Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 17:57, контрольная работа
Как мы видим из этого определения, существенным признаком делового общения можно выделить то, что оно всегда связано с какой либо предметной деятельностью людей и вне нее оно не существует. Это очень важная особенность делового общения, которая отличает его от других видов общения. Так, например, в целевом общении, общение само по себе служит средством удовлетворения какой-либо потребности людей, в том числе и в потребности в общении. Личностное общение всегда затрагивает внутренний мир субъектов общения, их глубоко личностные переживания, ощущения, желания, намерения, когнитивные и ценностные смыслы. Модальное общение всегда ограничено рамками самого процесса общения.
1. Этика делового общения…………………………………………………….3
2. Этические предпосылки делового общения………………………….…….7
Список использованных источников………………………………………….15
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
ФАКУЛЬТЕТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Контрольная работа
по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Тема: «Этика делового общения»
Проверил: Ф.Н.Поносов
Выполнил:
Группа ЭОП 4 (з)
Шифр 1204052
Ижевск 2013
Оглавление
1. Этика делового общения…………………………………………………….3
2. Этические предпосылки делового общения………………………….…….7
Список использованных источников………………………………………….15
Деловое общение, в отличие от других видов общения (социального, личностного, целевого, инструментального, модального) имеет свои собственные сущностные характеристики и признаки. Выделение этих признаков позволит дать более полное и четкое определение понятия делового общения.
Что же такое деловое общение?
Какие существенные признаки ему
присущи? Определения, которые мы можем
встретить в современной
Как мы видим из этого определения, существенным признаком делового общения можно выделить то, что оно всегда связано с какой либо предметной деятельностью людей и вне нее оно не существует. Это очень важная особенность делового общения, которая отличает его от других видов общения. Так, например, в целевом общении, общение само по себе служит средством удовлетворения какой-либо потребности людей, в том числе и в потребности в общении. Личностное общение всегда затрагивает внутренний мир субъектов общения, их глубоко личностные переживания, ощущения, желания, намерения, когнитивные и ценностные смыслы. Модальное общение всегда ограничено рамками самого процесса общения. В нем различные мотивации общения находятся в пределах самого общения и субъектов общения, занимая сам процесс общения. Социальное общение служит средством расширения межличностных отношений и информационного фонда субъектов общения. Наиболее близко к деловому общению инструментальное общение, в котором само общение не является самоцелью и не стимулируется самостоятельной потребностью.
Рассмотрим основные признаки делового общения:
в объективной реальности деловое общение всегда существует не само по себе, как обособленный процесс, а всегда включено в какую-то совместную, социально значимую предметную деятельность людей (экономическую, политическую, правовую, педагогическую) и является формой организации этой деятельности;
содержание общения
предметом делового общения может быть производство товаров, интеллектуальных продуктов, оказание услуг (информационных, юридических, рекламных, образовательных, сервисных); обсуждение какой-либо проблемы (экономической, политической, правовой, научной), составление бизнес плана, разработка проекта технических ресурсов, обмен знаниями, действиями. Предмет делового общения, определяющий его содержание, для деловых партнеров становится главной, социально значимой целью общения. Таким образом, реализуется инструментальная направленность делового общения на решение социально значимой проблемы. Что же касается внутреннего, личностного мира деловых партнеров, то в деловом общении он практически не затрагивается. Но его влияние может сказываться на эмоциональном фоне делового общения;
Наличие в деловом общении взаимного психологического влияния деловых партнеров. Оно обнаруживается во всех сторонах межличностного общения партнеров: коммуникативной, интерактивной, перцептивной, хотя в каждой из этих сторон могут проявляться свои особые типы психологического влияния. Тип психологического влияния может определяться, как структурой делового общения, так и конкретной деловой ситуацией. Что же касается средств психологического влияния, так они, как правило, используются на двух базовых уровнях: вербальном и не вербальном.
Наряду с этими существенными признаками деловому общению присущи и другие, определяющие его специфику отличия от других видов общения. Одним из них является то, что деловое общение служит способом приобретения и закрепления профессиональных навыков, знаний и умений. Этому в значительной мере способствуют многообразные формы делового общения: деловые дискуссии, пресс-конференции, дебаты, переговоры, совещания, презентации, беседы. На их основе осуществляется развитие профессиональных качеств деловых партнеров и повышение их профессиональной компетентности.
Важнейшим признаком делового общения является наличие в нем формально-ролевого принципа взаимодействия субъектов общения, который реализуется на основе распределения их должностных ролей и статусных функций. По существу формально-ролевой принцип определяет коммуникативную среду общения деловых партнеров, направленность и субординацию их коммуникаций и делового взаимодействия. Особую роль при этом приобретают разного рода конвенциональные ограничения, которые определяют статусные рамки делового общения. К ним можно отнести социально-правовые нормы делового общения (трудовое право, трудовой договор, трудовой кодекс), моральные нормы (кодекс чести, деловой этикет), а также деловые традиции, существующие на предприятии в учреждении, фирме, корпорации.
Признаки делового общения позволяют определить его особый статус среди других видов общения:
Эти признаки следует рассматривать в целостном единстве и взаимосвязи и на их основании можно дать общее определение делового общения.
Деловое общение - это особый вид общения, который реализуется в совместной профессионально-предметной деятельности людей и содержание которого определяется социально значимым предметом общения, взаимным психологическим влиянием субъектов общения и формально ролевым принципом их взаимодействия.
Это определение позволяет учесть самые существенные характеристики делового общения и отличить их от других видов общения. Общение будет считаться деловым и в том случае, если хоты бы для одного из субъектов общения оно будет связано с реализацией его профессиональной деятельности.
Решающую роль в становлении делового общения сыграло развитие философско-этического и психологического знания, в рамках которого были заложены теоретические основы делового общения, его теоретический базис.
Этические предпосылки науки "деловое общение" складывались на протяжении многих веков. Именно в русле этического знания, развития этической науки сформировались ведущие этические традиции делового общения. Одной из таких традиций стала восточная, которая берет свое начало со школы служилых людей Конфуция (сер. I тыс. до н. э). Этические идеи Конфуция обычно характеризуют как теорию "управления людьми на основе добродетели". Главное место в отношениях между людьми Конфуций отводит концепции "Жень - человеколюбию.
Центральный принцип этой концепции: "Чего не желаешь себе, того не делай и другим". Только обладающий человеколюбием соблюдает этот принцип в общении с другими. При этом на первое место в отношениях с людьми благородный муж ставит долг и справедливость, а неблагородный - только выгоду.
Первостепенное значение долга в общении служилых людей подчеркивается и в другом изречении Конфуция: "Благородный муж думает о долге, а мелкий человек о выгоде".
Концепция человеколюбия, предложенная Конфуцием, включала в себя и такие важные принципы общения служилых людей, как "сдерживание себя", "благовейное отношение к делу", соблюдение правил нравственного поведения. По существу, все эти принципы составили основу универсальных этических принципов делового общения.
Важное место в концепции Конфуция занимает "путь золотой середины" - "самый высокий принцип добродетели". Конфуций советует в общении с другими "держать два конца, но использовать середину". Поиск "среднего пути" между противоречиями служилых людей позволяет им избежать "чрезмерности", смягчить противоречия и достигнуть компромисса. Но на компромисс, замечает Конфуций, следует идти не ради компромисса как такового, путем лицемерия, а для решения деловой проблемы.
Называя лицемерие врагом
добродетели, Конфуций призывает в
общении с людьми, соблюдать меру:
проявлять строгость без
Концепция компромисса, предложенная Конфуцием, - это один из источников современной теории компромисса в деловых отношениях.
Не меньший интерес
в восточной традиции представляет
этическое учение буддизма. И хотя
в нем в прямой форме не изложены
этические принципы общения людей,
но в косвенной форме они
Согласно этому закону этичное поведение человека основано на фундаментальном буддистском учении о вселенской любви и сострадании ко всем живым существам.
В общении с другими людьми этичное поведение включает "правильную речь, правильное действие и правильный образ жизни".
Правильная речь подразумевает воздержание от лжи, сплетен, клеветы и любого разговора, который может способствовать разъединению и дисгармонии в общении людей. Необходимо воздерживаться и от резких, грубых или оскорбительных выражений, бесполезной и глупой болтовни. Вместо этого нужно "говорить правду и употреблять приветливые, корректные и приносящие пользу выражения".
Правильное действие - это нравственное, честное и миролюбивое поведение. Его можно достичь путем воздержания от бесчестных поступков.
Правильный образ жизни поддерживается только честными способами, не причиняющими никому вреда и исключающими мошенничество.
Указанные черты нравственного поведения, выделенные буддизмом, служат еще одним источником универсальных этических принципов делового общения. Для эффективного делового общения необходимы и приветливость, и честность, и корректность в отношении к деловым партнерам.
Особое место в восточной традиции занимает этическая концепция ислама - суфизм. Она включает в себя стремление, как к личной независимости, так и к общению с другими людьми. При этом сущность развития человеческой личности заключается в стремлении к объединению людей. Истинное "Я" человека проявляется тогда, когда он с любовью начинает открываться другим.
Подчеркивая важность общения с другими людьми, и в особенности с близкими товарищами и единомышленниками, суфизм предполагает отказаться о такого поведения, которое разделяет людей, не высказывать недовольство по поводу ошибок других и не создавать неловких или трудных ситуаций в общении. В целом восточная этическая традиция подготовила основы гуманистического делового общения.
И сегодня актуальны такие советы античных философов, как: "говори к месту", " не позволяй своему языку опережать свой разум", "лучше думать, перед тем как действовать, чем после". Важное значение античные философы придавали соблюдению меры в общении с другими людьми. "Ничего сверх меры", "мера - наилучшее " эти принципы выполняли ведущую роль в общении.
Особый интерес представляют
диалоги Платона. По существу они
являются творческой мастерской общения
нескольких собеседников, каждый из которых
демонстрирует свое искусство общения
в споре, в дискуссии, в постижении
истины. Именно в диалогах Платона
впервые рождается
Стремление к утверждению
добродетели в общении с