Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 20:31, реферат
Конфуцианство зародилось в эпоху цивилизации Восточного Чжоу, когда страна находилась в состоянии морального упадка и истощения после нескончаемого противоборства территориальных правителей за власть (около 500 лет длилось противоборство). В этот период общество подвергается идейно-ментальной и социально-политической трансформации (новая знать – покупка чиновничьих чинов). Идейно-ментальная трансформация: искали ответы на вопросы: как объединить страну, как сохранить мир, каким должно быть государство, какими качествами должен обладать человек для укрепления и процветания страны. Свои ответы на эти вопросы попыталось дать конфуцианство.
Выполнила: Русинова Екатерина 407 группа
Китайская цивилизация
Для начала разберемся с понятием цивилизации как таковым. Существует множество различных подходов и определений феномена цивилизации. В данной работе мы воспользуемся подходом Никонова В.А., который выделяет следующие характерные черты цивилизации:
Конечно, все названные свойства
характеристики - разного порядка, и
мы не найдем не одной цивилизации,
для которой все они подходили
бы в полном объеме. Есть характеристики,
которые частично или даже полностью
не применимы для отдельных
Однако разберем каждую характеристику подробнее и попытаемся понять основные особенности одной из древнейших цивилизаций мира – Китайской цивилизации.
Многие цивилизации, такие как например Западная, Восточноевропейская и др., включают в себя множество отдельных стран и регионов, однако Китайской цивилизации вполне достаточно и одной страны – Китая, тем более, что она дала мощнейший толчок развитию двух следующих цивилизаций.
Китайская цивилизация является синкретической, то есть основанной на сочетании нескольких религий или учений. В Китае всегда доминировало 3 учения/религии: буддизм, даосизм и конфуцианство.
Конфуцианство зародилось в эпоху цивилизации Восточного Чжоу, когда страна находилась в состоянии морального упадка и истощения после нескончаемого противоборства территориальных правителей за власть (около 500 лет длилось противоборство). В этот период общество подвергается идейно-ментальной и социально-политической трансформации (новая знать – покупка чиновничьих чинов). Идейно-ментальная трансформация: искали ответы на вопросы: как объединить страну, как сохранить мир, каким должно быть государство, какими качествами должен обладать человек для укрепления и процветания страны. Свои ответы на эти вопросы попыталось дать конфуцианство.
Атмосфере морального упадка своего времени Конфуций противопоставлял идеал благородного мужа, бескорыстного рыцаря безупречной морали, готового на все во имя истины. Конфуций не ставил знатность и богатство выше всего. Главным он считал нравственное достоинство, достигаемое благодаря собственным усилиям. Конфуций предлагал начать моральное совершенствование с самого себя, наладить должные отношения в семье, а затем и в государстве, которое, по его мнению, та же семья, только большая. По убеждению Конфуция, от правителей следует требовать высшей степени нравственного совершенства, которое в сочетании с разумным управлением позволит создать этически безупречное и социально гармоничное общество.
Считая, что
"управлять - значит исправлять",
конфуцианство придавало
Конфуцианство оказало неоценимое влияния на сознание людей, на политическую и общественную жизнь страны. Об этом мы расскажем подробнее немного позже.
Однако в периоды смут и волнений также поднималось влияние и буддизма с даосизмом.
Даосизм предлагал духовную родину всем тем, кто не мог совладать с миром таким, каков он был. Внутреннее состояние нетребовательности и медитативного погружения в «высшие сущности» оставалась альтернативой для миросозерцания, ориентированного на насущные проблемы конфуцианца.
Буддизм, первоначально индийского происхождения, является самой молодой из великих китайских религий: он мог утвердиться только через столетия после переломного периода в истории Китая. Имея очень много общего с даосизмом, он приобрел со временем большое распространение. Буддизм заполнил пробел в духовной жизни, так как придавал смерти человека глубокий смысл. Конфуцианство занималось траурно-ритуальными деталями, а даосизм колебался, признавая наличие смерти, между покорностью судьбе и мечтами о бессмертии. Буддизму оставалось примирить живущих с преходящим характером их жизни. Основной являлась та мысль, что жизнь - страдание, и избавление от страдания - уход в Ничто (нирвану).
Множество диалектов, однако, язык является одним из факторов сплочения китайского народа, а иероглифика формирует особое восприятие мира.
Тысячелетиями китайцы верили в то, что мироздание состоит двух противоположных, хотя и дополняющих друг друга начал - инь и ян. Эти полярные силы, достигнув своего максимума, переходят в свою противоположность, образуя бесконечный цикл, понимаемый как физически, так и метафизически. В чистом виде ни мужское, н женское начало не существует - каждое содержит в себе свою противоположность. Это - одна из основ китайского мышления.
Похоже, прагматизм стал идеологией XXI в. Цель большинства китайцев сегодня - дать детям хорошее образование и помочь найти достойную работу, повысить свой образовательный и культурный уровень, хоть немного расслабиться и получать от жизни удовольствие. Молодые горожане ничем не отличаются от своих ровесников по всему миру - они много работают, хорошо зарабатывают, радуются жизни, правда, чуть больше, чем необходимо, интересуются страшным прошлым своей страны. Крестьяне тоже не лишены амбиций, и многие успешно богатеют.
Национальное самосознание китайцев по-прежнему сильно, они представляют себя гражданами срединной империи, гордятся и своей древней культурой, и экономическими успехами последних десятилетий. Былой изоляционизм уступил место восторгам по поводу нового миропорядка. И все же национализм еще очень силен в сознании китайцев и в любую минуту, как в самые мрачные времена, способен обернуться против иностранцев.
Так же если обратиться к истории Китая, то можно напомнить, что в результате всех завоеваний гибла не китайская конфуцианская цивилизация, а культура завоевателей, которая легко растворялась в безбрежном море конфуцианства, успешно ассимилировавшего завоевателей. Культурная и национальная идентичность у китайцев находится на высоком уровне.
Нетерпеливость воспринимается китайцами как крайне дурная черта характера. Жесткое расписание редко соблюдается в Китае, хотя уже появляются частные турагентства, банки и другие полезные учреждения, удачно конкурирующие в этом плане с сонным царством государственных контор.
Если вы общаетесь с лицом противоположного пола, то лучше избежать каких-либо прикосновений, кроме рукопожатия при знакомстве. Однако лица одного пола касаются друг друга гораздо чаще, чем принято на Западе, женщины, например, выражают свое дружелюбие похлопыванием по руке. В сельской местности не редкость зрелище двух молодых людей или девушек, идущих, взявшись за руки. В Китае это - не более чем выражение дружбы
В Китае семья по-прежнему мыслится как основа общества и гарантия счастья и спокойствия для ее членов. Строгие запреты на половую жизнь до брака, как и жизнь в неофициальном браке, в последние годы ослабли, однако матери-одиночки здесь по-прежнему редкость, разводов мало (хотя их становится больше), а о стариках принято заботиться в семье, а не сдавать их в «дома престарелых». Дети обязаны демонстрировать уважение к старшим - это важнейшая составляющая «сыновнего почтения», заповеданного еще Конфуцием: «Сыновнее почтение - основа всех добродетелей. Она начинается с почтения к отцу, продолжается в верности повелителю, а заканчивается нахождением своего места в жизни». В китайском языке существует множество названий для разных членов семьи - тетушка (тай-тай), младший брат (диди), старший брат (геге) и тд.
Китайцы традиционно ценят ученость и уважают учащихся. Учителя и вузовские преподаватели, несмотря на не слишком высокую зарплату, пользуются большим уважением.
«Доверие и взаимопомощь» в китайском варианте базируются на том, что люди чувствуют себя частью одного целого. В основе китайского «гуаньси» лежит обязанность помогать родственникам. Однако в эти отношения могут включаться и не родственники и даже иностранцы. В системе «гуаньси» важны брачные, семейные или дружеские узы, равно как и скрепленные кровью узы побратимства.
Познание мира не через слова или понятия, а через образы, поэтому китайские термины никогда не являются понятиями в собственном смысле слова, но представляют собой (в разных обстоятельствах) символы, метафоры и аллегории, образы. Отсюда частое непонимание между европейцами и китайцами. Образность восприятия мира выражается и в иероглифическом письме - наглядно связывает узор природы и узор человеческой души
О первых двух учениях мы уже упомянали выше. Напомним здесь, что конфуцианство процветало в эпохи стабильности, а даосизм активизировался в переломные, кризисные моменты.
Однако почти одновременно с конфуцианством и даосизмом сформировался легизм (фа цзя). Настаивая на необходимости объединения Поднебесной, легисты предлагали свою теорию политического и государственного устройства, выдвинув идею фа (закона) как орудия государственного управления. Все легисты были министрами-реформаторами, которые полагали, что культ закона и дифференцированная система поощрений и наказаний будут способствовать укреплению государства и усилению личной власти правителя. По их мнению, законы это дао государства, в котором государь правит на основании закона. Стоя на позициях этатизма, усиления роли государства во всех областях жизни, легисты выступали за естественное разделение занятий и обязанностей.
Оригинальную систему взглядов представляло и учение моистов сторонников философа Мо Ди (ок. 480 ок. 390 гг. до н.э.). Выходец из среды бедных ремесленников, Мо Ди предлагал заменить аристократию, обладающую наследственной властью, и поручить государственное управление наиболее способным и деятельным людям. Высшей инстанцией, по учению моистов, являлось Небо, одинаково любящее все сущее и справедливо распределяющее награды и наказания между людьми. Люди, в свою очередь, должны следовать небесному образцу и относиться друг к другу равно с любовью, независимо от социального положения, которому конфуцианцы придавали такое значение. Моисты призывали всех старательно трудиться и быть бережливыми
Причина подобной цикличности:
Государство всегда пыталось установить контроль над торговлей, ремеслом, землей.
«Земледелие, торговля и управление - три основные функции государства» - Шан Ян. Прежде всего государство всегда стремилось установить контроль над землей. Конечно, всегда существовало и частное землевладение – но оно постепенно расширялось, выходило из-под контроля государства, появлялся произвол администрации местной – отсюда восстания крестьян, участники которых требовали возврата земли и восстановления принципа уравнительности. Вновь созданная династия обычно начинала свое правление с реформ, призванных установить социальную гармонию.