Этические концепции 20 века. Высшие моральные ценности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 09:00, контрольная работа

Описание работы

Этические концепции ХХ века

Тенденции, сложившиеся в этике XIX в., сохраняются в ХХ столетии.

Продолжаются этические поиски в рамках научно–рационалистического подхода (на основе позитивизма и прагматизма).

Возникают новые философские системы иррационалистической этики (в рамках психоанализа, экзистенциализма, персонализма).

Совершенствуются с учетом прогресса в науке и технике такие традиционные религиозно–этические направления, как неотомизм и неопротестантизм.

Файлы: 1 файл

Этика к.р..docx

— 78.46 Кб (Скачать файл)

Взаимоотношения свободы и необходимости  в сфере морали можно еще больше отконкретизировать, рассмотрев условия реализации нравственной свободы:

1) Познание субъектом  нравственной необходимости, предполагающее  не простое знание о необходимом  поведении, а проверенное на  истинность и превращенное в  личное убеждение. Только познанное  знание может быть гарантией добродетельного поведения;

2) Моральный выбор - непременное  условие реализации нравственной  свободы. Выбор всегда ограничен  социальными возможностями, однако  о моральном выборе можно вести  речь только в случае существования  одинаковой возможности предпочтения  того или иного решения. Имея  возможность выбора зла, нравственно  полноценная личность избирает  добро (несмотря на то, что выбор  зла для нее является более выгодным)

3) Наличие комплекса  переживаний, свидетельствующих  о моральной удовлетворенности  человека своим выбором. Нравственно-свободная  деятельность мотивируется глубоким  внутренним усвоением (интериоризацией) личностью моральной необходимости, степень усвоения которой может быть различной. Низкая степень познания нравственной необходимости обусловливает низкую степень проявления нравственной свободы, определенная доля самопринуждения в реализации которой не вызывает у человека чувства удовлетворенности.

 

Специфика реализации нравственной свободы  напрямую связана с моральной  ответственностью, выражающей способность  личности самостоятельно отвечать за свои поступки. Мера свободы человека определяет и меру его ответственности, т.к. только морально ответственное  поведение дает нам право на обладание  моральной свободой.

Нравственная свобода может  реализовываться в предельно  сложной ситуации морального выбора, именуемой ситуацией нравственного конфликта.

Особенности нравственного  конфликта и моральной оценки

Нравственный конфликт - это наиболее сложный вариант ситуации морального выбора, связанный с необходимостью выбора человеком между двумя взаимоисключающимися ценностями. Сознание человека, вовлеченного в ситуацию такого выбора, констатирует, что осуществление каждой из выбранных возможностей поступка во имя одной нравственной ценности ведет к отказу от другой, не менее значимой для него ценности.

Во избежание подобных ситуаций этика рекомендует человеку руководствоваться  общими принципами, которые могут  предотвратить возникновение конфликта:

1) Принцип построения  иерархии нравственных ценностей  (выработать систему ценностных предпочтений);

2) Учитывать диалектику  абсолютного и относительного в применении любой нравственной нормы;

3) Отказываться от крайностей  в процессе разрешения конфликтной  ситуации, к которым можно отнести:  консервацию конфликта, искусственное  раздувание, механическое уничтожение и т.д.

Нравственная свобода проявляется  в человеческой деятельности, важным аспектом исследования которой является проблема моральной оценки.

Моральную оценку можно осуществлять как по отношению к поступку человека, так и по отношению к его  деятельности в целом. Однако для  того чтобы оценку можно было считать  моральной, она должна соответствовать следующим требованиям:

1. Быть максимально комплексной,  т.е. учитывать все компоненты  поступка (мотив, средства, результат)  в их взаимосвязи;

2. Конкретной, т.е. основанной  на анализе условий, в которых  совершен поступок (для установления  степени его нравственной вины или невиновности);

3. Должна совершаться  в контексте всей предыдущей  деятельности, а не смотреть на  поступок как на изолированный акт;

4. Должна совершаться  с определенной долей эмоционального  участия, поскольку эмоциональная  оценка нравственно зрелой личности  часто оказывается адекватной  формой оценки и без рациональных процедур;

5. Не должна опираться  только на собственный опыт, который  может быть ограничен как в  содержательном, так и в количественном  плане.

 Смысл жизни как высшая нравственная ценность

Размышления о смысле жизни могут  представлять ценность только в том  случае, если человек испытывает в  этом потребность. Потребность в  смысложизненных ориентациях человек начинает испытывать в период наступления духовного дискомфорта, затяжной характер которого может привести к ощущению утраты смысла жизни. Это субъективное переживание обусловлено существованием объективных причин: утратой близких, потерей уважения со стороны окружающих, унижением личного достоинства, предательством, девальвацией традиционных моральных ценностей, выбором неверной жизненной ориентации и др. После этого человек, как правило, переосмысливает свою жизнь. В этом переосмыслении скрывается источник его нравственного развития.

К вопросам смысложизненного порядка самое непосредственное отношение имеет вопрос о жизни и смерти человека. Из всех живущих на земле только человек обладает концом своего личного бытия, поскольку является существом, замены которому нет. Перспектива исчезновения заставляет человека задумываться о смысле такого скоротечного существования, призывая его преодолеть смерть в моральном плане, раз нельзя избавиться от нее физически. Сделать шаг к бессмертию (в моральном плане) человек способен только в том случае, если ему удалось вступить в сферу морали и глубже понять жизнь.

 Счастье как высшая моральная ценность

Счастье является этической категорией, тесным образом связанной с категорией «смысл жизни». Счастье обозначает особое психологическое состояние, сложный комплекс переживаний человека, связанный с положительной оценкой  им своей жизни в целом.

Практическое отношение к жизни  формирует обыденное представление  о счастье, основанное на представлении  о том, что символом человеческого  достоинства и основным условием счастливой жизни является материальный комфорт.

Для конкретизации понятия счастья  необходимо выделить в нем несколько  структурных уровней:

 

1. Ощущение счастья (или  момент счастья), возникновение которого  возможно при непосредственном  соприкосновении человека с чем-либо, вызывающим у него положительные  эмоции (удовольствие от похвалы,  приятные телесные ощущения и  т.д.);

2. Чувство счастья (более  длительно во времени и более  глубоко переживаемо), проявляющееся  в форме вполне определенного  состояния психики, возникающего  и без непосредственного соприкосновения  с чем-либо, вызывающим положительные  эмоции. Чувство счастья человек  способен испытывать, думая о  любимом человеке и т.д.;

3. Состояние счастья  - это относительно устойчивый  уровень довольства человека (когда  он, например, считает, что его  образ жизни отвечает его представлениям  о правильном и достойном существовании).

Состояние счастья человек способен испытывать даже тогда, когда вплотную не соприкасается с тем, что вызывает у него ощущение и чувство счастья. Чтобы научиться испытывать состояние  счастья, необходимо как можно чаще производить общую оценку своей  жизни в целом с позиций  наиболее значимого (ценного для  вас). Человек, неспособный произвести такую оценку, чаще чувствует себя несчастным, сводя счастье только к ощущениям. Отсюда следует, что  счастье - это не только эмоциональное, но и духовное переживание, возникающее  при удовлетворении высших потребностей личности.

 

  1. Заключение

В заключении контрольной работы можно отметить следующее.

ХХ столетие вошло в историю  человечества как одно из самых динамичных и революционных. Глубокие социально-политические и экономические преобразования, а также революционные изменения  в производительных силах, науке  и технике за какие-нибудь полвека  буквально преобразили современный  мир.

Продолжает углубляться великая  научно-техническая революция. Дающая человеку ни с чем не сравнимые силы воздействия на окружающую природу и ставящая по-новому вопрос о месте и роли человека в современном производстве, о мере его моральной ответственности за принимаемые научно-технические и производственные решения. Глубочайшие социальные перемены вызвали переоценку моральных ценностей в буржуазных странах. Так восстанавливается средневековая концепция греховности человека. Множатся высказывания о неизбежном моральном крахе современной цивилизации.

Социальные корни углубляющегося кризиса буржуазной морали кроются  в господстве капитала, монополий, использующих высоко индустриализированное современное  производство, научно-технические достижения в бесчеловечных целях, обезличивающих человека, лишающих его всякой самостоятельности  в образе мыслей, чувств, оценок, поступков.

Некоторые течения общественной мысли, признавая кризис морали в буржуазном мире, пытаются представить его как  порождение всеобщего «кризиса человеческой цивилизации» в ХХ века. Другие уверяют, будто причина растущего аморализма коренится в научно-техническом  прогрессе и связанном с ним  повышении материальной обеспеченности человека. Третьи считают источником морального кризиса «вечную и  неизменную» природу человека, проявляющуюся, прежде всего, в непреодолимом эгоизме  и страсти к разрушениям. Четвёртые  приписывают всё зло современного мира тому, что большинство людей  отвернулось от бога, якобы единственного  гаранта нравственности, а потому и погрязло в «пучине аморализма», но ни одно из этих объяснений не вскрывает  подлинных причин морального кризиса

Моральные ценности, в отличие от материальных, удовлетворяют потребности духовной жизни, облегчают процесс нравственного существования человека. Чем актуальней потребность и проблематичней возможность ее удовлетворения, тем выше ценностный статус той или иной моральной ценности. К числу высших моральных ценностей обычно относят обобщенные понятия, отражающие сущность морали и человеческого существования: добро, свободу, смысл жизни и счастье.

Добро - важнейшее предельно обобщенное, императивно-оценочное понятие морали и категория этики, в широком  смысле обозначающее положительную  ценность.

Свобода в самом широком смысле этого слова означает отсутствие каких-либо ограничений и внешнего давления на человека. Подобное идеальное  состояние связывается с понятием абсолютной свободы, которая в реальном бытии нереализуема, поскольку человек  всегда ограничен объективно.

Размышления о смысле жизни могут  представлять ценность только в том  случае, если человек испытывает в  этом потребность. Потребность в  смысложизненных ориентациях человек начинает испытывать в период наступления духовного дискомфорта, затяжной характер которого может привести к ощущению утраты смысла жизни. Это субъективное переживание обусловлено существованием объективных причин: утратой близких, унижением личного достоинства, предательством и др.

Счастье является этической категорией, тесным образом связанной с категорией «смысл жизни». Счастье обозначает особое психологическое состояние, сложный комплекс переживаний человека, связанный с положительной оценкой  им своей жизни в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Список использованной литературы

1. Золотухина - Абозина Е. В. Курс лекций по этике. - Ростов н/Д: «Феникс», 1999. - 384 с.

2. Кругляницо Т. Ф. Этика. Экспериментальное учебное пособие. - М.: Издательский центр АЗ, 1997. - 96 с.

3. Стрежнева Т.В. Учебно - методическое пособие по курсу «Этика». - Международный институт трудовых и социальных отношений, Минск. - 2003. - 80 с.

4. Хубиева З.А. Духовно - нравственные ценности и их роль в жизнедеятельности человека. Вестник СевКавГТУ, серия «Гуманитарные науки», № 1, 2004.

5. Этика. - Учебно - методическое пособие по спецкурску, Уфа, ВЭГУ. - http://ufalaw.narod.ru/2/etika/glava2.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа № 1

По дисциплине «Этика и психология профессиональной деятельности »

Учащейся 6 курса  заочного отделения

Факультета  «Народное творчество. Режиссура  массовых обрядов и праздников»

Мусской Ольги Владимировны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План:

Вариант 4

  1. Введение

 

  1. Основная часть: - Этические концепции 20 века.

- Высшие моральные ценности.

 

  1. Заключение

 

  1. Литература

Информация о работе Этические концепции 20 века. Высшие моральные ценности