Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 14:48, контрольная работа
На сегодняшний день в научной литературе можно встретить различные определения феномена "личность". Общепринятым является лишь то, что личность всегда характеризуют интеллектуальные, морально-волевые качества человека, выраженные в индивидуальных особенностях его ментальности и культуры, а также существование глубинной, сущностной взаимосвязи между личностью и культурой. В этом смысле наиболее точно и образно взаимоотношения культуры и личности выразил известный русский мыслитель Павел Флоренский: "культура - это среда, растящая и питающая личность".
Взаимоотношения личности и культуры носит двойственный характер.
Культура и личность………………………………………………...3 с.
Личность как объект и субъект культуры………………………………...3 с.
Главные составляющие культуры личности……………………………...6 с.
К.-Г. Юнг об архетипах культуры………………………………….9 с.
Соотношение изменчивости и устойчивости в культуре. Проблема историко-структурной типологии………………………………………………12 с.
Культурные традиции…………………………………………………….13 с.
Инновации………………………………………………………………....16 с.
Этнос и культура в концепции Л.Н.Гумилева……………………20 с.
4.1. Понятие этноса………………………………………………………………20 с.
4.2. Этнос как система…………………………………………………………...21 с.
4.3. Этническая иерархия ………………………………………………………..22с.
Мифы древности и их значение для современности……………..24 с.
Список литературы…………………………………………………30 с.
Культурологические поиски в психоанализе продолжили ученики и последователи 3. Фрейда - Л. Адлер (1870-1937), Э. Фромм (1900-1980), Г. Маркузе (1898-1979). Но, пожалуй, наиболее ярким наследником фрейдовских принципов явился швейцарский психолог, философ, основоположник «аналитической психологии» Карл Густав Юнг (1875-1961). Основные культурологические идеи изложены в работах «Архетип и символ» (1911), «Феномен духа в культуре и науке» (1961), «Об отношении аналитической психологии к поэзии» (1922) и др.
В центре юнговской концепции
культуры лежит «коллективное
По мнению философа, «коллективное бессознательное» передается по наследству и является основанием для формирования человеческой психики. Под влиянием универсальных образцов поведения у человека возникают не только элементарные «животные» поведенческие реакции (как, скажем, либидо), но также восприятие, воображение, мышление и пр. Коллективное бессознательное является результатом родовой жизни, которая служит фундаментом духовной жизни индивида. Содержанием «коллективного бессознательного» являются прообразы, праформы человеческого поведения и мышления, получившие название - архетипы. Сам термин «архетип» имеет греческое происхождение и обозначает «первоначальный образ» или «праобраз» (например: образ матери-земли, героя, старца и т. д.). Именно Юнг ввел в научный оборот и широко использовал этот термин в своих трудах. Философ считал, что архетип связан с определенной организацией психологических структур, предопределяет формирование образа той или иной ситуации, явления, характера [5].
Архетипические структуры психики, - доказывал Юнг, - сформировались в глубокой древности - возможно, под влиянием повторяющихся типичных жизненных ситуаций. Философ делает вывод о том, что архетипы:
Динамика архетипов лежит:
Анализируя культуру, Юнг
считал, что главным в ее развитии
является взаимодействие
Юнг считал, что именно культура,
основанная на гармонии сознания и
бессознательного поможет человеку
адаптироваться как к внешнему, так
и к собственному внутреннему
миру, духовно его обогатит. Для
обозначения согласованности
3. Соотношение изменчивости и устойчивости в культуре. Проблема историко-структурной типологии.
Время в процессе развития культуры выступает своеобразной хранительницей всех исторических событий. Оно оценивает, отбирает, расставляя приоритеты, все то, что можно присовокупить к общественной сокровищнице богатств человеческой души. Культурный прогресс требует не только воспроизведения нового, а прежде всего осознания и сохранения того, что было заключено в культурной истории человечества.
В культурологии существует понятие «трансмиссия». Это обращение к культурному наследию. Принципиальное свойство трансмиссии в том и состоит, чтобы обеспечить сохранение прошлых образцов через устранение, ограничение новшеств как отклонений. Разновидность культурной трансмиссии – фундаментализм. Тесно связанный с религиозной практикой, он ориентирован на восстановление ранних культурных образцов в их неприкосновенности от наслоений времени.
Уникальность культуры проявляется в ее диалогичности. Культура невозможна без внутренней переклички. «Персонажи» прошлых культур не уходят со сцены, не исчезают и не растворяются в эфире, а ведут диалог как со своими собратьями по прошлому, так и с героями, пришедшими им на смену. Загадки бытия решались еще в античности в произведениях Гомера, Эсхила, Софокла. Данте, Петрарка, Боккаччо были яркими выразителями новых тенденций в литературе эпохи Возрождения. Единой концепцией охватывал состояние мира Шекспир. Он в своей драматургии решал не только художественные, но и философско-эстетические задачи, которые и по сей день являются актуальными.
3.1.Культурные традиции.
Культура содержит в себе как устойчивые, так и изменчивые моменты. Устойчивость, «инерционность» в культуре – это традиция. Другими словами, традиция – элементы социального и культурного наследия (идеи, ценности, обычаи, обряды, способы мировосприятия и т.д.), которые передаются от поколения к поколению и сохраняются в определенных обществах, социальных группах в течение длительного времени[6]. Традиции существуют во всех формах духовной культуры. Можно говорить о научных, религиозных, моральных, национальных, трудовых и других традициях. Прогресс общества основан именно на них, так как не приходится изобретать то, что когда-то было, а лишь дополнять, развивать его, а также создавать нечто новое. Однако нельзя слепо преклоняться перед традицией, т.к. это порождает консерватизм, застой, а порой и антигуманность в общественной жизни. Это относится, к примеру, к тем обычаям, которые не имеют нравственного содержания. «Уважение к старшим», «терпимость к детям» мы повторяем чуть ли не как этический постулат. Но можно ли было его найти в самых первых обычаях. Для первобытных нравов, если верить этнографическим источникам, нехарактерно великодушие и защита слабого. Бессильный не годится для сотрудничества и не может постоять за себя, поэтому он не представляет собой никакой ценности. В этом заключена возможность намеренного убийства. Дикари в этом отношении мало чем отличаются от цыплят, заклевывающих до смерти своего собрата, у которого выступила кровь на крыле. У некоторых народов засвидетельствовано систематическое умерщвление стариков. И этот обычай передавался из поколения в поколение. Исследователь-этнограф К. А. Гельвеций приводит следующий выразительный пример: «В конце зимы, когда недостаток продовольствия заставляет дикарей покидать хижины и голод гонит их на охоту за новыми припасами, некоторые дикие племена перед отправлением собираются и заставляют своих стариков взбираться на дубы, которые они потом сильно трясут: большинство стариков падает с деревьев и умирает» [6]. Факт этот известен и по фильму Куросавы «Легенда о Нараяме», где на плечах сын забирает отца на верхушку самой высокой горы и оставляет там на верную погибель. И через несколько дней возвращается за трупом. Названный обычай кажется на первый взгляд отвратительным, однако дикарь считает, что падение этих несчастных старцев доказывает их неспособность перенести все тяготы охоты и надо им облегчить жизнь. Убийство стариков не считалось проявлением враждебности к ним. Этнографы отмечают хорошее отношение к старикам у австралийских аборигенов, признавая при этом, что в засушливые периоды в пустынях старых иногда бросают умирать от голода и жажды. Более того, в своих наиболее развитых формах обычай этот интерпретировался даже как священный сыновний долг.
Понятно, почему морально-этический аспект культуры не позволяет принимать все традиции, обычаи, обряды. Если обычай, обращенный по своей сущности в прошлое, традиционен и консервативен, то мораль культуры, выражая в своих ценностях назревшие, но еще не реализованные обществом потребности, устремлена в будущее, нацелена на улучшение и усовершенствование человека и общества. Если обычаю присуща жесткая, однозначная регламентация, не оставляющая почти простора импровизации, проявления свободы личности, то моральный аспект культуры требует именно личной ответственности за предпринимаемые поступки, действия и не приемлет, например, никаких доводов, что все так поступают, для оправдания трусости, подлости.
Как мы видим, особое место
в мире культуры занимают ее морально-этические
и эстетические аспекты. Мораль регулирует
жизнь людей в самых различных
сферах – в быту, в семье, на работе,
в науке, политике и т.д. Сфера
эстетического отношения к
Нежелательна в культуре
и другая крайность: пренебрежительное
отношение к традиции приводит к
нарушению преемственности в
развитии общества и культуры, к
утрате ценностных достижений человечества.
Перечеркивание культурных традиций,
пренебрежительное к ним
3.2.Инновации.
Культура не может жить
одной традицией, она постоянно
поддерживается напором новых поколений,
вступающих в социум в несколько
изменившихся исторических условиях.
Эта особенность социально-
Для распространения культурного
образа необходимо, чтобы он, во-первых,
имел ценность и значимость в пределах
большой группы или общества, а
во-вторых, был доведен до массовой
аудитории с помощью средств
массовой коммуникации. Но для того,
чтобы получить такую возможность,
культурный образец должен быть оценен
с точки зрения его новизны
и полезности. В этом и заключается
актуальность культуры. Если данная ценность
принимается широкой аудиторией
как необходимая, полезная, достойная
часть культуры, если она выдерживает
конкуренцию с другими
Хотя иногда устойчивые ценностные
ориентации приобретают характер норм,
но они не всегда определяют формы
поведения членов данного коллектива.
Например, для зрелой личности характерны
достаточно устойчивые ценностные ориентации.
В силу этого пожилые люди часто
медленно перестраиваются и принимают
инновации жизни, культуры, даже тогда,
когда этого требуют
Изменчивость культуры, характерная
для современного общества, проявляется
в обновлении, инновациях, а последние
являются результатом творчества. Инновация
– это изобретение или
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил, –
писал русский поэт Заболоцкий.
К счастью, в последнее время стали признавать тот факт, что дальнейшее развитие человечества невозможно без гармоничного развития всех заложенных в человека творческих возможностей. Творческий труд художника, философа, ученого, рабочего – это удивительное соединение колоссальной работы с не менее гигантским замыслом. Фантазия творца и мастерство выполнения должны быть гармонически слиты в одно синергическое целое.
Информация о работе Этнос и культура в концепции Л.Н.Гумилева