Коллективное бессознательное
— врожденное, расовое основание
всей структуры личности. На нем
вырастают личное бессознательное
и другие индивидуальные приобретения.
То, что человек полагает результатом
своего опыта, по сути, определяется
коллективным бессознательным, которое
оказывает на поведение руководящее
пли селективное влияние с
самого начала жизни человека.
«Форма мира, в котором он рождается,
уже является врожденной как
виртуальный об-раз»3. Этот виртуальный
образ становится конкретной
перцепцией или идеей через
идентификацию с соответствующими
ему объектами мира. Переживание
мира во многом формируется
коллективным бессознательным, но
не полностью — иначе не
были бы возможны ни вариации,
ни развитие.
Эти два региона
бессознательного, личного и коллективного,
имеют для человека огромное
значение. «Оно (бессознательное) содержит
возможности, скрытые от сознательного
ума, ибо располагает подсознательным
содержанием, всем тем, что было
забыто пли незамечено, а также
мудростью и опытом неисчислимых
столетий, осевшими в его архетипических
органах»4. С другой стороны, если
эго игнорирует мудрость бессознательного,
оно может разрушать сознательные
рациональные процессы, захватывая
и извращая их. Симптомы, фобии, иллюзии
и другие иррациональные явления
вырастают из отвержения бессознательных
процессов.
В статье Юнга «Понятие
коллективного бессознательного»
он кратко определи содержание
и психологическое значение коллективного
бессознательного. Характеризуя его
как такую психическую систему,
которая «имеет коллективную
универсальную и безличную природу,
идентичную у всех индивидов»5
Юнг выделяет следующие его
особенности:
1. Своим существованием
коллективное бессознательное обязано
исключительно наследственности.
2. Оно не основано на
личном опыте и не развивается
индивидуально.
3. Его содержание в
основном представлено архетипами
– буквально предшествующими
формами, которые лишь вторичным
образом становятся осознаваемыми.
Хотя теория Юнга
обычно определяется как психоаналитическая
— в связи с тем, что особое
внимание в ней уделяется бессознательным
процессам, — в некоторых существенных
отношениях она отлична от
теории личности Фрейда. Вероятно,
самая яркая отличительная черта
юнгианского подхода к человеку
заключается в том, что в нем
сочетаются телеология и каузальность.
Поведение человека определяется
не только индивидуальной и
расовой историей (каузальность), но
также целями, стремлениями (телеология).
И прошлое, как актуальность, и
будущее, как потенциальность, управляют
поведением в настоящем. Взгляд
Юнга проспективен в том смысле,
что устремлен на будущее человеческого
развития, и ретроспективен в
том смысле, что принимает в
расчет прошлое. Перефразируя Юнга,
«человек живет и целями, и
причинами».
Понятие коллективного
пли трансперсонального бессознательного
— одна из наиболее оригинальных
и спорных примет теории личности
Юнга. Это — наиболее сильная
и влиятельная психическая система.
Коллективное бессознательное
неразрывно связано с личностным
бессознательным и вместе с
ним и другими системами образует
единую психическую структуру
личности.
Итак, Юнг высказал
мысль о существовании более
глубокого слоя в структуре
личности, который он назвал коллективным
бессознательным [Jung, 1936/1969]. Коллективное
бессознательное представляет собой
хранилище латентных следов памяти
человечества и даже наших
человекообразных предков. В нем
отражены мысли и чувства, общие
для всех человеческих существ
и являющиеся результатом нашего
общего прошлого. Как говорил
сам Юнг, «в коллективном бессознательном
содержится все духовное наследие
человеческой эволюции, возродившееся
в структуре мозга каждого
индивидуума»6. Таким образом, содержание
коллективного бессознательного
складывается благодаря наследственности
и одинаково для всего человечества.
Важно отметить, что концепция
коллективного бессознательного
была основной причиной расхождений
между Юнгом и Фрейдом.
2. Архетипы и их значение
для творчества.
2.1. Понятие «архетипа»
и его сущность.
Выражение» архетип»
встречается уже у Филона Александрийского
и Иринея по отношению к
образу Божьему в человеке. Архетип
(от греческого arhetypon, arhe – начало
и typoc - образ) – ключевое понятие
аналитической психологии Юнга.
Вводя понятие архетип Юнг
явно отдает дань своим гуманитарным
пристрастиям, а также склонности
во всем усматривать многозначительные
символические ассоциации, особенно
в сказках, мифах, религиозных текстах.
Содержаниями личного бессознательного
являются главным образом чувственные
комплексы, которые составляют интимность
душевной жизни. Содержания же
коллективного бессознательного
составляют архетипы. «Это название
точное и полезное, т.к. оно показывает,
что при коллективных бессознательных
речь идет об архаических или
первоначальных образ, т.е. о всеобщих
образах, существующих с древнейших
времен… Что понимается под
архетипом достаточно ясно высказано
при изложении его в связи
с мифом, религиозным учением
и сказкой… Мифы в первую
являются психическими манифестациями,
в которых выступает сущность
души, которая прежде не признавалась».7
В психике человека
коллективное бессознательное, по
Юнгу, существует в виде символических
форм или идей, носящих схематический
характер. Эти формы не имеют
внутреннего содержания, а являются
формальными элементами, способными воплотиться
в конкретное представление только тогда,
когда они проникают на сознательный уровень.
Архетип сам по себе
не входит в сознание, он не
дан в чувственном опыте. Сам
по себе он пуст, бессодержателен,
но обладает потенциальной возможностью
приобретать конкретную форму. В
сознание входят «архетипические
образы», уже подвергнутые сознательной
переработке. Архетипы направляют
действия человека в определенное
русло, в чем-то схожее с тем,
как они вели себя в подобных
ситуациях наши животные предки.
Архетип проявляется в виде
огромного количества коллективных
образов и символов, которые представляют
собой своеобразно закодированные,
формализованные образцы и программы
поведения человека. Архетипы гипотетичны,
представляют собой своего рода
модель, позволяющую объяснить наличный
опыт.
Архетипы настолько
близки к инстинктам, что можно
предположить, что они являются
бессознательными образами самих
инстинктов или «образцами инстинктивного»
поведения. Являясь регуляторам
психической жизни, архетипы выступают
как априорные формы психической
деятельности людей и возникают
спонтанно. Юнг отмечал, что архетипов
столько, сколько есть типичных
жизненных ситуаций. Бесконечное
их отца и повторение отчеканило
этот опыт на нашей психической
конституции – в формах без
содержания, представляющих только
возможность определенного типа
восприятия и типа действия.
По мнению Юнга, активизация
архетипов происходит, когда возникает
ситуация, соответствующая данному
архетипу. Тогда, подобно инстинктивному
влечению, архетип вопреки всякому
разуму и воле прокладывает
себе путь. При этом, конкретная
форма архетипа реализуется символическим
путем, через архетипический образ
в психике индивида.
Структурные компоненты
коллективного бессознательного
называются по-разному: архетипы, доминанты,
изначальные образы, имаго, мифологические
образы, поведенческие паттерны (Jung,
1943). Архетип — это универсальная
мыслительная форма (идея), содержащая
значительный эмоциональный элемент.
Эта мыслительная форма создает
образы пли видения, в обычной
бодрствующей жизни соответствующие
некоторым аспектам сознательной
ситуации. Например, архетип матери
продуцированную концепцию генетической
матери, и это частично определяет
то, как он будет воспринимать
собственную мать. На детское
восприятие матери также влияет
то, что она собой являет, и
младенческие переживания ребенка.
Таким образом, опыт ребенка —
единый продукт внутренней предрасположенности
воспринимать мир определенным
образом и действительной природы
самого мира, и его переживания
во многом сходны с теми, что
испытывает индивид любой эпохи
и любой части света. Скажем, суть
матерей осталась во многом
той же ид протя-жении расовой
истории, так что наследуемый
ребенком архетип матери подобен
реальной матери, с которой он
взаимодействует.
Как рождается архетип?
Это — постоянный «осадок»
переживания, стабильно повторяющегося
на протяжении многий поколений,
Например, бесчисленные поколения
наблюдали странствие солнца
с одной стороны небосклона
па другую. Повторение этого переживания
в конце концов зафиксировалось
в коллективном бессознательном
как образ солнечного божества,
могущества светозарного небесного
тела, которое люди боготворили
и которому поклонялись. Определенные
представления о верховном божестве
основаны на солнечном архетипе.
Аналогично, люди на
протяжении своей жизни подвергались
воздействию многочисленных сил
природы — землетрясений, ливней,
наводнений, ураганов, молний, лесных
пожаров и т. д. Из этих переживаний
возник архетип энергии, предрасположенность
ощущать энергию, попадать под
ее власть, желание создавать
и контролировать энергию. Детское
восхищение хлопушками, юношеское
увлечение автогонками, навязчивый
интерес взрослых к атомной
энергии сходятся в архетипе
энергии. Этот архетип управляет
людьми, подвигая к открытию новых
видов энергии. Наш атомный век
выражает господство архетипа
энергии. Таким образом, архетипы
функционируют как напряженные атомные
энергетические центры, стремящиеся в
каждом поколении продуцировать повторение
одних и тех же переживаний. Архетипы могут
быть рассмотрены как «автопортреты инстинктов»,
это прототипы конкретных образов. Так,
восприятие настоящих матери укоренено
в архетипических праформах «Великой
Матери» и «Великого Отца».
Архетипы не обязательно
изолированы друг от друга
в коллективном бессознательном.
Они взаимопроникают и смешиваются.
Так, могут сочетаться архетип
героя и архетип мудрого старца,
порождая образ «короля-философа»,
человека, вызывающего восхищение
и уважение как героический
вождь и мудрый пророк. Иногда
— так, по-видимому, произошло в
случае с Гитлером, — возникает
смешение архетипов демона и
героя, так что некто становится
сатанинским лидером.
2.2. Виды архетипов и
их источники .
Архетипы. Юнг высказал
гипотезу о том, что коллективное
бессознательное состоит из мощных
первичных психических образов,
так называемых архетипов (буквально,
«первичных моделей») [Jung, 1968]. Архетипы
— врожденные идеи или воспоминания,
которые предрасполагают людей
воспринимать, переживать и реагировать
на события определенным образом.
В действительности, это не воспоминания
или образы как таковые, а скорее,
именно предрасполагающие факторы,
под влиянием которых люди
реализуют в своем поведении
универсальные модели восприятия.
мышления и действия в ответ
на какой-либо объект или событие;
врожденной здесь является именно
тенденция реагировать эмоционально,
когнитивно и поведенчески на
конкретные ситуации — например,
при неожиданном столкновении
с родителями, любимым человеком,
незнакомцем, со змеей или смертью.
В ряду множества
архетипов, описанных Юнгом, стоят
мать, ребенок, герой, мудрец, божество
Солнца, плут, Бог и смерть (табл.
2.1.). Юнг полагал, что каждый архетип
связан с тенденцией выражать
определенного типа чувства и
мысли в отношении соответствующего
объекта или ситуации. Например,
в восприятии ребенком своей
матери присутствуют аспекты
ее актуальных характеристик, окрашенные
неосознаваемыми представлениями
о таких архетипических материнских
атрибутах, как воспитание, плодородие
и зависимость. Далее, Юнг предполагал,
что архетипические образы и
идеи часто отражаются в сновидениях,
а также нередко встречаются
в культуре в виде символов,
используемых в живописи, литературе
и религии. Архетип сам непосредственно
никогда не может достичь сознания,
но только опосредовано, с помощью
символов. Так, Бога нельзя видеть,
Бог — это страх Божеский, человеческая
психика не выдержит встречи
с ним. Это архетип, он всегда
дан только через символы, таким
символом Бога является для
христиан Иисус Христос, для мусульман
— Мохаммед и т.д.
.В особенности он подчеркивал,
что символы, характерные для
разных культур, часто обнаруживают
поразительнее сходство, потому
что они восходят к общим
для всего человечества архетипам.
Напримep, во многих культурах
ему встречались изображения
мандалы, являющиеся символическими
воплощениями единства и целостности
«Я». Юнг считал, что понимание
архетипических символов помогает
ему в анализе сновидений пациента.
Некоторые наиболее
важные архетипы.
Количество архетипов
в коллективном бессознательном
может быть неограниченнымм. Однако
особое внимание в теоретической
системе Юнга уделяется Персоне,
Аниме и Анимусу, Тени и Самости.
Персона (от латинского
слова «persona», обозначающего «маска»)
— это публичное лицо, то есть
то, как мы проявляем себя в
отношениях с другими людьми.
Персона — это маска, которую
надевает человек в ответ на
требования социальных условностей
и традиций, и в ответ на
внутренние архетипические потребности
(Jung, 1945). Персона обозначает множество
ролей, которые мы проигрываем
в соответствии с социальными
требованиями. В понимании Юнга,
персона служит цели производить
впечатление на других или
утаивать от других свою истинную
сущность и она часто — хотя
и не всегда — скрывает истинную
природу человека. Персона как
архетип необходима нам, чтобы
ладить с другими людьми в
повседневной жизни. Персона —
это публичная личность, те стороны,
которые человек являет миру
или которые навязаны ему общественным
мнением, в противоположность собственной
личности, скрытой за социальным
фасадом.