История русской народной игрушки и ее эстетическое воздействие на ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 12:42, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования в данной контрольной работе – дать характеристику русской народной игрушке как особому виду русского народного творчества.
В соответствии с обозначенной целью в работе решаются следующие задачи:
Изучить литературу по теме;
Рассмотреть историю русской народной игрушки;
Охарактеризовать символику и образ народной игрушки;
Определить назначение игрушки в наше время и ее влияние на формирование личности ребенка.

Содержание работы

Введение.
Глава I. История русской народной игрушки
Глава II. Символика и образ народной игрушки
Глава III. Назначение игрушки в наше время и ее влияние на формирование личности ребенка.
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (6).docx

— 39.96 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что практически  каждая народная игрушка, а за ними и фабричная, несет в себе определенную символику. Эта символика вполне конкретным образом воздействует на психику ребенка. Хорошо известно, что  находит подтверждение в ряде психологических исследований, что  человек различным образом психически реагирует на различные геометрические фигуры (работы Шабельникова В. К), цвета (Люшер), формы и их сочетания. Иными словами, давая ребенку ту или иную игрушку, необходимо знать, соответствует ли заложенный в ней психофункциональный код возрасту и эмоциональному состоянию ребенка, а также другим его психофизическим характеристикам. Например, использование игрушки, раскрашенной в черные и красные цвета (в определенной пропорции) может нанести наиболее возбудимым детям психологическую травму. Данный цвет традиционно использовался для обозначения мертвого и загробного мира. Еще 20-30 тысяч лет назад во всем мире могильники и захоронения принято было покрывать красной охрой, о чем свидетельствуют археологические раскопки. В некотором смысле куклы и другие предметы, имеющие подобную "кровавую" раскраску, являются архетипическими. На подобную символику указывает такой известный ученый как Голан в своей книге "Миф и символ".

О воздействии архетипов  на психику человека, прежде всего  на неустойчивую детскую психику, указывал в многочисленных работах еще  немецкий философ и психолог Юнг. Характерно, что уже в наше время  японские психологи провели исследование, что для того, что бы человек  меньше говорил по телефону, телефонную будку следует изнутри покрывать  красной краской. Использование  большевиками красного знамени как  символа тоже далеко не случайно. Красный  цвет вызывает порой немотивированную агрессию и подспудное стремление к  смерти. В этой связи характерно и архетипично, что при проведении корриды в Испании и Латинской Америке для раздражения быка используется именно красное полотнище.

Другим примером воздействия  цвета является голубой цвет. Он традиционно связывается с небесной символикой, благостью и спокойствием. Отметим, что в ряде психологических  тренингов для внутреннего успокоения рекомендуется представить себе голубое небо.

Кроме того, ряд геометрических символов, на что указывается в  работах В.К. Шабельникова и его школы, по принципу своего воздействия на психику человека имеет ярко выраженный половой характер. Например, волнообразная линия является атрибутом игрушки для девочки: традиционно подобный узор использовался исключительно в женской одежде и являлся своеобразным оберегом. Громовой знак - "шестилепестковый цветок" - чисто мужская атрибутика, на что также указывают данные этнологии. Использование игрушек с разнополовой символикой может привести к нарушению психического равновесия ребенка, а в результате к нарушению развития его личности.

 

Глава III. Назначение игрушки в наше время и ее влияние на формирование личности ребенка

Любой человек, независимо от возраста и социального статуса, помнит игрушки своего детства. Но во что и как сейчас играют наши дети? Большинство родителей, покупая малышу «робота» или Барби, а школьнику игровую приставку к телевизору,  часто не задумываются о том, что игрушка может навредить душе ребенка, приучить человека не жить, а играть в жизнь. Игрушки все чаще заменяют ребенку живое общение с другими детьми. Но самое страшное то, что они на наших глазах становятся все более недобрыми, агрессивными. Красота живого мира заменяется мерцанием экрана на котором скачут, стреляют, убивают демонические существа или неизвестного названия зверьки.

Игра и игрушка –  это не только забава и развлечение, но и способ самовыражения ребенка, приобретение реальных жизненных навыков, самовоспитание. Когда родители не понимают, что нужно не только забавлять, но и воспитывать своих чад, не знают, в чем состоит нравственное воспитание, - это трагедия. А ведь через такую, казалось бы, знакомую и простую вещь, как игрушка, можно проникнуть в таинства национальной культуры.

В чем же назначение игрушки? Развлекать, обучая, или обучать  через игру? «Игрушка – не балушка», - как говорили в старину. Для ребенка игрушка – путь познания культуры, с ее помощью он осваивает мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины.

На детские игрушки  издавна обращали внимание величайшие мыслители. Аристотель настаивал на том, чтобы в интересах воспитания изобретались для детей пригодные  игрушки, иначе дети, не имея чем  играть, станут ломать в доме дельные  вещи. Философ Архитас знаменит тем, что изобрел для детей погремушку. Лафатер придумал игру с деревянными кирпичиками для построек.

 

Традиционная игрушка  во все времена оказывала важное и, во многом, определяющее влияние  на формирование личности, души русского ребенка. В этом контексте стоит  вспомнить один исторический пример, и скажу несколько слов об "игре в бирюльки", о подлинном смысле которой знают сегодня лишь немногочисленные историки-медиевисты. Эта игра была достаточно популярна в русских  традиционных семьях еще в 30-40-х годах  нашего столетия. Имевшая и свою "практическую задачу" - приучение  детей к терпению, к способности  концентрировать внимание, игра вместе с тем транслировала сложную  систему метафизических ориентиров, давала представление о сложности  и глубинной взаимосвязи всех процессов, происходящих в универсуме.

"Бирюльками" называли  горсть ровно настриженных соломинок  с соломенным крючочком; идея  игры состояла в том, что  играющие постепенно вытаскивали  соломинки, стараясь не задеть  при этом всю кучу, которой  соломинки были насыпаны. Если  ворох все-таки рассыпался, то  следующую попытку делал уже  другой игрок. Таким образом,  ребенок получал представление  о том, как трудно что-то  изменить в каждом отдельном  случае, не разрушив всю сложную  систему мировых взаимосвязей.

Что же касается системы  воздействия традиционной игрушки на сознание ребенка, то она была столь же продуманной и многоплановой, как и только что описанная игрушка, воздействуя на все уровни ощущений - тактильный, визуальный, звуковой. Особое значение имел материал, из которого изготавливались игрушки. К примеру, известно, что тряпичная кукла, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребенком и "миром больших вещей", воспитывает ласковое, небоязливое отношение к миру. С другой стороны, игрушечные "свистелки", призванные также отгонять от ребенка злых духов, демонов, были и первыми "музыкальными инструментами", с которыми сталкивался ребенок. А рассматривая образно-символическую систему древних славян, применительно к игрушкам, можно вспомнить о том, что многие глиняные фигурки с изображением животных буквально усыпаны глиняными же или сделанными изображениями птиц. Например, собака, олень или рысь, усыпанные "птичьими" знаками, означали, что предметом изображения, "копирования" в игрушке было не некое "случайное животное", а его изначальный образ, образ Первоживотного. Все они уходили своими корнями в волшебный мир сказки, который веками служил для русского ребенка своеобразным "детоводителем ко Христу". Не случайно сам св. Сергий Радонежский часто делал "в утешение" глиняные игрушки для детей, которые вместе со взрослыми приходили в основанный им монастырь. И до сих пор в основе традиционных игрушек, которые изготовляют мастера из поселков, находящихся вблизи Сергиева-Посада, можно увидеть контур Креста.

Послевоенное голодное провинциальное детство было согрето теплом базарных дней и ярмарок. С окрестных сел  и деревень стекался народ: купить-продать  лошадь, сельскохозяйственный инвентарь, миткаль, живность или снедь. Конская упряжь, атласные ленты в хвостах, запах лошадей и сена; искристый, хрустящий снег; буйство красок; веселый гомон людей, птиц, животных, и игрушки, игрушки... Деревянные и глиняные, соломенные и тряпичные, берестяные и из лозы - они свистели, трещали, шуршали и тукали. Настоящий солнечный праздник народной смекалки, народного творчества.                                                                        Выполненная из натуральных материалов, игрушка с первых дней жизни знакомит ребенка с природой и воспитывает творческое отношение к миру. Но это не только предмет для любования, восхищения и забавы. Игрушка приобщает малыша к миру абстрактных математических образов, представлений.

Основой системы математических знаний и предварением арифметики являются понятия: множество, элемент множества, объединение множеств, дополнение. Ребенка привлекают не только множества  собственно предметов, но и множество  звуков, движений, форм, оттенков цвета, ритмы узоров и т.д.

Первые возрастные игрушки, приобщающие малыша к миру звуков и форм, - погремушки: зрелая головка  мака или стручок гороха - патриархи  погремушек. Сказочные глиняные пустотелые куклы-погремушки делаются просто: внутрь двух половинок вкладываются керамические шарики или камешки, а шов заглаживается. Слушая погремушку, ребенок производит одно движение и много интенсивных шумов.

Изящная, пропорциональная и гармоничная, дымковская игрушка  позволяла сформировать понятие  множества. Барыни, водоноски, гусары, уточки, коньки выставлялись перед ребенком на столе, доске, подносе, лавке или комоде по определенному принципу: это уточки, это птицы, это рыбы, это горшки, а это посуда. Дымковской игрушке вторили: глиняные кони, олени, козероги, волшебные птицы, берегини Костромы; кувшины, горшки, рукомойники, чашки из чернолощеной глины Покровска; свистульки из Кожли, Филимоново, Ухты; каргопольские глиняные коты, собачки, медведи, барыни, горшки, плошки; каргопольские козули из солоноватого теста, приморские - из ржаного; архангельские пряники в виде фигурок рыб и животных; рязанские "жаворонки" и курские "кулики" и т.д.

Гениальная игрушка Богородска - "бьющие молотком по наковальне кузнецы", "клюющие курочки" и др. Двигая одну палочку относительно другой, малыш производит ритмичные движения. Игрушка предваряет формирование счетной  деятельности ребенка. К таким игрушкам относятся взмахивающие крылышками бабочки на колесиках, конь-качалка и сабля (ею машут), шарик из опилок на длинной резинке. Шарик, кроме того, обеспечивает сенсорное восприятие формы, а сложенные крылья бабочки формируют представления о красоте симметричных форм и их совмещении, совпадении при наложении.

Потихонечку, изо дня в  день ребенок учится считать глиняные и деревянные фигурки уточек, коньков, барышень, водоносок, горшочки и чашечки... Измеряет кружками воду, щепотками  соль, пригоршнями муку, ложками  масло... Сравнивает множества по числу  элементов; объединяя множества, пересчитывает  элементы объединения - так формируется  понятие "сложение чисел". Вся  арифметика детского сада осваивается  на множествах игрушек, сделанных дедом, отцом или народным мастером: поставь  столько же уточек, сколько стоит  петушков; прибавь еще уточку; сколько  уточек стало теперь? Сколько всего  игрушек? На сколько уточек больше, чем петушков, и т.д.

Современное обучение младших  школьников непонятным образом тормозит формирование счетных и вычислительных навыков при переходе через десяток. Между тем бабушка, собираясь  варить варенье, приспособляла детишек  к обрезанию хвостиков у ягод черной смородины. Когда стакан очищенных  ягод отправлялся в таз для  варенья, на специально выделенное место  стола укладывалась одна ягода. Так  бабушка предлагала углубленное  понимание единицы. Одна ягода при  счете заменяла стакан ягод. Дальнейший принцип счета десятками, сотнями, тысячами воспринимался легко. Той  же идее систем счисления служила  игра "в солдатики". Расставляя их, мальчик мог исподволь знакомиться  с единицами воинских формирований разных времен и народов.

Свое математическое назначение имеют и другие традиционные народные игрушки. Всемирно известные матрешки моделируют, с точки зрения новейшей науки, трансформацию подобия. В  детском саду матрешки, как и пирамидки  со множеством колец, помогают различать элементы множеств по размеру и выстраивать сериационные ряды. "Ванька-встанька" и "Неваляшка" дают представление об устойчивости. Деревянные кубики с фрагментами рисунков на гранях знакомили не только с пространственной формой и ее характеристиками. Из фрагментов рисунка, как из подмножеств, ребенок составлял множество - общий рисунок (зверек, чашка). Игрушки и изделия народных промыслов и ремесел формировали представления о числе, геометрической форме, ряде, учили ориентироваться на плоскости (когда малыш расставляет игрушечную мелочь на столе) и в пространстве (когда стреляет из лука стрелой). Освоению понятия ряда служат народные промыслы Каргополя и Ельца. Именно здесь мастерицы "низали-метали" жемчуг, вышивали бисером. При вышивке крестом, счетной гладью и набором использовалось еще и знание геометрических фигур и их элементов, чем и обеспечивалось орнаментальное многообразие народного костюма. Выкройки женского народного костюма также состоят только из геометрических форм - прямоугольников и квадратов. Уральские и кубанские тряпичные куклы-закрутки делаются из лоскутков квадратной, круглой, прямоугольной формы. Геометрическая форма исследовалась народными ткацкими, кожевенными, кузнечными промыслами, изготовителями изделий из соломы, пеньки, лыка. Рассматривая народную игрушку как средство формирования математического развития ребенка, невольно приходишь к выводу, что обучение детей начиналось гораздо раньше, чем принято думать. Не было системы обучения, не было (и не могло быть) определения числа и арифметического действия как научной математической основы, но навык счетной, измерительной и вычислительной деятельности формировался, причем в игре. А если рядом случался народный божьей милостью методист (мама, отец, дед, бабушка, няня), появлялась и система обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Завершая работу можно  прийти к выводу, что русская народная игрушка является особым видом народного  творчества. Народная игрушка, как и  игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного  процесса. Через игру и игрушку  ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе.

Игрушки из глины и дерева, из соломы и бересты, из теста или  бисера… Игрушки-обереги и игрушки-потешки, стригушки и козули, бирюльки и свистульки… Дымковские и каргопольские, архангельские и филимоновские. Все это - русские народные игрушки, согретые теплом человеческих рук, красочно расписанные мастерами и умельцами, издавна дарящие людям любовь и доброту. И, к сожалению, совсем несправедливо забытые нашими детьми. Между тем народная игрушка - это не только культурное наследие, музейный экспонат или сувенир для украшения интерьера. Лаконичная по форме, но столь выразительная и понятная любому ребенку, она и сегодня может не просто удивить и обрадовать малыша, но и успешно справиться с его обучением даже самым серьезным наукам.

Информация о работе История русской народной игрушки и ее эстетическое воздействие на ребенка