Элитарная и массовая культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 12:05, контрольная работа

Описание работы

Культура - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
Культура характеризует особенности сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, культура политики и другие).

Содержание работы

Введение. 3
1. Понятие, исторические условия и этапы становления массовой культуры. 4
2. Основные проявления и направления массовой культуры нашего времени. 7
3. Элитарная культура как антипод массовой культуре. 12
4. Взаимосвязи между массовой и элитарной культурами. 16
Заключение. 19
Список использованной литературы 21

Файлы: 1 файл

Культурология - массовая и элитарная культуры.docx

— 59.57 Кб (Скачать файл)

Теория и практика Элитарной культуры расцветает особенно продуктивно и плодотворно на “сломе” культурных эпох, при смене культурно-исторических парадигм, своеобразно выражая кризисные состояния культуры, неустойчивый баланс между “старым” и “новым”, Сами представители Элитарной культуры осознавали свою миссию в культуре как “застрельщики нового”, как опережающие свое время, как творцы, не понятые своими современниками (таковы, к примеру, в своем большинстве романтики и модернисты — символисты, культурные деятели авангарда и проф. революционеры, осуществлявшие культурную революцию). Сюда же относятся “начинатели” масштабных традиций и создатели парадигм “большого стиля” (Шекспир, Гёте, Шиллер, Пушкин, Гоголь, Достоевский, Горький, Кафка и т.п.). Эта точка зрения, во многом справедливая, не была, впрочем, единственно возможной. Так, на почве русской культуры (где в обществе, отношение к Элитарной культуры было в большинстве случаев настороженным или даже неприязненным, что не способствовало даже относительному распространению элитарной культуры, по сравнению с Западной Европой) родились концепции, трактующие элитарную культуру как консервативный уход от социальной действительности и ее злободневных проблем в мир идеализированной эстетики (“чистое искусство”, или “искусство для искусства”), религиозных и мифологических фантазий, социально-политических утопий, философского идеализма и т.п. (поздний Белинский, Чернышевский, Добролюбов, М. Антонович, Н. Михайловский, В. Стасов, П. Ткачев и др.). В этой же традиции Писарев и Плеханов, а также стоявший несколько особняком Ап. Григорьев трактовали элитарную культуру (в том числе “искусство для искусства”) как демонстративную форму неприятия социально-полит. действительности, как выражение скрытого, пассивного протеста против нее, как отказ участвовать в обществ, борьбе своего времени, усматривая в этом и характерный исторический симптом (углубляющийся кризис), и выраженную неполноценность самой элитарной культуры (отсутствие широты и исторической дальновидности, обществ, слабость и бессилие воздействовать на ход истории и жизнедеятельность масс).

Заглянув внутрь элитарной  культуры, попробуем понять, в чем  заключается ее сущность.

Элитарная, или высокая  культура создается привилегированной  частью общества, либо профессиональными творцами по её заказу. Для создания подобных произведений нужно иметь определенное образование либо обладать некими специфическими качествами. Высокая культура требует подготовленности зрителя или слушателя. Возьмем, к примеру, живопись Пикассо или музыку Шёнберга. Не стоит долго раздумывать, прежде, чем сказать, что подобное искусство весьма и весьма затруднительно для понимания неподготовленному человеку.

Интересно, что одни и  те же виды искусства могут принадлежать высокой и массовой культуре. Приведем в качестве примера… предположим, музыку. Классическая музыка относится к высокой культуре, популярная – к массовой. Фильмы Феллини – высокой, боевики – массовой. Картины Пикассо – высокой, лубок – массовой. Ряд можно продолжать…

Как правило, элитарная культура носит поначалу экспериментальный  или авангардный характер. В ней  пробуются те художественные приемы, которые будут восприняты и правильно поняты широкими слоями непрофессионалов многие годы спустя. Интересный факт: специалисты иногда называют точные сроки – 50 лет. При подобном «сроке выдержки» образцы высшей художественности опережают своё время.

Таким образом, элитарная  культура на десятилетия опережает  уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг её аудитории – высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Однако не все так плачевно. С ростом уровня образования людей, стремлением к саморазвитию каждого, расширяется круг поначалу узкой аудитории поклонников и ценителей элитарной, высокой культуры. В то же время, тонкость восприятия, данная человеку, не относящемуся к сфере искусства, позволяет ему понять и оценить то, что не видно и не улавливаемо другими. Желание сопричастия позволяет каждому проникнуть в глубины элитарной культуры и стать ее носителем.

  1. Взаимосвязи между массовой и элитарной культурами.

 

Диалог культур. Как уже отмечалось «массовая культура» и «элитарная культура» взаимодействуют друг с другом. Поговорим подробнее о диалоге культур и о том, что является результатом этого диалога. Для примера рассмотрим  развитие национальных культур и их взаимодействие.

Источники национальных различий культур следует искать в исторических условиях их формирования. Эти различия имеют глубокие корни, отражающие особенности общественной жизни той или иной социально-исторический или этнической общности людей, её взаимосвязи с природой. Культурные различия- один из источников многообразия исторического процесса, придающих ему красочность и многомерность. Каждая национальная культура неповторима, уникальна. И эта неповторимость, незаменимость особенно бережного отношения ней. Вместе с тем уже в античной цивилизации шел процесс взаимодействия культур.

По мере того как история  становилась всемирной, возникали  предпосылки для взаимообогащения культур как в рамках отдельных многонациональных государств, так и в масштабах всего человечества. Научно-технический прогресс, общие тенденции в развитие образования, огромная подвижность населения, мировое разделения труда - эти и другие факторы способствуют дальнейшей интернационализации культуры и общественной жизни, усилению и углублению взаимопроникновению культур, но в, то, же время порождают и разнообразные проблемы. Интернационализация встречает сопротивление там, где она насаждается насильственно. В некоторых освободившихся от колониальной зависимости странах стремлению к обособлению национальной культуры является своеобразной формой протеста против неоколониализма и  засилья «массовой культурой». В условиях интернационализации обостряются проблемы сохранения культуры малочисленных народов. Так, у некоторых народностей Севера нет своей письменности, и родной язык постепенно забывается в процессе постоянного общения с другими народами.

Подобные проблемы можно  разрешить лишь благодаря диалогу  культур, но при условии, что это должен быть диалог «равных и разных». Положительным примером может служить существование в Швейцарии нескольких государственных языков. Здесь созданы равные возможности для развития культур всех народов.

Диалог предполагает также  взаимопроникновение, взаимообогащение культур. Не случайно культурный обмен (выставки, концерты, фестивали и т.д.) стал доброй традицией в жизни современной цивилизации. В результате диалога создаются общечеловеческие культурные ценности, важнейшими из которых являются нравственные нормы, и в первую очередь такие, как гуманизм, милосердие, взаимопомощь. Проблемы современной отечественной культуры.

Кризисная ситуация, сложившаяся  в России, с особой силой проявляется  в духовной жизни общества. Положение в культуре нашего отечества оценивается как крайне тяжёлое и даже катастрофическое. При неисчерпаемом культурном потенциале, накопленном предшествующими поколениями и нашими современниками, началось духовное обнищание народа. Массовое бескультурье - причина многих бед.

Упадок морали, ожесточенность, рост преступности и насилия - злая поросль на почве бездуховности. Некультурный врач безразличен к страданиям больного, некультурный человек равнодушен к творческим поискам художника, некультурный строитель строит пивной ларёк на месте храма, некультурный земледелец уродует землю…(этот ряд можно продолжить, но это введёт в уныние моего читателя). Вместо родной речи, богатой пословицами и поговорками, язык, засоренный иноземными словами, блатными словечками, а то и нецензурной бранью. Сегодня под угрозой разрушения то, что столетиями создавали интеллект, дух, талант нации, разрушаются старинные города, гибнут книги архивы, произведения искусства, утрачиваются народные традиции мастерства. Опасность для страны представляет бедственное положение науки и образования (ниже приложена диаграмма).

Конечно же, все, какие либо значимые показатели, и были достигнуты определенными индивидами (личностями, которые, скорей всего, были в «элитарной культуре»), значит надо больше стремиться к созданию такой высоко образованной молодёжи (с детства). Правда и от «массовой культуры» мы не куда не денемся - там, где большие деньги, нет здравого смысла. И люди всегда будут делать то, что им нравиться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Культура — цемент здания общественной жизни. И не только потому, что она передается от одного человека к другому в процессе социализации и контактов с другими культурами, но также и потому, что формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе. По всей видимости, члены одной культурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяют и сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие чувства отражены в сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры.

Культура не только укрепляет  солидарность между людьми, но и  является причиной конфликтов внутри групп и между ними. В рамках определенной исторической эпохи в мире всегда существовали различные культуры: интернациональная и национальная, светская и религиозная, взрослая и молодежная, западная и восточная. В современном обществе особое значение приобрели «массовая» и «элитарная культура».

«Массовая культура» сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления. Радио, телевидение, современные средства связи, а затем видео- и компьютерная техника способствовали её распространению. В западной социологии «массовая культура» рассматривается как коммерческая, поскольку произведения искусства, науки, религии и т.п. выступают в ней в качестве предметов потребления, способных при продаже приносить прибыль, если они учитывают вкусы и запросы массового зрителя, читателя, любителя музыки.

Нельзя сказать, что массовая культура вообще освобождает человека от личной ответственности; скорее, речь идет именно о снятии проблемы самостоятельного выбора. Структура бытия (по крайней мере, той его части, что касается индивида непосредственно) задается человеку как набор более или менее стандартных ситуаций, где все уже выбрано теми самыми "гидами" по жизни: журналистами, рекламными агентами, публичными политиками, звездами шоу-бизнеса и др. В массовой культуре уже все известно наперед: "правильный" политический строй, единственно верное учение, вожди, место в строю, звезды спорта и эстрады, мода на имидж "классового борца" или "сексуального символа", кинофильмы, где "наши" всегда правы и непременно побеждают, и пр.

Так или иначе, но очевидно, что массовая культура представляет собой вариант обыденной культуры городского населения (и прежде всего той его части, которая относится или тяготеет к буржуазной в функциональном смысле субкультуре) эпохи "высоко специализированной личности", компетентной только в своей узкой сфере знаний и деятельности, а в остальном предпочитающей пользоваться печатными, электронными или одушевленными справочниками, каталогами, "гидами" и иными источниками экономно скомпонованной и редуцированной "для круглых дураков" информации.

В конце концов, эстрадная певица, приплясывающая у микрофона, поет примерно о том же, о чем писал в своих сонетах Шекспир, но только в данном случае, переведенном на язык "два прихлопа, три притопа". Для человека, имеющего возможность читать Шекспира в подлиннике, это звучит отвратительно. Но можно ли научить все человечество читать Шекспира в подлиннике (как об этом мечтали философы-просветители), как это сделать и – главное – нужно ли это вообще? Вопрос, надо сказать, далеко не оригинальный, а лежащий в основе всех социальных утопий всех времен и народов. Массовая культура не является ответом на него. Она лишь заполняет яму, образуемую отсутствием какого-либо ответа. И есть подозрение, что это надолго.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

  1. Арнольдова А.И. Введение в культурологию / Учебное пособие – М.: Народная Академия культур и общечеловеческих ценностей, 1993 – 352 с.
  2. Быстрова А. Н. Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие. 2-е издание, исправленное и дополненное.— М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО “Издательство ЮКЭА”, 2002.— 712 с.
  3. Введение в культурологию: Основные понятия культурологии в                      систематическом изложении: Учеб. пособие для студентов вузов — М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 216 с.
  4. Введение в культурологию. Учебное пособие для вузов/ Под ред.       Е. В. Попова. — М.: ВЛАДОС, 1996.
  5. История и культурология. Изд. второе, перераб. и доп.: Учебное пособие для студентов вузов / Н.В.Шишова, Т.В.Акулич, М.И.Бойко и др.; Под ред. Н.В.Шишовой. - М.: Логос,     2000. - 456 с.
  6. Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект, Трикста, 2003 — 496 с.
  7. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов /  Под ред. Н. Г. Багдасарьян. — 3-е изд., испр. и доп.— М.: Высшая школа, 2001.-511 с.
  8. Флиер А.Я. «Массовая культура и ее социальные функции» / Высшая школа культурологии Государственного университета культуры http://www.culture.circle.ru/index.htm.



Информация о работе Элитарная и массовая культуры