Китайская цивилизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 00:49, курсовая работа

Описание работы

Древнекитайская земледельческая цивилизация возникает в VI – V тыс. до н. э. в бассейне реки Хуанхе. Общие, еще более древние корни связывают китайскую цивилизацию с ближневосточными. Но с этого времени она развивается на самостоятельной этнической основе, почти не соприкасаясь с другими народами Среднего Востока. И в дальнейшем изолированность, обособленность от средиземноморского ареала мировой цивилизации и государственности определили особые черты исторического пути китайского общества.

Содержание работы

Цивилизация эпохи Чжоу и формирование китайской государственности……..
Роль Конфуция в формировании этико-политического учения о нравственном совершенстве человека и государственном управлении на основе нравственности и соблюдении ритуала……………………………………………….
Учение моистов о государственном управлении………………………………….....
Китайская цивилизация эпохи Хань: особенности системы управления империей…………………………………………………………………………………..
Особенности и достижения Древнекитайской цивилизации………………………

Файлы: 1 файл

Цивилизация эпохи Чжоу и формирование китайской государственности.docx

— 59.83 Кб (Скачать файл)

 

  • Четыре величайших изобретения :

Бумага

 Около четырех тысяч  лет назад иероглифы вырезались  на сосудах, костях животных  и камнях; позднее китайцы стали  выписывать их на узких полосках  бамбука или шелковой ткани.  Бамбуковые дощечки сшивались  веревками в «книги» (в китайском  языке слово «связка» - цзюань - до сих пор означает «глава книги»), которые получались очень громоздкими. Шелк же был необычайно дорогим - даже в Китае, где он производился. Во время археологических раскопок стоянок в Центральном и Западном Китае были обнаружены древнейшие образцы бумаги, датирующиеся периодом правления династии Западная Хань (202 г. до н. э. - 16 г. н. э.). Позже, в 105 г. Цай Лунь, человек, который изобрел бумагу, преподнес ее императору династии Хань. Бумага была изготовлена из смеси прочных компонентов - из волокон растений, ткани и других материалов. Император был так восхищен изобретением, что назвал его «бумагой маркиза Цая». Вскоре бумагу использовали по всему Китаю, а первое упоминание о производстве бумаги за пределами Китая - на Аравийском полуострове - относится к VIII в. Оттуда бумага постепенно распространилась в другие страны мира. Изобретение бумаги сыграло огромную роль в истории человечества. До появления бумаги единственным доступным писчим материалом был пергамент, и лишь самые богатые люди могли позволить себе покупать книги.

 

 

 

Книгопечатание

После изобретения бумаги появление книгопечатания стало  неизбежным. С III в. до н. э. в Китае применялись клейма и печати, удостоверявшие личность государственного лица или мастера. Оттиски с таких печатей делались на глине. Иногда китайцы «отпечатывали» рисунки и узоры на тканях, используя глиняные или каменные формы. Но только в VI в. н. э. китайцы начали заполнять прорези в формах чернилами, чтобы получить оттиски на бумаге. В VI в. в Китае проповедовало множество буддийских и даосских монахов. Они тщательно от руки переписывали священные тексты и копировали магические образы. Чтобы увеличить количество копий, монахи начали пользоваться оттисками. Неизвестно, кто первым придумал печатать слова, но древнейшая из сохранившихся до наших дней в мире печатная книга датируется 868 г. н. э. Еще одним достижением китайцев в X в. было введение бумажных денег. Правда, когда разразилась сильная инфляция, китайцы вынуждены были вернуться к монетной системе. Но опыт китайцев по применению бумажных денег, безусловно, впечатлил мир. В XI в. китайский ремесленник Би Шэн положил начало книгопечатанию подвижными литерами. Иероглифы из обожженной глины закреплялись им в железных наборных формах, но этот способ не получил широкого распространения в Китае из-за огромного количества китайских иероглифров - от 2000 до 40 000. Ксилография более отвечала особенностям языковой системы Китая. Книгопечатание подвижными литерами явилось чудесной «находкой» для других стран мира, хотя первенство в изобретении книгопечатания, этого одного из четырех величайших изобретений, утвердилось за Китаем лишь несколько десятилетий назад.

 

Порох

В 1044 г. в Китае записали состав пороха, в который входили  селитра, сера и уголь, позже появились  пороха, в состав которых входили  и другие компоненты. Вполне возможно, что изобретению пороха мир обязан даосам-алхимикам, в поисках эликсира жизни неустанно экспериментировавшим с красителями, сплавами и другими материалами. Известно, что в XI в. в войсках династии Сун использовались гранаты и мины, начиненные порохом, но, возможно, китайцы умели получать порох уже в X в. В Европе порох известен с 1265 г., и неизвестно, был ли это порох, придуманный китайцами, или его изобрели европейцы независимо от них. Но в любом случае, нельзя отрицать, что порох изменил жизнь людей на всей Земле.

 

 

Морской компас

До наших дней дошли  неоспоримые свидетельства, что  китайцы использовали природные  магниты для определения направления  еще в период правления Ханьской династии (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.), но есть все основания полагать, что задолго до того они применялись при строительстве зданий. Первое письменное упоминание о явлении магнетизма содержится в китайской книге, датируемой 240 г. до н. э., а первое упоминание о магнитном компасе относится к XI в. Компас для навигационных целей - морской компас - упоминается в китайской книге, написанной несколькими десятилетиями позднее. Благодаря морскому компасу и другим достижениям в кораблестроении и морской технике морское дело в Китае ушло далеко вперед по сравнению со всем миром. Развитие истории могло бы пойти совершенно по-иному, если бы китайские правители решили выйти в море, чтобы расширить свою империю. Компас - это намагниченная игла, закрепленная на стержне, который поворачивается по направлению магнитного притяжения Северного полюса (или - в Китае - Южного). Намагниченная игла морского компаса закрепляется на стержне посредством картушки. Картушка свободно вращается в чаше компаса в жидкой смеси, обеспечивающей ей расположение в направлении магнитного меридиана и предотвращающей ее колебания из стороны в сторону вместе с кораблем.

 

 

  • Увековечивание истории 

В период правления Ханьской династии - когда оформлялась идея «китайского» - император основал императорскую академию (124 г. до н. э.), где ученые изучали и толковали пять классических трудов Конфуция, в которых были собраны сведения о прошлом Китая и записаны принципы китайского правления и социального поведения. Хотя в прагматичной, гуманистической философии Конфуция отсутствует даже малейший намек на религию, ханьский двор сейчас воспринимается почти как Ватикан - или владение самого Бога. Выдающиеся современные историки-исследователи Древнего Китая Дж. Фейрбэнк, Э. Рейшауэр, Т. Метгер находят очень интересным тот факт, что имперская библиотека, академия и ее ученые мужи, равно как и все китайское образование, находились под жестким личным контролем императора. Вскоре после основания Академии два независимых историка, Сыма Тань и его сын Сыма Цянь, приступили к проекту по составлению полной истории Китая. После смерти Сыма Таня Сыма Цянь продолжил работу над этим всеобъемлющим трудом. До конца своей жизни, оборвавшейся в 85 г. до н. э., трудился историк над составлением «Ши цзи» («Исторических записок»), положивших начало многовековой китайской традиции составления исторических хроник. Сыма Тань и Сыма Цянь снискали себе славу величайших историков Китая. В 54 г. н. э. Бань Бяо и его сын Бань Гу написали труд под названием «Истории Ранней Ханьской династии». С тех пор в Китае закрепилась традиция составления официальной истории каждой предшествующей династии. Но уподобление в них императора Богу вело к некритичному, искаженному или даже неверному освещению событий. Китайская традиция фиксации исторических сведений, восходящая к тем далеким временам, когда писчим материалом служили еще кости и панцири, и оформившаяся в трудах историков Ханьской эпохи, сохранила для нас важнейшие свидетельства ранних достижений Китая в области астрономии, медицины и других наук. Но вот что расстраивает исследователей: чем больше вы углубляетесь при чтении ранней китайской истории в глубь времен, тем больше встречаете расхождений в датировке событий. Наглядным примером тому служит астрономия. Ученые сходятся во мнении, что древний астроном действительно наблюдал небесное тело и описал его с завидной точностью, но сказать, кто из древних историков указал верную дату этого события, они не могут. Некоторые современные историки готовы признать достижения древней китайской астрономии. Но когда речь заходит о том, чтобы признать за Китаем приоритет в открытии и описании космических тел и явлений, они, как правило, ограничиваются фразами типа: «Похоже, китайские астрономы наблюдали «блуждающую звезду», которую мы сегодня называем кометой Галлея в 240 г. до н. э., а возможно, и в 1059 г. до н. э.». Появление в 613 г. до н. э. некоего небесного тела, которое современные исследователи склонны считать кометой Галлея, зафиксировано в «Анналах Весен и Осеней» Конфуция.До наших дней сохранились надписи на костях и панцирях, содержащие сведения о пяти лунных затмениях, происшедших в XIV и XIII вв. до н. э. В «Бамбуковых анналах» описан метеоритный дождь в 2133 г. до н. э. в современной провинции Хэнань. Исключительно надежным источником по китайской астрономии является семитомный труд известного английского ученого и историка Джозефа Нидхэма «Наука и цивилизация в Китае.» (Cambridge University Press). В этой работе Нидхэм со своими коллегами прямо указывают на то, что китайские астрономы первыми в мире - в IV в. до н. э. - обнаружили пятна на Солнце! И все же с полной уверенностью мы можем лишь констатировать, что китайские астрономы очень внимательно изучали небеса.

 

  • Традиционная медицина

Развитию традиционной китайской  медицины немало способствовала традиция письменной фиксации деталей. Древние  китайские врачи диагностировали  пациентов на основании расспросов их о симптомах болезни, питании  и предшествовавших болезни заболеваниях, после чего методично записывали их состояние. Они подробно описывали  также лечение больных, препараты, которые применяли, эффекты от лечения  теми или иными препаратами, результаты лечения и выводы. Цинь Шихуанди, Желтому императору, традиция приписывает основание Китая около 4000 г. до н. э. Немало легенд было сложено о нем в период Борющихся царств (ок. 403 — 221 гг. до н. э.). АI в. до н. э. датируется известный «Хуанди Нэй Цзин» («Лечебник императора Хуанди», или «Канон Желтого императора о внутреннем») представляющий собой запись диалога о медицине, состоявшегося между Желтым императором и его врачом. Эта книга - самый ранний из дошедших до нас сборников медицинских сведений. «Хуанди Нэй цзин» развивает базовые принципы китайской медицины, в основу которой положена даосская концепция единства всего сущего в природе, в которой пять главных органов и каналов человеческого тела соотнесены с пятью элементами небес - водой, огнем, деревом, металлом и землей, а также убеждение, что здоровье человека есть состояние баланса и гармонии энергий инь (женского начала) и ян (мужского начала), циркулирующих вместе с кровью в организме человека. Первый китайский справочник по травной медицине Шэн Нуна «Шэнь Нун Бэнь Цао» был написан во время правления династии Хань. В книге представлена теория фармакологии, суммированы медицинские и фармакологические знания, накопленные китайскими врачевателями на тот момент относительно 365 лекарственных веществ. При династии Мин, в период с 1552 по 1578 гг., Ли Шичжэнь, врач и фармацевт, собрал и систематизировал 800 китайских текстов по фармакологии. В течение 27 лет он исследовал лекарственные вещества и препараты, описанные в них, по результатам которых составил «Бэнь Цао Ган Му». В ней описаны более 1800 лекарственных препаратов и 10000 рецептов в сопровождении почти 1100 иллюстраций. Одним из известнейших лекарств, упомянутых в труде Ли Шичжэня, является средство от проказы - масло из хаульмурового дерева. До сих пор это средство остается единственным медицинским препаратом, с помощью которого удается излечиться от страшной болезни. Работа Ли Шичжэня, не раз дорабатывавшаяся и обновлявшаяся со времен выхода в свет, и поныне активно используется китайскими медиками и издается на нескольких языках, включая английский. Современная версия книги содержит научные данные и руководство по акопунктуре. Чжан Чжунцзин, ученый времен Ханьской династии, провел сравнительный анализ древних народных лекарственных средств и данных из его собственной врачебной практики, на основе которого написал труд «Шан Хань Лунь» («Трактат о лихорадке и других болезнях»), по праву ставший классическим. Это сочинение и по сей день не утратило своего значения и вызывает неизменный интерес у всех, кто изучает традиционную китайскую медицину. В XX в. во всем мире, включая страны Европы, начался процесс взаимопроникновения традиционной китайской медицины и западной медицины. Многие китайские врачеватели в настоящее время с успехом применяют современные методы диагностики заболеваний своих пациентов, после чего лечат их с использованием традиционных китайских средств. В США сегодня также возрос интерес к так называемым «альтернативным медицинам», и китайские методы лечения завоевывают все большую и большую популярность. Любопытная статистика: число обращений американцев к врачам, практикующим альтернативные методики лечения, в частности хиропрактикам, занимающимся акопунктурой и траволечением, в наши дни превышает визиты к официальным докторам, несмотря на то, что их медицинская страховка не предусматривает оплату услуг нетрадиционных медиков.

 

  • Искусство и литература

Традиционное китайское  искусство может кому-то показаться застывшим и закостенелым, не претерпевавшим никаких изменений из поколения  в поколение. Однако достаточно лишь бегло проследить художественные достижения Китая на протяжении его многовековой истории, чтобы убедиться в широком  многообразии стилей, развившихся на местной почве со времен неолита  до наших дней. Поскольку большинство  художников и ученых творили при  имперском дворе, их работам присущ понятный консерватизм - отличаются они  лишь незначительными стилистическими  нюансами, свойственными периодам правления  отдельных императоров или даже целых династий. Творения независимых  мастеров, не состоявших на официальной  службе при дворе императора, отличаются большей свободой самовыражения, и  зачастую только они и заслуживают  внимания исследователей искусств. Китай  мало контактировал с внешним  миром, но его самобытная культура разнообразна, как нигде на Земле. В истории  китайского искусства наиболее интересными  являются нефритовые изделия, бронза, керамика гробниц, глиняная посуда и  фарфор, скульптура, живопись и каллиграфия. Конечно, были и другие достижения в  китайском искусстве, в частности, лаковые изделия и ткани, но они  уступают по своей значимости вышеупомянутым.

 

 

  1. Бронзовый век

Многие ученые относят  самые значительные достижения китайского искусства к периоду господства бронзы - примерно 1800 - 220 гг. до н. э. В центре придворных церемониалов династических дворов Китая этого исторического периода, которые, похоже, занимали большую часть их времени и требовали приложения максимума творческой энергии, находились преимущественно ритуалы, связанные со смертью и мертвыми. Благодаря археологическим раскопкам, предпринимавшимся в Китае с 1950 г., были обнаружены древние сокровища, что позволило составить довольно полное представление о людях, архитектурные и художественные навыки которых проявлялись в обустройстве подземных гробниц-захоронений. Деревянные конструкции и изделия из тканей, конечно, разрушились со временем, однако изобилие гадательных (оракульных) костей, изысканных бронзовых сосудов, резных изделий из нефрита и слоновой кости и великолепный фарфор прекрасно сохранились до наших дней. Бронзовые сосуды того периода часто украшают фигуры чудовищ, зверей и птиц, как реально существовавших, так и фантастических, но основным декоративным мотивом большинства сосудов из бронзы является изображение маски фантастического хищника таоте. Многообразие и количество бронзовых изделий поражает, но легко объясняется потребностями ритуальных церемониалов, посвященных мертвым предкам и божествам природы, во время которых вплоть до XII в. до н. э. совершались жертвоприношения людей и животных. При раскрытии древних захоронений было обнаружено также огромное количество всевозможной утвари и предметов домашнего обихода, необходимых царю, царице или знатному вельможе в загробной жизни. Самые замечательные произведения китайского искусства — непревзойденные в своей красоте - относятся к периоду правления династии Шан (1523— 1027 гг. до н. э.); исследователи называют их шанской бронзой. Шанские бронзовые сосуды входят в число величайших достижений человечества за всю его историю. Другим великим художественным достижением Шанской эпохи считается черная (луншаньская) керамика, необыкновенной красоты и изысканности. Основными строениями архитекторов бронзового века были гробницы, а предметами изображений художников того периода являлись легендарные персонажи. К концу правления Ханьской династии и бронзового века, судя по летописным источникам, развитие получила пейзажная живопись. Династия Хань была низвергнута в 220 г. н. э. Ее конец ознаменовал начало периода раздробленности, продлившегося четыре столетия. Одна из самых замечательных находок была сделана в провинции Шаньси: гробница Цинь Шихуанди. первого циньского императора. Защищать императора после смерти были призваны более чем 6000 фигур превосходно вооруженных терракотовых воинов и лошадей с колесницами. Человеческие жертвоприношения перестали быть частью погребальных ритуалов в правление династии Цинь, но культ мертвых не утратил своей значимости.

 

 

 

  1. Буддийская эра

Подобно тому, как христианство предопределило многие великие достижения западного искусства в эпоху  Ренессанса, буддизм обусловил основные тенденции развития китайского искусства  в период с VI по IX в. н. э. В период раздробленности, когда люди страдали и терпели многие лишения, в Китай  прибыло огромное количество буддийских монахов. К VI в. буддизм уже завоевал прочные позиции в Китае, его  влияние начало проявляться во всех сферах китайской жизни, и особенно в искусстве. Идеи буддизма вдохновили китайских художников и писателей  на поиск новых путей выразительности, что, естественно, дало толчок дальнейшему  развитию живописи, архитектуры, и литературы, обеспечивших подъем китайского духа и самосознания. Одним из самых  знаменитых произведений древнего китайского искусства является большая высеченная из камня в 516 г. н. э. скульптура Будды  Шакьямуни. В VIII в. н. э. было создано множество известных изображений Гуаньинь, буддийской богини милосердия (деревянные скульптуры позолочены или расписаны разноцветными красками), а также ряд всемирно известных скульптурных изображений бодхисатв. Бодхисатва в буддизме махаяны - идеальное существо, которое выступает прежде всего как наставник и образец для других людей, ведущий их по пути нравственного совершенствования к достижению нирваны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. История Востока; Издательская фирма "Восточная литература" РАН, Москва, 1997
  2. Китайская философия и современная цивилизация.-М.: Изд. фирма "Вост. лит." РАН, 1997.-192 с.
  3. Абрамова H.A. Конфуцианство в духовной культуре Китая: традиции и современность (социально-философский аспект), 1999.-22 с.
  4. Алексеев В.М. Наука о Востоке: статьи и документы.-М.: Наука, 1982.-535 с.
  5. Асмус В.Ф. Мировоззрение Толстого // Избранные философские труды.-М.: 1969.-Т.1.-412 с.
  6. Бадмаев П.А. Россия И Китай.-СПб.: Тип. Скороходова, 1900.-105 с.
  7. Бажанов Е.П. Китай и внешний мир.-М.: Междунар. отношения, 1990.-351 с.
  8. Бартольд В.В. История изучения Востока в Европе и России. -Л.: Соцэкгиз, 1925.-210 с.
  9. Белов Е.А. Россия и Китай в начале XX века: Русско-китайские противоречия в 1911 -1919.-М.: ИВ РАН, 1997.-315 с.
  10. История и культура Китая: Сб. памяти академика В.П.Васильева -М.: Наука, 1974.- 480 с.
  11. История китайской философии.-М.: Прогресс, 1989.-551 с.
  12. Методологические проблемы изучения истории философии зарубежного Востока.- М.: Наука, 1987. -180 с.
  13. История современной зарубежной философии: Компаративистский подход.-СПб.: Лань, 1997.-478 с.
  14. Сравнительное изучение цивилизаций. М.: Аспект Пресс, 1999. -556 с.
  15. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.world-history.ru/

Информация о работе Китайская цивилизация