Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 00:49, курсовая работа
Древнекитайская земледельческая цивилизация возникает в VI – V тыс. до н. э. в бассейне реки Хуанхе. Общие, еще более древние корни связывают китайскую цивилизацию с ближневосточными. Но с этого времени она развивается на самостоятельной этнической основе, почти не соприкасаясь с другими народами Среднего Востока. И в дальнейшем изолированность, обособленность от средиземноморского ареала мировой цивилизации и государственности определили особые черты исторического пути китайского общества.
Цивилизация эпохи Чжоу и формирование китайской государственности……..
Роль Конфуция в формировании этико-политического учения о нравственном совершенстве человека и государственном управлении на основе нравственности и соблюдении ритуала……………………………………………….
Учение моистов о государственном управлении………………………………….....
Китайская цивилизация эпохи Хань: особенности системы управления империей…………………………………………………………………………………..
Особенности и достижения Древнекитайской цивилизации………………………
Бумага
Около четырех тысяч
лет назад иероглифы
Книгопечатание
После изобретения бумаги появление книгопечатания стало неизбежным. С III в. до н. э. в Китае применялись клейма и печати, удостоверявшие личность государственного лица или мастера. Оттиски с таких печатей делались на глине. Иногда китайцы «отпечатывали» рисунки и узоры на тканях, используя глиняные или каменные формы. Но только в VI в. н. э. китайцы начали заполнять прорези в формах чернилами, чтобы получить оттиски на бумаге. В VI в. в Китае проповедовало множество буддийских и даосских монахов. Они тщательно от руки переписывали священные тексты и копировали магические образы. Чтобы увеличить количество копий, монахи начали пользоваться оттисками. Неизвестно, кто первым придумал печатать слова, но древнейшая из сохранившихся до наших дней в мире печатная книга датируется 868 г. н. э. Еще одним достижением китайцев в X в. было введение бумажных денег. Правда, когда разразилась сильная инфляция, китайцы вынуждены были вернуться к монетной системе. Но опыт китайцев по применению бумажных денег, безусловно, впечатлил мир. В XI в. китайский ремесленник Би Шэн положил начало книгопечатанию подвижными литерами. Иероглифы из обожженной глины закреплялись им в железных наборных формах, но этот способ не получил широкого распространения в Китае из-за огромного количества китайских иероглифров - от 2000 до 40 000. Ксилография более отвечала особенностям языковой системы Китая. Книгопечатание подвижными литерами явилось чудесной «находкой» для других стран мира, хотя первенство в изобретении книгопечатания, этого одного из четырех величайших изобретений, утвердилось за Китаем лишь несколько десятилетий назад.
Порох
В 1044 г. в Китае записали состав пороха, в который входили селитра, сера и уголь, позже появились пороха, в состав которых входили и другие компоненты. Вполне возможно, что изобретению пороха мир обязан даосам-алхимикам, в поисках эликсира жизни неустанно экспериментировавшим с красителями, сплавами и другими материалами. Известно, что в XI в. в войсках династии Сун использовались гранаты и мины, начиненные порохом, но, возможно, китайцы умели получать порох уже в X в. В Европе порох известен с 1265 г., и неизвестно, был ли это порох, придуманный китайцами, или его изобрели европейцы независимо от них. Но в любом случае, нельзя отрицать, что порох изменил жизнь людей на всей Земле.
Морской компас
До наших дней дошли
неоспоримые свидетельства, что
китайцы использовали природные
магниты для определения
В период правления Ханьской династии - когда оформлялась идея «китайского» - император основал императорскую академию (124 г. до н. э.), где ученые изучали и толковали пять классических трудов Конфуция, в которых были собраны сведения о прошлом Китая и записаны принципы китайского правления и социального поведения. Хотя в прагматичной, гуманистической философии Конфуция отсутствует даже малейший намек на религию, ханьский двор сейчас воспринимается почти как Ватикан - или владение самого Бога. Выдающиеся современные историки-исследователи Древнего Китая Дж. Фейрбэнк, Э. Рейшауэр, Т. Метгер находят очень интересным тот факт, что имперская библиотека, академия и ее ученые мужи, равно как и все китайское образование, находились под жестким личным контролем императора. Вскоре после основания Академии два независимых историка, Сыма Тань и его сын Сыма Цянь, приступили к проекту по составлению полной истории Китая. После смерти Сыма Таня Сыма Цянь продолжил работу над этим всеобъемлющим трудом. До конца своей жизни, оборвавшейся в 85 г. до н. э., трудился историк над составлением «Ши цзи» («Исторических записок»), положивших начало многовековой китайской традиции составления исторических хроник. Сыма Тань и Сыма Цянь снискали себе славу величайших историков Китая. В 54 г. н. э. Бань Бяо и его сын Бань Гу написали труд под названием «Истории Ранней Ханьской династии». С тех пор в Китае закрепилась традиция составления официальной истории каждой предшествующей династии. Но уподобление в них императора Богу вело к некритичному, искаженному или даже неверному освещению событий. Китайская традиция фиксации исторических сведений, восходящая к тем далеким временам, когда писчим материалом служили еще кости и панцири, и оформившаяся в трудах историков Ханьской эпохи, сохранила для нас важнейшие свидетельства ранних достижений Китая в области астрономии, медицины и других наук. Но вот что расстраивает исследователей: чем больше вы углубляетесь при чтении ранней китайской истории в глубь времен, тем больше встречаете расхождений в датировке событий. Наглядным примером тому служит астрономия. Ученые сходятся во мнении, что древний астроном действительно наблюдал небесное тело и описал его с завидной точностью, но сказать, кто из древних историков указал верную дату этого события, они не могут. Некоторые современные историки готовы признать достижения древней китайской астрономии. Но когда речь заходит о том, чтобы признать за Китаем приоритет в открытии и описании космических тел и явлений, они, как правило, ограничиваются фразами типа: «Похоже, китайские астрономы наблюдали «блуждающую звезду», которую мы сегодня называем кометой Галлея в 240 г. до н. э., а возможно, и в 1059 г. до н. э.». Появление в 613 г. до н. э. некоего небесного тела, которое современные исследователи склонны считать кометой Галлея, зафиксировано в «Анналах Весен и Осеней» Конфуция.До наших дней сохранились надписи на костях и панцирях, содержащие сведения о пяти лунных затмениях, происшедших в XIV и XIII вв. до н. э. В «Бамбуковых анналах» описан метеоритный дождь в 2133 г. до н. э. в современной провинции Хэнань. Исключительно надежным источником по китайской астрономии является семитомный труд известного английского ученого и историка Джозефа Нидхэма «Наука и цивилизация в Китае.» (Cambridge University Press). В этой работе Нидхэм со своими коллегами прямо указывают на то, что китайские астрономы первыми в мире - в IV в. до н. э. - обнаружили пятна на Солнце! И все же с полной уверенностью мы можем лишь констатировать, что китайские астрономы очень внимательно изучали небеса.
Развитию традиционной китайской
медицины немало способствовала традиция
письменной фиксации деталей. Древние
китайские врачи
Традиционное китайское
искусство может кому-то показаться
застывшим и закостенелым, не претерпевавшим
никаких изменений из поколения
в поколение. Однако достаточно лишь
бегло проследить художественные достижения
Китая на протяжении его многовековой
истории, чтобы убедиться в широком
многообразии стилей, развившихся на
местной почве со времен неолита
до наших дней. Поскольку большинство
художников и ученых творили при
имперском дворе, их работам присущ
понятный консерватизм - отличаются они
лишь незначительными
Многие ученые относят самые значительные достижения китайского искусства к периоду господства бронзы - примерно 1800 - 220 гг. до н. э. В центре придворных церемониалов династических дворов Китая этого исторического периода, которые, похоже, занимали большую часть их времени и требовали приложения максимума творческой энергии, находились преимущественно ритуалы, связанные со смертью и мертвыми. Благодаря археологическим раскопкам, предпринимавшимся в Китае с 1950 г., были обнаружены древние сокровища, что позволило составить довольно полное представление о людях, архитектурные и художественные навыки которых проявлялись в обустройстве подземных гробниц-захоронений. Деревянные конструкции и изделия из тканей, конечно, разрушились со временем, однако изобилие гадательных (оракульных) костей, изысканных бронзовых сосудов, резных изделий из нефрита и слоновой кости и великолепный фарфор прекрасно сохранились до наших дней. Бронзовые сосуды того периода часто украшают фигуры чудовищ, зверей и птиц, как реально существовавших, так и фантастических, но основным декоративным мотивом большинства сосудов из бронзы является изображение маски фантастического хищника таоте. Многообразие и количество бронзовых изделий поражает, но легко объясняется потребностями ритуальных церемониалов, посвященных мертвым предкам и божествам природы, во время которых вплоть до XII в. до н. э. совершались жертвоприношения людей и животных. При раскрытии древних захоронений было обнаружено также огромное количество всевозможной утвари и предметов домашнего обихода, необходимых царю, царице или знатному вельможе в загробной жизни. Самые замечательные произведения китайского искусства — непревзойденные в своей красоте - относятся к периоду правления династии Шан (1523— 1027 гг. до н. э.); исследователи называют их шанской бронзой. Шанские бронзовые сосуды входят в число величайших достижений человечества за всю его историю. Другим великим художественным достижением Шанской эпохи считается черная (луншаньская) керамика, необыкновенной красоты и изысканности. Основными строениями архитекторов бронзового века были гробницы, а предметами изображений художников того периода являлись легендарные персонажи. К концу правления Ханьской династии и бронзового века, судя по летописным источникам, развитие получила пейзажная живопись. Династия Хань была низвергнута в 220 г. н. э. Ее конец ознаменовал начало периода раздробленности, продлившегося четыре столетия. Одна из самых замечательных находок была сделана в провинции Шаньси: гробница Цинь Шихуанди. первого циньского императора. Защищать императора после смерти были призваны более чем 6000 фигур превосходно вооруженных терракотовых воинов и лошадей с колесницами. Человеческие жертвоприношения перестали быть частью погребальных ритуалов в правление династии Цинь, но культ мертвых не утратил своей значимости.
Подобно тому, как христианство
предопределило многие великие достижения
западного искусства в эпоху
Ренессанса, буддизм обусловил основные
тенденции развития китайского искусства
в период с VI по IX в. н. э. В период
раздробленности, когда люди страдали
и терпели многие лишения, в Китай
прибыло огромное количество буддийских
монахов. К VI в. буддизм уже завоевал
прочные позиции в Китае, его
влияние начало проявляться во всех
сферах китайской жизни, и особенно
в искусстве. Идеи буддизма вдохновили
китайских художников и писателей
на поиск новых путей
Список литературы