Из истории русской церкви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 22:36, контрольная работа

Описание работы

Тамбовская епархия открыта в феврале 1682 года повелением царя Феодора Алексеевича и по благословению святейшего патриарха Иоакима. Первым Тамбовским епископом был Леонтий, управлявший епархию около трех лет. Служебная карьера нашего первого архиепископа была весьма печальна: за раскольнические мнения епископ Леонтий был сослан в Суздальский Евфимиев монастырь. Что потом было с ним неизвестно. По словам известного Строева, Леонтий упоминается в числе Суздальских заточников в 1707 году. Вероятно именно в этом году он умер.

Файлы: 1 файл

контрольная работа.doc

— 81.50 Кб (Скачать файл)

Из истории Тамбовской церкви

 

Тамбовская епархия открыта в феврале 1682 года повелением царя Феодора Алексеевича и по благословению святейшего патриарха Иоакима. Первым Тамбовским епископом был Леонтий, управлявший епархию около трех лет. Служебная карьера нашего первого архиепископа была весьма печальна: за раскольнические мнения епископ Леонтий был сослан в Суздальский Евфимиев монастырь. Что потом было с ним неизвестно. По словам известного Строева, Леонтий упоминается в числе Суздальских заточников в 1707 году. Вероятно именно в этом году он умер.

С 15 февраля 1685 года и по 28 июля 1698 года Тамбовской епархию управлял знаменитый Питирим, бывший дотоле архимандритом Вяземского Предтечева монастыря. Местное народонаселение сохраняет об этом святителе благоговейную память и приникает к его гробнице с особенною верой и надеждою на ее прославление. Действительно, преосвященный Питирим отличался необыкновенным благочестием, трудолюбием и простотою в жизни. Он часто служил, нисколько не стесняясь бедностью современной ему тамбовской церковной обстановки или же становился на клиросе и пел вместе с соборным причтом. С особенным усердием прославленный наш владыка относился к монашеской жизни, понимая  ее в духе первых веков христианства. Памятниками его аскетически идеального направления служат Трегуляев, Предтечев и Вознесенский женский монастыри.

В то же время воздвигнут был им нижний этаж Тамбовского Преображенского собора. Все эти сооружения нашего приснопамятного архипастыря по крайней бедности кафедры его отличались скромностью размеров и скудностью всех церковных утварей. Сам преосвященный, чуждый внешнего величия, служил литургии в тесном и убогом правом приделе Преображенского собора, так как у него не было средств окончить начатую им постройку. Но бедный материально и совершенно неискательный епископ Питирим обильно восполнял свою внешнюю нищету внутренним и нравственным богатством, и таким образом имя его является нам в ореоле апостольской славы…

Преемником Питирима был епископ Игнатий, бывший архимандрит рязанского Солотчинского монастыря. Он управлял епархиею только полгода и сослан был царем Петром в Соловки на вечное житье. Причиною этого было то, что Игнатий был невнимателен к известным царским указам относительно церковных имуществ. 23 августа 1699 года его отлучили даже на Московском Соборе от церкви и вместе с тем закрыли епархию и подчинили ее Рязанскому митрополиту Стефану Яворскому.

В конце царствования императрицы Елизаветы Петровны Тамбовская епархия была восстановлена. В июне 1758 года к нам прибыл епископ Пахомий, оставивший по себе самую тяжелую память. Это был человек слишком заметный по жестокости даже в те суровые времена.

Он был ласков только к посторонним людям, в особенности к помещикам. А для духовенства епископ Пахомий был тем же, чем были в его времена некоторые суровые помещики для крепостных крестьян.

Все это очень хорошо видела вся тамбовская паства, и, разумеется, авторитет приходского духовенства, столь необходимый для правильной религиозно-нравственной жизни, все падал и падал. Отсюда, может быть, объясняются все те многочисленные уклонения от православия, которыми с половины прошлого столетия заметно отличается Тамбовская губерния…

Слух о деятельности Пахомия дошел, наконец, до св. Синода, и 14 ноября 1766 Тамбовская епархия была избавлена от своего владыки. Епископ Пахомий переведен был в Устюг, а оттуда – в Москву, в Андрониев монастырь.1

После Пахомия в течение 20-ти лет Тамбовской епархиею управлял епископ Феодосий. Это был человек добрый, чуждый внешнего величия и для всех доступный. Когда он совершал свои епархиальные поездки, то сельские причты и не думали приходить от этого в обычный ужас. Напротив, они с радостью встречали своего архипастыря, ожидая от него апостольского наставления и утешения; и не напрасны были их упования.

Преосвященный Феодосий обыкновенно ездил по епархии в простой кибитке, крытой рогожею. Одевался он очень просто, поклонений не любил и при всяком случае старался отличить перед прихожанами сельских пастырей. Если в известном селе проживал богатый помещик, то Феодосий, путешествуя по епархии, заезжал не в его барские палаты, а в убогую хату сельского священника. В этом случае наш архипастырь действовал по принципу, достойному полного сочувствия. Он считал самыми близкими к себе людьми своих сослуживцев, и, разумеется, епархиальная дисциплина от этого нисколько не страдала.

Но во времена Екатерины II, когда так называемое вольтеранское направление было в полном ходу, всего менее можно было рассчитывать на церковный авторитет, и потому ходатайства епископа Феодосия были бессильными. По распоряжению высшего правительства, диакона Василия Алексеева лишили сана и взяли в военную службу. В то же время всех дьячков, церковников и сторожей, «которые укрыты были от разбора», отрешили от мест и представляли в воеводскую канцелярию «для укомплектования армии».

С этого времени для нашего владыки начинаются тяжелые испытания. Нашлись против него клеветники (пономари Тарасов и Никифоров), которые за его самоотвержение писали на него доносы.

9 февраля 1770 года его устранили от управления епархиею и вызвали в Воронеж. Напрасно епископ просил у Синода «милостивого благорассмотрения и защищения».

Защиты не было и, кажется, не могло быть, потому что врагом Феодосия было такое сильное лицо, как воронежский губернатор генерал-майор Маслов.

В 1773 году епископ Феодосий был всемилостивейшее прощен и возвратился в Тамбов, где в конце 1786 года и окончил свой святительское поприще.2

В 1779 году в жизни тамбовского духовенства совершилось весьма скромное, по-видимому, и весьма важное, по существу, дело. Это открытие духовной семинарии. Таким образом, прежние ставленнические школы, ограничившиеся одною грамотою и «церковным уставом», сменились правильно организованною школою с латынью во главе учебной программы. Семинария первоначально открыта была в Нижнее-Ломовском монастыре. Между тем в Тамбове по возможности поспешно возводились семинарские здания.

23 декабря 1786 года преосвященный  Феодосий скончался и с честью  похоронен был губернатором Державиным  у северной стены кафедрального собора.3

По смерти Феодосия тамбовскими епископами преемственно были Феофил и Иона. Оба они составляют славу и украшение местной церковной истории и во всяком случае принадлежат к числу лучших русских епископов послепетровского периода. Первый отличался неутомимою деятельностью и энергическим преследованием всевозможных епархиальных беспорядков, а второй, бывший впоследствии экзархом Грузии и членом св. Синода, уступая Феофилу в энергии и административных способностях, превосходил его гуманностию в отношениях к епархии и, таким образом, был по преимуществу носителем самых существенных свойств христианства.

Епископ Феофил вступил в управление Тамбовской епархиею в мае 1788 года. Причты перед его приездом были в полном расстройстве. Бедность их доходила до того, что священники ходили по приходу в лаптях, полушубках и посконных рубахах и только немногие из них имели возможность в торжественные дни надевать нанковые или люстриновые рясы. Жили они в простых избах и в бытовом отношении почти вовсе не отличались от бедного крестьянства. В страдную пору обливался чуть не кровавым потом русский пахарь; ту же участь испытывали и пастыри русского народа, добывая скудный насущный хлеб, потому что в противном случае этого хлеба они не имели бы от своих в большинстве слишком бедных прихожан…

Немедленно по прибытии в Тамбов Феофил занялся внешним устройством своей епархии. Он начал собирать пожертвования с разных благотворителей, дополняя в то же время епархиальную кассу многочисленными штрафами с провинившихся священно-служителей. Результатом этих финансовых операций было то, что почти все храмы г. Тамбова, в особенности Казанский монастырь, стали неузнаваемы. В то же время быстро начали строить здания духовной семинарии, к которой незабвенный Феофил относился с истинно отеческою любовью. Тамбовские обыватели нередко видели своего архипастыря на верхних подмостках строившихся епархиальных зданий, и, таким образом, всем была очевидна образцовая хозяйственность практики владыки.

Заботясь о благообразии духовных лиц своей епархии, Феофил издал строгий приказ, чтобы священники и диаконы обязательно одевались в рясы и отнюдь не носили лаптей.

Убежденный в необходимости служебной дисциплины епископ Феофил требовал, чтобы клирики слушались своих священников. Между тем многие дьячки и пономари оказывали своим настоятелям явное неповиновение. Таковых ослушников тамбовский владыка приказывал наказывать, не вызывая в консисторию.

За одно свойство тамбовское духовенство особенно любило своего владыку – за то, что он не давал своих подчиненных в обиду и вступался за них со всею силой архиерейских полномочий.

Горячо относясь к интересам богословской науки, Феофил всегда покровительствовал ученым священникам, неизменно предпочитая их заслуженным практикам.

Что же сделал епископ Феофил для Тамбовской епархии?

Получив эту епархию крайне разоренною во всех отношениях, он принял строгие меры к заведению в ней порядка и в этом направлении достиг значительных результатов. Именно в этом заключается право на историческую память.

Преосвященный Феофил скончался в конце 1811 года. Тело его погребено в Тамбовском Казанском монастыре у южной стены.4

Преемником Феофила был епископ Иона, управляющий Тамбовскою епархией до 1821 года.

В противоположность своему предшественнику он отличался кротким характером и не любил подавлять свою паству начальственною строгостью и архиерейским величием. Особенное внимание преосвященный Иона обращал на многочисленных вдов и сирот своей епархии и в видах посильного облегчения их участи основал епархиальное попечительство. В этом случае сказалось его горемычное детство. Иона с юных лет был круглым сиротой и до 15-летнего возраста кормился Христовым именем вместе с единственной свой родственницей – слепой бабушкой.

Епископство Ионы отмечено весьма важною епархиальною реформой. Тамбовские священнослужители по примеру своего архипастыря начали сочинять и произносить проповеди. Но особенно наш архипастырь посвятил себя нравственному исправлению тамбовского духовенства. Виновных священнослужителей он вызывал к себе и подолгу беседовал с ними. Большое внимание епископ Иона обращал на внешний порядок богослужения. Он любил звучные колокола, голосистых дьяконов, а от священников требовал умения петь по нотам.

Видимыми памятниками пастырской деятельности епископа Ионы служат у нас следующие здания: Успенская и Воздвиженская кладбищенские церкви, теплая церковь женского монастыря, соборная колокольня и архиерейский загородный дом с церковью.

В 1821 году Иона выбыл из Тамбова в Астраханскую епархию. Преемниками его на тамбовской кафедре были епископы Феофилакт и Афанасий. Оба они не оставили по себе прочной памяти в народе и духовенстве, поэтому их минуют и всех интересующихся ими отсылают к историко-статистическому описанию Тамбовской епархии протоиерея Хитрова. Об Афанасии можно сказать разве только то, что он первоначально был тамбовским священником. Затем с тамбовской епископской кафедры его перевели в Новочеркасск, откуда на покой он вернулся все в тот же излюбленный им Тамбов. Могила его находится в Трегуляевском монастыре. 5

Гораздо больше можно было бы сказать о преемнике Афанасия – Евгении, хотя он управлял епархиею недолго: с 1829 года по 1832 год.

Епископ Арсений, бывший во  главе Тамбовской церкви до апреля 1841 года, памятен многим тамбовским старожилам. Все они единогласно говорят о его вельможно-архиерейской обстановке и о том сильном влиянии, которое он, несомненно, имел на свою паству. Арсений двинул вперед образование духовного юношества. С этой целью он завел в местной семинарии торжественные публичные экзамены, богословские диспуты, праздничные речи и разговоры и усилил латынь.

Главное внимание епископ Арсений обращал на многочисленных и разнообразных сектантов. В 1836 году он написал «наставление об обращении молокан с опровержением всех их заблуждений». Вместе с тем он постоянно вызывал к себе сектантских наставников и терпеливо беседовал с ними или же отсылал их для увещания в консисторию. К сожалению, вся эта полемика, за небольшими исключениями, по разным причинам была бесплодна. Тогда епископ Арсений переменил тактику и стал действовать против религиозных вольнодумцев в самом тесном союзе с гражданской властью. Повсюду в Тамбовской епархии закрывались школы. Составлялись в городах и селах общественные приговоры об изгнании из них отщепенцев православия, и многие из наших сектантов, действительно, невольно переселились в Закавказье и на Молочные воды. За свои миссионерские труды Арсений в 1837 году получил благодарность св. Синода. Епископ Арсений отозван был на другую, высшую кафедру. В 1841 году его перевели в Каменец-Подольск, затем на Волынь и в Варшаву. В старости Арсений удостоен был высшего иерархического звания. Он умер Киевским и Галицким митрополитом.

Преемником Арсения был епископ Николай, профессор и ректор Петербургской академии. Имя этого нашего архипастыря и доселе произносится всеми местными жителями с особенной любовью. Николай говорил замечательные проповеди, и потому во время его служений церкви полны народом. К сожалению, знаменитый автор по своей скромности не печатал своих ораторских произведений. Только недавно некоторые проповеди епископа Николая стали появляться в епархиальных ведомостях, имеющих, конечно, самый ограниченный круг читателей. Но еще более дорога нам память нашего архипастыря вследствие той нестяжательности и доброты, с какими он неизменно до самой кончины относился ко всем духовным детям, особенно к духовенству. Всякое несчастие в семье известного духовного лица возбуждало глубокое сочувствие преосвященного Николая, и ни одного несчастного не оставлял он без нравственного или материального утешения. Наш владыка усердно и многоплодно заботился об умножении начальных приходских училищ и этими отечески-просветительскими трудами как бы предназначал широкие народно-училищные реформы царствования     Александра II.

Информация о работе Из истории русской церкви