Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 12:46, контрольная работа
С точки зрения историков, Новое время - это понятие, имеющее строгие хронологические рамки. Его начало было ознаменовано событиями первой Английской буржуазной революции и бегством из Лондона Карла I (1640-1642), а завершение - франко-прусской войной и образованием Германской империи (1870-1871). Впрочем, по мнению отдельных историков, эпоха Нового времени завершилась несколько позднее, после окончания Октябрьской революции в России и Первой мировой войны (1917-1918).
Введение
С точки зрения
историков, Новое время - это понятие,
имеющее строгие
Понятие «Новое время», как явствует из его «внутренней формы», подспудно ориентировано на другое понятие, по аналогии с которым оно было - прежде всего Средневековье, всеобъемлющий кризис которого наметился не позднее последней трети XVI в.
Как известно, культура - явление живое и динамическое, проходящее определенные этапы в своем развитии. Поэтому культурологи, как правило, оперируют такими понятиями, как «культурно-историческая эпоха» («культурная эпоха») и «этап культурно-исторической эпохи». Так, в начале XVII в. завершается эпоха Возрождения (этап позднего Возрождения) и начинается эпоха барокко и классицизма, продолжающаяся вплоть до конца этого столетия.
Следует сказать, что характер европейского культурного процесса в XVII в. был крайне сложен, неоднороден и кричаще противоречив. В начале этого столетия, как уже упоминалось, завершается эпоха Возрождения, в течение всего века в очень неоднозначных взаимоотношениях находятся такие художественно-эстетические направления, как барокко и классицизм, а в конце его в Англии зарождается качественно иная разновидность классицизма - просветительский классицизм и начинается эпоха Просвещения.
С точки зрения истории философии, культуры, искусства, науки и техники, XVII столетие является одним из наиболее сложных и важных периодов. Его совершенно особое положение определяется прежде всего характером и масштабом изменений в сферах социальной и духовной жизни европейского человека. С одной стороны, это уже не средневековое общество, но, с другой стороны, еще и не современное - таков переходный, пограничный характер этого века. Старая идеология уже не отвечает растущим запросам большинства европейцев, а новая еще не успела сформироваться. Именно поэтому пафос поиска уверенно доминирует, порождая, в свою очередь, новые открытия, изобретения и мысли, а также их чрезвычайное разнообразие. XVII век - это период активного сотрудничества и обмена опытом между представителями науки и искусства, между философами и художниками.
Таким образом, культура XVII в. ведет
диалог не столько с прошлым (с
культурой Ренессанса, Средневековья,
античности), сколько внутри себя, что
проявляется, в частности, в бурных
философско-эстетических полемиках
того времени (например, между сторонниками
рационалистического и
создано. В самом деле, раз существует Новое время, значит, некогда было какое-то Старое время, ему противопоставленное. Это Старое время
Общая характеристика эпохи Нового времени.
Термин «Новое время» чаще
всего употребляют для
Новое время включает в
себя XVII—XIX вв. и начинается с эпохи
Просвещения. Промышленным переворотом
в Англии XVIII столетия и Французской
буржуазной революцией 1789 - 1794 годов
было положено начало эпохе капитализма
в Европе. Просвещение - необходимая
ступень в развитии любой страны,
расстающейся с феодальным образом
жизни и стремящейся
Просвещение представляет собой не только историческую эпоху в развитии европейской культуры, но и мощное идейное течение, основанное на убеждении, в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества.
Просветители выступали за равенство всех перед законом, права каждого на обращение в высшие органы управления, лишения Церкви светской власти, неприкосновенности собственности, очеловечивании уголовного права, поддержки науки и техники, свободы печати, аграрной реформы и справедливого налогообложения. Камнем преткновения во всех просветительских теориях была вера во всесилие разума.
Несмотря на то, что Новое
время наполнено кровавыми
В этот период становящаяся
европейская цивилизация
Наряду с этим, изменяется характер светской, в частности королевской власти. На смену феодально-договорному принципу («первый среди равных») приходит власть самодержавного типа, расширившая свой суверенитет и увеличившая доходы. Кроме указанных выше начинающихся изменений в характере хозяйствования, началась экспансия торговая, связанная с великими географическими открытиями. Они и астрономические открытия (Галилея, Дж. Бруно, Коперника) привели к новому взгляду на Вселенную. Мир, окружающий человека внезапно расширился. Появились новые ошеломляющие знания о нем, стал быстро нарастать интерес к его познанию, У гуманистов эпохи Возрождения укреплялось другое представление о человеке. Они сделали акцент на том, что человек, созданный Богом, – его лучшее творение. Человек поэтому божествен и является свободным существом, в отличие от растений и животных.
В искусстве, науке, политической
жизни эпохи Возрождения
Ренессансная жизнь оказалась
направленной к использованию всего
и максимально. Ренессанс откровенно
проявил желание грешить и
получать наслаждение, хотя бы и через
насилие. В церкви пьянствовали и
пировали почти открыто. Вера явно расшатывалась.
И вполне понятны действия церкви,
которая именно в это время
развернула активность «святой инквизиции».
По мере ослабления влияния традиционной
религии оформляется новый
В ходе контрреформации, реакции католической церкви на Реформацию и обмирщение религиозной культуры, – она переходит от Инквизиции и религиозных войн к более гибким формам влияния на общество. Создается орден иезуитов, взявшийся за формирование новой католической элиты. Иезуиты основывают многочисленные учебные заведения по всей Европе, в которых, наряду с традиционным христианским обучением, преподаются гуманитарные и естественные науки, прививаются навыки цивилизованной светской жизни. Своеобразной формой распространения религиозности нового типа стали масонские общества (от фр. francs-macons – букв. вольные каменщики), возникшие в начале ХVIII века в Англии и распространившиеся по всей Европе. Эти общества, объединявшие образованных представителей дворянства и буржуазии, исповедовали веру в единого бога, воспитание гуманности, дружеской терпимости.
На цивилизационном уровне наступление новой культурной эпохи обычно связывают с открытиями в разных областях знания и усовершенствованиями орудий познания, как практических (инструментов), так и теоретических (философской методологии наук). Вступление точных наук в новую эпоху венчает деятельность англичанина Исаака Ньютона, создателя классической физики Нового времени, законы которой считались непререкаемыми почти вплоть до начала XX столетия. Это на самом деле поразительно: в течение жизни одного-двух поколений делается множество фундаментальных открытий, повлекших не менее масштабные подвижки в образе жизни и представлениях.
Для Нового времени, особенно XVIII – первой половины XIX века характерен дух утопизма. Поэтому этот период иногда называют «золотым веком утопий»: утопий коммунистических, призывающих к общности имущества и совместному труду, и противостоящих им, элитаристских, возвращающих к традиционной системе ценностей.
Одним из ведущих искусств
Нового времени, стало сценическое
искусство, которое вместе с литературой
и музыкой прекратило характерное
для Возрождения доминирование
живописи. Качественно меняется характер
музыкального искусства. В музыке, был
открыт новый мир сложных звуковых
образов, было положено начало классической
оркестровой музыке. В литературе
на первый план начинал выдвигаться
роман в различных его
В живописи появились новые
жанры – пейзаж и натюрморт, жанровая
живопись, индивидуальный и групповой
портрет – свидетельство
Железность XIX века – не пустая метафора. В ней выражена существенная особенность этой поры расцвета европейской буржуазной цивилизации. Расцвета, в котором, по мере приближения к концу столетия, все явственнее проступали черты заката Европы (О. Шпенглер), заката всей нововременной европейской культуры, постепенно развивавшейся, начиная с эпохи Возрождения.
Перед XIX веком произошел мощный промышленный переворот на основе железной паровой машины. Именно она в XIX веке стала и была главным универсальным двигателем в производстве, на транспорте. Именно она стала первой машиной, Железный транспорт с паровыми двигателями – паровозы, пароходы – обеспечивал динамичность прогресса, надежность, прочность связей между его центрами и расширяющейся периферией.
Железность пронизала и общественную жизнь. Сформировались большие национальные и сверхнациональные государства с жесткими системами управления (с чиновничеством, законами, полицией), сильной центральной властью, большими армиями, требовавшими железной воинской дисциплины, с оружием, изрыгающим смертоносный металл на все большие расстояния, со все большей точностью и скорострельностью. В XIX веке проявилась озабоченность охраной собственности, достижением равенства граждан перед законом, независимо от принадлежности к тому или иному сословию. Ведь это XIX век породил развитые идеи либерализма и социализма. Вера XIX века – спокойная, разумная, «полезная» и формальная – как бы перестает быть воистину религиозной верой. В XIX веке начинается вообще процесс крушения ценностей, долго считавшихся абсолютными, что ярко выразил Ф. Ницше.