Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 12:05, контрольная работа
Культура - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
Культура характеризует особенности сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, культура политики и другие).
Введение. 3
1. Понятие, исторические условия и этапы становления массовой культуры. 4
2. Основные проявления и направления массовой культуры нашего времени. 7
3. Элитарная культура как антипод массовой культуре. 12
4. Взаимосвязи между массовой и элитарной культурами. 16
Заключение. 19
Список использованной литературы 21
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Казанский
государственный технический
Лениногорский филиал
Кафедра Естественно-научных гуманитарных дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Культурология»
Тема: «Элитарная и массовая культуры»
Исполнитель:
Проверил:
Лениногорск - 2008
Содержание
Введение. 3
1. Понятие, исторические условия и этапы становления массовой культуры. 4
2. Основные проявления и направления массовой культуры нашего времени. 7
3. Элитарная культура как антипод массовой культуре. 12
4. Взаимосвязи между массовой и элитарной культурами. 16
Заключение. 19
Список использованной литературы 21
Культура - это специфический
способ организации и развития человеческой
жизнедеятельности, представленный в
продуктах материального и
Культура характеризует особенности сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, культура политики и другие).
Первоначально понятие культуры
подразумевало воздействие
В рамках же отдельного общества можно выделить: высокую (элитарную) и народную (фольклорную) культуру, в их основе - различный уровень образованности индивидов и массовую культуру, к формированию которой привело активное развитие СМИ.
Культура элитарная – культура массовая. Где грань между ними? К примеру, музыка Моцарта, звучащая в зале Филармонии остается явлением элитарной культуры? – Бесспорно. А та же мелодия, но уже в упрощенном варианте, звучащая в мобильном телефоне – явление культуры массовой. Если мы предположим, что массовая культура это часть общей культуры, только отделена она от элитарной, лишь большим количеством потребителей и социальной востребованностью, то обнаружим, что такая определенность абсолютно не строго установлена, и объекты элитарной культуры и культуры массовой довольно часто переходят ту самую, очерченную нами, условную границу. Так что же такое Культура Элитарная? И что есть Массовая Культура?
Особенности производства и
потребления культурных ценностей
позволили культурологам
Когда же и как появилась массовая культура? По поводу истоков массовой культуры в культурологии существует ряд точек зрения.
Приведем в качестве примера наиболее часто встречающиеся в научной литературе:
1. Предпосылки массовой
культуры формируются с
2. Истоки массовой культуры
связаны с появлением в
3. Большое влияние на
развитие массовой культуры
И все-таки все вышеизложенное — это предыстория массовой культуры. А в собственном смысле массовая культура проявила себя впервые в США на рубеже XIX—XX веков. Известный американский политолог Збигнев Бжезинский любил повторять фразу, которая стала со временем расхожей: «Если Рим дал миру право, Англия парламентскую деятельность, Франция — культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру».
Феномен появления массовой культуры представляется следующим образом. Для рубежа XIX—XX веков стала характерной всеобъемлющая массовизация жизни. Она затронула все ее сферы: экономику и политику, управление и общение людей. Активная роль людских масс в различных социальных сферах была проанализирована в ряде философских сочинений XX века.
X.Ортега-и-Гассет (1883—1955) в работе «Восстание масс» (1930 г.) выводит само понятие «масса» из определения «толпа». Толпа в количественном и визуальном отношении есть множество, а множество, с точки зрения социологии, и есть масса, поясняет Ортега.
Еще более глубокий анализ «массовой культуры» сделал канадский социолог М. Маклюэн (1911—1980). Он так же, как и Д. Белл, приходит к выводу о том, что средства массовой коммуникации порождают и новый тип культуры. В своих работах «Галактика Гутенберга» (1962 г.), «Понимание средств связи» (1964 г.), «Культура наше дело» (1970 г.) Маклюэн подчеркивает, что отправной точкой эпохи «индустриального и типографского человека» явилось изобретение И.Гутенбергом в XV веке печатного станка. Современные же средства массовой информации, создав, по словам Маклюэна, «глобальную деревню», создают и «нового племенного человека». Этот новый человек отличается от того «племенного», жившего когда-то на земле, тем, что его мифы формирует «электронная информация». По словам Маклюэна, печатная техника — создала публику, электронная — массу. Определяя искусство ведущим элементом духовной культуры, Маклюэнь подчеркивал эскейпистскую (т. е. уводящую от реальной действительности) функцию художественной культуры.
Конечно, в наши дни масса существенно изменилась. Массы стали образованными, информированными. Кроме того, субъектами массовой культуры сегодня являются не просто масса, но и индивиды, объединенные различными связями. Поскольку люди выступают одновременно и как индивиды, и как члены локальных групп, и как члены массовых социальных общностей, постольку субъект «массовой культуры» может рассматриваться как двуединый, то есть одновременно и индивидуальный и массовый. В свою очередь понятие «массовая культура» характеризует особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанное на массовое потребление этой культуры. При этом массовое производство культуры понимается по аналогии с поточно-конвейерной индустрией.
Внутри массовой культуры существует своя иерархия ценностей и иерархия персон. Взвешенная система оценок и, наоборот, скандальные потасовки, драка за место у престола.
Массовая культура — это часть общей культуры, отделенная от элитарной лишь большим количеством потребителей и социальной востребованностью. Эта определенность не строга, более того, объекты переходят через эту условную границу довольно часто. Все остальные признаки подобного отделения только следуют из количественного фактора.
Для чего нужна массовая культура? Для того же, для чего нужны два полушария в человеческом мозгу. Для того чтобы осуществлять принцип дополнительности, когда нехватка информации в одном канале связи заменяется избытком ее в другом.
Для массовой культуры характерен антимодернизм и антиавангардизм . Если модернизм и авангард стремятся к усложненной технике письма, то массовая культура оперирует предельно простой, отработанной предшествующей культурой техникой. Если в модернизме и авангарде преобладает установка на новое как основное условие их существования, то массовая культура традиционна и консервативна. Она ориентирована на среднюю языковую семиотическую норму, на простую прагматику, поскольку она обращена к огромной читательской, зрительской и слушательской аудитории.
Можно сказать поэтому, что массовая культура возникла в ХХ в. не только благодаря развитию техники, приведшему к такому огромному количеству источников информации, но и благодаря развитию и укреплению политических демократий. Известно, что наиболее развитой является массовая культура в наиболее развитом демократическом обществе - в Америке с ее Голливудом, этим символом всевластия массовой культуры. Но важно и противоположное — в тоталитарных обществах она практически отсутствует, отсутствует деление культуры на массовую и элитарную. Вся культура объявляется массовой, и на самом деле вся культура является элитарной. Это звучит парадоксально, но это так.
Массовая культура, будучи одним из самых ярких проявлений социокультурного бытия современных развитых сообществ, остается сравнительно малоосмысленным феноменом с точки зрения общей теории культуры.
Среди основных проявлений и направлений массовой культуры нашего времени можно выделить следующие:
Элитарная культура. Возвышенное утонченное определение. Что за ним скрывается?..
Чаще всего мы представляем себе элитарную культуру как антипод культуре массовой. Создатели и воспринимающая аудитория элитарной культуры – это высший привилегированный слой общества – элита (от французского еlite – лучшее, отборное, избранное). И сразу же наталкиваемся на закономерный вопрос: а что такое элита? Определение элиты в различных социологических и культурологических теориях неоднозначны. Итальянские социологи Р.Михельс и Г.Моска считали, что элиту, в отличие от масс, характеризует высокая степень деятельности, продуктивности, активности. Однако философия и культурология понимают элиту как особый слой общества, наделенный специфическими духовными способностями. Элита – наиболее способная к духовной деятельности, одаренная высокими нравственными и эстетическими задатками часть общества.
А.Шопенгауэр разделяет всё человечество на две части: «людей гения» - способных к эстетическому созерцанию и художественно-творческой деятельности, и «людей пользы» - ориентированных только на чисто практическую, утилитарную деятельность. С точки зрения Ф.Ницше, элитарная концепция проявляет себя в идее «сверхчеловека». Данный субъект - «сверхчеловек» - имеет привилегированное положение в обществе и наделен уникальной эстетической восприимчивостью. Х.Ортега-и-Гассет считает, что искусство совершенно не обязательно должно быть популярным, общепонятым, общечеловеческим. Более того, «…радоваться или сострадать человеческим судьбам есть нечто очень отличное от подлинно художественного наслаждения». Сама же элита - это часть общества, обладающая особым «органом восприятия». Именно она способствует общественному прогрессу. А потому, именно к ней должен обращаться своими произведениями художник.
Историческое происхождение Элитарной культуры именно таково: уже в первобытном социуме жрецы, волхвы, колдуны, племенные вожди становятся привилегированными обладателями особых знаний, которые не могут и не должны предназначаться для всеобщего, массового пользования. Впоследствии подобного рода отношения между Элитарной культуры и культурой массовой в той или иной форме, в частности секулярной, неоднократно воспроизводились (в различных религиозных концессиях и особенно сектах, в монашеских и духовно-рыцарских орденах, масонских ложах, в ремесленных цехах, культивировавших профессиональное мастерство, в религиозно-философских собраниях, в литературно-художественных и интеллектуальных кружках, складывающихся вокруг харизматичного лидера, ученых сообществах и научных школах, в полит, объединениях и партиях, — в том числе особенно тех, что работали конспиративно, заговорщицки, в условиях подполья и т.д.). В конечном счете, формировавшаяся таким образом элитарность знаний, навыков, ценностей, норм, принципов, традиций была залогом утонченного профессионализма и глубокой предметной специализированности, без которых в культуре невозможны исторический прогресс, постулат, ценностно-смысловой рост, содержат, обогащение и накопление формального совершенства, — любая ценностно-смысловая иерархия. Элитарная культура выступает как инициативное и продуктивное начало в любой культуре, выполняя преимущественно творческую функцию в ней; в то время как массовая культура шаблонизирует, рутинизирует, профанирует достижения Элитарная культура, адаптируя их к восприятию и потреблению социокультурным большинством общества. В свою очередь, Элитарная культура постоянно высмеивает или обличает массовую культуру, пародирует ее или гротескно деформирует, представляя мир массового общества и его культуры страшным и уродливым, агрессивным и жестоким; в этом контексте судьбы представителей Элитарной культуры рисуются трагическими, ущемленными, сломанными (романтические и постромантические концепции “гения и толпы”; “творческого безумия”, или ”священной болезни”, и обыденного “здравого смысла”; вдохновенного “опьянения”, в т.ч. наркотического, и пошлой “трезвости”; “праздника жизни” и скучной повседневности).