Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 23:23, реферат
Культура (от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие культуры употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определенных исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций (например, античная культура, культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, художественная культура, культура быта). В более узком смысле термин "культура" относят только к сфере духовной жизни людей.
Поэтому следующая
функция культуры - познавательная
в широком смысле слова. Культура
осуществляет различные формы познания,
в культуре осуществляется художественное
познание, религиозное, нравственное и
т. д. Основным результатом познавательного
отношения к миру в культуре является
установление смысла и значения содержания
артефактов или явлений природы,
которые стали объектом культуры.
Смыслообразующая функция культуры осуществляется
с помощью различных творческих приемов,
особых для каждого вида духовной деятельности,
языков и знаков, специфического набора
символов и образов, понятий и идей. Продуцируя
и репродуцируя духовные ценности, культура
создает определенную систему коммуникаций,
которая должна обеспечить обмен и взаимодействие
участников культурного процесса. Культура
обеспечивает взаимодействие людей через
ценности, интегрирует общество, поддерживает
и развивает его целостность. Осуществляя
эту работу, культура осуществляет социализацию
человека, постоянно предлагая ему нормы,
образцы и алгоритмы жизнедеятельности,
отличающиеся от поведения животных.
Таким образом, культура
выводит человека из мира животного
в мир "homo sapiens", человека разумного,
осознающего свое общественно-социальное
представление. Кроме этого, культура
способна выполнить роль общественной
памяти. Она создает способы и средства
сохранения и накопления опыта духовной
деятельности человека. Благодаря этой
роли культуры становится возможным формирование
глубинных подсознательно действующих
алгоритмов культурного поведения человека,
то есть формирование архетипов, которые
закрепляют поведенческие образцы или
модели на психофизиологическом уровне.
К. Юнг убедительно показал, что архетипы
действуют как врожденные структурные
психологические образования, которые
возникли, однако, в результате культурного
развития человека. Архетипы служат питательной
почвой для творчески продуктивной духовной
деятельности человека.
И, наконец, рекреативная
функция культуры, которая проявляется
в создании способов и учреждений,
где человек получает возможность
восстанавливать свои духовные силы,
обновлять и приводить в норму
свой духовный потенциал, проводить
своеобразную профилактику своего духовного
состояния, то, что обычно называется
"очищением души". Это можно
делать в театре, а можно и в
храме или на карнавале. В открытой
культуре человек свободен в своем
выборе и поэтому ему доступны
все формы и функции культуры.
Список литературы
1. Культура, Большая
советская энциклопедия т. 13, с.594-597
третье издание, Москва, издательство
"Советская энциклопедия", 1974г.
2. Культурология.
Под редакцией Радугина А.А., Москва,
"Центр", 1997, с. 304.
3. Арнольдов А.И.
Человек и мир культуры. М., 1992г.
4. Межуев В. М. Культура
как философская проблема // Вопросы философии.
1982г. N 10.
5. Свасьян К. А. Человек
как творец культуры // Вопросы философии.
1987г. N 6.
6. Философия культуры.
Ответственный редактор