Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2015 в 17:54, реферат
К V в. до н. э. начинается расцвет еще одной великой цивилизации прошлого - античной Греции. Эта колыбель европейской культуры была очень невелика по размерам - немного земли в бассейне Средиземноморья, южная часть Балканского полуострова, острова Эгейского моря и узкая часть малоазиатского побережья. Все население Афинского полиса - самого сильного античного государства и главного очага античной культуры - не превышало, вероятно, двухсот-трехсот тысяч человек. По нашим масштабам это совсем мало. Несравнимо с современностью было и производство: мелкие ремесленные мастерские, где трудились вручную, топором, пилой и молотом, не зная никаких машин, сами хозяева и их рабы
Основной проблемой теоретического осмысления дизайна до сих пор остается вопрос о природе дизайнерской деятельности и о соотношении ее с другими видами искусства. Очевидно, что промышленные дизайнеры работают над формой изделий, выпускаемых серийно, используя художественные средства формообразования. Иногда деятельность дизайнера можно сопоставить с работой инженеров и конструкторов, которые изобретают новые материалы и конструкции, значительно влияющие на облик предметного мира. Дизайн на первый взгляд также тесно связан с архитектурой. На этапе становления дизайна как новой профессии дизайнеров даже называли «архитекторами изделий промышленного производства» и «архитекторами малых форм». Нередко дизайн сопоставляют с декоративно-прикладным искусством. Это особенно обоснованно, когда речь заходит о единичных авторских дизайнерских работах.
И все же дизайн - это вполне самостоятельная, более того, принципиально новая область творчества. Прежде всего, дизайн - феномен XX в. Конечно, люди создавали окружающий их предметный мир на протяжении многих веков. Орудия труда, предметы мебели, домашняя утварь, созданные в «додизайнерский» период, можно охарактеризовать как образцы «стихийного» дизайна. Всем им присущи отдельные черты современного дизайна: они разрабатывались в той или иной степени техническим способом, в их облике наглядно отражалось взаимодействие формы, конструкции и функции, они тиражировались, по крайней мере, во времени. И даже если не все они являются произведениями декоративно-прикладного искусства, для нас они - ценнейшие памятники материальной культуры, ремесел, истории техники.
При этом главное отличие «стихийного» дизайна от профессионального состоит в том, что в нем отсутствует предварительное изучение, специальное моделирование функционирования создаваемой вещи. Лучшие его образцы рождались медленно, этот процесс шел путем проб и ошибок, а введение даже незначительного новшества растягивалось иногда на несколько столетий. С начала XX в. значительно ускорился сам темп развития, смена образа жизни людей и предметного мира. В результате научно-технического прогресса в повседневный обиход вошло огромное количество технических новинок: бытовые электрические приборы, средства транспорта и связи, электронно-вычислительная техника. Весьма непростые задачи пришлось решать первым дизайнерам, когда они столкнулись с необходимостью создавать принципиально новые вещи, не имеющие аналогов в прошлом. Художественного вкуса и элементарного опыта оказалось недостаточно. Необходимо было обладать одновременно развитым художественным мышлением, присущим представителям сферы искусства, и рациональным проектным мышлением, изучать закономерности предметного формообразования, вдаваясь в область инженерной и конструкторской деятельности.
Дизайн с самого начала своего существования ставил пред собой задачу связать в единое целое красоту и целесообразность, техническое и эстетическое начала, создания новых видов и типов изделий, организации целостного предметного мира, соответствующего уровню развития материальной и духовной культуры современного общества. Задача эта грандиозна, но можно надеяться, что дизайн справиться с ней, неуклонно расширяя сферу своей деятельности, накапливая практический опыт и вырабатывая свои собственные, научно обоснованные теоретические и методологические принципы.
Срок обучения в школе был четыре года.
Учебный план предусматривал освоение
новейших достижений науки и техники,
необходимых для проектирования. На всех
факультетах изучались комбинаторный
анализ, статистика, линейное программирование,
физиология и психология, а также история
и социология. Всестороннее образование,
развитие способности к теоретическому
мышлению, овладение научными методами
рассматривались в Ульмской школе как
непременное условие проектирование.
Студент должен был уметь выражать свои
мысли не только в рисунках, схемах, фотографиях
и моделях, но и в словесных рассуждениях
– устных и письменных.
Курсовые задания и дипломы состояли
из практической и теоретической частей.
В своих проектах студент должен был выявить
понимание общественной и культурной
роли дизайна в современном обществе.
Примером может служить дипломный проект
– столовый сервиз, который был принят
производство одной из немецких фирм.
Работа над проектом включала в себя анализ
требований к массовой посуде со стороны
потребителей, обслуживающего персонала
(ресторанов, кафе и т.д.) и промышленности.
Автор диплома собрал исчерпывающие данные
о существующих типах сервизов, затем
дипломант сформировал требования, которым
должен отвечать столовый сервиз в условиях
общественного питания: механизированная
мойка, складирование при уборке и переноске
посуды (как пустой, так и наполненной),
многофункциональность предметов и, как
следствие, сокращение их количества.
Только после этого студент приступил
к проектированию формы. Так возник совершенно
новый сервиз. Повышенная прочность, простота
и новизна формы, укрупненные размеры,
строгая согласованность 50 предметов
сервиза – все это обеспечило экономическое
производство посуды на автоматических
кругах, контроль готовой продукции, легкость
ее складирования и упаковки, быстроту
подачи пищи, быстроту и чистоту мытья,
значительную экономию места для хранения
посуды, её долговечность. Неожиданная
новизна формы сервиза говорила о творческой
смелости дизайнера. Все это было закономерным
результатом дизайнерского проектирования
по методам Ульма.
Очень своеобразная ситуация с высшим
образованием в области дизайна сложилась
в Италии. О необходимости создания системы
дизайнерского образования здесь начали
говорить ещё в начале XX в., когда встал
вопрос о реорганизации уже существующих
художественно-ремесленных школ.
Подъём интереса к вопросам дизайнерского
образования наблюдается в Италии после
Второй Мировой войны. В 1960 г. В Венеции,
в 1962 г. Во Флоренции и в 1964 г. В Риме на
базе местных академий изящных искусств
были организованы высшие курсы индустриального
дизайна, ориентированные на широкую подготовку
проектировщиков для промышленности.
Параллельно в некоторых архитектурных
и политехнических институтах возникли
факультеты промышленного дизайна. Эта
система дизайнерского образования в
Италии обладала большой автономией, в
том числе и от идейных установок Ассоциации
промышленного дизайна.
В Италии сеть дизайнерских школ никогда
не отличалась единством теоретических,
методических и педагогических принципов.
Все наиболее интересное, как правило,
было связано с личностью того или иного
преподавателя, представляющего собственную
концепцию дизайна. Так, в Архитектурном
институте во Флоренции зародился "радикальный
дизайн", в Неаполе возникла концепция
"соучастия", или проектирования
без методов, и т.д. В любом случае всегда
отстаивалась идея полной свободы творчества.
В результате итальянский дизайн, не имеющий
единой скоординированной системы образования,
едва ли не самый плодовитый и динамичный
по части педагогических экспериментов
в области проектирования.
Если иметь в виду, что успех любой системы
образования определяется результативностью
профессиональной деятельности то можно
утверждать, что система дизайнерского
образования в Японии вполне эффективна.
Формирование основ японской школы дизайна
относится к 1920-1930-м гг. В этот период в
Японии активно изучаются идеи и методы
европейских дизайнерских школ. Изучается
наследие Рёскина и Морриса, педагогические
идеи Иттена, Мохой-Надя, школы Баухауза.
В 1954 г. в Японию приехал В. Гропиус, что
ещё более укрепило влияние Баухауза на
японскую дизайнерскую школу. Практиковались
стажировки японских преподавателей и
студентов в США и Западной Европе.
Однако феномен Японии заключается в
том, что, несмотря на такую активную ориентацию
японского дизайна на западную систему
образования, в японской дизайнерской
школе устойчиво сохраняются традиционные
национальные особенности. Кардинальным
отличием, дальневосточного мировоззрения
от европейского, является отношение к
прошлому. В европейской культуре, начиная
с античности, представление о развитии
связывается с идеей появления нового
путем отрицания старого, отжившего. В
Японии же существует абсолютно иное представление
о характере движения: не возникновение
нового за счет старого, а восстановление
старого в новом цикле. Таким образом,
между прошлым и настоящим нет разрыва,
новое наступает не путем разрушения старого,
а путем своеобразного надстраивания
над ним или встраивания в него.
В японской культурной традиции эстетическое
чувство, способность переживать красоту
в самом широком смысле занимает особое
место.
Дизайнерское образование в Англии имеет
давние традиции. Достаточно вспомнить
педагогическую деятельность предшественников
дизайна в английской художественной
культуре, таких как Ч. Макинтош и У. Крейн.
В художественной школе в Глазго, построенной
по проекту Макинтоша, традиции классических
решений рубежа XIX-XX вв. сохраняются на
первом месте в ювелирном деле, керамике,
оформлении интерьеров. В проектировании
изделий для быта линия Макинтоша прослеживается
в подчеркнутом внимании к графике при
решении плоскостей, в изысканной отделке
деталей.
В период между двумя мировыми войнами
в Англии не было такого учебного заведения,
которое могло бы сравниться с Баухаузом
или BXУTEMACом – пионерами комплексного
дизайнерского образования. Но заложенная
ранее органичная связь между ремесленно-художественным
образованием и новыми проектными задачами,
вставшими перед художниками в промышленности,
обеспечили в тот период довольно широкую
и основательную профессиональную подготовку
специалистов. Была предложена система
реформ художественного образования.
В послевоенные годы внимание к подготовке
дизайнеров усилилось. В Англии начались
новые реформы в области художественного
образования.
В США дизайн как учебная дисциплина
достаточно молод. Но по мере развития
профессии дизайна росла потребность
в специальных учебных программах в этой
области. В настоящее время в сотнях учебных
заведений Америки можно получить диплом
по промышленному и графическому дизайну,
а также по таким дисциплинам, как теория
дизайна, дизайн окружающей среды, визуальная
связь. Хотя среди специалистов продолжаются
дискуссии о методах обучения и учебных
программах, есть основания говорить,
что система преподавания дизайна в Америке
уже сложилась. В 1990 г. в школе дизайна
при Илленойском технологическом институте
введена программа подготовки докторов
наук по дизайну. Это явное свидетельство
того, что дизайн имеет уже достаточно
долгую историю и теорию, что уже накоплен
большой опыт, подлежащий глубокому изучению.
Изучению истории дизайна в США придается
очень большое значение.
Две профессиональные дизайнерские организации
– Американский институт графических
искусств (АИГИ) и Американское общество
промышленных дизайнеров (АОПД) – учредили
специальные рабочие комитеты, которые
занимаются совершенствованием программ
обучения дизайну. Проведя исследования
различных программ и методов обучения
в дизайнерских школах страны АОПД, разработало
общие требования для такого рода учебных
заведений.