Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 14:44, контрольная работа
В культурологии уже давно зафиксировано, что непосредственный источник забот, тревог и мучений человека лежит не вне его, а в нем самом, не в среде обитания, а в дисгармонии между потребностями, способами и возможностями их удовлетворения. И потребности часто оказываются недостаточно культурными, и способы их удовлетворения бывают малокультурными и просто варварскими, и возможности удовлетворения стихийно растущих потребностей небезграничны. Капризы и прихоти людей - выражение не культуры, а малокультурности людей, их социального эгоизма и исторической ограниченности.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Сущность экологической культуры…………………………………………...4
2. Нарушение экологического равновесия……………………………………..10
3. Экологическая культура в структуре человеческой деятельности………...12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…16
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………..…17
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Южно-Уральский государственный университет»
филиал г. Аша
Кафедра «Общенаучные и экономические дисциплины»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Культурология»
на тему: «Экология культуры»
Сдал
студент группы 3 Мен-120
______________ О.А. Поздышева
_______________________2011 г.
Аша 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Сущность экологической культуры…………………………………………...4
2. Нарушение экологического равновесия……………………………………..10
3. Экологическая культура в структуре человеческой деятельности………...12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………..…17
ВВЕДЕНИЕ
В культурологии уже давно
зафиксировано, что непосредственный
источник забот, тревог и мучений
человека лежит не вне его, а в
нем самом, не в среде обитания,
а в дисгармонии между
1 СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В реальной жизни стираются границы между государствами, транснациональные корпорации объединяют рынки и технологии на разных континентах. Понятия "экология" и "культура" становятся ключевыми и, помогают осмыслить ход истории и место человека в природе, сохранить национальные корни культур, менталитет стран и народов, возникших в результате огромного многообразия взаимодействия человека и природы.
Под словом "культура" сначала понимали "возделывание почвы". Позднее оно стало пониматься как "почитание богов". На протяжении всего средневековья, да и поздней античности, "культура" была неразрывно связана с религией, духовными ценностями и т.п. Но с началом эпохи модерна это понятие подверглось глубокому переосмыслению. В начале под "культурой" понималась совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством за весь период его существования, т.е. живопись, архитектура, язык, письменность, обряды, отношение к миру, но затем, с открытием иных цивилизаций, возникла потребность в разрешении этого понятия. Как показала жизнь, человечество, будучи единым биологическим видом, никогда не являлось единым социальным коллективом. Более того, культурные нормы и правила не являются наследственными признаками, заложенными в наших генах, они усваиваются на протяжении всей жизни, посредством обучения, целенаправленной работы и деятельности человека.
"Экология" - слово греческого происхождения: oikos означает дом, жилище, родина, logos - понятие, учение. Так что экология в буквальном переводе означает "учение о доме" или, если угодно "учение о родине". Термин "экология" возник примерно в середине ХХ века. Наука же экология возникла в конце ХIХ столетия, но тогда она означала учение о живых организмах, их взаимосвязи и влиянии на природу в целом. Но по-настоящему актуальное значение экология приобрела в середине ХХ столетия, когда ученые из Соединенных Штатов обнаружили пропорциональную зависимость загрязнения почв и мирового океана, уничтожение многих видов животных от антропогенной деятельности. Таким образом, с конца шестидесятых годов человечество столкнулось с проблемой "глобального экологического кризиса". Развитие промышленности, индустриализация, научно-техническая революция, массовая вырубка лесов, строительство заводов-гигантов, атомных, тепловых и гидроэлектростанций, процесс истощения и опустынивания земель привел к тому, что перед мировым сообществом встал вопрос выживания и сохранения человека как вида.
Экологическая культура – это не только современная стадия развития культуры, культура, складывающаяся под влиянием экологического кризиса[1,c.23]. Культура на всех стадиях ее развития выполняла – более или менее успешно – функцию взаимодействия общества с природой. Поэтому, в широком смысле, экологическая культура как культура взаимодействия общества и природы существовала на всем протяжении истории человечества. Начавшись, развитие культуры не могло быть остановлено. И поэтому нелепы сетования на прогресс. Постепенно, обеспечив свою защищенность от непосредственных негативных воздействий, общество от обороны переходит к наступлению на природу – уже на этапе Древней истории. При этом радость ощущения собственных сил чаще всего не позволяет обществу вовремя заметить и предотвратить разрушительное воздействие, которое оно оказывает на природу. Теряя чуткость, переставая руководствоваться естественными, природой заданными параметрами жизни, "цивилизованный" человек разрушал природу не только вокруг себя, но и в самом себе. Стремясь к комфорту, люди разрушали свое здоровье – и физическое, и духовное. В стремлении к самостоятельной устойчивости, независимо от природы общество дошло сегодня до критического состояния отчуждения от природы, создав тем самым реальную угрозу уничтожения глобальной социоприродной экосистемы. Начиная с середины ХХ века, в мире разворачивается научно-техническая революция, с использованием достижений науки создается новое поколение техники, обеспечивающей интенсификацию, усиление не только физической, но и умственной деятельности людей. Анализ прошлого помогает понять будущее.
Сложность, многообразие, богатство
природы, в недрах которой возникло
общество, явилось причиной того, что
процесс становления этого
Процесс воспроизводства жизни не прерывен, хотя жизнь всех живых существ не бесконечна. Эта непрерывность достигается за счет преемственности. Главная форма преемственности в естественных экосистемах – это генетическая наследственность. Сочетание преемственности и изменчивости обеспечивает приспосабливаемость вида, его устойчивое положение в экосистеме. Каждое поколение, с одной стороны, связывает прошлое и будущее развитие экосистемы, выступает как этап эстафеты жизни, форма преемственности. А с другой стороны, поколение – это относительно самостоятельная группа по своему неповторимо участвующая в воспроизводстве жизни, создающая особую культуру. "Преемственность – условие непрерывного развития. Одновременно сама перманентность в развитии есть конкретная проявление преемственной связи будущего с прошлым через настоящее. Преемственность поколений обеспечивается воспитанием, которое выступает как фактор социального развития личности и духовного прогресса народа.
В самом общем плане к системе взаимодействия "природа-общество" применимо понятие "природные условия" как отражение необходимого основания для существования и развития общества. Однако, когда мы начинаем рассматривать влияние природы на конкретные стороны общественной жизни, где проявляется ее (природы) активный и даже в чем то определяющий характер, имеет смысл и основание использовать термин "природные факторы". Современная экологическая ситуация является тому подтверждением. Природные условия и факторы являются необходимой составной частью причинных факторов действующих в обществе и его структурах, как основных, так и не основных. Через эту систему, причинно следственных связей выявляется механизм "вхождения" природных детерминант в основные сферы общественной жизни.
Общество всегда, так или
иначе, реагировало на изменения
природных условий и факторов:
оно не только поменяло местоположение,
но и вырабатывало новые формы
экологической культуры, изобрело новые
технологии и т.д. И что особенно
важно – люди вырабатывали новые
формы взаимоотношения с
Экологическая культура - сравнительно новая проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. Все мы прекрасно видим, что многие территории по причине хозяйственной деятельности человека оказались загрязненными, что сказалось на здоровье и на качестве населения. Можно сказать прямо, в результате антропогенной деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения. Из–за неразумного отношения к ней и к ее ресурсам, из-за неправильного понимания своего места и положения во вселенной человечеству грозит деградация и вымирание. Поэтому проблема "правильного" восприятие природы, равно как и "экологической культуры" входит в настоящий момент на передний план. Чем раньше ученые начнут "бить тревогу", тем раньше люди начнут пересматривать результаты своей деятельности и корректировать свои цели, соразмеряя свои цели со средствами, которыми располагает природа, тем быстрее можно будет перейти к исправлению ошибок, как в мировоззренческой сфере, так и в сфере экологической. Одним из первых, кто подошел к проблеме экокультуры был знаменитый мыслитель и исследователь В.И.Вернадский; он впервые серьезнейшим образом проработал термин "биосфера", занимался проблемами человеческого фактора в существовании мира.
Сущность культурологического
подхода к исследованию экологических
проблем на современном этапе
может быть осмыслена при условии
интерпретации природы как
2 НАРУШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ
Сегодня нарушение экологического равновесия выражается во многих формах. Можно сказать, что существует единое мнение о том, что основными формами являются: