Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 14:48, контрольная работа
На сегодняшний день в научной литературе можно встретить различные определения феномена "личность". Общепринятым является лишь то, что личность всегда характеризуют интеллектуальные, морально-волевые качества человека, выраженные в индивидуальных особенностях его ментальности и культуры, а также существование глубинной, сущностной взаимосвязи между личностью и культурой. В этом смысле наиболее точно и образно взаимоотношения культуры и личности выразил известный русский мыслитель Павел Флоренский: "культура - это среда, растящая и питающая личность".
Взаимоотношения личности и культуры носит двойственный характер.
Культура и личность………………………………………………...3 с.
Личность как объект и субъект культуры………………………………...3 с.
Главные составляющие культуры личности……………………………...6 с.
К.-Г. Юнг об архетипах культуры………………………………….9 с.
Соотношение изменчивости и устойчивости в культуре. Проблема историко-структурной типологии………………………………………………12 с.
Культурные традиции…………………………………………………….13 с.
Инновации………………………………………………………………....16 с.
Этнос и культура в концепции Л.Н.Гумилева……………………20 с.
4.1. Понятие этноса………………………………………………………………20 с.
4.2. Этнос как система…………………………………………………………...21 с.
4.3. Этническая иерархия ………………………………………………………..22с.
Мифы древности и их значение для современности……………..24 с.
Список литературы…………………………………………………30 с.
Творческим людям присущи
следующие личностные черты: 1) уверенность
в своих силах, готовность отстаивать
то, во что веришь; 2) нонконформизм,
т.е. опровержение мнения большинства,
правда, некоторым присуща
Таким образом, всякий большой талант несет в себе открытость души, удивление, обворожительно простодушие. Только эти качества рождают мудрость и творчество.
Культурная модернизация.
В последние десятилетия
Важной формой модернизации
в межкультурной коммуникации является
аккультурация (ее еще называют заимствованием
или диффузией). Заимствование или
диффузия - это стихийное распространение
культуры в социальном и географическом
пространстве из одного общества в
другое. Широкое и продолжительное
ареальное (территориальное) взаимодействие
разных культур ведет к многовековым
конвергентным процессом (например,
сближению разных языков или замене
двух или нескольких языков одним).
Ареальное воздействие ведет
к ослаблению исконной генетической
сущности, следовательно, имеет в
ней и чужеродные элементы. Постоянное
или частое взаимодействие обществ
порой ведет к быстрому усвоению
инородных элементов. Так люди, живущие
на национальных окраинах, или в
торговых центрах обычно быстрее
усваивают элементы других культур,
чем жители глубинки. А порой условия
контактов могут привести к насильственному
навязыванию культуры, и что неизбежно
порождает реакцию отторжения, сопротивления
«оккупационной культуре». «Лучшим
примером процесса вестернизации (столкновение
культур) в развитых цивилизациях служит
Индия, где древняя культура, обладающая
высокоосознанным философским этосом,
столкнулась с агрессивным
4.Этнос и культура в концепции Л.Н.Гумилева.
Яркая и принципиально новая теория, объясняющая возникновение, развитие, взаимодействие и исчезновение народов – говоря по-современному, этносов. Ее автор, Лев Николаевич Гумилев (1912-1992 гг.). Он создал новую науку этнологию. Его теория долгое время замалчивалась и искажалась официальной наукой.
“Благодаря Гумилеву совершился переход от общего знания о философии истории, науки крайне субъективной, от работ натурфилософов, от Дж. Вико, И. Гердера, Н. Грановского, Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби к построению синтеза новой историко-этнологической дисциплины, являющейся, по убеждению ее автора, естественнонаучной. В полном контексте истории ХХ в. она становится всемирно-исторической картиной мира…”[11].
4.1. Понятие этноса
Л.Н. Гумилев показывает, что социальные и общественно-экономические категории не обязательно совпадают с этносом. Идеология, культура и язык также являются необязательными признаками этноса.
Этносы образуются разными способами: сикхи стали этносом на основе религии, монголы – на основе родства, швейцарцы – вследствие войны с австрийскими феодалами. Задача теории Л.Н. Гумилева уловить в этом общую закономерность.
Неверно приравнивать этнос
к биологическим
1. Сосуществование (не
смешиваются и не поглощают
друг друга, заимствуя
2. Ассимиляция (поглощение с полным забвением);
3. Метисация (сочетаются традиции, нестойкий вариант);
4. Слияние, при котором
забываются традиции первичных
компонентов и рядом (или
4.2. Этнос как система
Наряду с разрушительными
Связи в системе могут быть как положительными, так и отрицательными, причем некоторые связи подсистемы на протяжении жизни особи могут сменить знак. Например, связь новорожденного со старшими имеет определенную направленность и “вес”. О нем заботятся, его воспитывают и учат. Когда он становится взрослым и отцом семейства, знак связи меняется на противоположный: он заботится о родителях и учит детей. И, наконец, став стариком, он опять требует заботы и ухода. Эта закономерность показывает, что любая система не статична, а находится либо в динамическом равновесии (гомеостаз), либо в движении от какого-то толчка, импульс которого находится вне данной системы.
Мера устойчивости этноса
как системы определяется не его
массой, т.е. численностью населения
и точностью копирования
Этнос – не просто скопище
людей, теми или иными чертами
похожих друг на друга, а система
различных по вкусам и способностям
личностей, продуктов их деятельности,
традиций, вмещающей географической
среды, этнического окружения, а
также определенных тенденций, господствующих
в развитии системы. Последнее, являющееся
направлением развития, особенно важно,
ибо “общим для всех случаев множеств
является свойство элементов обладать
всеми видами активности, приводящими
к образованию статических или
динамических структур”. Применение этого
подхода к процессам этногенеза
связано и с решением проблемы
историзма, так как все наблюдаемые
факты укладываются в динамическую
систему исторического
Таким образом, реальную этническую целостность мы можем определить как динамическую систему, включающую в себя не только людей, но и элементы ландшафта, культурную традицию и взаимосвязи с соседями. Передача опыта потомству наблюдается у большинства теплокровных животных. Однако наличие орудий, речи и письменности выделяет человека из числа прочих млекопитающих, а этнос – форма коллективного бытия, присущая лишь человеку.
4.3. Этническая иерархия
Этническая классификация может быть проведена по любому произвольно взятому признаку: по языку, расе, религии, роду занятий, принадлежности к тому или иному государству. В любом случае это будет весьма условное деление. Крупнейшей единицей после человечества в целом (как аморфной антропосферы - одной из оболочек Земли) является суперэтнос, т.е. группа этносов, возникшая одновременно в одном регионе и проявляющая себя в истории как мозаичная целостность, состоящая из этносов [10, с. 432]. Именно они являются этническими таксонами, наблюдаемыми непосредственно. Этносы, в свою очередь, делятся на субэтносы, т.е. подразделения, существующие лишь благодаря тому, что они входят в единство этноса. Без этноса они рассыпаются и гибнут.
Принадлежность к тому или иному разделу таксономии определяется не абсолютной идентичностью особей, чего в природе никогда не бывает, а степенью сходства в определенном аспекте на заданном уровне. Но как бы ни был этнос мозаичен и как бы разнообразна ни была его структура, на заданном уровне он – целостность.
Способ поддержания
Л.Н. Гумилев показывает существование разной степени этнической совместимости. Чтобы стать “своим”, надо унаследовать традицию и идеалы этноса, а это возможно только в младенчестве и при условии, что ребенок не воспитывался своими истинными родителями.
Итак, изменить законы Природы нельзя, остановить природные процессы этногенеза невозможно, но можно их предсказать, так же, как предсказывают цунами и землетрясения.
Теория Л.Н. Гумилева – это попытка дать ответы на наиболее фундаментальные вопросы человеческого бытия. Существенно были развиты научные методы и образована новая научная дисциплина. Определено место новой науки в системе знаний.
В живописном творчестве человека
каменного века значительными являются
две главных функции Давнего
мифа – освоения пространства и
времени. Это значит, что от начала
существования культуры, ее содержание
определяется мифом, который выступает
как описание, средство познания мира.
Миф органически связан с фундаментальным
стремлением человеческого
Известно, что содержание культуры являет собой продукт творческой деятельности в своих разных проявлениях. Также известно, что любая деятельность формирует систему поведения и в то же время сама организуется этой системой.
Система ритуалов в значительной
мере воспроизводит в
В настоящее время оказывается большой интерес к древнейшей мифологии, магии и шаманизму. Не случайно в фокусе философских исследований Запада сегодня очутились ненаучные формы знания и сознания. Эпистемология и религия представляют анализ шаманизма и магии, причем первые обращаются к ним, чтобы предоставить науке «человеческое лицо», путем отыскания в ней черт ненаучного мышления и следов человеческих интересов и ценностей, а вторые рассматривают магию, как своеобразный тип рациональности. В новейшей западной философии выявляется релятивистская тенденция к сближению науки и ненаучных форм мировоззрения.
Полностью понятен вывод современной психологии, что у первобытного человека не была развитой способность к рефлексии. Под последней (рефлексия) следует понимать высокую форму теоретической мысли, самопознания, постижения божественности бытия. Которые были достигнуты древнегреческой и римской философией (от Сократа, Платона и Аристотеля, к Платону и другим). Понятие рефлексии не применимо к мышлению человека каменного возраста.
Однако мышление гомосапиенса
создало образотворчество – механизм,
который не только регулирует поведение
человека, но и развивает способность
к членораздельному языку, графической
деятельности, обобщению и образно
символическому отображению света,
благодаря чему человек осмысливает
и выделяет свою причастность к окружающему
миру и свое место в нем. Образотворчество
– вершина первобытного синтеза
человеческой деятельности. Представление
человека о цельности природы, ее
«оптимуме» или «экономности», которые
в современных науках зафиксированы
общими законами, в момент появления
науки были выражены своеобразно
в изобразительной
Эта изобразительная деятельность
являет собой достаточно сложную
и глубокую специфическую форму
«удвоения мира» в исторических
условиях древнекаменного века, когда
окружающая среда постигалась с
помощью символического использования
объема, линии и цвета. Следует
отметить, что наукой до сих пор
окончательно не решен вопрос происхождения
изобразительной деятельности, о
живописи, ее возникновении. В связи
с этим заслуживает внимания подход
А. Д. Столяра, который анализирует
так называемые «медвежьи пещеры»,
где находятся собранные
Информация о работе Этнос и культура в концепции Л.Н.Гумилева