Этническая группа Тибетцы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 18:50, реферат

Описание работы

Тибетцы с населением в 5 416 021 человек в основном проживают в Тибетском автономном районе. Есть тибетские общины и в провинциях Цинхай, Ганьсу, Сычуань и Юньнань.
Тибетский язык относится к тибетской ветви тибето-бирманской подсемьи китайско-тибетской языковой семьи. Согласно территориальному делению тибетский язык подразделяется на 3 основных диалекта: вейцзан, кан и амдо.

Файлы: 1 файл

Этническая группа Тибетцы.docx

— 28.70 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Забайкальский  государственный университет»

(ФГБОУ ВПО  «ЗабГУ»)

Факультет экономики  и управления

Кафедра экономики  и бухгалтерского учета

 

 

 

 

Реферат на тему:

«ЭТНИЧЕСКАЯ ГРУППА ТИБЕТЦЫ»

 

 

 

 

 

Выполнила: Экб-12-2

Цыдыпова Г.Б.

 

 

 

 

 

Чита 2012

 

 

 

ЭТНИЧЕСКАЯ ГРУППА ТИБЕТЦЫ

О народности

Тибетцы с населением в 5 416 021 человек в основном проживают  в Тибетском автономном районе. Есть тибетские общины и в провинциях Цинхай, Ганьсу, Сычуань и Юньнань.

Тибетский язык относится  к тибетской ветви тибето-бирманской подсемьи китайско-тибетской языковой семьи. Согласно территориальному делению  тибетский язык подразделяется на 3 основных диалекта: вейцзан, кан и амдо. Тибетская письменность, алфавитная система письма, была создана в начале 7 века. С 4 гласными и 30 согласными она используется во всех районах проживания тибетцев.

Местность проживания тибетцев расположена в основном в горных районах. Горная местность буквально  усеяна заснеженными вершинами, где  одна вершина поднимается выше другой. Цинхай-Тибетское нагорье высотой около 4000 метров над уровнем моря проходит с запада на восток горам Циляньшань, Гандисышань, а также Гималайским горам с его самой высокой вершиной Эверестом. Горы Хэндуань, спускаясь с севера на юг, проходят по западной части провинции Сычуань и Юньнань.

Гора Джомолунгма на китайско-непальской границе высотой в 8 848 метров над уровнем моря является самой высокой в мире. Тибетский район усеян озерами и реками. Животноводство является основным занятием в Тибете, где есть просторные луга и обильные реки. Тибетские овцы, козы, яки и такой крупный рогатый скот как пяньню являются основными животными Цинхай-Тибетского нагорья.

Як - большое и длинношерстное животное, способное переносить суровые  погодные условия и перевозить тяжелые  грузы. Известный как «Лодка на плато», як является одним из основных транспортных средств, а также источником мяса.

Пяньню- помесь быка и яка- лучшее тяговое животное и молочный производитель. В сельском хозяйстве, быстро созревающий, холодо-и засухоустойчивый цинкэ, своего рода горный ячмень, является основной сельскохозяйственной культурой. Другие сельскохозяйственные культуры включают пшеницу, горох, гречиху и бобы. В теплых долинах рек произрастают: картофель, репа, яблони и дерево грецкого ореха. В долинах рек на юге Тибета, где погода очень теплая, люди также выращивают рис и хлопок.

Густые леса в тибетских  районах дают приют многим ценным животным, таким как нектарница, стервятник, гигантская панда, золотоволосая  обезьяна, черная обезьяна, медведь  и горностай. В лесах также  добывают ценные лекарства, такие как: желчный пузырь медведя, мускус, волосистые рога, гусеничный гриб, снежный лотос  и ганодерма блестящая.

Культура

Большое количество памятников культуры, в том числе древних  гравюр, резных работ по металлу  и камню, сохранилось в тибетских  районах. Техника нанесения гравюр была завезена из других частей Китая. Некоторые книги были написаны на санскрите на свитках. Помимо двух известных  коллекций буддийских священных  писаний «Ганджура» и «Танчжур», в тибетской литературе есть работы по стихосложению, языковедению, философии, истории, географии, астрономии, математике и медицине. Написано множество романов, опер, биографий, поэм, рассказов и  басен, которые все отличаются своим уникальным стилем. Многие из ранних работ, таких как «Тридцать Правил тибетской грамматики», четыре части «Древней Энциклопедии Тибетской Медицины», «Праздник Мудреца», эпическая поэма «Принцесса Вэнь Чэн», самая длинная в мире эпическая поэма «Король Гэсер» переведены на множество языков мира. Гэсэр или Гесер, Гэсэр-хан — персонаж мифологии монгольских народов, в первую очередь - западных бурят (Абай Гэсэр хyбyyн), а также ряда родственных им тюркских, тибетских и тибето-бирманских народностей. В Тибете и вообще в Китае персонаж подвергся сильной модификации под влиянием буддизма и других культур. Биографические романы «Милариб и Болунай», «Сакья Максимы» и «Любовные Песни Цанян Гуацо» (Шестой Далай-лама) пользуются большой популярностью и распространены как в Китае, так и за рубежом.

Превосходна техника тибетской  скульптуры. Портреты Великого Будды  являются искусными изображениями  человеческого лица. Тибетской живописи характерны тонкие линии, хорошо сформированные композиции, яркие выражения образов  и яркие цвета.

Тибетская архитектура отличается уникальным стилем, аккуратными невысокими зданиями, или напротив высокими сооружениями, как величественные башни и замки. Дворец Потала в Лхасе был построен на солнечной стороне склона горы. С золотыми крышами и белыми стенами, здание поднимается ввысь под  естественным наклоном, и выглядит чрезвычайно величественно. Это  шедевр тибетской архитектуры.

Изречения и пословицы  очень популярны среди тибетцев. Метафоры живы и наполнены смыслом. Тибетцы также хорошие танцоры  и певцы. Их песни и музыка, хорошо переходят из одной тональности  в другую, слова гармонично вписываются  в мелодию. Тибетцы часто танцуют  во время пения. Их танцы прекрасны: движения выполняются либо руками и  туловищем, либо ногами и ступнями. Наиболее типичным для Тибета является отбивать ритм ногами во время танца. Большинство музыкальных инструментов были завезены из Китая. Барабаны с длинной ручкой и трубы являются основными музыкальными инструментами, используемыми ламами. Они могут изображать звуки природы, крики животных и пение птиц, которые можно услышать на большом расстоянии. Религиозные танцы часто выполняются танцорами, одетыми в маски божеств, людей или животных. Тибетская опера является одним из известных форм оперы в Китае. Она выполняется без занавеса и сцены. В прошлом все исполнители были мужчинами. Надевая маски, они танцевали и пели под аккомпанемент музыкальных инструментов. Иногда музыка оркестра сливается с пением, создавая удивительную атмосферу.

 

История

Тибетцы впервые поселились вдоль среднего течения реки Ярлунг Цангпо в Тибете. Свидетельства культуры нового и старого каменного века были найдены во время археологических  раскопок в Ньяламе, Нагчу и Чамдо. Согласно древним историческим документам, в области Шаннан члены ранних кланов сформировали племена, известные  как «Бос». В 6-ом веке вождь племени  ярлунг стал лидером местного племенного союза и объявил себя «Самбо» (король). Это положило начало тибетскому рабовладельческому обществу и его  прямых контактов с ханьцами и  другими этническими группами и  племенами на северо-западе Китая.

В начале 7 века, король Сонгцен  Гамбо стал править полностью  всем Тибетом и сделал «Лоша» (сегодняшняя  Лхаса) столицей. Он сформировал официальные  органы власти, руководящие военными и административными делами, создал тибетскую письменность, сформулировал законы и единую меру весов, создав тем самым рабовладельческое царство известное как «Бо», которое в китайских исторических документах получило название «Тубо».

После установления режима Тубо, у тибетцев увеличился политический, экономический и культурный обмен с ханьцами и другими этническими группами в Китае. Королевство Тибета начало сотрудничать с династией Тан (618-907 гг.), тибетский народ и ханьцы стали обмениваться друг с другом опытом. В 641 году король Сонгцен Гамбо женился на принцессе Вэнь Чэн из династии Тан. В 710 году король Чидэ Цзуцзаин женился на другой принцессе из рода Тан, Цзинь Чэн. Две принцессы привезли с собой в Тибет культуру и передовые технологии производства Центрального Китая. С этого времени, династия Тан и Тибет стали часто посылать друг к другу эмиссаров. Тибетцы посылали студентов в Чанган, столицу династии Тан, и приглашали от туда ученых и мастеров в Тибет. Эти обмены помогли развитию отношений между тибетцами и другими этническими группами в Китае и стимулировали социальное развитие в Тибете.

С 10 по 12 века Тибет распался на несколько независимых режимов  и начал двигаться в сторону  крепостного права. Именно в это  время, буддизм стал адаптироваться к местным условиям, принимая некоторые  аспекты местной религии, получал  все большее число последователей и постепенно превратился в ламаизм. Ламаизм состоит из множества  различных сект и распространен  по всей стране, проник во все сферы  жизни Тибета. Верхние слои духовенства  часто сотрудничали с богатыми и  сильными, что привело к росту  феодальной иерархии. Религиозная и  политическая власть стала находиться под контролем растущих местных  сил.

Тибетским ламам, было присвоено  звание имперских наставников и  назначены должности глав совета. Правительство Юань также создало  три государственных учреждения, непосредственно регулирующих тибетские  области на северо-западе и юго-западе Китая и Тибета. Центральное правительство  создало 13 отделений (каждый руководил 10 000 домохозяйств) во Внутреннем и Внешнем  Тибете на востоке от Нгари. Правительство  династии Юань послало чиновников для  управления гражданскими и военными делами, проведения переписи населения, создания курьерских станций и сбора  налогов и пошлин. Рабовладельцам были выданы сертификаты на собственность  недвижимостью, а местным чиновникам документы, определяющие их полномочия. Это ознаменовало начало централизованной власти и контроля над Тибетом, через  назначение там чиновников и введение административной системы.

Последующая династия Мин (1368-1644 гг.) перенесла систему туси (старост) в тибетские районы на северо-западе и юго-западе Китая. В сам Тибет  было назначено три религиозных  лидера и пять светских князей. Эти  меры обеспечили мир и стабильность в тибетских районах во времена  правления династий Юань и Мин. Сложившееся  феодальное хозяйство было высокоразвитым, культура и искусство процветали. Сотрудничество Тибета с другими  частями страны стало более плотным  и всеобъемлющим.

Династия Цин (1644-1911 гг.), последняя  монархия в Китае, создала правительственный  департамент, называемый Лифанюан для  управления делами в Тибете и Монголии. В Тибете император Цин присвоил названия «Далай-лама» (1653 г.) двум живым  Буддам ламаизской секты Гелуг. С 1728 года Цинский двор начал назначать  верховного комиссара, чтобы помочь местной администрации, а также  в 1751 году создал Каша - орган местного самоуправления. В 1793 году армия Цин  изгнала гуркских захватчиков из Тибета и закрепила правила, относительно его управления.

Правила регулировали систему  официальных назначений на гражданские  и военные должности в учреждения, регулирующие правосудие, пограничную  оборону, финансы, перепись населения, налоговую службу и службу иностранных  дел; для верховных комиссаров была установлена сфера их полномочий в области надзора за делами Тибета.

В других районах проживания тибетцев на северо-западе и юго-западе Китая, Циньское правительство оставило систему Туси (старост), созданную  во времена династий Юань и Мин, и  отдало их в подчинение комиссарской службе Синин (основанной в 1725 году) и  губернатору Сычуаня (позже Сычуань-Юньнаньскому министру по пограничным делам).

В 1911 году была основана Китайская  Республика, центральное правительство  создало специальный департамент  по управлению делами Монголии и Тибета. В 1929 году правительство Гоминьдан  учредило комиссию по делам Монголии и Тибета в Нанкине и основало провинцию Цинхай. В 1939 году была создана  провинция Сикан. Тибетские области  на северо-западе и юго-западе Китая, кроме Тибета, были переданы под  управление провинций Цинхай, Ганьсу, Сычуань, Сикан и Юньнань

В 1921 году была основана Коммунистическая Партия Китая, ее центральный комитет  четко заявил в своей Аграрной революционной программе, что феодальные привилегии князей и тибетских лам  будут упразднены. Во время своего похода на север для борьбы с японскими  захватчиками, Китайская Рабочая  и Крестьянская Красная Армия  прошла по тибетскому району в провинциях Сычуань, Сикан, Юньнань, Ганьсу и Цинхай, где она вынуждала бедных тибетцев проводить земельную реформу  и создавать демократические  политические силы трудового народа. Районы проживания тибетцев были освобождены  один за другим после основания Народной Республики Китай в 1949 году. Собственно Тибет был мирно освобожден в 1951 году.

 

Пища

Замба, жареный ячмень или  горох, подаваемые вместе с чаем, являются основными продуктами питания тибетских  крестьян.

Чай с маслом или молоком - любимое кушанье всех тибетцев. Масляный чай готовится в деревянной кадке.

В скотоводческих районах  основными продуктами питания являются говядина и баранина. Тибетцы едят из деревянной миски ножами с короткой ручкой, которые они всегда носят  с собой.

Тибетцы едят пять-шесть легких блюд в день, и особое предпочтение отдают вину. Кислое молоко и сыр, также  стандартные блюда на обеденном  столе тибетцев. В некоторых районах  люди едят рис и лапшу.

Женщины в скотоводческих районах используют масло в качестве крема для защиты кожи. Ламам не запрещено есть мясо.

Праздники

Тибетцы имеют свой собственный  календарь. Они обозначают года с  помощью пяти элементов (металла, дерева, воды, огня и земли), инь и ян, и 12 животных, представляющих 12 Земных Ветвей. Год делится на четыре времени  года и 12 месяцев, в одном месяце 29 или 30 дней.

Тибетский Новый год - это  самый важный праздник в Тибете. Все люди поздравляют друг друга  с этим праздником, и отправляются в монастыри, чтобы получить благословение. На 15-й день первой луны, все крупные  монастыри проводят религиозные  обряды, и во всех семьях с наступлением ночи зажигают масляные лампы.

Обычаи

Влияние феодально-крепостного  права, которое касалось формирования политических и религиозных сил, общественной жизни, обычаев и привычек тибетцев, оставило очевидный след в исторических традициях и самобытной культуре тибетцев.

Как правило, у представителей тибетского народа есть только имя, нет  фамилии, и имя указывает о  половой принадлежности. Так как  имена в основном берутся из Писания  буддистов, для народа характерно большое  число тезок, и их дифференциация осуществляется путем добавления перед  именем слов «старший», «младший», или  выдающихся особенностей человека, места  рождения, места жительства или профессии. Знать и Будды перед своим  именем часто добавляют названия своих домов, официальный род  или почетные титулы.

Все тибетцы, мужчины и  женщины, любят носить украшения.

Мужчины обычно носят косу, спирально намотанную на верхней  части головы. Некоторые тибетцы  остригают волосы коротко в виде купола.

Женщины, взрослея, начинают заплетать волосы в две или  множество крошечных косичек, в  которые вплетают различные украшения.

И мужчины, и женщины носят  уплотненные или облегченные  меховые шапки. Они носят шелковые или тканевые жакеты, переходящие  в свободные платья с длинными рукавами, которые подвязываются  широкой лентой слева на право. Женщины  в некоторых сельскохозяйственных районах носят платья без рукавов  или из домотканой шерсти. Пастухи  и женщины не носят курток, но любят носить халат из овчины с  рукавами и воротником, окаймленным  тонкой шерстью или украшенным тканевыми  лентами. Мужчины носят брюки, женщины - юбки. Все мужчины и женщины  носят шерстяные или кожаные  сапоги. Мужчины носят длинные  пояса, а женщины в сельскохозяйственных районах носят фартуки с красивыми  узорами. Они используют шерстяные  одеяла, в качестве матрасов и подушек, их одеяла сделаны исключительно  из овчины или шерсти. Бедные крестьяне  и пастухи не имеют ни матрасов, ни одеял.

Информация о работе Этническая группа Тибетцы