Классификация наук. Критерии научности знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 20:03, реферат

Описание работы

Классификация наук – это раскрытие взаимной связи наук на основании определенных принципов (объективных, субъективных, координации, субординации и т. д.) и выражение их связи в виде логически обоснованного расположения (или ряда) наук.
Строго и четко проведенная классификация как бы подытоживает результаты формирования определенной отрасли знания и одновременно отмечает начало нового этапа в ее развитии. Классификация содействует движению науки со ступени эмпирического накопления знаний на уровень теоретического синтеза. Кроме того, она позволяет делать обоснованные прогнозы относительно неизвестных еще фактов или закономерностей.

Содержание работы

Введение
1. Классификация наук
1.1. Из истории классификации наук
1.2. Класссификация М. Миланковича
1.3.Современные подходы к классификации наук
2. Критерии научного знания
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

реферат Классификация наук.docx

— 67.16 Кб (Скачать файл)

Из всей системы критериев ведущим для научного знания является критерий практики.

 

Заключение

 

Наука – есть систематизирование познание действительности, воспроизводящее ее существенные и закономерные стороны в абстрактно-логической форме понятий, категорий, законов, теорий и т. д. К настоящему времени наука превратилась в весьма сложную, многоплановую и многоуровневую систему знаний, требующих классификации. Делались попытки представить общую систему наук как вытекающую из ответов на три последовательно задаваемых вопроса: что изучается? (предметный подход); как, какими способами изучается? (методологический подход); зачем, ради чего, с какой целью изучается? (подход с учётом практических приложений).

Классификация наук производится по различным критериям:

- по типу направления  науки;

- по дисциплинарным группам;

- по конечной цели;

- по выделению главных  сфер естественных наук и т.д.

Разветвленная система многочисленных и многообразных исследований, различаемых по объекту, предмету, методу, степени фундаментальности, сфере применения и т. п., практически исключает единую классификацию всех наук по одному основанию.

          Научные знания должны отвечать  критериям. Идеальными критериями являются критерии,  абстрагированые от профессионально-отраслевой специфики и социокультурной и социоисторической изменчивости:

 1. Истинность. Нельзя отождествлять научность и истинность. Ильин выделил в науке три элемента: наука переднего края, предназначенная для проигрывания альтернатив (творческий поиск, гипотезы); твёрдое ядро науки - непроблематизируемый пласт знаний, выступающий фундаментом; история науки - вытесненное за пределы науки (морально устаревшее) знание, возможно, не окончательно. Только ядро образовано из истинного знания, однако и ядро претерпевает изменения (научные революции).

Абсолютного истинного знания в науке не существует.

         2. Проблемность: наука - попытка решения проблемных ситуаций. Историк Коллингвуд: всякая наука начинается с сознания незнания.

        3. Обоснованность. Нельзя абсолютизировать обоснованность: не каждое высказывание должно быть доказано; наука опирается на ненаучные предпосылки, которые принимаются без доказательства. С течением времени очевидность этих предпосылок может измениться; тогда происходит пересмотр предпосылок (пример - возникновение квантовой механики).

       4. Интерсубъективная проверяемость. Научное знание считается обоснованным, если существует принципиальная возможность его проверки всем сообществом.

       5.   Системность: научное знание должно быть логически организовано.

       6. Прогрессизм: научное знание должно самосовершенствоваться. К искусству это требование не применимо - могут одновременно существовать несколько направлений (например, реализм и сюрреализм).

Одновременное наличие всех этих критериев невозможно. Данная система критериев требует уточнения в применении к отрасли науки.

 

 

 

Литература

 

1.Акимов О.Е. Естествознание: Курс лекций. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. с.

Учебник для ВУЗОВ / Под ред. В.Н. Лавриненко. - 3-е изд, переработанное и дополненное. ЮНИТИ - ДАНА, 2004.

2.Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208 с.

3.Кедров Б.М. Классификация наук. - М.: 1965. 530 с.

.

 

 

 


Информация о работе Классификация наук. Критерии научности знания