Из истории русской церкви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 22:36, контрольная работа

Описание работы

Тамбовская епархия открыта в феврале 1682 года повелением царя Феодора Алексеевича и по благословению святейшего патриарха Иоакима. Первым Тамбовским епископом был Леонтий, управлявший епархию около трех лет. Служебная карьера нашего первого архиепископа была весьма печальна: за раскольнические мнения епископ Леонтий был сослан в Суздальский Евфимиев монастырь. Что потом было с ним неизвестно. По словам известного Строева, Леонтий упоминается в числе Суздальских заточников в 1707 году. Вероятно именно в этом году он умер.

Файлы: 1 файл

контрольная работа.doc

— 81.50 Кб (Скачать файл)

В 1851 году епископ Николай тяжко заболел и вследствие этого не мог осуществить своих планов относительно женского училища. Вообще, надо заметить, что с указанного нами года и по 1857 год, когда Николая сменил епископ Макарий, впоследствии Московский митрополит, епархия не испытывала уже энергической деятельности своего любимого архипастыря. Понятно, как все это отразилось на епархиальных делах. Во главе тамбовского церковного управления стала консистория с ее крючкодейством и ненасытною алчностью. В среде духовенства неудержимо развивалось сутяжничество.

С особенным удовольствием мы обращаемся к светлой памяти Тамбовского протоиерея Стефана Березнеговского, имя которого должно быть дорого местному краю, а между тем о покойном своем соотечественнике ничего не известно. Молчат о нем даже близкие его родственники, которые по-видимому, могли и умели бы познакомить с его симпатичною личностью тамбовскую публику, не чуждую научных интересов и уважения к скромным подвижникам кропотливого и полезного труда…

Протоиерей Березнеговский всю жизнь свою разрабатывал источники местной истории. Скромен был его тяжелый научный труд, и не гнался он за литературной славой, воодушевляясь единственно чистой любовью к отечественной науке и Родине. Лишь только в одном из номеров «Тамбовских губернских ведомостей» без указания года его издания была опубликована статья Березнеговского под таким заглавием: «Несколько исторических известий об обстоятельствах, предшествовавших заложению города Тамбова, его постройке и населению». И вот мы пользуемся этой статьей с целью хотя бы некоторого освещения личности покойного, безвестного, но заслуживающего известности автора.

Березнеговский глубоко любил местный край. Это видно из следующих его слов: « Любопытно читать что-нибудь о Тамбове. Темные предания о набегах татар, о Булавине и о пугачевской шайке, разбитой в  селе Рассказове, пленяют душу и невольно заставляют подумать: жутко было нашим предкам – тамбовцам жить в дремучих лесах и на девственных степях, покрытых седым ковылем».

Подобно всем истинно умным и преданным своему делу труженикам, протоиерей Березнеговский не любил «выставлять» себя и отзывался о своих работах с самою трогательной простотой.6

В 40-х и 50-х годах настоящего столетия не один протоиерей Березнеговский украшал собою тамбовское духовенство. В это время нарождавшееся нравственное развитие массы этого почтенного сословия выражалось уже довольно разнообразно. В Тамбовской семинарии пользовался вполне заслуженной известностью преподаватель философии И.А. Савостьянов, автор прекрасных записок по логике. Человек всецело преданный своей науке, в высшей степени скромный и чуждый всех светских развлечений, Иван Алексеевич находил единственную отраду в своем авторитетном и глубоко нравственном обращении с семинарской трудящейся молодежью. И не напрасен был его житейский подвиг. Молодежь чтила его при жизни, повинуясь каждому его слову, почтила его дорогую память и по смерти его, совершившейся в 1849 году. Над могилой И.А. Савостьянова на Успенском кладбище усердные ученики его воздвигли памятник.

В описываемое время были весьма почтенные деятели и среди тамбовского сельского духовенства. К таким пастырям мы относим священника села Двойни         о. Тимофея Лысогорского. Это был человек высокого благочестия и обширного природного ума. Недостатки своего школьного образования он восполнял постоянным чтением серьезных книг духовной и светской литературы. Понятно после этого, почему все прихожане глубоко уважали его и всякий совет его исполняли как приказание. Но они и любили его, потому что о. Лысогорский сам любил своих прихожан не как «наемник», а как «пастырь добрый». Случалось ли горе какое в бедной крестьянской хате, он шел туда без зова, и посещение его всегда приносило исстрадавшемуся народу известную степень отрады. Бывала ли изредка радость в крестьянской семье, и тут первым участником ее являлся о. Тимофей. С течением времени пастырское явление его распространилось на все ближайшие окрестности. К Тимофею стали приезжать за подобными советами не одни крестьяне, но и помещики. Таким образом, скромная нравственно-религиозная сила взяла верх над сословными предрассудками, слишком сильными в былые времена…7

Большой след в жизни Тамбовской епархии оставил выдающийся представитель церкви советского периода архиепископ Тамбовский и Мичуринский Лука. Родился Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий 27 апреля 1877 года в Керчи. В 1903 году он заканчивает медицинский факультет Киевского университета, а в 1916 году после защиты диссертации получает степень доктора медицины. В мае 1923 года был пострижен в монашество с именем Луки – в честь апостола и евангелиста Луки, который был и врач, и художник. 12 мая 1923 года Лука хиротонисан во епископа Ташкентского и Туркестанского. В том же году был выслан в Туруханский край, где самоотверженно продолжал свою врачебную деятельность, одновременно с этим служил в местном храме.

Осенью 1942 года Лука был возведен в сан архиепископа и назначен на Красноярскую кафедру. Он был участником Собора архиереев Русской православной церкви 8 сентября 1943 года. В январе 1944 года Войно-Ясенецкий назначается епископом Тамбовским и Мичуринским. Приехав в Тамбов, он сосредоточил свои усилия на восстановлении и освятил несколько храмов. Богослужения, совершаемые архиепископом Лукой, отличались высокой духовностью и молитвенностью. Одновременно с этим он активно работал в эвакогоспитале, читал лекции по медицине. В 1946 году Лука получил Государственную премию 1-й степени за монографии «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов». Почти всю премию он пожертвовал сиротам, жертвам войны.

В 1946 году Лука был назначен архиепископом Симферопольским и Крымским. Крымскую епархию возглавлял 16 лет. В 1947 году он закончил свой труд «О духе, душе и теле», в котором он изложил свое понимание христианской антропологии и развитие учения о сердце как органе Богопознания.

 

Архиепископ Тамбовский и Мичуринский Иоасаф (Журманов) возглавлял Тамбовскую кафедру с 1946 по 1961 годы. Он построил в Тамбове кладбищенский храм во имя первоверховных апостолов Петра и Павла.

Архиепископ Тамбовский и Мичуринский Михаил (Чуб) 1961-1962, 1974-1985. Это был широкообразованный известный богослов. С 1959 года был бессменным членом редколлегии сборника «Богословские труды». Его труды публиковались в церковной прессе на родине и за рубежом и были посвящены творениям священномученика Мефодия Олимпского (Патарского), святителя ихона Задонского, епископа Игнатия Брянчанинова, афонского старца Силуана и других отечественных подвижников веры и благочестия. Личная библиотека архиепископа Михаила после его кончины легла в основу Синодальной библиотеки, расположенной в Свято-Даниловом монастыре. Архиепископ Михаил был участником многих богословских собеседований между представителями Русской православной церкви и различных христианских конфессий.

Неизгладимый, яркий след в сердцах и памяти жителей Тамбовщины оставила деятельность крупного общественного и духовного лидера, мудрого и сердечного человека архиепископа Тамбовского и Нижегородского Евгения (в миру Евгений Борисович Ждан). Он возглавлял Тамбовскую епархию с 31 мая 1987 года до последнего дня своей жизни – 11 октября 2002 года. Владыка Евгений любил тамбовскую землю. Он говорил, что считает ее своей второй родиной, а себя – ее сыном. Он любил свою паству, а тамбовчане платили ему взаимностью. Владыка не жалел сил, не щадил себя ради блага людей, во имя высокой цели – возрождения духовности в обществе.

Голос архипастыря звучал в храмах, по радио, с телеэкранов, он неоднократно вел задушевные беседы с горожанами и жителями сел, призывая их к миру и терпению, к осознанию того, что все они – дети одной страны, одной культуры, что забота о процветании Отечества – общее дело всего народа.

Владыка Евгений обладал высокими душевными качествами, его отличали благородство, доброта и человеколюбие. За годы его служения на Тамбовской кафедре были восстановлены десятки храмов, возрождены святые места нашей древней земли. За подвижническое служение архиепископ Евгений Указами Президента Российской Федерации награждался орденами Почета и «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Он также удостоен многих церковных наград. Память об этом выдающемся человеке жива в благодарных сердцах тамбовцев.

В августе 2002 года Тамбовщину посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Это был его третий визит на тамбовскую землю. До этого высокий гость побывал здесь в 1993 и 1998 годах. Глава русской православной церкви встретился с руководителями области и Тамбова, принял участие в Божественной литургии во вновь сооруженном храме Новомучеников и исповедников Российских на Полынковском кладбище, возложил живые цветы к памятнику и мемориальной доске Святителю и исповеднику, архиепископу Тамбовскому и Мичуринскому Луке – видному церковному иерарху и ученому-хирургу. Патриарх посетил Вознесенский женский монастырь, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, осмотрел возрождающийся университетский храм Святой великомученицы Александры, встретился с научной и творческой общественностью областного центра.

26 декабря 2002 года Святейший Патриарх и Священный Синод Русской православной церкви приняли решение о назначении викария Нижегородской епархии епископа Ветлужского Феодосия епископом Тамбовским и Мичуринским. 8

Итак, эпоха позднейших наших владык ознаменована в жизни тамбовского духовенства многими важными событиями. Макарий и Феофан, несомненно, подняли умственно-нравственный уровень нашей епархии, привлекши в среду  духовенства нескольких лиц с академическим образованием, что до них было большой редкостью. С этого времени стали издаваться местные епархиальные ведомости. Таким образом, явился тамбовский церковный орган, немало содействующий пробуждению литературных стремлений в нашем духовенстве. При епископе Феодосии открыто было женское епархиальное училище, временно учрежден был викариат, и вошло в силу известное апархиальное выборное начало. Последняя реформа сразу выразилась в лучшем составе благочинных и в более широком развитии местной церковной жизни.

В заключение нельзя пройти молчанием еще одного весьма важного факта. Несколько лет тому назад в Спасском уезде построена и освящена единоверческая церковь, и к ней назначен единоверческий священник, бывший поповец-начетчик. Таким образом, и у нас началось серьезное сближение раскола с православием, и у нас понемногу начала сглаживаться давняя и тяжелая религиозная вражда людей одной плоти и крова…

 

 

Список используемой литературы

 

  1. С четырех сторон Россия… Тамбовский край на карте страны, Тамбов: ОГУП «Тамбовполиграфиздат»,  2003. – с.312
  2. Очерки из истории Тамбовского края, Издание Тамбовского государственного педагогического института, Тамбов, 1997. – с.120
  3. Город Тамбов в прошлом, настоящем и будущем.  360-летию посвящается, Тамбов, 1996. – с.97
  4. Деятели Тамбовского духовенства, Тамбов, 1998. – 160 с.
  5. Тамбову – 370 лет. – Тамбов: ООО «Издательство Юлис» - 2006. – 320 с.
  6. Горелов А.А., Щукин Ю.К. Тамбов – справочник-путеводитель, И.: «Пролетарский светоч», Тамбов, 1999. – с.195
  7. Дубасов И.К. К истории Тамбовской церкви, ОГУП «Пролетарский светоч», Тамбов, 2002. – с. 185
  8. Кученкова В.И. «Святыни Тамбовской епархии», Тамбов, 1997. – с.130

 

1 С четырех сторон Россия… Тамбовский край на карте страны, ОГУП «Тамбовполиграфиздат», Тамбов, 2003. -312 с.

2  ДубасовИ.К. К истории Тамбовской церкви. - ОГУП «Пролетарский светоч», Тамбов, 2002. – с. 185

3 Очерки из истории Тамбовского края, Издание Тамбовского государственного педагогического института, Тамбов, 1997. – 120 с.

4 Город Тамбов в прошлом, настоящем и будущем.  360-летию посвящается, Тамбов, 1996. - 97 с.

5 Тамбову – 370 лет. – Тамбов: ООО «Издательство Юлис» - 2006. – 320 с.

6 Горелов А.А., Щукин Ю.К. Тамбов – справочник-путеводитель, И.: «Пролетарский светоч», Тамбов, 1999. - 195 с.

7 Деятели Тамбовского духовенства, Тамбов, 1998. – 160 с.

8 Кученкова В.И.  Святыни Тамбовской епархии.  Тамбов, 1997. - 130 с.

 


 



Информация о работе Из истории русской церкви