культур представителей различных аутгрупп по г. Москва. Во-первых, одна из самых существенных социокультурных характеристик Москвы – её полиэтичность; сегодня Москву населяют представители свыше 120 этносов, а число эмигрантов и вынужденных переселенцев за последние пять лет заметно увеличивается. Во-вторых, многоконфессиональность Москвы, в которой представлены все мировые религии: христианство, ислам, иудаизм, буддизм. В-третьих, поликультурность среды, включающая в себя не только полиэтичность и конфессиональность, но и «… сопряжённость образцов деятельности в различных сферах социума».1
Основным понятием исследования
является «толерантность». Значение данного
слова при употреблении его в
обыденных ситуациях легко
По сути своей, понятия «толерантность» и «терпимость» синонимичны. Согласно толковому словарю русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова (Т. 4. 1940), «толерантность» - производное от французского tolerant – терпимый2 (подобные примеры синонимичности данного понятия содержатся и в других языках; например: нем. Duldsamkeit – терпимость и Toleranz – толерантность).
В словаре В.И. Даля слово «терпимость» трактуется как свойство или качество, способность, что или кого-либо терпеть «только по милосердию, снисхожденью»3.
Идея толерантности возникла ещё в глубокой античности, как решение проблемы отношения к религиозным меньшинствам; постепенно вырабатывались принципы гуманных взаимоотношений с инаковерующими и инакомыслящими, включающие в себя такие компоненты, как терпимость, лояльность, уважение к вере и взглядам других людей, народов. Значительный вклад в разработку правового оформления и законодательного введения принципа свободы совести и веротерпимости внесли гуманисты эпохи Возрождения и Реформации, деятели Просвещения (Дж. Локк, «Письма о веротерпимости»; Вольте, «Трактат о веротерпимости»). Постепенно проблема толерантности перестала ассоциироваться с проблемой лишь религиозной терпимости, - одной из составляющих понятия «социокультурная толерантность».
«Социокультурная толерантность» - это моральное качество личности, характеризующее терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической, национальной либо культурной принадлежности, терпимое отношение к иного рода взглядам, нравам, привычкам; необходима по отношению к особенностям различных культурных групп или к их представителям. Она является признаком уверенности в себе и сознания надёжности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции. Выражается в стремлении достичь взаимного уважения, понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения.
Для более полного выяснения сущности понятия «толерантность» рассмотрим его противоположное значение – «интолерантность» («нетерпимость»). Исходя из определения толерантности, идентифицирует интолерантность как качество личности, характеризующееся негативным, враждебным отношением к особенностям культуры той или иной социальной группы, к иным социальным группам в общем или к отдельным представителям данных групп.
Исследованию чувств враждебности, понятию, по сути своей, противоположному толерантности, посвящены работы О. Шемякиной. В частности, её выделены в качестве эмоциональных сущностных характеристик враждебности гнев, отвращение и презрение.4
Одной из наименее социализированных, а потому исторически более ранних эмоций, входящих в «триаду враждебности», является гнев – эмоция, для которой характерно сочетание высокой импульсивности и низкого уровня контроля и которая поэтому чревата насильственной формой агрессии.
Чувство превосходства, которое часто обуславливает недостаток внимания к реальным свойствам того объекта, на который направлена эмоция презрения – неуважения, является нарцистическим продуктом развития человеческой культуры. Данная эмоция гораздо опаснее по своим последствиям, чем гнев. Из трёх эмоций «триады враждебности» презрение – наиболее холодное чувство. Опасность презрения заключается в устойчивом характере этой эмоции, в отличие от гнева или отвращения. Гнев предполагает достаточно быструю аффективную разрядку, а чувство отвращения способствует переключению внимания на что-либо другое. Ситуация же презрения вызывает подчас удовольствие. Следовательно, оно само и связанное с ним повеление легко могут быть возобновлены.
Таким образом, исходя из приведённых выше определений толерантности с заключённой в них позитивной оценкой данного морального качества и его социальной необходимостью на различных этапах развития общества и в настоящий момент, в частности, рассмотрев различные точки зрения на понятие толерантности и выделив основные сущностные характеристики данного морального качества личности – уважение, симпатия, доброта, - можно сделать вывод о необходимости формирования социокультурной толерантности как морального качества личности в интересах успешности ведения «культурного» диалога и в целях избежания межкультурных конфликтов с различными социальными, культурными группами или их представителями.
Проблема толерантности в условиях глобализации современного мира
Современное человечество живет в эпоху глобализации экономики и всё большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур.
Процесс глобализации характеризуется резким расширением и усложнением взаимосвязей и взаимозависимостей как людей, так и государств, что выражается в процессах формирования планетарного информационного пространства, мирового рынка капиталов, товаров и рабочей силы, в интернационализации проблем техногенного воздействия на природную среду, межэтнических конфликтов и безопасности.
К числу основных признаков
глобализации обычно относят: нарастание
интегративных процессов в
Очевидно, что набирающая обороты эра глобализации существенно изменяет облик и структуру жизни человечества. Однако, помимо своих очевидных положительных свойств, глобализация имеет и явные негативные проявления.
К отрицательным последствиям глобализации ученые причисляют нестабильность в международных отношениях, распространение оружия массового поражения и формирование центров международного терроризма, эскалацию этнической нетерпимости, экономическое неравенство и неуправляемый рост населения, миграционные процессы, а также крах экологических систем и истощение природных ресурсов.
Наибольшие опасения среди данных проблем вызывает обострение социальных, расовых, межнациональных и иных противоречий, приводящее к нарастанию агрессии, общему падению нравов, торжеству цинизма, нигилизма, легализации пороков и взрыву преступности. Эти проявления, связанные с отсутствием культуры и этики толерантности, принимают острые конфликтные формы — от экстремистских действий до террористических актов в отношении представителей других народов.
В эпоху глобализации происходит столкновение религиозных, национальных и этнических идентичностей различных культур и народов. Глобализация, ставшая причиной культурного и этноконфессионального многообразия, обостряет проявление в массовом сознании различных предрассудков и страхов: ксенофобии как реакции на встречу с чужим человеком и культурой, этнофобии, мигрантофобии, антисемитизма, — приводящих к ущемлению прав человека, национализму, дискриминации и связанной с ними нетерпимости.
Неизбежные процессы глобализации, разрушающие вековые уклады национальных культур, приводят зачастую к межнациональной, межрелигиозной напряженности, выливающейся в конфликты, с вытекающими отсюда человеческими жертвами. Именно обострение межнациональных отношений в современном мире стало одной из главных проблем современности.
Конец XX – начало XXI столетия ознаменовались резким увеличением количества внутригосударственных межэтнических, межконфессиональных конфликтов, урегулирование которых требует от мирового сообщества колоссальных миротворческих усилий и финансовых затрат.
Если раньше подобного рода конфликты считались внутренним делом государства, то в условиях глобализации, интенсификации интеграционных процессов внутригосударственный конфликт может перерасти в региональный, а затем – в международный, что представляет собой реальную угрозу для национальной безопасности сопредельных государств, стабильности и благополучия мирового сообщества в целом.