Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2014 в 18:22, реферат
Целью данного реферата является рассмотрение формирования эстетического отношения жителей средневековой Японии к повседневности.
Задачи работы включают рассмотрение влияния религий на формирование эстетического вкуса японцев, раскрытие эстетического отношения к повседневной жизни на примере традиционного искусства чайной церемонии и наблюдение за следованием средневековой традиции чаепития в современной Японии.
Введение………………………………………………………………………………...…...3
Глава 1. Формирование эстетических взглядов в средневековой Японии…...…....5
1.1. Влияние религий на формированье эстетических взглядов в средневековой Японии……………………………………………………………………………………………….5
Глава 2. Эстетизация повседневности в средневековой Японии на примере чайной церемонии……………………………………………………………………….……….11
2.1. История возникновения Чайной Церемонии…………………………………..…....11
2.2. Организация Чайного Действа……………………………………………………….18
Глава 3. Чайная церемония в жизни современных японцев………………….……21
3.1. Чайная церемония в жизни современных японцев…………………………………21
3.2. Школы чайной церемонии…………………………………………………...….……22
Заключение……………………………………………………………………………..…24
Библиографический список………………………………………………………….….25
Центр ускоренного обучения
Специальность менеджмент
Специализация менеджмент организации
Кафедра менеджмента
РЕФЕРАТ
на тему:
«Эстетизация повседневного как характерная черта средневековой культуры Японии (чайная церемония)»
Автор работы: Студент I курса Заочной формы обучения Поток 812 Шевелёва Мария Геннадьевна Подпись | |
| |
Санкт-Петербург 2013г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Формирование эстетических взглядов в средневековой Японии…...…....5
1.1. Влияние религий на формированье
эстетических взглядов в средневековой
Японии………………………………………………………………
Глава 2. Эстетизация
повседневности в средневековой Японии
на примере чайной церемонии………………………………………………………
2.1. История возникновения Чайной
Церемонии…………………………………..…....
2.2. Организация Чайного
Действа……………………………………………………….
Глава 3. Чайная церемония в жизни современных японцев………………….……21
3.1. Чайная церемония в
жизни современных японцев……………
Заключение……………………………………………………
Библиографический
список………………………………………………………….…
Введение
Япония - древняя и самобытная страна, вызывающая глубокий интерес других государств к своей материальной и духовной жизни. На сегодняшний день Япония представляет собой одну из сильнейших и великих держав, благодаря необычайно высокому развитию экономической отрасли, а особенно сохранению и процветанию национальной культуры.
Поскольку на японцев столетиями влияли социальные и природно-климатические факторы, национальный японский характер закрепил в себе черты терпимости, трудолюбия, самообладания, культа красоты. Именно природа является основным мерилом представлений о прекрасном, так как Япония представляется страной самых разнообразных живописных панорам. Все это в целом составляет крепкую основу японского искусства. Прочная нить, которая связывает искусство, природу и будничную жизнь, является ключевой характеристикой культуры этой страны.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что умение отрешиться от суеты повседневности и найти душевный покой в созерцании спокойной и величественной природы, умение переключаться, как бы уйти в себя, чтобы избежать воздействия современных стрессовых ситуаций, особенно важно в нашем динамичном мире. Правда, это не всегда удается, но этому учит традиционное искусство Японии: живопись, поэзия, чайная церемония, сады, театр, икебана. Все эти искусства помогают преодолеть разрыв между внутренним (врожденным) стремлением человека к свободе, быть самим собой, действовать по зову сердца и внешней невозможностью свободы. В этом, кстати, и заключается притягательная сила искусства японцев. Не случайно говорят о непосредственном эстетическом контакте японцев с природой как способе постижения мира. Передача бесконечного мира во всех его проявлениях, умение находить во всём скрытую красоту и любоваться ей - это неотъемлемая составная часть, основа японской культурной традиции, зародившаяся еще во времена Средневековья.
Целью данного реферата является рассмотрение формирования эстетического отношения жителей средневековой Японии к повседневности.
Задачи работы включают рассмотрение влияния религий на формирование эстетического вкуса японцев, раскрытие эстетического отношения к повседневной жизни на примере традиционного искусства чайной церемонии и наблюдение за следованием средневековой традиции чаепития в современной Японии.
Для раскрытия данной темы в реферате использовались научно-публицистические, художественные работы российских и зарубежных авторов.
Цель и задачи реферата определили структуру работы, которая состоит из введения, заключения и трёх основных глав.
Первая глава рассказывает о влиянии синтоизма и древнекитайских учений на художественное мышление японцев, и также о национальной эстетической традиции, сохранившей огромное значение и в наши дни. Вторая глава посвящена истории и сущности чайной церемонии как одном из примеров эстетизации повседневности жителями средневековой Японии. В третьей главе идет речь о соблюдении традиции чайной церемонии в современной Японии и популяризации школ чайной церемонии по всему миру.
Глава 1. Формирование эстетических взглядов в средневековой Японии.
1.1 Влияние
религий на формированье
Традиционное искусство Японии очень самобытно. Философские принципы, эстетические предпочтения и вкусы японцев отличаются как от западных, так и от наших российских. На формирование эстетических принципов японского искусства повлияло особое отношение японцев к красоте родной природы, с древнейших времен воспринимавшейся как совершенное божественное творение. Поклоняясь красоте мироздания, японцы старались жить в гармонии с окружающей природой и уважать ее величие. Японская эстетика сформировалась под влиянием религий: синтоизма, буддизма и конфуцианства. Традиционная японская религия - синто - основанная на почитании природы и предков, с ее богатой мифологией и яркой обрядностью, сосуществует с буддизмом, обладающим развитой философской системой и комплексом этических норм, и конфуцианскими идеями строгой иерархии и подчинения младших старшим.
Синтоизм - древняя японская религия, возникшая и развившаяся на самобытной японской основе вне китайского влияния. «Японец обычно не стремится вникать в суть и происхождение синто, для него это и история, и традиция, и сама жизнь. Синто напоминает мифологию древности».1
Религия синто очень близка мифологии, в которой мир представляется как единое, нерасчлененное целое, где присутствуют взгляды на происхождение мира, народа, ремесел и древнюю историю. В синтоистских взглядах утверждается, что в мире сначала царил хаос. Впоследствии он упорядочился, небо отделилось от земли, мужское начало от женского. В результате соединения этих начал - богини Идзанами и ее мужа Идзанаги - родились богиня солнца Аматэрасу, богиня луны Цукиёми и бог воды и бури Сусаноо. Через долгие годы борьбы богиня Аматэрасу осталась на небе, а ее внука Ниниги сошел с неба и стал управлять государством Идзумо. Символами его власти было зеркало (божественность), меч (могущество) и яшма (верность подданных). Именно от Ниниги произошел первый император Японии - микадо, унаследовавший все три символа власти (Зеркало, меч и яшма с давних времен являются эмблемой японского императорского дома). Так объясняется божественное происхождение власти, остальные же японцы, согласно синто, произошли от других божеств - ками - духов героев, предков, богов природы, которыми населен весь мир. Именно происхождением от божеств и объясняется представление японцев о своей особой миссии в мире, особых качествах своего характера, своей жизни, своих правилах.
Синтоизм сформировал у японцев особый взгляд на мир вещей, на природу, взаимоотношения. Этот взгляд базируется на пяти концепциях.2
Первая концепция утверждает, что мир сам по себе хорош, совершенен, поскольку и сам мир и все сущее в нем является результатом его саморазвития.
Вторая концепция говорит о понимании естественной силы жизни. Считается, что интимные отношения впервые произошли между богами, поэтому в них не может быть ни греха, ни вины. Для японца, поэтому, нет жесткого разделения на «чистое» и « нечистое», напротив, он полагает, что « нечистое» может быть очищено при помощи различных ритуалов и после этого принято в качестве национальной традиции.
В третьей концепции представлено единство природы и истории. Исходные представления синтоизма не делят мир на живой и неживой. Все, что окружает людей,- живое: животные, растения, вещи, камни и т.д., так как во всем живет дух – ками. Поэтому божественную силу следует искать не в потустороннем, а в окружающем мире.
Четвертая концепция признает многобожие, вытекающее из предыдущих взглядов. Поскольку божества живут в каждом явлении природы, то у каждого поселения существуют свои местные, родовые, племенные божества. В Х веке, например, был составлен список богов синто, пантеон которого насчитывал 3132.
Пятый принцип связан с национально-психологической основой. Ками породили не всех людей на земле, а только японцев, поэтому принадлежать синто и поклоняться его божествам может лишь японец, хотя синто и не возбраняет японцу исповедовать, кроме синто, любую другую религию. 3
На этих представлениях базируются главные японские праздники, главные из которых связаны с земледельческими работами, календарными датами, событиями истории.
Такое отношение и к природе, и к миру в целом характерно также для философии дзэн - наиболее популярной разновидности буддизма, которая на рубеже X - XI вв. пришла в Японию и как нельзя лучше вписалась в контекст синтоизма, образовав с ним органический сплав, ибо дзэн был очень близок исконному синто. Дзэн оказался исключительно жизнеспособен на почве синто, но необходимо трансформировался в известной мере под влиянием и в контексте социокультурных традиций сложившегося японского общества.
Учение дзэн, будучи всеохватывающим отношением к миру, содержащим не только религиозное, философское и этическое восприятие мира, но и восприятие эстетическое, стало фактором, определившим и определяющим по сей день многие особенности японской культуры. Содержание этого учения оказало решающее влияние на формирование эстетических концепций, теорию творчества, понимания смысла и назначения искусства, роли и задачи художника, в значительной мере обусловив особенности художественной практики.
В соответствии с дзэнским пониманием искусства оно должно быть погружено в жизнь, а жизнь должна быть пронизана эстетическим и сама стать искусством. Особенностью японского искусства является то, что оно целиком погружено в жизнь, оно пронизывает её и определяет быт. Например, при организации жилища традиционно отводится место для ниши (токонома), где помещается икэбана, вешается кимоно и свиток с изречением или картина, причём картина может менятся - в зависимости от времени года. Иначе говоря, в доме структурно подразумевается место (в традиционном жилище его наличие считалось обязательным), где хозяева дома выражают себя эстетически, проявляя свой вкус, своё понимание красоты, свои художественные предпочтения.
В японском языке имеются эстетические понятия «ханами» - любование цветами, «цукими» - любование луной и «юкими» - любование снегом. В этих категориях языка выражается существенная часть повседневной жизни.4 Действительно, распространённость таких форм эстетического поведения позволяет согласиться с утверждением, что у японца стирается грань между искусством и повседневной жизнью.
Вплетённость эстетического восприятия в общее восприятие жизни, это постоянное присутствие художественно-эстетического момента в общении с миром во многом определяется и объясняется самим характером мышления, выраженного в языке . Наличие иероглифического письма и в то же время двух азбук (двух типов условных знаков) как бы соединяет необходимость активности образного и логического способов восприятия. Да и сам иероглиф, с одной стороны, является сокращённым рисунком, сохраняющим свою первоначальную образность, а с другой стороны - выражает общее, отвлечённое понятие. Такой способ целостного восприятия, обеспечиваемый одновременной деятельностью как левого, «отвечающего» за логическое мышление, так и правого, «ответственного» за эмоционально окрашенное образное представление, полушарий мозга, осуществляется уже на уровне непосредственного использования и восприятия самого языка. Это, в свою очередь, создаёт постоянно подкрепляемую и стимулируемую нейрофизиологическую основу характерных особенностей протекания мыслительного процесса, в котором эмоциональное не отделяется от рационального. «Издавна обучение писать иероглифы не только правильно, но и красиво вырабатывало соответствующий эстетический навык. Поскольку система написания была сложной и при этом точность линии, ее красота и выразительность давались лишь путем эмоционального усилия, то переписывание иероглифов рассматривалось как занятие на уровне эстетики».
Дзэнское мировоззрение, внося момент непосредственности и красоты в каждый акт взаимодействия с окружающим миром, стимулировало творческие способности, пробуждая творческое отношение к каждому явлению действительности, развивая интуицию, воображение, умение чувствовать природу, что во многом определило характерные особенности японского искусства, наложив на них свой особый отпечаток. В основе всех так называемых дзэнских искусств, в число которых входят поэзия, живопись, актёрское искусство, каллиграфия, икэбана, чайная церемония, сад камней, боевые искусства, лежат общие философские и психологические принципы, связанные с основными положениями дзэн-буддизма.