Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 19:08, доклад
Образование и периодическая печать.
С развитием капиталистических отношений в Казахстане требовалось большое количество образованных людей. Для русского населения, в значительной части проживавшего в городах, открывались школы. В них учились и казахские дети. Русско-казахские школы, открытые еще в первой половине XIX в. приспосабливались к требованиям колониальной политики царизма.
Образование и периодическая печать.
Казахская литература
Развитие науки
Казахская литература.
Устное и музыкальное творчество. Театр.
Казахская культура в XIX-XX веках
План:
С развитием капиталистических отношений в Казахстане требовалось большое количество образованных людей. Для русского населения, в значительной части проживавшего в городах, открывались школы. В них учились и казахские дети. Русско-казахские школы, открытые еще в первой половине XIX в. приспосабливались к требованиям колониальной политики царизма.
Развитие системы образования. В конце XIX в. во многих городах, деревнях и аулах открывалось множество школ, было положено начало политехническому и женскому образованию. При многих школах имелись интернаты. К концу XIX в. в Казахстане было более 100 двухклассных школ с контингентом свыше 4 тыс. учеников.
Медресе имело несколько дарисхана (классные комнаты), худжры (комнаты для проживания учащихся), комнаты для омовений, столовые и кухни. Учеников называли шакирами, учителей - мударрисами. На должность учителя принимали людей не моложе 40 лет, имеющих диплом медресе. Они получали в год до 700 рублей. Учебный год начинался в сентябре-октябре и кончался в мае-июне.
В мектебах и медресе учились дети не только зажиточных родителей, но и бедных. Мусульманские учебные заведения сыграли большую роль в приобщении казахской молодежи к восточной культуре.
И. Алтынсарин. Организатором народного образования во второй половине XIX в. был выдающийся казахский просветитель Ибрай Алтынсарин (1841 -1889). Он открыл несколько школ для девушек с интернатами, в которых в 1886 г. обучались 211 учениц. Его заслугой также является открытие сельскохозяйственных, ремесленных школ, разработка дидактических принципов обучения и воспитания детей, создание учебных и методических пособий. Написанные им "Киргизская хрестоматия", "Руководство по обучению киргизов русскому языку", "Мактубат" имели огромное значение в истории казахской культуры.
Развитие образования. В начале XX века в Казахстане продолжала увеличиваться сеть русскоязычных и русско-казахских школ. По сравнению с 1897 г. их число к 1911 г. удвоилось. Однако население продолжало получать образование в мектебах и медресе, причем большинство их существовало на нелегальном положении (для их открытая требовалось специальное разрешение колониальных властей).
Значительным событием конца XIX — начала XX вв. было открытие “новометодных” (“джадвдских”) учебных заведений. Идейным вдохновителем джадидизма в просвещении был крымский просветитель Исмаил бей Гаспралы. Сторонники “нового метода” стояли за реформу мусульманской школы, широкое внедрение светских дисциплин (географии, истории, естествознания, русского языка), новую методику обучения.
Поскольку высших учебных заведений в Казахстане не было, многие казахи обучались в университетах и институтах Петербурга, Москвы и Казани. Только высшее медицинское образование в конце XIX — начале XX вв. получили в столичной военной академии — А. Котибаров, X. Досмухамедулы, С. Шалымбеков, Н. Ипмагамбетов, С. Аспавдияров, в Саратовском университете — Е. Касаболатов, Б. Жусипгалиев, М. Ния-зов, Б. Бейсенов, К. Есенкулов, Казанском университете — М. Карабаев, М. Шамбалов, А. Алдияров, М. Шолтыров, И. Каш-кынбаев. Медицинский факультет Московского университета закончил Д. Куспагалиев, Томского — А. Айтбакин и Ы. Жак-сылыков, Киевского — Н. Жакыпбаев, Петербургский женский медицинский институт закончила Гульсим Аспандиярова. Кроме того, большое число казахов училось на юридических, технических и др. факультетах различных вузов страны. Отдельные представители казахской молодежи обучались в вузах зарубежных стран. По неполным данным, в начале XX в, свыше 100 человек из числа казахов имели высшее образование.
Периодическая печать. Начало XX в. — время расцвета казахской периодической печати. Если в конце XIX в. существовало всего два издания “Туркестан уалаятынын газета” (1870 — 1883) и “Дала уалаятынын газета” (1888 — 1902 ), то после 1905 г. появляется целый ряд новых газет и журналов. В 1907 г. группа казахской интеллигенции в Петербурге начала издавать газету “Серке”, редактором был Абдурашид Ибрагимулы- Во втором номере этой газеты была опубликована статья М. Дулатулы “Наша цель”. Царская охранка, усмотрев в ней прокламацию, направленную на “возбуждение казахского населения против всех представителей и органов правительства”, закрыла газету. В марте того же года в Троицке вышла “Казак газета”, запрещенная после первого же номера.
2. Казахская литература
Абай Кунанбайулы. Во второй половине XIX в. в казахской литературе появился новый тип казахской письменной литературы, ярким представителем которого был великий просветитель, поэт, классик Абай (Ибрагим) Кунанбайулы (1845-1904).
Он создал ряд лирических
мелодий, которые вошли в сокровищницу
казахской музыкальной
Поэзия "Зар Заман". Проникновение капитализма в Казахстан, массовые переселения крестьян из центра и связанные с этим глубокий кризис в хозяйстве, морально-нравственное состояние казахского кочевого аула породили группу поэтов, которые в своих произведениях оценивали эти явления как наступление "эпохи скорби" (зар заман).
Во второй половине XIX в. на
территории Казахстана были созданы
научные учреждения и филиалы
различных научных обществ
В 1867 г. был создан Оренбургский отдел
ИРГО, который взял в свои руки инициативу
научного изучения западной и северной
части Казахстана. Цели и задачи отдела,
по словам оренбургского генерал-губернатора,
заключались в "изучении производительных
сил в крае с целью интенсивного использования
его природных богатств в интересах русского
капитализма и руссификации местного
населения".
Научные учреждения Казахстана. В начала XX в. на территории Казахстана продолжали организовываться новые научные учреждения. Весной 1902 г. состоялось открытие Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела РГО. Деятельность отдела выражалась в основном в краеведческих исследованиях, в обсуждении различных местных вопросов, публичных докладах, лекция научного и популярного характера, издательской работе, содержании музеев и библиотек и устройстве краеведческой конференции.
Продолжали действовать Оренбургский, Западно-Сибирский и Туркестанский отделы РГО, проводившие огромную работу по изучению географии, истории и этнографии Казахстана.
Туркестанскими учеными в 1899-1902 гг. изучено Аральское море, в 1903 — 1904 гг. — Балхашское озеро. Результаты Балхашской и Аральской экспедиций играют немаловажную роль и в наши дни.
В 1902 г. выдающиеся русские востоковеды В. Бартольд, Н. Веселовский, И. Мелиоранский, С. Ольденбург, В. Радлов и другие основали Русский комитет для изучения Средней и Восточной Азии в историческом, археологическом и этнографическом отношениях. В сферу его деятельности входила и казахская степь.
Общество востоковедения, возникшее в 1900 г., также распространяло достоверные сведения о казахском народе в России. Так, журнал “Мир ислама” (1912 — 1913 гг). издавал научные и критико-библиографические материалы по истории казахского народа.
Казахстанские ученые. Огромный вклад в изучение истории и культуры Казахстана и Средней Азии внес В. Бартольд. С его именем связано появление первых обобщающих исследований по всей территории Туркестана того или иного периода. Составленные на строго научной основе критического использования данных, преимущественно письменных источников (восточных рукописей), труды ученого представляют собой серьезное достижение русской историографии. К 1914 г. относится публикация одного из важнейших трудов В. Бар-тольда по истории и исторической географии Средней Азии — “К истории орошения Туркестана”. Исследование обширного круга письменных источников — от древнейших до нашего времени — позволило ученому воссоздать не только историю искусственного орошения, но в значительной мере историю всего хозяйства Южного Казахстана, связанную с общеисторическим развитием науки.
В 1902 г. была опубликована еще одна капитальная работа В. Бартольда по Казахстану — “Сведения об Аральском море и низовьях Аму-Дарьи с древнейших времен до XVII века”. Эта первая крупная публикация по историко-географическому циклу исследований, совокупность которых справедливо закрепила за их автором репутацию создателя исторической географии Средней Азии и Казахстана.
Основателем бибилиографического краеведения был А. Алекторов (1861-1918). Выпускник Оренбургского учительского института, свободно владевший казахским языком, близко знавший жизнь местного населения, он много лет учительствовал в Казахстане и был организатором народного образования. В годы службы в Казахстане он опубликовал около 200 работ по истории, этнографии и фольклору. Являясь членом Оренбургской ученой архивной комиссии, свои работы издавал в основном в “Известиях”, “Трудах”. Во многих работах освещаются проблемы истории и этнографии казахского народа. Кроме того, в его трудах мы находим ценные материалы о состоянии народного образования, быта и культуры края.
Крупным произведением А. Алекторова является “Указатель книг, журнальных и газетных статей и заметок о киргизах”, изданный в 1900 г. в Казани. В аннотированном указателе собрана вся существующая в русской науке литература о казахах. Ценность этого уникального труда в том, что каждая статья, заметка или монография сопровождается критическими разбором и суждениями самого А. Алекторова. Примечательно и то, что в указателе приводятся фрагменты и выписки из некоторых книг и статей. Таким образом, указанный труд является не только справочным, но и самостоятельным научным изданием.
В этнографическом изучении казахского народа большую роль сыграл Аубакир Диваев (1856 — 1933). Хорошо зная тюркские языки, он был пионером изучения фольклора казахского народа. Всю свою сознательную жизнь Диваев работал в Казахстане и собрал огромный материал по истории и этнографии Казахстана. Активно участвуя в деятельности Туркестанского кружка любителей археологии, он еще до революции изложил результаты своих исследований в 130 публикациях.
А.Диваев справедливо считал, что фольклорные материалы являются ценными источниками для решения сложных проблем древней истории казахского народа. Он опубликовал подлинники народного эпоса, легенд, поговорок и пословиц. При этом он снабжал их научными комментариями, объяснениями казахской этнографической терминологии. Ценность трудов Диваева заключается в том, что он оставил современным фольклористам, этнографам и историкам тот первичный материал, изучив который можно сделать соответствующие выводы.
Крупнейшим этнографом азиатских народов был Г. Потанин, один из организаторов “Сибирского областничества”. Его труды по истории и этнографии казахского народа до сих пор не потеряли своей научной значимости. Г. Потанин (1835 — 1920) — путешественник, фольклорист, исследователь Сибири и Центральной Азии — родился в казачьей станице Ямышевской, неподалеку от г. Павлодара.
Г.Потанин совершил ряд путешествий по малоизу-ченным областям Сибири и Центральной Азии, где собрал обширный материал по географии, ботанике, экономике и этнографии. По истории и этнографии казахского народа он написал 50 статей, заметок и книг.
Видным этнографом и экономистом был Алихан Нурму-хамедулы Бокейхан, родившийся в 1870 г. в Каркаралинском уезде Альтеке-Сырымской волости, в местности Мырзатай (совр. Актогайский район Карагандинской обл.). А. Бокейхан был одним из авторов работы “Киргизский край”, вышедшей в 1903 г. Это издание представляло собой 18-томную энциклопедию “Россия. Полное географическое описание нашего отечества”. Бокейханом была написана вторая часть книги “Население”, посвященная истории казахов, развитию просвещения, издательского дела в крае, русскому завоеванию и колонизации. Перу А.Бокейхана принадлежит биография Абая Кунан-байулы, изданная в “Семипалатинском листке” в 1905 г. Многочисленные статьи на этнографические и экономические темы были опубликованы в газетах и журналах, выходивших в крае, в том числе и газете “Казак”, в которой А. Бокейхан активно сотрудничал.
Развитие медицины. Развивалась в начале XX в. и медицина Казахстана. Одними из первых казахских врачей были А. Айт-бакин и М. Карабаев. Амре Дурманулы Айтбакин (1861 — 1919 гг.), окончил медицинский факультет Томского университета и работал врачом в Каркаралах и Катон-Карагае Усть-Каменогорского уезда.Ему принадлежит научное исследование “Изменение кумыса при стерилизации и о составе стерилизованного кумыса”, которое было удостоено серебряной медали.
В Северном Казахстане работал врач Мухамеджан Карабаев (1858 — 1928), окончивший медицинский факультет Казанского университета. С 1888 г. Карабаев начал работу в должности Костанайского уездного врача, в 1907 г. возглавил борьбу с эпидемией сыпного тифа в Иргизском уезде.
В 1909 г. окончил военно-медицинскую академоо Халел Досмухамедулы, видный общественный и политический деятель Казахстана. В 1913 г. Халел оставил военную службу и
начал работу в качестве врача в Темирском уезде Уральской области. В начала XX в. им был написан ряд статей для газеты “Казак”, в том числе “По поводу болезней” (1913 г.) и “Заразные болезни” (1914 г.). Научная и врачебная деятельность Ха-лела Досмухамедулы было продолжена и в советское время.
4. Казахская литература
Художественная литература. Начало XX века — особый период в истории казахской литературы. Складывается современный литературный казахский язык, появляются новые стилистические формы, казахские писатели осваивают новые жанры.
Один из выдающихся деятелей литературы начала XX в. — Ахмет Байтурсын. Он родился 28 января 1873 г. в урочище Сартубек Торгайского уезда, в семье влиятельного казахского сардара (родоначальника) Байтурсына Шошакулы. Отец Ахме-та, активно боровшийся с колониальными властями, в 1885 г. был осужден за вооруженное сопротивление уездному начальству и вместа с братьями сослан на каторжные работы. Оставшись без отца и ближайших родственников. Ахмет с огромным трудом окончил курс Торгайского училища и отправился в Оренбург для продолжения образования. С 1895 г. Ахмет Байтурсын занимается педагогической и литературной деятельностью. Первыми его поэтическими трудами были переводы басен Крылова, сборник “Кырык мысал”, выдержавший несколько изданий, был очень популярен среди казахов. В Оренбурге в 1911 г. вышел в свет сборник стихов А. Байтурсына “Маса”. Его перу принадлежит также ряд статей о казахском языке, где он выступает за чистоту языка, освобождение его от русских и татарских слов. Ахмета Байтурсына можно назвать основателем казахского языкознания.
Крупное явление казахской литературы начала XX в. — Мыржакып Дулатулы, родившийся 25 ноября 1885 г. в Сары-копинской волости Торгайского уезда. Мыржакып учился в аульном мектебе, русской школе, затем продолжил образование самостоятельно. Благодаря упорному труду он в совершенстве овладел русским языком, изучил творчество русских и зарубежных писателей.