Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 14:44, контрольная работа
В культурологии уже давно зафиксировано, что непосредственный источник забот, тревог и мучений человека лежит не вне его, а в нем самом, не в среде обитания, а в дисгармонии между потребностями, способами и возможностями их удовлетворения. И потребности часто оказываются недостаточно культурными, и способы их удовлетворения бывают малокультурными и просто варварскими, и возможности удовлетворения стихийно растущих потребностей небезграничны. Капризы и прихоти людей - выражение не культуры, а малокультурности людей, их социального эгоизма и исторической ограниченности.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Сущность экологической культуры…………………………………………...4
2. Нарушение экологического равновесия……………………………………..10
3. Экологическая культура в структуре человеческой деятельности………...12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…16
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………..…17
- нерациональная эксплуатация невозобновляемых природных ресурсов (источников сырья и энергии), сопровождаемая опасностью быстро исчерпаться;
- загрязнение биосферы вредными отходами;
- большая концентрация хозяйственных объектов и урбанизация, оскудение природных пейзажей и сокращение свободных территорий для отдыха и лечения.
Основными причинами этих
форм выражения экологического кризиса
являются быстрый экономический
рост и форсированная
Последствия урбанизированного
экономического роста для природной
среды бывают многоплановые, прежде
всего более интенсивное
Эти относительно стремительные перемены отличаются от ритма природных процессов, где мутации происходят в довольно большие временные промежутки. Это несоответствие между эволюционным ходом природных макропроцессов и изменениями в результате деятельности людей в отдельных компонентах природной системы создает значительные нарушения в природной среде и является одним из факторов настоящего экологического кризиса в мире.
Деградация природной среды и вытекающие из нее экологические нарушения не являются продуктом только технологического развития и выражением временных и случайных нарушений. Напротив, деградация природной среды представляет собой показатель глубочайшей индустриальной цивилизации и сверхинтенсивного способа производства. Поскольку индустриальная система капитализма сильно увеличивает возможности производства и власть над природной, то она содержит и семена систематического распыления человеческих и природных сил.
Нарушение экологического равновесия
в современном мире приняло такие
размеры, что произошло нарушение
равновесия между природными системами,
необходимыми для жизни и промышленных,
технологических и
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СТРУКТУРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Специального рассмотрения требуют вопросы экологической культуры, связанные с сохранением нравственно-духовных ценностей. Экологическое воспитание не ограничивается осознанием и практическим усвоением экологии биологической. Не менее важна экология культуры, память о духовной жизни народа. Не только загрязнение внешней среды, угроза экологического кризиса, но и загрязнение внутреннего мира человека, его духовной памяти и сознания означает распад личности. Патриотические чувства «сохнут» от суррогатов массовой культуры, от бездеятельности души и разума человека, его самоуспокоенности, равнодушия, отсутствия совестливости и стыда. Подлинные гуманистические нравственные ценности возникают на почве традиций культурной среды, воплощенных в памятниках материальной и духовной культуры, а «чтобы сохранить памятники культуры, необходимые для "нравственной оседлости" людей, мало только платонической любви к своей стране, любовь должна быть действенной».
Важность и необходимость формирования экологического сознания признается всем современным научным сообществом. «Экологическое сознание, - указывает, например, С. Н. Артановский, - становится органической составной частью общественной мудрости, передовой культуры»[2,c.146].
Процесс экологизации общественного
сознания можно разделить на несколько
стадий: во-первых, проявление отношения
человека к природе в форме
различных чувств (равнодушие, озабоченность,
тревога, паника и т. д.); во-вторых, формирование
глубокого интереса к экологической
проблеме (выявление сущности эволюционных
изменений в биосфере, детерминация
ее целостности и т. д.); в-третьих,
переход от осмысления и понимания
природных явлений к
Экологический императив биосферной этики можно выразить следующим образом: действуй так, чтобы каждый человек и человечество в целом как носители естественности природного бытия были целью, а не средством человеческой деятельности.
Экология человека выступает в качестве одной из теоретических форм в освоении антропологической проблемы, способствующих утверждению иных форм постановки вопроса «что такое человек» и использованию новых познавательных средств. Как отмечает Н. А. Агаджанян, «экология человека - это не столько медико-биологическое, географическое, социально-экономическое знание, не столько конкретная наука, сколько прежде всего знание и воспитание нравственного и духовного мира человека, неисчерпаемые и безгранично важные для перестройки нашего мышления и перехода от биосферы к ноосфере»[2,c.153].
Человек как целостный объект современной науки выступает во всей совокупности его природных и социальных свойств. Вот почему проблему эволюции человека нельзя локализовать рамками либо биологического, либо социологического направлений. В социобиологической концепции ген-культурная эволюция является сложным, интегративным процессом, в котором культура формируется биологическим императивом, а генная эволюция изменяется под влиянием культурных инноваций. Согласно Уилсону, генетическая эволюция посредством естественного отбора увеличила возможности для культуры, и культура, в свою очередь, усилила генетические соответствия, которые она может максимально использовать.
Основные социобиологические
идеи, а также новейшие данные палеоантропологии
и кибернетики послужили
Критически оценивая гипотезу Е. Масуды, следует подчеркнуть, что эволюция современного человека продолжается и в настоящее время, поскольку социально-биологическая среда как агент отбора постоянно изменяется. В обществе действуют основные формы отбора: стабилизирующий, деструктивный, сбалансированный и направляющий. Превращение в ходе эволюции человека биологических предпосылок в зависимую от социального процесса форму не устраняет природные основания человека. В этом аспекте исследование раннего детства дает уникальную возможность постижения взаимодополнения и взаимопроникновения социального и биологического в развитии ребенка, осуществляемого преимущественно в игровой форме.
В период беспомощности ребенка, необходимо защищать ребенка с помощью объединенных усилий родителей, коллективов и общества в целом, что по существу навязывает доминирование культурной среды, социального в развитии личности. Утрата учета индивидуальных особенностей детей при этом обычно приводит в свою очередь к различным стрессовым ситуациям, обостряет противоречие между генетико-биологическими задатками ребенка и морфофизиологической и психологической нагрузкой, которую несет ему социум. Подавляя и деформируя естественные, природные задатки маленького человека, мы разрушаем основания игры как средства социализации человека, закладываем механизмы извращенного мировосприятия и неприятия культурных ценностей, создаем условия культурной примитивизации личности. Стремление социального любой ценой подчинить себе биологическое обрекает его на вечные коллизии с самим собой. Уход ребенка в мир болезненных переживаний, неприятие им действительности, отрыв от реальности разрушают поле игры - свободной деятельности, где происходит становление и предопределение характера человеческой активности, степени свободы и творчества личности в будущем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экологическая культура на нашей планете складывается в определенной степени как противовес культу техники. Культ биосферы, жизни и человека в противовес культу техники. Вот первый принцип экологической культуры. Второй фундаментальный принцип экологической культуры - это защита человека как олицетворения биосферы и жизни от человека-хищника, защита человека от него самого и его физико-технических теорий, лишенных гуманитарного, жизненно-биологического содержания.
Экологическая культура подчеркивает
ограниченность человека. Даже если он
и создаст экологическую
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.Логуа Р.А. Экология культуры - М.: Изд-во РАГС,2007 - 350с.
2.Петров К.М. Общая экология – С-П.: Просвещение, 2008-260с.