Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 16:19, реферат
Национально-этнические конфликты имеют свою давнюю историю. Им предшествовали межплеменные и межобщинные, а больше всего конфессиональные конфликты, уносившие тысячи и тысячи человеческих жизней. Известные в Европе крестовые походы (христиан против мусульман), кровопролитные побоища католиков и протестантов между собою, турок-мусульман и балканских народов, христиан, боровшихся против господства турецких халифов. Полна жестокими конфликтами история азиатских стран, где эти конфликты чаще всего имели религиозный характер. Национально-этнические конфликты современного типа (в виде национальных движений) стали возникать в XIX и в начале XX веков. В Европе они были связаны с формированием независимых государств и завершением становления современных наций (например: германской, балканских), в Азии — главным образом, с борьбой народов за освобождение от колониальной зависимости (Индия, Иран, Афганистан и др.), в Америке — также с борьбой за независимость от Испании и Великобритании.
Введение 3
1. Характерные черты и особенности этнонационального конфликта 5
2. Типология этнонациональных конфликтов 9
3. Причины этнонациональных конфликтов 13
4. Этапы и стадии развития этнонациональных конфликтов 17
Заключение 22
Список литературы 24
Содержание
Введение
1. Характерные черты и особенности этнонационального конфликта 5
2. Типология этнонациональных конфликтов 9
3. Причины этнонациональных конфликтов 13
4. Этапы и стадии развития этнонациональных конфликтов 17
Заключение
Список литературы
Введение
Национально-этнические
конфликты имеют свою давнюю историю.
Им предшествовали межплеменные и межобщинные,
а больше всего конфессиональные конфликты,
уносившие тысячи и тысячи человеческих
жизней. Известные в Европе крестовые
походы (христиан против мусульман), кровопролитные
побоища католиков и протестантов между
собою, турок-мусульман и балканских народов,
христиан, боровшихся против господства
турецких халифов. Полна жестокими конфликтами
история азиатских стран, где эти конфликты
чаще всего имели религиозный характер.
Национально-этнические конфликты современного
типа (в виде национальных движений) стали
возникать в XIX и в начале XX веков. В
Европе они были связаны с формированием
независимых государств и завершением
становления современных наций (например:
германской, балканских), в Азии — главным
образом, с борьбой народов за освобождение
от колониальной зависимости (Индия, Иран,
Афганистан и др.), в Америке — также с
борьбой за независимость от Испании и
Великобритании. Некоторые конфликты,
вспыхнувшие в конце XIX в., перманентно
возобновляются и поныне. Конфликты, связанные
с противоречием между этнонациональными
интересами, играют «исключительно важную»
роль в наше время, хотя они непосредственно
возникали по спорным вопросам территориально-
Целью данной работы является выявление проблемы этнонациональных конфликтов. Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
Прежде чем начать рассматривать этнонацинальные конфликты, следует дать определение конфликта и этничности. Под термином «этничность» в настоящее время понимают «совокупность общих ценностей, верований, норм, вкусов, самоотдачи, понимание общности в группе, общей групповой памяти и лояльности, определенных структурных взаимодействий и взаимоотношений в группе». Этнос — понятие, характеризующее общность людей по признакам прирожденным, данным от природы или, по крайней мере, сформировавшимся в результате длительного проживания на одной и той же территории, в одних и тех же природных условиях (например, на Кавказе). Понятие же нации обозначает социально-историческую общность людей, сложившуюся на базе некоторых общих ценностей и норм, обусловленных не общим происхождением, кровным родством или одним только совместным проживанием на данной территории (хотя эти признаки во многих случаях имеют место), а культурой, т.е. системой социально-исторической. Нация — это государственно-политическая, социально-экономическая и социокультурная общность людей.
Конфликт (от лат. conflictus — столкновение или борьба, враждебное отношение) – это ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны, при чем интересы могут быть не только материальными (территориальными, экономическими), но и иметь социальный и психологический характер.
Этнонациональные конфликты – это конфликты между национально-этническими общностями или их частями1. По своим типологическим характеристикам этнонациональный конфликт является, прежде всего, социальным, поскольку его субъектами выступают крупные социальные группы, интересы которых становятся противоречивыми вследствие имеющегося неравенства социальных статусов этих групп в данной общественной системе, в конкретной стране. Одновременно это и конфликт, имеющий политический аспект, так как ни одна цивилизованная нация не сформировалась вне присущей ей политической организации, политического государства. Можно согласиться с точкой зрения В. А. Тишкова, что этнических конфликтов в «чистом» виде фактически не существует. Как правило, этнонациональный конфликт в современных условиях неизбежно обретает этнополитический статус2. Действующие силы в этнических конфликтах представлены этнонациональными движениями и партиями с националистической идеологией. Нынешние этнонациональные конфликты, будь то в Югославии или в России, в Ирландии или в Турции, в Грузии или в Украине, возникают и существуют на почве стремления национальных групп (меньшинства) к политической независимости от наций-носителей существующих в соответствующих странах государственных систем. В настоящее время в мире нет исключительно национальных конфликтов, а есть национально-политические конфликты. Как следствие из выше сказанного, этнонациональный конфликт — одна из разновидностей социальных конфликтов наряду с такими их формами, как классовый конфликт, религиозный, расовый, межгосударственный и др., в то же время всякий социальный конфликт является конфликтом политическим. Этнические аспекты конфликтов проявляются в том, что в качестве противостоящей стороны воспринимается другой народ или этническая группа. Этничность сама по себе основана на противопоставлении «Мы» — «Они», осознаваемом в плане культурных (в широком смысле этого понятия) различий. Это противопоставление в полной мере сохраняется и даже существенно усиливается в ситуации этнического конфликта, когда именно противостоящая сторона получает признание в качестве носителя другой этнической культуры и системы ценностей — враждебной и стремящейся к доминированию или насильственной ассимиляции или, как минимум, игнорирующей законные и справедливые национальные интересы. Именно политические противники, т. е. «Они», наделяются однозначными этническими характеристиками, и потому борьба с ними воспринимается как борьба с конкретными носителями чуждой культуры и чужих национальных интересов. Природа этнонациональных конфликтов вытекает из характера этносов и наций как государственно-политических, социально-экономических и социокультурных общностей людей, комплексных, многосторонних взаимоотношений между ними. В конечном счете, конфликты вырастают на почве противоречий между интересами этнонациональных общностей. Интересы же формируются: в случае этноса — как интересы замкнутой групповой организации людей и группового мышления, где индивид не отделяет себя от группы, и для него любая иная группа выступает в качестве враждебной, «чужой» по отношению к своей; для нации — как интересы более широкой, не замкнутой, но все же обособленной, самостоятельно существующей, государственно оформленной или оформляемой общности, приобретшей (или приобретающей) свою социально-экономическую и социокультурную основу. Только единые религиозные верования либо длительное сосуществование в рамках какого-либо социального пространства могут блокировать враждебность этносов и создавать предпосылки для слияния их в национальное образование (как это происходило в Европе). Конфликтность во взаимоотношениях между нациями возникает в условиях «ущемленности» интересов одной и господства интересов другой. Любое неравенство: политическое, правовое, экономическое, культурное, наконец, конфессиональное, связанное с этим господство одних над другими, препятствует решению задачи самостоятельного развития национальных общностей и вызывает противоборства. Причем, «ущемленность» интересов может проявляться и осознаваться в различных областях жизни, вовсе не обязательно в области политики. Поле конфликта формируется в разных ракурсах. Источником его может выступать какая-либо историческая несправедливость (с позиции одного из этносов), которая должна быть устранена; захват территории — жизненного пространства этноса; разрушение его системы культурных ценностей и навязывание чуждых ценностей; деградация по вине другой экологической среды; хозяйственно-экономическая экспансия; языковое неравноправие и т.д.
Субъектами этнонациональных конфликтов выступают: разделяемые определенными различиями и противоречиями этносы, национальные общности и составляющие их так называемые коренные народы и национальные меньшинства (т.е. ассимилированные в нацию этносы, не являющиеся элементами ее основы), многонациональные (интернациональные) образования и входящие в них национальные группы, национальные государства, разнообразные национальные организации и элиты. Реально действующими агентами конфликтов выступают группы, организованные в национальные движения. Последние формируются и развиваются по мере выявления, обострения межэтнонациональных противоречий и осознания их соответствующими субъектами. Развертывание национального движения включает умножение элементов его субъектов. Если поначалу — это часть наиболее активной национальной буржуазии и интеллигенции, то затем в ряды движения вливаются другие слои населения, осознавшие «ущемленность» своих групповых (общинных, этнических) интересов, в том числе связанных с религиозной общностью. Постепенно стихийно возникающие силы становятся организованными агентами борьбы, происходит и нарастает размежевание данного общества (социального единства) на «своих» и «чужих», «союзников» и «врагов».
2. Природа и типология этнонациональных конфликтов
Для лучшего понимания сущности этнонациональных конфликтов и принятию самых оптимальных решений по управлению ими особенное внимание должно уделяться их типологизации. С ее помощью можно добиться конкретизации анализа конфликтных ситуаций, лучшего понимания стадий их развития. Провести классификацию этнонациональных конфликтов по одному признаку невозможно из-за сложности именного исходного объекта конфликта – этноса и причин этнических споров и коллизий3. Основой для типологизации могут быть:
- участники и их количество (этнические группы, государства):
- виды конфликтов: 1) межгосударственные
и внутригосударственные (
- предмет и цели конфликта;
- длительность конфликта: краткосрочные, долгосрочные и затяжные.
В соответствии с целевой типологией этнонациональные конфликты делятся на:
- статусные (в некоторой
литературе – сепаратизм, который
свидетельствует о групповом
стремлении к отделению)
- гегемонистские порождаются
требованием политического
Статусные и гегемонистские
конфликты происходят преимущественно
между национальными
В зависимости от мотивационной причины выделяют:
- защитный - мотивационной причиной обращения к этническому насилию является дилемма физической безопасности группы. Дилемма возникает всякий раз, когда правительство не контролирует правопорядок или инициирует этнические репрессии. Физический страх побуждает членов группы к самозащите;
- статусный – мотивация заключается в групповом страхе перед возрастающим преобладанием внешних групп или доминирующей субнации. Специфика статусного конфликта состоит в стремлении национального меньшинства к культурному, а не физическому выживанию, хотя мотив физического страха может усилить этическую солидарность. Группа начинает воевать за желаемый статус из-за воспринимаемой угрозы разрушения своего образа жизни, своих институтов и полной ассимиляции;
- гегемонистский - доминирующая субнация не удовлетворяется сохранением своего образа жизни и институтов. Доминирующую в обществе этногруппу побуждает к этническому насилию гегемонистская мораль, оправдывающая государственное санкционирование этнического преобладания: превращение этнического языка в государственное моноязычие, религии – в государственную религию, свободной ассимиляции - в принудительное культурное поглощение (т.е. он мотивирован моралью «этнической исключенности»);
- элитарный – в его основе находятся властные амбиции этнических элит. Элиты разыгрывают «этническую карту», используют этнический страх, ненависть и распространяемую с помощью идеологизированных мифов гегемонистскую мораль в интересах достижения или сохранения своей властию.
По классификации по целям, которые ставят перед собой втянутые в конфликт стороны в борьбе за ограниченные ресурсы, их можно поделить на:
- социально-экономические,
когда выдвигают требования
- культурно-языковые, когда
требования касаются проблемы
сохранения или возрождения
- политические, если этнические
меньшинства добиваются
- территориальные
– на основе требований
Но следует иметь в
виду, что в одном и том же
конфликте задействованные в
него стороны могут ставить перед
собой сразу несколько заданий,
добиваясь и политических прав, и
равноправного политического
3. Причины этнонациональных конфликтов
Особенное внимание требует анализ факторов, связанных с причинами возникновения конфликтов, по отношению к которым среди ученых нет однозначности. М.Браун в своей книге «Национализм и этнический конфликт» говорит о существовании целой группы факторов, которые отвечают за возникновение этноконфликтов. Среди них слабость государства, проблемы с обеспечением внутренней безопасности, наличие дискриминационных политических институтов, особенности этнической географии государства (например: различные этнические группы проживают компактно), культурная и экономическая дискриминация и т.д. Обобщая все причины, он утверждал, что камнем преткновения этнонациональных конфликтов является нехватка в обществе либерализма и демократии. Д.Зенгхаас приводит 3 причины этнических конфликтов: экономические проблемы (а именно значительная разница в экономическом развитии регионов), страх перед перенаселением своей территории «чужаками» и боязнь потерять свои специфические культурные и этнические ценности.
Традиционно выделяют такие причины.