Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 23:23, реферат
Культура (от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие культуры употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определенных исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций (например, античная культура, культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, художественная культура, культура быта). В более узком смысле термин "культура" относят только к сфере духовной жизни людей.
I. Введение.
Культура (от латинского
cultura - возделывание, воспитание, образование,
развитие, почитание), исторически определенный
уровень развития общества и человека,
выраженный в типах и формах организации
жизни и деятельности людей, а также в
создаваемых ими материальных и духовных
ценностях. Понятие культуры употребляется
для характеристики материального и духовного
уровня развития определенных исторических
эпох, общественно-экономических формаций,
конкретных обществ, народностей и наций
(например, античная культура, культура
майя), а также специфических сфер деятельности
или жизни (культура труда, художественная
культура, культура быта). В более узком
смысле термин "культура" относят
только к сфере духовной жизни людей.
II. Развитие представления
о культуре в истории
1.) О понятии «культура»
в разные эпохи.
Первоначально понятие
культуры подразумевало целенаправленное
воздействие человека на природу (обработка
земли и прочее), а также воспитание
и обучение самого человека. Воспитание
включало не только развитие умения следовать
существующим нормам и обычаям, но и
поощрение желания им следовать,
формально уверенность в
2). Различные аспекты
понимания культуры до середины
19 века.
"Культурность",
"цивилизованность" нации или
страны (в противоположность "
дикости" и "варварству" первобытных
народов) состоит в "
3). Дальнейшее развитие
представления о культуре.
В конце 19 - начале 20
веков универсализм сложившихся
эволюционных представлений о культуре
был подвергнут критике с идеалистических
позиций неокантонианства (Г. Риккерт,
М. Вебер). В культуре стали видеть, прежде
всего, специфическую систему ценностей
и идей, различающихся по их роли в жизни
и организации общества того или иного
типа. В несколько ином аспекте подобный
же взгляд оформился в "теорию культурных
кругов" (Л. Фробениус, Ф. Гребнер), распространенную
до начала 20-х годов 20 века.
Теория единства
линейной эволюции культуры была также
подвергнута критике с
С последней трети
19 века изучение культуры развивалось
и в рамках антропологии и этнографии.
При этом складывались различные
подходы к культуре. Положив начало
так называемой культурной антропологии,
английский этнолог Э. Тейлор определял
культуру путем перечисления ее конкретных
элементов, но без уяснения их связи
с организацией общества и функциями
отдельных культурных институтов. Американский
ученый Ф. Боас в начале 20 века предложил
метод детального изучения обычаев, языка
и других характеристик жизни примитивных
обществ и их сравнения, позволявший выявить
исторические условия их возникновения.
Существенное влияние в немарксистской
антропологии приобрела концепция американского
антрополога А. Кребера, перешедшего от
изучения культурных обычаев к понятию
"культурного образца"; совокупность
таких "образцов" и составляет систему
культуры. Существенный недостаток концепции
образов связан с отказом Кребера от применения
идеи социального детерминизма. В ней
отсутствовало также объяснение причин
и мотивов к поддержанию образцов на индивидуальном
уровне. Если теория "культурных образцов"
подчиняет социальную структуру культуры,
то в функциональных теориях культуры,
ведущих свое начало от английских этнологов
и социологов Б. Малиновского и А. Радклифф-Брауна
(так называемая социальная антропология),
основным становится понятие социальной
структуры, а культура рассматривается
как органическое целое, анализируемое
по составляющим его институтам. Структуру
социальные антропологи рассматривают
как формальный аспект устойчивых во времени
социальных взаимодействий, а культура
определяется как система правил образования
структуры при таких взаимоотношениях.
Функции культуры состоят во взаимном
соотнесении и иерархическом упорядочении
элементов социальной системы. Постулаты
этой функциональной теории были подвергнуты
критике представителями структурно-функциональной
школы в немарксистской социологии (американские
социологи Т. Парсонс, Р.Мертон, Э. Шилс
и другие), стремившимся обобщить представления
о культуре, сложившиеся в культурной
и социальной антропологии, и решить проблему
отношений культуры и общества. В структурно-функциональной
теории понятие культуры используется
для обозначения системы ценностей, обусловливающей
выработку форм человеческого поведения,
и рассматривается как органическая часть
социальной системы, определяющая степень
ее упорядочности и управляемости. В немарксистском
культуроведении получают развитие и
другие подходы к изучению культуры. Так,
на основе возникшей в рамках культурной
антропологии тенденции рассматривать
роль культуры при передаче социального
наследия от поколения к поколению, было
развито представление о коммуникативных
свойствах культуры. При этом язык стал
считаться образцом при изучении строения
культуры, что способствовало внедрению
в культуроведение методов семиотики,
структурной лингвистики, математики
и кибернетики (так называемая структурная
антропология - американский этнограф
и лингвист Э. Сепир, французский этнолог
К. Леви-Строс и другие). Однако структурная
антропология неправомерно рассматривает
культуру как чрезвычайно стабильную
конструкцию, не учитывая динамики исторического
развития культуры; в ней слабо прослеживаются
связи культуры с актуальным состоянием
общества, отсутствует анализ роли человека
как творца культуры. С попыткой решить
проблему "культура-личность" связано
возникновение особого направления психологии
культуры (Р.Бенедикт, М.Мид, М.Херсковец
(США) и другие). Опираясь на концепцию
З. Фрейда, истолковавшего культуру как
механизм социального подавления и сублимации
детских психологических импульсов, а
также на концепции неофрейдистов Г. Рохейма,
К. Хорни, Х. Салливана (США) о составе культуры
как запечатленном в знаках содержании
непосредственных психологических переживаний,
представители этого направления интерпретировали
культуру как выражение социальной обще
значимости свойственных человеку основных
психических состояний. "Культурные
образцы" стали понимать как реальные
механизмы или приспособления, помогающие
индивидам решать конкретные задачи социального
существования. В связи с этим была выделена
способность культуры быть моделью обучения,
в процессе которого общие образцы переходят
в индивидуальные навыки (М. Мид, Дж. Мердок
(США) и другие).
4). Представления
о культуре в наше время.
В современных условиях
ускоренного научно-
Разрыв гуманитарного
и технического значения получил
отражение в теории "двух культур"
английского писателя Ч. Сноу. С ростом
отчуждения личности в капиталистическом
обществе оживились разные формы
культурного нигилизма, представители
которого отрицают понятие культуры,
как фиктивное и абсурдное
измышление. Подобного рода теории
"контр культуры" имели распространение
и в нашей стране после октября
1917 года.
Длительное время
в нашей стране господствовала единая
марксистско-ленинская теория культуры,
рассматривающая культуру с материалистических
и классовых позиций. "Класс, -
писал К. Маркс - имеющий в своем
распоряжении средства материального
производства, располагает вместе с
тем и средствами духовного производства,
и в силу этого мысли тех, у
кого нет средств для духовного производства,
оказываются в общем подчиненными господствующему
классу" (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2
изд., т.3, с.46). При этом материальным основаниям
в марксистско-ленинской теории культуры
в конечном итоге отводится решающая роль
в развитии культуры. Как существенный
недостаток можно отметить незначительную
роль, отводимую субъективной роли человека,
духовной составляющей культуры. Однако
нельзя не согласиться, например, со следующим
заявлением В.И. Ленина: - "Для того чтобы
быть культурным нужно известное развитие
материальных средств производства, нужна
известная материальная база" (Полн.
собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 377).
III. Деятельностный подход
в анализе сущности «культуры». Культура
как мера и способ развития человека.
1.) Сущность культуры.
Культура исторически
сформировалась, в конечном счете, как
способ духовного освоения действительности,
как духовное производство. Культура
характеризуется, прежде всего, способностью
продуцировать, сохранять и транслировать
духовные ценности различных форм и
типов. Главная функция культуры
- сохранять и воспроизводить совокупный
духовный опыт человечества, передавать
его из поколения в поколение
и обогащать его, Для выполнения
этих задач возникли различные формы
и способы духовной деятельности,
которые постепенно приобрели самостоятельный
статус и в современной культуре
существуют уже как институты
культуры.
Культура превратилась
в сложное по деятельности, многообразное
по формам духовное образование. Сюда
входят, как отмечалось выше, нравственность,
религия, искусство, наука, философия и
идеология, политика, миф, мировоззрение
и т.д. Сложное взаимодействие этих систем
артефактов образует целостную ткань
культуры. Развитие процессов общественного
разделения труда привело к тому, что эти
формы духовной деятельности все глубже
дифференцировались и специализировались.
В развитой культуре они превращаются
в относительно самостоятельные сферы
деятельности и, наконец, обретают статус
самостоятельных институтов культуры.
Каждый из таких
институтов обладает специфической
системой методов, особым типом ценностей
и особыми культурогенными функциями.
Понятно, что художественные ценности
и художественная деятельность существенно
отличается, например, от научной деятельности,
хотя они лишь различающие способы духовного
освоения мира, способы производства различных
духовных ценностей.
2.) Функции культур,
как способ развития человека
и общества.
В обобщающем смысле,
однако, можно говорить о некоторых
целостных функциях культур. Прежде
всего, это продуцирование и накопление
духовных ценностей. Культура постепенно
гармонизирует многообразные
Практическая работа
по достижению целей, по их реализации
и воплощению в жизнь требует
от человека знаний и умений, причем,
знаний не только специально научных,
то есть в основном технократических,
но и знаний гуманитарных, то есть нравственно-духовных.