К. Г. Юнг об архетипах культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 22:20, контрольная работа

Описание работы

Карл Густав Юнг (1875 — 1961) — швейцарский психиатр, философ и культуролог, мыслитель и властитель дум очень большого числа людей. Ученик З.Фрейда, который пошел значительно дальше своего учителя, создав так называемую концепцию коллективного бессознательного. Юнговская концепция коллективного бессознательного строится на глубоком и всестороннем анализе литературы, истории, мифологии и психопатологии

Содержание работы

Введение.
1. Структура личности человека.
1.1. Краткая характеристика структуры личности .
1.2. Характеристика коллективного бессознательного.
2. Архетипы и их значение для творчества.
2.1. Понятие «архетипа» и его сущность.
2.2. Виды архетипов и их источники.
2.3. Архетипы и творчество.
Заключение.
Сноски.
Литература.

Файлы: 1 файл

ЮНГ Архетипы.docx

— 39.93 Кб (Скачать файл)

 Коллективное бессознательное  — врожденное, расовое основание  всей структуры личности. На нем  вырастают личное бессознательное  и другие индивидуальные приобретения. То, что человек полагает результатом  своего опыта, по сути, определяется  коллективным бессознательным, которое  оказывает на поведение руководящее  пли селективное влияние с  самого начала жизни человека. «Форма мира, в котором он рождается, уже является врожденной как  виртуальный об-раз»3. Этот виртуальный  образ становится конкретной  перцепцией или идеей через  идентификацию с соответствующими  ему объектами мира. Переживание  мира во многом формируется  коллективным бессознательным, но  не полностью — иначе не  были бы возможны ни вариации, ни развитие.

 Эти два региона  бессознательного, личного и коллективного, имеют для человека огромное  значение. «Оно (бессознательное) содержит  возможности, скрытые от сознательного  ума, ибо располагает подсознательным  содержанием, всем тем, что было  забыто пли незамечено, а также  мудростью и опытом неисчислимых  столетий, осевшими в его архетипических  органах»4. С другой стороны, если  эго игнорирует мудрость бессознательного, оно может разрушать сознательные  рациональные процессы, захватывая  и извращая их. Симптомы, фобии, иллюзии  и другие иррациональные явления  вырастают из отвержения бессознательных  процессов.

 В статье Юнга «Понятие  коллективного бессознательного»  он кратко определи содержание  и психологическое значение коллективного  бессознательного. Характеризуя его  как такую психическую систему, которая «имеет коллективную  универсальную и безличную природу, идентичную у всех индивидов»5 Юнг выделяет следующие его  особенности:

1. Своим существованием  коллективное бессознательное обязано  исключительно наследственности.

2. Оно не основано на  личном опыте и не развивается  индивидуально.

3. Его содержание в  основном представлено архетипами  – буквально предшествующими  формами, которые лишь вторичным  образом становятся осознаваемыми.

 Хотя теория Юнга  обычно определяется как психоаналитическая  — в связи с тем, что особое  внимание в ней уделяется бессознательным  процессам, — в некоторых существенных  отношениях она отлична от  теории личности Фрейда. Вероятно, самая яркая отличительная черта  юнгианского подхода к человеку  заключается в том, что в нем  сочетаются телеология и каузальность. Поведение человека определяется  не только индивидуальной и  расовой историей (каузальность), но  также целями, стремлениями (телеология). И прошлое, как актуальность, и  будущее, как потенциальность, управляют  поведением в настоящем. Взгляд  Юнга проспективен в том смысле, что устремлен на будущее человеческого  развития, и ретроспективен в  том смысле, что принимает в  расчет прошлое. Перефразируя Юнга, «человек живет и целями, и  причинами».

 Понятие коллективного  пли трансперсонального бессознательного  — одна из наиболее оригинальных  и спорных примет теории личности  Юнга. Это — наиболее сильная  и влиятельная психическая система.

 Коллективное бессознательное  неразрывно связано с личностным  бессознательным и вместе с  ним и другими системами образует  единую психическую структуру  личности.

 Итак, Юнг высказал  мысль о существовании более  глубокого слоя в структуре  личности, который он назвал коллективным  бессознательным [Jung, 1936/1969]. Коллективное  бессознательное представляет собой  хранилище латентных следов памяти  человечества и даже наших  человекообразных предков. В нем  отражены мысли и чувства, общие  для всех человеческих существ  и являющиеся результатом нашего  общего прошлого. Как говорил  сам Юнг, «в коллективном бессознательном  содержится все духовное наследие  человеческой эволюции, возродившееся  в структуре мозга каждого  индивидуума»6. Таким образом, содержание  коллективного бессознательного  складывается благодаря наследственности  и одинаково для всего человечества. Важно отметить, что концепция  коллективного бессознательного  была основной причиной расхождений  между Юнгом и Фрейдом.

 

2. Архетипы и их значение  для творчества.

2.1. Понятие «архетипа»  и его сущность.

 Выражение» архетип»  встречается уже у Филона Александрийского  и Иринея по отношению к  образу Божьему в человеке. Архетип (от греческого arhetypon, arhe – начало  и typoc - образ) – ключевое понятие  аналитической психологии Юнга. Вводя понятие архетип Юнг  явно отдает дань своим гуманитарным  пристрастиям, а также склонности  во всем усматривать многозначительные  символические ассоциации, особенно  в сказках, мифах, религиозных текстах. Содержаниями личного бессознательного  являются главным образом чувственные  комплексы, которые составляют интимность  душевной жизни. Содержания же  коллективного бессознательного  составляют архетипы. «Это название  точное и полезное, т.к. оно показывает, что при коллективных бессознательных  речь идет об архаических или  первоначальных образ, т.е. о всеобщих  образах, существующих с древнейших  времен… Что понимается под  архетипом достаточно ясно высказано  при изложении его в связи  с мифом, религиозным учением  и сказкой… Мифы в первую  являются психическими манифестациями, в которых выступает сущность  души, которая прежде не признавалась».7

 В психике человека  коллективное бессознательное, по  Юнгу, существует в виде символических  форм или идей, носящих схематический  характер. Эти формы не имеют  внутреннего содержания, а являются формальными элементами, способными воплотиться в конкретное представление только тогда, когда они проникают на сознательный уровень.

 Архетип сам по себе  не входит в сознание, он не  дан в чувственном опыте. Сам  по себе он пуст, бессодержателен, но обладает потенциальной возможностью  приобретать конкретную форму. В  сознание входят «архетипические  образы», уже подвергнутые сознательной  переработке. Архетипы направляют  действия человека в определенное  русло, в чем-то схожее с тем, как они вели себя в подобных  ситуациях наши животные предки. Архетип проявляется в виде  огромного количества коллективных  образов и символов, которые представляют  собой своеобразно закодированные, формализованные образцы и программы  поведения человека. Архетипы гипотетичны, представляют собой своего рода  модель, позволяющую объяснить наличный  опыт.

 Архетипы настолько  близки к инстинктам, что можно  предположить, что они являются  бессознательными образами самих  инстинктов или «образцами инстинктивного»  поведения. Являясь регуляторам  психической жизни, архетипы выступают  как априорные формы психической  деятельности людей и возникают  спонтанно. Юнг отмечал, что архетипов  столько, сколько есть типичных  жизненных ситуаций. Бесконечное  их отца и повторение отчеканило  этот опыт на нашей психической  конституции – в формах без  содержания, представляющих только  возможность определенного типа  восприятия и типа действия.

 По мнению Юнга, активизация  архетипов происходит, когда возникает  ситуация, соответствующая данному  архетипу. Тогда, подобно инстинктивному  влечению, архетип вопреки всякому  разуму и воле прокладывает  себе путь. При этом, конкретная  форма архетипа реализуется символическим  путем, через архетипический образ  в психике индивида.

 Структурные компоненты  коллективного бессознательного  называются по-разному: архетипы, доминанты, изначальные образы, имаго, мифологические  образы, поведенческие паттерны (Jung, 1943). Архетип — это универсальная  мыслительная форма (идея), содержащая  значительный эмоциональный элемент. Эта мыслительная форма создает  образы пли видения, в обычной  бодрствующей жизни соответствующие  некоторым аспектам сознательной  ситуации. Например, архетип матери  продуцированную концепцию генетической  матери, и это частично определяет  то, как он будет воспринимать  собственную мать. На детское  восприятие матери также влияет  то, что она собой являет, и  младенческие переживания ребенка. Таким образом, опыт ребенка —  единый продукт внутренней предрасположенности  воспринимать мир определенным  образом и действительной природы  самого мира, и его переживания  во многом сходны с теми, что  испытывает индивид любой эпохи  и любой части света. Скажем, суть  матерей осталась во многом  той же ид протя-жении расовой  истории, так что наследуемый  ребенком архетип матери подобен  реальной матери, с которой он  взаимодействует.

 Как рождается архетип? Это — постоянный «осадок»  переживания, стабильно повторяющегося  на протяжении многий поколений, Например, бесчисленные поколения  наблюдали странствие солнца  с одной стороны небосклона  па другую. Повторение этого переживания  в конце концов зафиксировалось  в коллективном бессознательном  как образ солнечного божества, могущества светозарного небесного  тела, которое люди боготворили  и которому поклонялись. Определенные  представления о верховном божестве  основаны на солнечном архетипе.

 Аналогично, люди на  протяжении своей жизни подвергались  воздействию многочисленных сил  природы — землетрясений, ливней, наводнений, ураганов, молний, лесных  пожаров и т. д. Из этих переживаний  возник архетип энергии, предрасположенность  ощущать энергию, попадать под  ее власть, желание создавать  и контролировать энергию. Детское  восхищение хлопушками, юношеское  увлечение автогонками, навязчивый  интерес взрослых к атомной  энергии сходятся в архетипе  энергии. Этот архетип управляет  людьми, подвигая к открытию новых  видов энергии. Наш атомный век  выражает господство архетипа  энергии. Таким образом, архетипы  функционируют как напряженные атомные энергетические центры, стремящиеся в каждом поколении продуцировать повторение одних и тех же переживаний. Архетипы могут быть рассмотрены как «автопортреты инстинктов», это прототипы конкретных образов. Так, восприятие настоящих матери укоренено в архетипических праформах «Великой Матери» и «Великого Отца».

 Архетипы не обязательно  изолированы друг от друга  в коллективном бессознательном. Они взаимопроникают и смешиваются. Так, могут сочетаться архетип  героя и архетип мудрого старца, порождая образ «короля-философа», человека, вызывающего восхищение  и уважение как героический  вождь и мудрый пророк. Иногда  — так, по-видимому, произошло в  случае с Гитлером, — возникает  смешение архетипов демона и  героя, так что некто становится  сатанинским лидером.

 

2.2. Виды архетипов и  их источники .

 Архетипы. Юнг высказал  гипотезу о том, что коллективное  бессознательное состоит из мощных  первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, «первичных моделей») [Jung, 1968]. Архетипы  — врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей  воспринимать, переживать и реагировать  на события определенным образом. В действительности, это не воспоминания  или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди  реализуют в своем поведении  универсальные модели восприятия. мышления и действия в ответ  на какой-либо объект или событие; врожденной здесь является именно  тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведенчески на  конкретные ситуации — например, при неожиданном столкновении  с родителями, любимым человеком, незнакомцем, со змеей или смертью.

 В ряду множества  архетипов, описанных Юнгом, стоят  мать, ребенок, герой, мудрец, божество  Солнца, плут, Бог и смерть (табл. 2.1.). Юнг полагал, что каждый архетип  связан с тенденцией выражать  определенного типа чувства и  мысли в отношении соответствующего  объекта или ситуации. Например, в восприятии ребенком своей  матери присутствуют аспекты  ее актуальных характеристик, окрашенные  неосознаваемыми представлениями  о таких архетипических материнских  атрибутах, как воспитание, плодородие  и зависимость. Далее, Юнг предполагал, что архетипические образы и  идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются  в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе  и религии. Архетип сам непосредственно  никогда не может достичь сознания, но только опосредовано, с помощью  символов. Так, Бога нельзя видеть, Бог — это страх Божеский, человеческая  психика не выдержит встречи  с ним. Это архетип, он всегда  дан только через символы, таким  символом Бога является для  христиан Иисус Христос, для мусульман  — Мохаммед и т.д.

.В особенности он подчеркивал, что символы, характерные для  разных культур, часто обнаруживают  поразительнее сходство, потому  что они восходят к общим  для всего человечества архетипам. Напримep, во многих культурах  ему встречались изображения  мандалы, являющиеся символическими  воплощениями единства и целостности  «Я». Юнг считал, что понимание  архетипических символов помогает  ему в анализе сновидений пациента.

 

  Некоторые наиболее  важные архетипы.

 Количество архетипов  в коллективном бессознательном  может быть неограниченнымм. Однако  особое внимание в теоретической  системе Юнга уделяется Персоне, Аниме и Анимусу, Тени и Самости.

 Персона (от латинского  слова «persona», обозначающего «маска») — это публичное лицо, то есть  то, как мы проявляем себя в  отношениях с другими людьми. Персона — это маска, которую  надевает человек в ответ на  требования социальных условностей  и традиций, и в ответ на  внутренние архетипические потребности (Jung, 1945). Персона обозначает множество  ролей, которые мы проигрываем  в соответствии с социальными  требованиями. В понимании Юнга, персона служит цели производить  впечатление на других или  утаивать от других свою истинную  сущность и она часто — хотя  и не всегда — скрывает истинную  природу человека. Персона как  архетип необходима нам, чтобы  ладить с другими людьми в  повседневной жизни. Персона —  это публичная личность, те стороны, которые человек являет миру  или которые навязаны ему общественным  мнением, в противоположность собственной  личности, скрытой за социальным  фасадом.

Информация о работе К. Г. Юнг об архетипах культуры