Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 21:56, реферат
В реферате рассматривается яркая и принципиально новая теория, объясняющая возникновение, развитие, взаимодействие и исчезновение народов – говоря по-современному, этносов. Ее автор, Лев Николаевич Гумилев (1912-1992 гг.), – не просто ученый, доктор географических и доктор исторических наук, но один из интересных авторов, повествующий о малоизвестном в прошлом народов нашей Земли. Человек интересной и трудной судьбы. Многие помнят его интересные выступления перед слушателями, показанные по телевидению, в начале 90-х годов. Л.Н. Гумилев создал новую науку этнологию. Его теория долгое время замалчивалась и искажалась официальной наукой.
Введение……………………………………………..…………3стр.
Глава 1. Этнос, народ как субъекты культуротворчества…………4стр.
Глава 2. Этнос в концепции Гумилёва …………………….9стр.
2.1. Понятие Этноса …………………………………..…….9стр.
2.2. Этнос как система……………………………………...10стр.
Глава 3. Культура в концепции Гумилёва……………………………...14стр.
Заключение ……………………………………….…………...21стр.
Список использованной литературы .…………………………..….22стр.
Министерство внутренних дел РФ
Московский университет МВД России
Кафедра Социологии и политологии
Реферат
на тему
« Этнос и культура в концепции Л. Н. Гумилева »
Проверил: Выполнил:
Кондидат
философских наук
Тагирова Р. М. Степанова О. Р.
Москва 2010
Содержание
Введение……………………………………………..……
Заключение ……………………………………….…………...21стр.
Список использованной литературы .…………………………..….22стр.
В реферате рассматривается яркая и принципиально новая теория, объясняющая возникновение, развитие, взаимодействие и исчезновение народов – говоря по-современному, этносов. Ее автор, Лев Николаевич Гумилев (1912-1992 гг.), – не просто ученый, доктор географических и доктор исторических наук, но один из интересных авторов, повествующий о малоизвестном в прошлом народов нашей Земли. Человек интересной и трудной судьбы. Многие помнят его интересные выступления перед слушателями, показанные по телевидению, в начале 90-х годов. Л.Н. Гумилев создал новую науку этнологию. Его теория долгое время замалчивалась и искажалась официальной наукой.
Будучи энциклопедистом, он интегрировал многие науки: историю, географию, биологию и смежные с ними дисциплины.
Этнология Гумилева многогранна:
с ее помощью решены трудные задачи
в исследовании разных народов (древние
тюрки, хунну, монголы, хазары). В реферате
дается лишь общий обзор ее основ,
некоторых интересных аспектов и
немного иллюстративного
“Благодаря Гумилеву совершился переход от общего знания о философии истории, науки крайне субъективной, от работ натурфилософов, от Дж. Вико, И. Гердера, Н. Грановского, Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби к построению синтеза новой историко-этнологической дисциплины, являющейся, по убеждению ее автора, естественнонаучной. В полном контексте истории ХХ в. она становится всемирно-исторической картиной мира…”
В качестве методов впервые
для данного предмета были использованы
теория биохимической энергии В.И.
Понятие "этнос" – греческого
происхождения, которое имело около
десяти значений: народ, племя, толпа, группа
людей и т.д. Оно указывало на
всякую совокупность одинаковых живых
существ, имеющих некие общие
свойства. Термин "этнос" в современном
его понимании появился во второй
половине XIX в., однако до сих пор
нет устоявшейся точки зрения
на его сущность и значение. Так,
академик Ю. В. Бромлей указывал: "Определение
места этнических общностей среди
различных человеческих объединений
- задача чрезвычайно сложная, о чем
наглядно свидетельствуют значительные
расхождения в существующих дефинициях
этноса. Одни авторы, например, в качестве
главных признаков этноса называют
язык и культуру, другие добавляют
к этому территорию и этническое
самосознание, некоторые указывают,
кроме того, на особенности психического
склада; иные включают также в число
этнических признаков общность происхождения
и государственную
Далее Ю. В. Бромлей предлагает определять этнос как " исторически сложившуюся совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других таких же образований". Функционирование этноса обеспечивается двумя типами информационных связей: синхронными (в пространстве) и диахронными (во времени). Первый тип обеспечивает территориальные границы, а второй - этническую преемственность1.
Кроме единства территории
и традиций, морфология культуры, логика
ее развития безусловно отразились на
формировании целостности этноса. Так,
ранней формой культуры, религии и
самоопределения (идентификации) человека
был тотемизм (поклонение и обожествление
животного, реже растения, как первопредка,
кровного родственника, родителя). Тотемизм
руководствуется следующей
Таких универсалий, сформировавшихся в первобытности, немного, но они носят архетипический характер и руководят человеком и сегодня.
Однако, помимо древних первичных условий единства этноса, необходимы критерии, которые являются также условиями, сегодня объединяющими людей в народ или маркерами, призванными дифференцировать этнические группы.
Следующий признак – единство происхождения . Однако жестко изолированных племен, которые стали родоначальниками тех или иных народов, этнография назвать не может. Даже русский народ возник из смешения славян с балтами, финнами, уграми, монголами, татарами. Существует миф происхождения скифов от поцелуя Геракла и Женщины-Змеи. – Это ли не смешение сущностей для возникновения нового единства.
Третье – единство места проживания . Однако долго остававшееся загадкой происхождение цыган, например, (из-за их расселенности сначала по Европе, а затем по всему миру) не отменяло их целостности как народа. Да и в последствии, когда выяснилось, что цыгане вышли не из определенной провинции Индии, а были представителями касты лошадиных барышников, бродячих музыкантов, они все-таки признавались, да и по сути были единым народом .
Четвертое – единство языка . Однако, например, испанцы, аргентинцы, кубинцы говорят на одном языке, являясь разными народами; во Франции – пять языков (французский, бретонский, гасконский, провансальский, немецкий (в Эльзасе)); вообще в мире разных языков – до 30 тысяч, а народов – около тысячи. Даже такое количественное несовпадение обусловливает невозможность определять этничность только по языку2.
Самоназвание (этноним) часто называется среди критериев определения этноса. Это действительно важный элемент исторической памяти народа; оно позволяет фиксировать различие между "мы" и "они". Древние греки называли себя эллинами, византийские греки – ромеями. Название "греки" этому этносу дали римляне, от которых оно перешло в другие языки. Ирон – самоназвание осетин; кабардинцы называю себя адыгами.
Таким образом, народ –
это генетическая общность, с одной
стороны, и социальная, с другой.
Этносы чаще всего возникают как
человеческие популяции, но в дальнейшем
развиваются как социальные системы.
Этнос – это социальная группа,
членов которой объединяет этническое
самосознание – сознание своей генетической
связи с другими
Таким образом, этнос определяется не столько общими чертами членов коллектива, существующими в реальности, сколько общностью их мышления, в частности, этнос объединен:
• Наличием разделяемых членами группы представлений об общем территориальном и историческом происхождении, единого языка, общих черт материальной и духовной культуры;
• Политически оформленными представлениями о родине и особых институтах, как, например, государственность, которые также могут считаться частью того, что составляет представление о народе;
• Чувством отличительности, т. е. осознанием членами группы своей принадлежности к ней, и основанными на этом формами солидарности и совместными действиями3.
Проблема, возникающая при трансформации множества локальных однотипных общин-социумов в нацию, заключается в том, чтобы перевести наиболее естественным путем все богатство культурных форм, что было накоплено за тысячелетия всеми предыдущими поколениями, в новые нормативные и ценностные системы, перелить и переплавить их оптимальным способом, не разрушая и не теряя больше того, что поневоле приходится оставить за бортом. Сложность же этой задачи возникает из-за того, что одновременно с этим переходом меняется сам тип культуры: из «культуры текстов» она превращается, по удачному выражению Ю. Лотмана, в «культуру грамматики». «Культура текстов» соответствует традиционному типу общества, в котором сами нормативные системы и их ценностные обоснования существуют как бы в виде совокупности прецедентов. Говард Беккер называет это «сгустками вербализованного опыта», который фиксируется притчами. Притчи – основная форма передачи опыта от поколения к поколению в обществах традиционного типа.
Следовательно, в нацию народ "входит"
с тем культурным богатством, которое
он сохранил. Можно сказать, что нация
является своеобразным "акционерным
обществом", куда каждая народность
внесла свой "пай" – свою культуру
(язык, традиции и пр.). Но ведь само существование
нации заставляло отбирать из всех
традиций лишь то, что было необходимо
для дальнейшей жизни всей нации:
ведь каждодневность бытия нации
зависит от экономической общности,
затрагивающей все стороны
Глава 2. Этнос в концепции Гумилёва
2.1. Понятие этноса.
Существуют различные подходы к понятию этнос. По мнению В.И. Козлова, “этнос…– социально-историческая категория, причем его генезис и развитие определяются не биологическими законами природы, а специфическими законами общества”. Л.Н. Гумилев показывает, что социальные и общественно-экономические категории не обязательно совпадают с этносом. Идеология, культура и язык также являются необязательными признаками этноса.
В отечественной науке
особо плодотворно
Этносы образуются разными способами: сикхи стали этносом на основе религии, монголы – на основе родства, швейцарцы – вследствие войны с австрийскими феодалами. Задача теории Л.Н. Гумилева уловить в этом общую закономерность.
Неверно приравнивать этнос
к биологическим
В реальном историческом процессе имеют место этнические контакты:
Информация о работе Этнос и культура в концепции Л. Н. Гумилева