Экология культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 14:44, контрольная работа

Описание работы

В культурологии уже давно зафиксировано, что непосредственный источник забот, тревог и мучений человека лежит не вне его, а в нем самом, не в среде обитания, а в дисгармонии между потребностями, способами и возможностями их удовлетворения. И потребности часто оказываются недостаточно культурными, и способы их удовлетворения бывают малокультурными и просто варварскими, и возможности удовлетворения стихийно растущих потребностей небезграничны. Капризы и прихоти людей - выражение не культуры, а малокультурности людей, их социального эгоизма и исторической ограниченности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Сущность экологической культуры…………………………………………...4
2. Нарушение экологического равновесия……………………………………..10
3. Экологическая культура в структуре человеческой деятельности………...12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…16
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………..…17

Файлы: 1 файл

Экология культуры.docx

— 35.06 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Южно-Уральский  государственный университет»

филиал г. Аша

Кафедра «Общенаучные и экономические дисциплины»

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Культурология»

на тему: «Экология культуры»

 

 

 

 

                                     

                                                                           Принял

                                                                           _______________Т.В. Наливайко

                                                                           ________________________2011г.

 

Сдал

студент группы 3 Мен-120

______________ О.А. Поздышева

_______________________2011 г.

 

 

 

 

 

 

Аша 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. Сущность экологической культуры…………………………………………...4

2. Нарушение экологического равновесия……………………………………..10

3. Экологическая культура в структуре человеческой деятельности………...12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…16

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………..…17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В культурологии уже давно  зафиксировано, что непосредственный источник забот, тревог и мучений  человека лежит не вне его, а в  нем самом, не в среде обитания, а в дисгармонии между потребностями, способами и возможностями их удовлетворения. И потребности часто оказываются недостаточно культурными, и способы их удовлетворения бывают малокультурными и просто варварскими, и возможности удовлетворения стихийно растущих потребностей небезграничны. Капризы и прихоти людей - выражение не культуры, а малокультурности людей, их социального эгоизма и исторической ограниченности. И вся тяжесть борьбы за будущее общества, таким образом, переносится в сферу субъективного. В настоящее время эта борьба разворачивается по линии формирования экологического сознания, разработки экологических принципов управления современной цивилизацией и ревизии культурных ценностей в соответствии с рекомендациями экологической науки, оптимизации культурных ценностей под воздействием экологического кризиса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В реальной жизни стираются границы между государствами, транснациональные корпорации объединяют рынки и технологии на разных континентах. Понятия "экология" и "культура" становятся ключевыми и, помогают осмыслить ход истории и место человека в природе, сохранить национальные корни культур, менталитет стран и народов, возникших в результате огромного многообразия взаимодействия человека и природы.

Под словом "культура" сначала понимали "возделывание почвы". Позднее оно стало пониматься как "почитание богов". На протяжении всего средневековья, да и поздней античности, "культура" была неразрывно связана с религией, духовными ценностями и т.п. Но с началом эпохи модерна это понятие подверглось глубокому переосмыслению. В начале под "культурой" понималась совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством за весь период его существования, т.е. живопись, архитектура, язык, письменность, обряды, отношение к миру, но затем, с открытием иных цивилизаций, возникла потребность в разрешении этого понятия. Как показала жизнь, человечество, будучи единым биологическим видом, никогда не являлось единым социальным коллективом. Более того, культурные нормы и правила не являются наследственными признаками, заложенными в наших генах, они усваиваются на протяжении всей жизни, посредством обучения, целенаправленной работы и деятельности человека.

"Экология" - слово греческого происхождения: oikos означает дом, жилище, родина, logos - понятие, учение. Так что экология в буквальном переводе означает "учение о доме" или, если угодно "учение о родине". Термин "экология" возник примерно в середине ХХ века. Наука же экология возникла в конце ХIХ столетия, но тогда она означала учение о живых организмах, их взаимосвязи и влиянии на природу в целом. Но по-настоящему актуальное значение экология приобрела в середине ХХ столетия, когда ученые из Соединенных Штатов обнаружили пропорциональную зависимость загрязнения почв и мирового океана, уничтожение многих видов животных от антропогенной деятельности. Таким образом, с конца шестидесятых годов человечество столкнулось с проблемой "глобального экологического кризиса". Развитие промышленности, индустриализация, научно-техническая революция, массовая вырубка лесов, строительство заводов-гигантов, атомных, тепловых и гидроэлектростанций, процесс истощения и опустынивания земель привел к тому, что перед мировым сообществом встал вопрос выживания и сохранения человека как вида.

Экологическая культура –  это не только современная стадия развития культуры, культура, складывающаяся под влиянием экологического кризиса[1,c.23]. Культура на всех стадиях ее развития выполняла – более или менее успешно – функцию взаимодействия общества с природой. Поэтому, в широком смысле, экологическая культура как культура взаимодействия общества и природы существовала на всем протяжении истории человечества. Начавшись, развитие культуры не могло быть остановлено. И поэтому нелепы сетования на прогресс. Постепенно, обеспечив свою защищенность от непосредственных негативных воздействий, общество от обороны переходит к наступлению на природу – уже на этапе Древней истории. При этом радость ощущения собственных сил чаще всего не позволяет обществу вовремя заметить и предотвратить разрушительное воздействие, которое оно оказывает на природу. Теряя чуткость, переставая руководствоваться естественными, природой заданными параметрами жизни, "цивилизованный" человек разрушал природу не только вокруг себя, но и в самом себе. Стремясь к комфорту, люди разрушали свое здоровье – и физическое, и духовное. В стремлении к самостоятельной устойчивости, независимо от природы общество дошло сегодня до критического состояния отчуждения от природы, создав тем самым реальную угрозу уничтожения глобальной социоприродной экосистемы. Начиная с середины ХХ века, в мире разворачивается научно-техническая революция, с использованием достижений науки создается новое поколение техники, обеспечивающей интенсификацию, усиление не только физической, но и умственной деятельности людей. Анализ прошлого помогает понять будущее.

Сложность, многообразие, богатство  природы, в недрах которой возникло общество, явилось причиной того, что  процесс становления этого общества оказался длительным и насыщенным. Вдумчивое ответственное отношение  к себе, к своему месту в мире – и природном, и социальном, сформировалось как важнейшая черта культуры, духовности. Весь мир признает, что  степень развития нравственной жизни, глубина духовных исканий в культуре уникальны. Перед нами стоит задача не утратить, развить эту уникальность, не впадая в убогое бахвальство, а  стремясь почувствовать, воссоздать в  себе связь со своей землей и с  историей своего народа, своей культуры.

Процесс воспроизводства  жизни не прерывен, хотя жизнь всех живых существ не бесконечна. Эта  непрерывность достигается за счет преемственности. Главная форма  преемственности в естественных экосистемах – это генетическая наследственность. Сочетание преемственности  и изменчивости обеспечивает приспосабливаемость  вида, его устойчивое положение в  экосистеме. Каждое поколение, с одной  стороны, связывает прошлое и  будущее развитие экосистемы, выступает  как этап эстафеты жизни, форма преемственности. А с другой стороны, поколение  – это относительно самостоятельная  группа по своему неповторимо участвующая  в воспроизводстве жизни, создающая  особую культуру. "Преемственность  – условие непрерывного развития. Одновременно сама перманентность в  развитии есть конкретная проявление преемственной связи будущего с  прошлым через настоящее. Преемственность  поколений обеспечивается воспитанием, которое выступает как фактор социального развития личности и  духовного прогресса народа.

В самом общем плане  к системе взаимодействия "природа-общество" применимо понятие "природные  условия" как отражение необходимого основания для существования  и развития общества. Однако, когда  мы начинаем рассматривать влияние природы на конкретные стороны общественной жизни, где проявляется ее (природы) активный и даже в чем то определяющий характер, имеет смысл и основание использовать термин "природные факторы". Современная экологическая ситуация является тому подтверждением. Природные условия и факторы являются необходимой составной частью причинных факторов действующих в обществе и его структурах, как основных, так и не основных. Через эту систему, причинно следственных связей выявляется механизм "вхождения" природных детерминант в основные сферы общественной жизни.

Общество всегда, так или  иначе, реагировало на изменения  природных условий и факторов: оно не только поменяло местоположение, но и вырабатывало новые формы  экологической культуры, изобрело новые  технологии и т.д. И что особенно важно – люди вырабатывали новые  формы взаимоотношения с природой и между собой. Общество формировало  культуру и нравственность, необходимые  для сохранения своего стабильного  существования. Процессы взаимной адаптации  природы и общества шли веками, составляющие порой целые эпохи. Данная адаптация носила взаимообусловленный  характер, ибо общество подстраивало себя к окружающей природе под  свои нужды. Изучение диалектической взаимосвязи общества и природы и влияние последней на социально-экономическое и культурное развитие, является давней традицией в истории философской мысли. Если бы рассуждения Платона шли от частного к общему, он мог бы прийти к выводу, что именно люди изменили облик той земли, на которой они поселились. Процессы деградационных изменений окружающей среды находят разнообразное отражение в сознании людей того времени: во-первых, в конкретном познании отдельных негативных экологических процессов и приобретений соответствующего опыта их преодоления; во-вторых, в попытках философского осмысления проблем, вытекающих из противоречивого процесса взаимодействия общества с природной средой. Взгляды на отношения человека и природы содержат и все религиозные учения. Так, согласно Библии, Бог создал человека по своему замыслу и определил ему господствовать над его (божьим) творением. Христианство утверждало догму, что человек - божий избранник. По мнению католической, церкви, нельзя согласиться с тем, что все вещи, сотворенные Богом, имеют сродство с духом и ценны сами по себе, а не по их пользе для человека. Великие религии Азии (индуизм и буддизм) имели целью стереть чувства (ощущения) на границе между человеком и остальной частью природы. Человек открыл нирвану – полное блаженство – в отрицании желаний, в утверждении своей личности, в единстве с общим духом, окружающим всю природу. Быстрое развитие производства сопровождалось все чаще нарушением экологического равновесия в природной среде, начинает выражаться в понимании природы как некоего поставщика, необходимого для удовлетворения потребностей человека и его желаний без ограничений. Поэтому в период развития индустриализации и урбанизации появилось больше тяжелых последствий для существования человека: начинаются деформация и разорение природной среды. Но вместе с деградацией природной среды постепенно росло и сознание необходимости согласовывать экономическое развитие с экологическими возможностями среды человека и предусматривать соответствующие меры. В современных условиях природная детерминация становится по существу детерминацией экологической, ибо речь идет о последствиях природно-социального взаимодействия. Зависимость человека от природных факторов многократно возросло, ибо экспоненциально растущее воздействие на природу меняет саму природу, а значит, и условия жизни людей. Это дает основание говорить об экологизации какой-то сферы общественной жизни как системе непосредственного (природные бедствия, катаклизмы) и опосредованного влияния природных факторов на различные ее стороны: экологическое и экономическое сознание, культуру, деятельность[1,c.65].

Экологическая культура - сравнительно новая проблема, которая остро  встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному  экологическому кризису. Все мы прекрасно видим, что многие территории по причине хозяйственной деятельности человека оказались загрязненными, что сказалось на здоровье и на качестве населения. Можно сказать прямо, в результате антропогенной деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения. Из–за неразумного отношения к ней и к ее ресурсам, из-за неправильного понимания своего места и положения во вселенной человечеству грозит деградация и вымирание. Поэтому проблема "правильного" восприятие природы, равно как и "экологической культуры" входит в настоящий момент на передний план. Чем раньше ученые начнут "бить тревогу", тем раньше люди начнут пересматривать результаты своей деятельности и корректировать свои цели, соразмеряя свои цели со средствами, которыми располагает природа, тем быстрее можно будет перейти к исправлению ошибок, как в мировоззренческой сфере, так и в сфере экологической. Одним из первых, кто подошел к проблеме экокультуры был знаменитый мыслитель и исследователь В.И.Вернадский; он впервые серьезнейшим образом проработал термин "биосфера", занимался проблемами человеческого фактора в существовании мира.

Сущность культурологического  подхода к исследованию экологических  проблем на современном этапе  может быть осмыслена при условии  интерпретации природы как ценности культуры. Опираясь на определение культуры, как совокупности материальных и духовных ценностей, а также способов человеческой деятельности обеспечивающих прогресс человечества, ученые функцию экологической культуры видят в обеспечении соответствия социальной деятельности требованиям жизнепригодности природной среды. Система ценностей современной культуры включает в себя природу, и это получает образное отражение в ряде экологических принципов: благоговение перед жизнью (А. Швейцер) этики земли (О. Леопольд) природа знает лучше (Б. Коммонер), сотворчество человека с природой (В.Б. Согава), идея коэволюции человечества и природы (Н.Н. Моисеев). Обществу становится необходимым, по выражению Н.Н.Моисеева своеобразный экологический императив как совокупность условий и запретов, выполнение которых обеспечит выживание человека, дальнейший прогресс человечества и его совместную эволюцию с природой.

 

2 НАРУШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ

 

Сегодня нарушение экологического равновесия выражается во многих формах. Можно сказать, что существует единое мнение о том, что основными формами  являются:

Информация о работе Экология культуры