Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 00:49, курсовая работа
Древнекитайская земледельческая цивилизация возникает в VI – V тыс. до н. э. в бассейне реки Хуанхе. Общие, еще более древние корни связывают китайскую цивилизацию с ближневосточными. Но с этого времени она развивается на самостоятельной этнической основе, почти не соприкасаясь с другими народами Среднего Востока. И в дальнейшем изолированность, обособленность от средиземноморского ареала мировой цивилизации и государственности определили особые черты исторического пути китайского общества.
Цивилизация эпохи Чжоу и формирование китайской государственности……..
Роль Конфуция в формировании этико-политического учения о нравственном совершенстве человека и государственном управлении на основе нравственности и соблюдении ритуала……………………………………………….
Учение моистов о государственном управлении………………………………….....
Китайская цивилизация эпохи Хань: особенности системы управления империей…………………………………………………………………………………..
Особенности и достижения Древнекитайской цивилизации………………………
Учреждение образования
“Гродненский
государственный университет
Юридический факультет
Кафедра истории государства и права
Дисциплина “История мировых цивилизаций”
Контролируемая самостоятельная работа студентов
по теме
“Китайская цивилизация”
Автор - Бобкова Ольга Олеговна ,
Международное право, 1 курс, 1 группа;
Доцент – Мисаревич Н. В.
Гродно 2012
Содержание
Цивилизация эпохи
Чжоу и формирование китайской государственности…….
Роль Конфуция в формировании этико-политического учения о нравственном совершенстве человека и государственном управлении на основе нравственности и соблюдении ритуала……………………………………………….
Учение моистов о государственном управлении………………………………….....
Китайская цивилизация
эпохи Хань: особенности системы управления
империей…………………………………………………………
Особенности и
достижения Древнекитайской цивилизации………
Цивилизация эпохи Чжоу и формирование китайской государственности
Древнекитайская земледельческая цивилизация возникает в VI – V тыс. до н. э. в бассейне реки Хуанхе. Общие, еще более древние корни связывают китайскую цивилизацию с ближневосточными. Но с этого времени она развивается на самостоятельной этнической основе, почти не соприкасаясь с другими народами Среднего Востока. И в дальнейшем изолированность, обособленность от средиземноморского ареала мировой цивилизации и государственности определили особые черты исторического пути китайского общества. С рубежа III – II тыс. до н. э. земледельческие общинные объединения сложившиеся на востоке Китая по среднему течению реки Хуанхе, начали формироваться в первые протогосударства. В начале II тыс. до н. э. центральное место среди этих объединений занял союз племен Инь. Несколько позднее союз слился с переселившимися на его земли племенами шанцев, в результате чего образовалось первое государственно-политическое образование Шан-Инь. Шан-Инь (XVIII-XII вв. до н. э.) еще не в полной мере было даже протогосударством: властные функции центрального правителя в значительной мере были обесценены особой политической организацией союза, да и города представляли всего лишь большие по размерам поселки без специфических элементов властной деятельности. К концу своего существования Шан-Инь подразделялось на три условные зоны политической организации:, первая – центральная вокруг столицы, подчинявшаяся непосредственно правителю всего образования и его администрации, вторая – промежуточная, включавшая примыкавшие к центру области, где управляли местные титулованные правители, чаще всего родственники (даже женщины) главного; третья – периферийные племена со своими вождями, нередко только на время и условно признававшие власть центра. Одним из самых важных факторов, способствовавших такому объединению, была постоянная военная опасность для земледельческих племен со стороны северных кочевников; она же нередко была фактором ослабления объединения, поскольку периферийные племена перекидывались на сильную в тот или другой момент сторону. Образование Шан-Инь было по преимуществу военно-политическим союзом. Верховный правитель – Ван – был одновременно и верховным жрецом. Основная его функция заключалась в организации всех общественных дел, земляных работ, причем традиция требовала, чтобы Ван нередко лично возглавлял эти работы. Должность его считалась наследственной, но твердого порядка наследования не было; только к концу существования Шан-Инь наследование идет от отца к сыну. Ван располагал разветвленным и иерархически организованным административным аппаратом, в котором выделялись высшие советники, затем исполнители поручений и, наконец, специалисты. Среди последних важнейшими были охотничьи администраторы Вана, так как охота рассматривалась как важная функция власти и показатель ее престижа. Считалось, что в управлении Ван обязан опираться на «почтенных людей», обеспечивавших «согласие народа».
На рубеже XII – XI вв.
до н. э. на западе от
Роль Конфуция в формировании этико-политического учения о нравственном совершенстве человека и государственном управлении на основе нравственности и соблюдении ритуала
Первым этапом становления
конфуцианства была деятельность самого
Конфуция, который тоже принадлежал
к сословию ученых книжников. Его
учение отличалось своей социально-политической
направленностью. Прежде всего, оно
призывало к гармонизации общественного
строя и к укреплению сложившихся
форм государственного управления путём
строгого соблюдения древних традиций
и определённых принципов взаимоотношений
между людьми в семье и обществе.
Исходным положением конфуцианства
является концепция Неба (Тянь) и небесного
веления (приказа, т. е. судьбы). Небо
это часть природы, но вместе с тем и высшая
духовная сила, которая определяет саму
природу и человека (Жизнь и смерть определяется
судьбой, богатство и знатность зависят
от Неба). Человек, наделенный Небом определенными
этическими качествами, должен поступать
в согласии с ними и с высшим моральным
законом дао, а также совершенствовать
эти качества посредством образования.
Целью самосовершенствования является
достижение уровня благородного мужа
(цзюнь-цзы). Этот уровень не зависит от
социального происхождения, а достигается
благодаря воспитанию в себе высоких нравственных
качеств и культуры. Благородный муж должен
прежде всего обладать жэнь - гуманностью,
человечностью и любовью к людям. В основе
жэнь лежит принцип - "чего не желаешь
себе, того не делай другим". Внешне
жэнь проявляется в справедливом отношении
к окружающим, в верности, наличии чувства
долга и искренности. Особое место в учении
Конфуция занимает концепция сяо - сыновней
почтительности, уважения к родителям
и к старшим вообще. Сяо считается не только
основой жэнь и связанных с ним добродетелей,
но и самым эффективным методом управления
страной (страна - это большая семья).
Немалое значение придается и юе - музыке,
как лучшему средству изменения плохих
нравов и обычаев, а главенствующая роль
отводится ли (этикету) - правилам благопристойности,
регулирующим поведение человека в разных
жизненных ситуациях. Основой учения о
четком иерархическом разделении обязанностей
в обществе, а также о правильном понимании
вещей и их применении стала концепция
чжэн мин - "исправления имен", т. е.
приведения вещей в соответствие с их
названием. На базе этих философских положений
Конфуций развивал свои политические
концепции, выступая за строгое, четкое,
иерархическое разделение обязанностей
между членами общества, образцом для
которого должна служить семья. Эта идея
была выражена Конфуцием в его знаменитом
изречении: "Правитель должен быть правителем,
а подданный - подданным; отец - отцом, а
сын - сыном". При этом правитель призывался
управлять народом не столько на основе
законов и наказаний, сколько примером
личной добродетели и высоконравственного
поведения, на основе обычного права, не
обременяя народ тяжёлыми налогами и повинностями.
Конфуций нередко допускал критику отдельных
правителей и противопоставлял им мудрых
и добродетельных государей прошлых времён.
Социальному неустройству современного
ему общества Конфуций противопоставлял
идеальное общество да тун ("великого
единения"), которое якобы существовало
в первые годы правления династии Чжоу
(1027-256 гг. до н. э.). Начало эпохи Чжоу Конфуций
считал "золотым веком", когда не
было войн и распрей, царили всеобщее равенство
и подлинная забота государей о народе.
На возрождение этого "золотого века"
и была направлена вся философская система
Конфуция. Конфуция почти не интересовали
проблемы космогонии, он уделял мало внимания
учению о духах и потустороннем мире ("Не
ведая еще, что такое жизнь, как можно знать,
что такое смерть?" "Не умея служить
людям, как можно служить духам?"). Но,
наряду с этим Конфуций выступал за сохранение
существующих обычаев и настаивал на тщательном
и скрупулезном выполнении обрядов и церемоний,
из которых особо выделял обряд жертвоприношения
предкам как важнейший способ выражения
к ним почтения. Он считал, что путем точного
соблюдения традиций, освященных древностью,
можно вернуться к изначальным истокам
и таким образом достичь возрождения "золотого
века" и вновь построить общество гармонии
и справедливости. После смерти Конфуция
его последователи основали восемь самостоятельных
школ, из которых наиболее значительными
были две: школа, которую возглавил Мэн-цзы
(ок. 372-289 гг. до н. э.), и школа, возглавляемая
Сюнь-цзы (ок. 313 - 235, или ок. 298 - 238 гг. до
н.э.). Важнейшим нововведением
Мэн-цзы был тезис о том, что природа человека
изначально добра. Исходя их этого, развивалась
идея о врожденном знании добра и способности
его творить, о возникновении зла в человеке
в результате нежелания следовать своей
природе, совершения ошибок или неспособности
отгородить себя от внешнего негативного
влияния. Мэн-цзы говорил о необходимости
полного раскрытия исконной природы человека
через образование, которое позволяет
познать Небо и служить ему. Небо интерпретируется
Мэн-цзы как высшая направляющая сила,
определяющая посредством воздействия
на народ и правителя судьбы людей и государств.
Человеколюбие (жэнь), справедливость
(и), благонравие (ли) и знание (чжи) также
врожденны человеку, причем жэнь и и нередко
выступают совместно: жэнь как принцип,
объединяющий людей, а и - их разграничивающий.
Жэнь и и являются основой разработанной
Мэн-цзы концепции "гуманного управления"
государством (жэнь чжэн), в которой главная
роль уже отводится народу ("Народ является
главным в государстве, за ним следуют
духи земли и зерна, а государь занимает
последнее место"). Отсюда исходила
и мысль о том, что народ имеет право свергнуть
путём восстания жестокого или недостойного
правителя. Сюнь-цзы принес в конфуцианство
идеи других философских школ, в частности,
даосизма и легизма (древнекитайского
этико-политического учения об управлении
человеком, обществом и государством).
Сюнь-цзы исходил из концепции ци - первичной
материи, или материальной силы, обладающей
двумя формами: инь (темнота, пассивность,
женское начало) и ян (свет, активность,
мужское начало). Мир существует и развивается
в согласии с естественными познаваемыми
закономерностями; Небо - активный естественный
элемент мира, оно не управляет человеком,
а наоборот, может быть подчинено им и
использовано в интересах людей. От человека
как части природы зависят счастье и несчастье,
богатство и нищета, здоровье и болезнь,
порядок и смута. Человек по своей природе
зол, он рождается завистливым и злобным,
с инстинктивным чувством наживы. Поэтому
на человека необходимо воздействовать
с помощью воспитания (ли - этикет) и закона
(Конфуций отвергал закон), заставить соблюдать
традиции и обряды и выполнять долг - тогда
у него появятся добродетель и культура.
Совершенство же достигается через долгое
обучение, длящееся всю жизнь.
Главными звеньями управления страной
Сюнь-цзы считал справедливые приказы
и любовь к народу, почтительное отношение
к традициям и уважение к ученым, почитание
мудрых и привлечение к государственным
делам способных людей, а мерилом правления
- справедливость и мир. В эпоху Хань (206
г. до н. э. - 220 г. н. э.) конфуцианство окончательно
утвердилось в Китае и заняло господствующее
положение. В 136 г. до н. э. император У-ди
(140-87 гг. до н. э.) провозгласил конфуцианство
официальной доктриной, а философ Дун
Чжуншу (180-115, или 179-104 гг. до н. э.) предложил
запретить другие учения и объявить конфуцианство
единственным истинным учением, которому
должны неукоснительно следовать все
подданные государства. После этого конфуцианство
оставалось господствующей доктриной
и идеологией в Китае на протяжении свыше
двух тысяч лет (до буржуазной Синьхайской
революции 1911 г.). Дун Чжуншу
соединил конфуцианство с учением о космических
силах инь и ян и пяти первоэлементах (у
син)[11]. Природу человека он определял
как врожденную, полученную от Неба. В
ней содержится в равной степени как человечность
(жэнь), так и алчность, что отражает действия
в Небе сил инь и ян. Чувства (источники
зла) также являются частью природы человека,
но посредством воспитания человеческая
природа становится доброй и завершенной.
Воспитывать людей должен правитель, который
был провозглашен Сыном Неба (Тяньцзы),
правящим по его повелению и выполняющим
таким образом его волю. Соответственно,
власть правителя признавалась священной
и дарованной свыше. Принцип отношений
между правителем и подданными был выражен
в концепции трех связей: правитель - подданный,
отец - сын, муж - жена, где первые компоненты
соответствуют доминирующей силе ян и
являются образцом для вторых, соответствующих
подчиненной силе инь. Таким образом, становилась
сакральной и полностью оправдывалась
авторитарная власть императора. На базе
конфуцианства в Китае создается специфическая
форма государственно-
Учение моистов о государственном управлении
С идеями конфуцианства боролся философ Мо-цзы (Мо Ди) (479-400 гг. до н. э.), по имени которого и названо это направление в философско-правовой парадигме Древнего Китая. Идеальной государственной властью Мо-цзы считал государство с мудрым правителем во главе и четко отлаженной исполнительной службой. Мудрый правитель обязательно должен иметь усердных прямодушных слуг, которые не боятся говорить правду в лицо. Но главным условием существования государства Мо-цзы считал упомянутые «десять принципов». Основой управления государством в моизме считается принцип почитания мудрости. Мо-цзы приводит в пример правителей древности, которые назначали на должность способных, не создавали группировок из родственников, не питали особой благосклонности к знатным, не испытывали пристрастия к внешней красоте. Принцип всеобщей любви и взаимной выгоды применительно к государству в моизме означает следующее. Во-первых, он проявляется в признании и уважении суверенитета другого государства, а также в категорическом осуждении войн. Во-вторых, внутри государства этот принцип проявляется в том, что государственные чиновники из любви к государю проявляют усердие по службе, не раздумывая, повинуются ему, а государь платит им ответной любовью — назначает высокое жалование, награждает рангами знатности и земельными наделами, дает в подчинение людей. Политико-правовые идеалы Мо-цзы весьма противоречивы. Уповая на этические принципы взаимоотношений в государстве, он все же склоняется к этатизму и деспотии. Залог и основу прочнсти государственной власти Мо-цзы видит в единообразном исполнении чиновниками воли государя. Для установления же полного единства государства предлагается насаждать единомыслие, искоренять вредные учения и поощрять доносы. Поддерживать данный порядок следовало при помощи наказаний и наград, соразмерных совершаемым поступкам. Таким образом, моизм, изначально оговорив и обозначив договорную концепцию происхождения государства, в итоге фактически отбросил идеи общественного договора и естественного равенства, восхваляя деспотически-бюрократическую форму государственного устройства.
Китайская цивилизация эпохи Хань: особенности системы управления империей
Сразу же после смерти Цинь Шихуанди в империи вспыхнули восстания. Первая повстанческая волна подняла самый обездоленный люд, выдвинув вождей наиболее низкого общественного статуса, таких, как порабощенный бедняк Чэнь Шэн и бездомный батрак У. Гуан. Силами имперских войск она была быстро подавлена. Но тотчас же поднялось широкое антициньское движение, в котором участвовали все слои населения империи - от самых низов до аристократических верхов. Наиболее удачливый из вождей повстанцев, родом из бывшего царства Чу, выходец из среды рядовых общинников Лю Бан сумел сплотить силы народного движения и привлечь на свою сторону опытных в военном деле врагов Цинь из числа потомственной аристократии. В 206 г. до х.э. династия Цинь пала, после чего началась борьба за власть повстанческих вождей. Победителем оказался Лю Бан. В 202 г. до х.э. Лю Бан был провозглашен императором и стал основателем новой династии - Хань. Она разделяется на два периода правления: Старшей (или Ранней) Хань (202 г. до н.э. - 8 г. н.э.) и Младшей (или Поздней) Хань (25-220). Столицей империи Лю Бан объявил г. Чанъань (рядом с бывшей циньской столицей). Постепенно страна оправилась от последствии многолетних воин, хозяйственного неустройства и разрушений, вызванных военными действиями и событиями, сопровождавшими падение империи Цинь. Проводились восстановительные ирригационные работы, сооружались новые оросительные системы, росла производительность труда. Подъем производства был особенно заметным в ремесле, прежде всего в металлургии. Здесь широко применялся рабский труд. Централизация и укрепление империи в первые десятилетия правления. Старшей династии Хань создавали условия для роста хозяйственного благосостояния страны. В сельскохозяйственном производстве основную массу производителей составляли свободные земледельцы-общинники. Они были обязаны поземельным (от 1/30 до 1/15 урожая) денежными подушным и подворным налогами. Важнейшей и первоочередной внешнеполитической задачей империи Хань с начала ее существования была защита границ от постоянных набегов кочевых племен сюнну. В 198 г. до х.э. "договора, основанного на мире и родстве", Лю Бан фактически признал себя данником шаньюя. Условия договора были тяжелыми для Китая и считались позорными в последующей традиции. Внешняя политика У-ди на северо-западе была направлена на расширение внешних рынков и господство на международных торговых путях. С этого времени первостепенное значение во внешней политике императорского двора стали придавать захвату торговых путей между империей и дальними странами, установлению с ними регулярных связей. Из Китая караваны везли железо, считавшееся "лучшим в мире" (Плиний Старший), никель, золото, серебро, лаковые изделия, зеркала и другие предметы ремесла, но прежде всего шелковые ткани и шелк-сырец (сы - с этим наименованием, видимо, связывалось название Китая в античном мире, где он был известен как страна "синов" или "серов"). В Китай доставляли редких зверей и птиц, растения, ценные сорта древесины, меха, лекарства, пряности, благовония и косметику, цветное стекло и ювелирные изделия, полудрагоценные и драгоценные камни и другие предметы роскоши, а также рабов (музыкантов, танцоров) и т.п. Особо следует отметить заимствованные в это время Китаем из Средней Азии виноград, фасоль, люцерну, шафран, некоторые бахчевые культуры. С первых же лет своего воцарения У-ди делал ставку на захват южных государств. В 138 г. до н.э., вмешавшись в междоусобную борьбу вьетских государств. Завершив войны на юге, У-ди предпринял решительные действия против государства Чаосянь (кор. Чосон) на территории Северной Кореи. Захватнические войны, которые много лет подряд непрерывно вел У-ди, опустошали казну и истощили ресурсы государства. Эти войны, потребовавшие колоссальных расходов и неисчислимых человеческих жертв, уже в конце правления У-ди привели к резкому ухудшению положения основной массы трудового населения страны и взрыву народного недовольства, которое выразилось в открытых выступлениях "озлобленного и измученного люда" в центральных областях империи. После смерти У-ди крупные завоевательные походы почти не предпринимались. Сторонники военных захватов не встречали более поддержки при ханьском дворе.
Особенности и достижения Древнекитайской цивилизации
Особенности
В Древнем Китае возникла своеобразная письменность – пиктография с постепенным переходом к иероглифам. Выдающимися научными открытиями были книгопечатание, порох, компас. Секрет изготовления фарфора открыт китайскими мастерами; им удалось найти подходящую глину и получить высокую (1280 градусов) температуру для ее спекания. Компонентами фарфора также являются каолин, полевой шпат и кварц. Общекультурное значение имело изобретение бумажных денег – ассигнаций. Китаю принадлежало изобретение механических часов. Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.), был не только философом, но и педагогом, политическим деятелем. По Конфуцию, гуманность и этикет – это две опоры, на которых строится все общественное благополучие. Чтобы его достичь, человек должен благоустроить свой внутренний мир; для этого необходимы чистое сердце, правдивость и сознательность мысли, которая может быть достигнута лишь на пути познания человеком самого себя. Основателем даосизма является философ Лао-цзы. Дао – одно из фундаментальных понятий в китайской философии. Оно переводится как «путь», «дорога», но имеет значение вечного, неизменного, непознаваемое начало. Центральная проблема даосизма – учение о бессмертии, исходя из веры в физическое бессмертие через бесконечное продление жизни. Достижения в науке: появляются начальные формы календаря; была составлена карта звездного неба; быстро и успешно развивались математика и астрономия. Уже в V в. до н.э. появляется трактат «Математика в девяти главах», суммировавшая достижения в математике, накопленные в Китае за несколько веков. В этом труде были раскрыты свойства прямоугольного треугольника, вводится понятие отрицательных чисел.
Достижения
Почти на всем протяжении китайской истории, династии сменяли друг друга с относительной регулярностью, но Китай был - и остается - Китаем. Несклонность ханьской культуры к восприятию и поглощению достижений других культур, одновременная готовность других культур, включая культуры иностранных завоевателей, приспосабливаться к идеям ханьской культуры и стремление китайцев к единству - вот те факторы, что обеспечили Китаю роль древнейшей непрерывающейся цивилизации в мировой истории. Основанное на конфуцианских идеалах уважительное отношение китайцев к своему прошлому и присущее им чувство культурного превосходства - подкрепленные длительной изолированностью Китая от других великих культур древности - свидетельствуют о небывалой жизнестойкости ханьской идеи. Но более всего впечатляет то гармоничное равновесие, которое Китаю всегда удавалось соблюдать - между ханьским и иноземным, между старым и новым, между светским и религиозным. Обычно с конфуцианством, как философией жизни, у нас ассоциируются такие ценности, как терпение, миролюбие и готовность к компромиссу; умение находить золотую середину; почитание предков, почтение к пожилым людям и ученым; но прежде всего гуманизм, ставящий человека - не Бога - в центре Вселенной... Наложив конфуцианское мировоззрение на социальный и политический контекст, мы увидим, что предпочитаемые им ценности (опыт незрелости, прошлое настоящему, устоявшиеся традиции новшествам) в действительности являются одним из величайших исторических решений проблемы достижения социальной стабильности. Конфуцианство оказалось самой успешной из всех систем консервативного мышления.