Классификация наук. Критерии научности знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 20:03, реферат

Описание работы

Классификация наук – это раскрытие взаимной связи наук на основании определенных принципов (объективных, субъективных, координации, субординации и т. д.) и выражение их связи в виде логически обоснованного расположения (или ряда) наук.
Строго и четко проведенная классификация как бы подытоживает результаты формирования определенной отрасли знания и одновременно отмечает начало нового этапа в ее развитии. Классификация содействует движению науки со ступени эмпирического накопления знаний на уровень теоретического синтеза. Кроме того, она позволяет делать обоснованные прогнозы относительно неизвестных еще фактов или закономерностей.

Содержание работы

Введение
1. Классификация наук
1.1. Из истории классификации наук
1.2. Класссификация М. Миланковича
1.3.Современные подходы к классификации наук
2. Критерии научного знания
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

реферат Классификация наук.docx

— 67.16 Кб (Скачать файл)

1) физика -> химическая физика -> химия;

2) биология -> ботаника -> зоология;

3) анатомия -> физиология -> эволюционное учение -> учение о  наследственности;

4) геология -> минералогия -> петрография -> палеонтология -> физическая география и другие  науки о Земле;

5) астрономия -> астрофизика -> астрохимия и другие науки о Вселенной.

Гуманитарные науки также подразделяются внутри себя: история, археология, экономическая теория, политология, культурология, экономическая география, социология, искусствоведение и т.п.

По степени существенности оснований деления различаются естественные и искусственные классификации. Если в качестве основания берутся существенные признаки, из которых вытекает максимум производных, так что классификация может служить источником знания о классифицируемых объектах, то такая классификация называется естественной. Если же для систематизации используются несущественные признаки, классификация считается искусственной .

Необходимо помнить: как бы ни подразделялись науки  - они все связаны в единое научное построение и не могут логически противоречить одна другой.

 

 

2. Критерии научного  знания

 

Проблема критерия научного знания - методологическая проблема, проблема обоснования научности знания. Свое начало она берет по существу с появления нового, по сравнению с обыденным, рационально-теоретического способа познавательной деятельности. Новым оно становится по объектно-предметной направленности, глубине и способом постижения, по языковым средствам выражения, логическому арсеналу построения знания, по способу его обоснования и целям реализации.

Ключ к осознанию проблемы критерия дает исследование природы научного знания и классификация наук великими мыслителями древности Платоном и Аристотелем. Способ обоснования ими научности знания является классическим образцом системного исследования и разработки методологических проблем науки. Обоснование сущности научного знания происходит в постоянном сопоставлении его с опытом и выявлении отличия научного знания от опыта и искусства. Логика обоснования различий позволяет выделить методологические основания критерия научности:

1. Онтологические основания: объектность, предметность. Характер и способ получения знания (по Платону ─ предпосылочное и беспредпосылочное) определяется предметом его направленности. Научное знание отличается от опыта выявлением общего «относительно сходных предметов» (Аристотель), необходимого, сущности, причины, в силу чего наука является рационально- теоретическим способом постижения.

2. Выделение гносеологических оснований, характеризующих специфику научного знания, связано с постановкой проблемы принципов научности и их назначения. Именно принципы (начала, понимаемые как основоположения) являются способом обоснования и логической организации знания. К таким началам Аристотель относит «общее, сущность, причину», «ибо через них и на их основе познаётся всё остальное».

3. Существенным основанием  научности знания, отличающим его  от обыденного, является единство научного знания органическая связь общефилософских и частонаучных принципов.  Принципы обусловливают и специфику способов научного познания: объяснение, обоснование, доказательство. Логическая доказательность является одним из основных требований, предъявляемых к научному исследованию («доказывающая наука»). Благодаря этому научность знания отличает «наивысшая точность», отчетливость, достоверность, логическая последовательность.

4. Важнейшим отличительным  свойством науки, по мнению Аристотеля,  является ее истинность, стремление к достижению истины: «… помимо науки не имеем никакого другого рода истинного познания…» Принятое толкование критерия как мерила, удостоверения, оценки истинности знания свидетельствует о его функциональном назначении. Но понимание сущности критерия научности требует обоснования его права быть критерием. Эта поставленная античностью проблема оснований научности знания важна для объяснения сущности критерия и его назначении. Когда говорится о назначении критерия, то речь идет об основной его функции ─ отделение научного знания от ненаучных форм (обыденное знание, лженаука, паранаучные модели и т.д.) При этом сам критерий научности должен иметь такую сущностную определенность, которая позволяет ему служить мерой, показателем научности.  

Критерий научности не является продуктом мнения или произвольного суждения, он имеет те же основания, что и само научное знание:  содержательность (предметность, онтологичность); объективность; рациональность: обоснованность принципами;  логическая строгость в формальном и содержательно-смысловом отношении; адекватность понятийно-категориального языка; истинность. По этим основаниям критерий служит средством различия знаний и средством отличия научных знаний от псевдонаучных.

Научные знания предполагают объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Научное познание отвечает на вопросы не только как, но и почему некое явление протекает именно таким образом. Научное знание не терпит бездоказательности: то или иное утверждение становится научным лишь тогда, когда оно обосновано. Сущность научного знания, заключается в понимании действительности, в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое,

закономерное, за единичным - общее.

Каковы же критерии научного знания, его характерные признаки? Одним из важных отличительных качеств научного знания (одним из критериев научности) является его систематизированность. Но знание может быть систематизированным не только в науке. Кулинарная книга,

телефонный справочник, дорожный атлас и т.д. - везде знание классифицируется и систематизируется. Научная же систематизация специфична. Для нее свойственно стремление к полноте, непротиворечивости, четким основаниям систематизации. Научное

знание как система имеет определенную структуру, элементами которой являются факты, законы, теории, картины мира. Отдельные научные дисциплины взаимосвязаны и взаимозависимы. Стремление к обоснованности, доказательности знания является важным

критерием научности. Обоснование знания, приведение его в единую систему всегда было характерным для науки. Со стремлением к доказательности знания иногда связывают само возникновение науки. Применяются разные способы обоснования научного знания. Для

обоснования эмпирического знания применяются многократные проверки, обращение к статистическим данным и т.п. При обосновании теоретических концепций проверяется их непротиворечивость, соответствие эмпирическим данным, возможность описывать и предсказывать явления.

В науке ценятся оригинальные, "сумасшедшие" идеи. Но ориентация на новации сочетается в ней со стремлением элиминировать из результатов научной деятельности все субъективное, связанное со спецификой самого ученого. В этом - одно из отличий науки от искусства. Если бы художник не создал своего творения, то его бы просто не было. Но если бы ученый, пусть даже великий, не создал теорию, то она все равно была бы создана,

потому что представляет собой необходимый этап развития науки, является

интерсубъективной.

В современной методологии выделяют различные уровни критериев научности, относя к ним, кроме названных, такие как внутренняя системность знания, его формальная непротиворечивость, опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и т. д.

В других формах познания рассмотренные критерии могут иметь место (в разной мере), но там они не являются определяющими. Но любой подход к выявлению критериев знания должен прежде всего отвечать требованиям научности.

Критерий объективности - показатель адекватности, достоверности знания, степени проникновения в сущность и причинные основания реальности, независимости от субъекта содержания знаний о мире, его принципов и законов.

Гносеологические критерии характеризуют специфику способов функционирования научно-познавательной деятельности, ее структуру, динамику, истинность знаний.

В систему критериев включаются эмпирические критерии достижения истины средствами и способами эмпирического познания: принципиальная наблюдаемость, опытная проверяемость и подтверждаемость. В философии неопозитивизма проверяемость и подтверждаемость (верифицируемость) отождествляется с  неопровержимостью. Неопровержимость, опровержимость, верифицируемость, фальсифицируемость служат показателем динамики абсолютных и относительных моментов знания на определенных этапах его развития. Опытная проверка является важным средством подтверждения истинности знания, опровержения и устранения ложных посылок или не получивших подтверждения и обоснования статуса научности гипотез. Но эмпирические критерии не являются абсолютными в своем значении критериями научности знания.

Научно-теоретические критерии характеризуют степень проникновения научной мысли в сущность объективных процессов, в сферу действия частных, общих и универсальных законов, свидетельствуют о научной состоятельности идеализированных объектов, эвристичности и прогностичности научных теорий. Показателем научности теоретического знания является номологическая концептуальность - разработка основополагающих идей на основе частных и фундаментальных теоретических законов, а так же логически обоснованная системность. Фундаментом такого обоснования является, с одной стороны, логика открываемых принципов и законов, с другой ─ логика оперирования с идеализированными, абстрактными объектами, создаваемыми на уровне теоретического мышления, в сфере естественных, математических, технических, социальных наук. И в этом случае обоснование идеализированного объекта и разработка теоретической модели представляет собой процесс рационального развертывания упорядоченной системы, фундаментальным основанием которой являются сущностные связи, принципы и законы.

Логические критерии. К проблеме логических критериев, как правило, подходят с позиции соответствия научного знания формально-логическим требованиям.  Критерий непротиворечивости характеризует требование недопустимости одновременного утверждения взаимоисключающих посылок. К логическим критериям относят так же критерий полноты, (со времен Декарта он отвечает требованиям исчерпывающего, всеобъемлющего знания), критерий простоты. В науке прошлых веков этот критерий выводился из принципа «простоты» природы. В современной науке критерий простоты указывает на выбор оптимальных и минимально необходимых средств и способов решения исследовательских задач и организации научного знания, позволяющих избегать сложных конструкций. Этому критерию соответствуют критерии ясности, строгости, точности.

Формально-логические критерии играют существенную роль в процессе организации научного знания, построения теоретических систем, схем в таких областях знания как математика, физика, лингвистика. Но их возможности ограничены. Проблема логического критерия не решается в рамках формально-логических схем без учета смысловых значений научного знания, без обращения к диалектической логике. Критерии научности знания определяются не только формально логическими правилами, но (и прежде всего) содержанием, а значит, плодотворностью научной мысли, научных идей, значимостью научных открытий.

Если формально-логические критерии получают обоснование в формально-логических законах (непротиворечивости, тождества, исключенного третьего, достаточного основания), то диалектико-логические критерии научного знания в своем основании имеют диалектические законы и принципы связи и развития как логику мыслительной деятельности, отражающую логику объективной реальности. Диалектическая логика ─ это логика развивающегося мышления, а развитие научного знания исключительно по принципам формальной логики трудно себе представить. Логические критерии, характеризующие диалектику мыслительной деятельности являются требованием (мерой, показателем) обоснования научных идей, концепций, теорий по принципам диалектической, смысловой логики, составляющей фундамент любой научной системы. Их можно классифицировать как диалектико-логические критерии: а) тождество мысли с действительностью, тождество субъективного и объективного как совпадение содержания знания с объективной реальностью ее принципами и законами; б) объективная истинность (адекватность отражения); в) системность на принципах связи единичного, общего и всеобщего; г) «единство и полнота принципов для системы» (И. Кант); д) логический синтез знания по объективным принципам и законам; е) единство формы и содержания.

Критерий сущностного основания имеет принципиальное значение для статуса и развития научного знания. Отрицание агностицизмом, субъективным идеализмом, позитивизмом объективно-сущностных оснований науки ограничивает не только сферу познаваемого и фактически лишает науку ее подлинного предмета, но и ставит пределы объяснительной функции науки, без которой все остальные функции (описание, предсказание…) не могут быть состоятельными, а знания не могут считаться научными.

Органически связаны с предыдущими критерии  единства системы знания и метода как способа достижения истины, единства чувственного и рационального, абстрактного и конкретного. Важнейшим критерием науки является эвристичность и прогностичность науки, основанием и обоснованием которых являются диалектические принципы развивающегося мышления.

Информация о работе Классификация наук. Критерии научности знания