Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 19:08, доклад
Образование и периодическая печать.
С развитием капиталистических отношений в Казахстане требовалось большое количество образованных людей. Для русского населения, в значительной части проживавшего в городах, открывались школы. В них учились и казахские дети. Русско-казахские школы, открытые еще в первой половине XIX в. приспосабливались к требованиям колониальной политики царизма.
Образование и периодическая печать.
Казахская литература
Развитие науки
Казахская литература.
Устное и музыкальное творчество. Театр.
Дулатулы известен как поэт и прозаик, он автор нескольких поэтических сборников и первого казахского романа “Несчастная Жамал” (1910). Роман вызвал огромный интерес у русских критиков и казахской общественности, выдержал два издания. Кроме оригинальных произведений, Мыржакып Дулатулы занимался переводами Пушкина, Лермонтова, Крылова, Шиллера. Он был неустанным новатором и реформатором казахского литературного языка, вводил новые слова и понятия в свои произведения.
Особое место в казахской поэзии занимает творчество Магжана Жумабая (1893 — 1937 гг.). С его именем связано внедрение новых поэтических форм в казахское стихосложение. С полным основанием можно утверждать, что стилистическая система Магжана фактически господствует в стилистическом строе современного казахского языка. Его влияние на казахскую поэзию сравнимо лишь с влиянием Абая.
Писать стихи Магжан начал с 14 лет, его произведения печатались почти во всех газетах и журналах на казахском и татарском языках. В 1912 г. в Казани вышел первый сборник его стихов “Шолпан”.
В начале XX в. начинается творческий путь талантливого казахского прозаика и драматурга Жусипбека Аймауытулы (1889 — 1931). Окончив аульный мектеб, он продолжил образование в русско-казахской школе, а в 1914 г. поступил в Семипалатинскую учительскую семинарию. Основные произведения созданы им в советское время, хотя в 1917 г. он уже сотрудничал в журнале “Абай”.
Значительный след в казахской литературе оставил талантливый писатель и журналист Мухамеджан Сералыулы (1872 — 1929). Он родился в семье знаменитого акына на территории Костанайской области, учился в Троицком медресе и Коста-найском двухклассном русско-казахском училище. В 1900 г. публикуется первая его книга “Топ жарган”, а в 1903 г. — “Гульгашима”. В 1914 г. Мухамеджан перевел поэму “Рустем — Зораб” из “Шахнаме” Фирдоуси. Однако главной была не литературная, а журналистская его деятельность. Журнал “Айкап”, главным редактором которого он был, стал значительным явлением в культурной жизни Казахстана этого периода.
К началу XX в. относится творчество Спандияра Кобеева (1878 — 1956), родившегося в Мендыгаринском районе Костанайской области. Творческий путь Кобеева начался с перевода произведений русских писателей. В 1910 г. в свет выходит сборник переведенных им басен И. Крылова. Изданный в 1913 г. роман “Калым”, явился значительным событием в истории казахской литературы.
Одной из видных фигур казахской литературы начала XX в. был Султанмахмуд Торайгыров (1893 — 1920). Он родился в Баян-ауле, получил образование в мектебе и Троицком медресе. В 1913 — 1914 гг. Торайгыров сотрудничал в журнале “Айкап”, где печатает первые стихи и рассказы, тяготевшие в основном к теме социального неравенства. Тогда же он начинает работу над романом “Камарсулу”.
Философско-этическая литература. Большое развитие получает в начале XX в. философско-этическая литература, виднейшими представителями которой был Шакарим Кудайбер-дыулы, Мухаммед Салим Кашимов, Машгур Жусуп Копей-улы.
Особая роль в развитии казахской философской мысли принадлежит Шакариму Кудайбердыулы (1858 — 1931). Шакарим, племянник Абая Кунанбайулы родился 11 июля 1858 года в Шынгысских горах. Шакарим был релизиозным философом, но в отличние от схоластической школы, пытался обосновать основные догматы ислама при помощи рационального (логического) метода.
В предисловии к своему стихотворному переводу романа “Дубровский” Шакарим называет своих учителей: Байрон, Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Хафиз, Науаи, Физули, Кант, Шопенгауэр и др. Первым философским произведением был труд “Мусылманшыддык, шарттар”, вышедший в Оренбурге в 1911 г. В том же году была опубликована “Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий” — одна из первых работ по истории казахов.
Однако Шакарим оставил нам не только философские и исторические труды, но и огромное количество стихов, поэм и прозаических произведений. С полным основанием можно утверждать, что Шакарим Кудайбердаулы — одна из наиболее значительных фигур в казахской литературе начала XX в.
Видным представителем клерикально-философского направления казахской литературы был Машгур Жусуп Копей-улы (1858 — 1931 гг.). В 1907 г. в Казани выходят сразу три его книги: “Увиденное мною удивительное явление в моей долго-летной жизни”, “Положение”, “О том, чья земля Сары-Арка”. В них автор резко высказался против колониальной политики России, переселения крестьян в Казахстан, призывает казахов активнее включаться в политическую жизнь страны.
В своих неопубликованных работах Машгур Жусуп дал толкование целому ряду морально-этических категорий, его философские труды сыграли опеределенную роль в развитии казахской философской мысли.
Представителем религиозной философии был и Мухамед Салим Кашимов. В своих произведениях “Вежливость”, “Агитация”, “Книга разума”, “Наставление казахам” он выступает с педагогическими наставлениями, излагает свои философские и социально-политические воззрения. Кроме чисто философских трудов, перу Кашимова принадлежит повесть “Печальная Мариям” (1914 г.), в которой автор осуждает обычаи бракосочетания, когда девушек выдают замуж без их согласия.
Большой след в казахской литературе оставили Макыш Кал-таев, Таир Жомартбаев, Сабит Донентаев и другие писатели и поэты.
В целом начало XX в. стало периодом особого расцвета казахской письменной литературы, впитавшей в себя лучшие черты казахской, восточной и европейской литературы. В это время закладываются основы современной казахской литературы, окончательно складывается литературный язык.
5. Устное и музыкальное творчество. Театр.
Развитие устного и музыкального творчества. В начале XX в. продолжали развиваться и традиционные виды казахского искусства: устная литература и музыкальное творчество. Особое развитие получает песенное искусство. Казахи продолжали петь песни Абая, Мусы Байжанулы, Биржан-сала и Ахана-сери.
К началу XX в. относится творчество целого ряда акынов и композиторов, оставивших заметный след в культуре казахского народа.
Мусабек Байзакулы (1849 — 1932) родился на территории нынешный Южно-Казахстанской области, в местности Шок-тас. Мусабек — поэт — лирик, воспевший любовь и природу, социальные темы выражались в основном в виде басен. Широко известны были и айтысы Мусабека с другими певцами.
Известным акыном и сочинителем поэм - “кисса” был Арип Танирбергенов (1856 — 1924), родившийся в Семипалатинской области. Он известен целым рядом сочинений, в которых чувствуется влияние восточной классики. Арип был не только акыном, но и автором нескольких книг, опубликованных в Казани и Оренбурге.
Поэтом-“книжником” был и Нуржан Наушабаев (1859 — 1919), родившийся на территории Костанайской области. Кроме опубликованных работ “Манзумат казакия” (1903). “Айтыс Нуржана и Сапаргали” (1903), ему принадлежит большое число неопубликованных песен и стихов.
Один из наиболее известных акынов начала XX в. — Балуан-Шолак (Нурмагамбет) Баймурзин (1864 — 1919) — родился на территории Северо-Казахстанской области. Его песни получили широкое распространение в народе; многие из них популярны и сегодня.
Певцами и композиторами, авторами интересных и оригинальных мелодий были Ибрай Сандыбайулы, Есатай Берким-байулы, Магира (Майра) Шамсутдинова, Култума Сармурат-улы, Сары Батакулы, Асет Найманбайулы, Кенен Азербайулы и другие.
Развивалось и музыкальное творчество. Известными композиторами были Дина Нурпеисова, Казангап Тлепбергенов, Сейтек Оразалыулы.
Казахское музыкальное творчество стало объектом изучения русских ученых. Так, в 1909 г. на заседании РГО в Петербурге был сделан доклад на тему: “Киргизы (казахи) Тургайс-кой области, их песенное и музыкальное творчество”, автором которого был С. Рыбаков.
Театр. Несравнимо меньшим было влияние театра на культурную жизнь Казахстана начала XX в. Объясняется это прежде всего тем, что подавляющему большинству казахского населения театр был неизвестен. Первые русские театры были созданы в тогдашних центрах управления Казахстаном — Омске (1765 г.) и Оренбурге (1865 г.).
Оренбургский театр ставил пьесы классического репертуара и считался одним из лучших русских провинциальных театров. В 1875—1877 гг. в состав его труппы входила знаменитая актриса П. Стрепетова. Здесь в разное время гастролировали такие известные русские артисты, как В. Андреев-Бурлак, М. Иванов-Козельский, Е. Лешковская и гордость русской сцены — В. Комиссаржевская и Г. Федотова. Одним из первых на периферии Оренбургский театр поставил пьесы А. М. Горького (1902).
В других городах Казахстана постоянных русских театров не было. Время от времени там гастролировали русские и украинские театральные труппы, обычно приезжавшие на один сезон. Чаще всего гастроли проводились в Уральске, Семипалатинске, Петропавловске и Павлодаре. Видное место в репертуаре занимала русская классика, ставились оперетты и водевили. Театры эти обслуживали привилегированную часть населения — чиновничество, купечество, местную интеллигенцию, включая казахскую.
Только в начале XX в., когда в городах Казахстана участились гастроли русских театральных групп и татарских передвижных театров, возникают первые казахские самодеятельные драматические кружки — предшественники казахского театра.
В Семипалатинске, Петропавловске, Урде, Атбасаре, Оренбурге и других городах, начиная с 1910—1912 гг. передовая казахская интеллигенция ставит любительские спектакли, преимущественно инсценировки народных сказок и легенд. Появляются и первые казахские пьесы, главным образом одноактные: “Плоды невежества” Кульбая Тогусова, комедия “Мал-дыбай” Ишингали Мендыханова.
Культурная жизнь Казахстана XX в. отличается от предыдущих периодов истории прежде всего появлением новых жанров, формированием многожанрового, профессионального искусства, корнями уходящего в многовековую казахскую культуру. Начало XX в. — время расцвета казахской литературы и журналистики, время окончательного оформления современного литературного языка, появление казахской драматургии, первых казахских романов. Именно в этот период начинает складываться современная казахская культура.