Классификация языков мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 15:55, реферат

Описание работы

Попытки классификации языков начинаются с XVI века. В 1538 г. вышла работа Гвилельма Постеллуса «О родстве языков». В 1610 г. выходит работа И.Ю.Скалигера «Рассуждение о европейских языках», в которой автор пытается наметить основные группы европейских языков. Вопросами классификации языков занимаются Э.Гишар, Г.В.Лейбниц и другие лингвисты.
Больших успехов в попытках группировки европейских языков достиг М.В.Ломоносов. В XIX в. уже выявились основные принципы классификации языков, в соответствии с которыми и были намечены основные группы и типы языков

Содержание работы

Введение 3
1 Понятие классификации языков 4
2 Генеалогическая классификация языков 5
3 Крупнейшие семьи языков мира 7
3.1 Индоевропейская семья языков –
3.2 Кавказские языки 8
3.3 Уральские языки –
3.4 Алтайские языки 9
3.5 Афразийские (семито-хамитские) языки –
3.6 Семьи языков народов Юго-Востока Азии –
3.7 Малайско-полинезийская семья языков 10
3.8 Крупнейшие семьи языков коренного населения Америки –
4 Типологическая классификация языков 11
5 Ареальная классификация языков 13
6 Поиск новых видов классификации языков 14
Заключение 15
Список использованной литературы 16

Файлы: 1 файл

Класификация языков мира.docx

— 56.09 Кб (Скачать файл)

Таким образом, ареальная классификация заключается  в изучении языковой карты мира, языковой характеристики разных стран, а также распространения отдельных языков или групп языков [4, с. 285].

 Во второй половине XX века повысился интерес ученых к проблемам ареальной классификации.

 

6 Поиск новых видов классификации языков

Может быть, полезно  было бы задуматься и над вопросом о том, нельзя ли получить иные классификации  языков. По-видимому, можно. Попытки  получить иные классификации делались, и они продолжаются и по сей  день. Одна из них принадлежит Н.Я.Марру, который думал разделить языки  на типы в зависимости от стадии развития. Однако это попытка пользы науке не принесла, потому что была беспочвенной. Видимо, иные классификации  могут быть построены на основе устойчивых и существенных признаков фонетической, словообразовательной, семантико-лексической  и синтаксической структуры языков [3, c. 263].

Кроме трех основных типов классификаций, иногда выделяют функциональную (или социальную), а  также культурно-историческую классификацию.

Функциональная  классификация языков является многомерной. Она учитывает три основания  деления: 1) связь языка с народом, которому он принадлежит; 2) функции, которые язык выполняет в обществе; 3) распространенность языка за пределами основной этнической области [4, с. 286].

Данная классификация  исходит из сферы функционирования языка. Она базируется на изучении актов речи и типов языковой коммуникации. В соответствии с этой классификацией языки делятся на естественные, являющиеся средством общения (устные и письменные языки) и искусственные, т.е. не воспроизводящие форм естественных языков графические языки, применяющиеся в сфере науки и техники.

Сравнительно-исторические исследования позволили установить культурно-историческую периодизацию развития языков и построенную соответственно данной периодизации культурно-историческую классификацию языков. Культурно-историческая классификация языков соединяет учение об истории развития разных родов и видов словесности с историей нормализаторской деятельности [6, c.273].

Культурно-историческая классификация рассматривает языки  с точки зрения их отношения к  истории культуры. В соответствии с этой классификацией, учитывающей  историческую последовательность развития культуры, выделяются бесписьменные, письменные языки, литературные языки народности и нации, языки межнационального общения [2, с. 262].

Данная классификация  подводит к идее сравнительно-исторического  изучения нормализаторской работы и  самой нормы. В этом исследовании должен быть как сравнительный аспект – сопоставление разных по происхождению  филологических культур, так и исторический аспект – исследование истории развития одной и той же филологической традиции [6, c. 274].

 

Заключение

На земле  насчитывается около 3000 языков. Эти  языки отличаются как распространенностью  и социальными функциями, так  и особенностями фонетического  строя и словарного состава, морфологическими и синтаксическими характеристиками. Задача общего языкознания как раз  и состоит в том, чтобы систематизировать  языки, разработать их лингвистическую  типологию [4, c. 285].

Было  бы, вероятно, излишним подчеркивать ту огромную организационную роль, которую  играют в современной лингвистике  различные классификации языков мира. Это не только компактная фиксация множества раскрытых наукой внутренних связей последних, но и определенный ориентир в их последовательном исследовании.

Уже длительное время разрабатываемые в науке  о языке генеалогическая (генетическая) и типологическая классификации, к  которым позднее была присоединена и ареальная, строились обычно параллельно, но по существу совершенно независимо друг от друга [7, c. 6].

Поиски рациональных основ классификации  языков мира продолжаются оставаться одной из актуальных задач общего языкознания. Несмотря на значительное количество работ, посвященных вопросу  классификации языков, до настоящего времени не удалось создать такую  систему, при которой можно было бы без натяжек и противоречий распределить все известные языки. Объясняется это не только большим  количеством языков, распространенных на земном шаре, но и тем, что лингвисту, изучающему существующие (и существовавшие) языки, приходится иметь дело с фактическими данными очень несходными и очень  различными по самой своей сути. Приходится также учитывать, что  сложность структуры, множественность  признаков и их разнохарактерность для языка как явления действительности. Плану содержания противостоит план выражения, но модели этого последнего распределяются по различным аспектам системы языка. Поэтому основания  для той или иной классификации  языков могут выбираться, исходя из тех или иных категориальных признаков  или форм существования языка, что  приводит к необходимости всестороннего  рассмотрения тех форм описания и  классификации языков, которые в  наилучшей форме могли бы передать все существующие характеристики языка  как явления объективной действительности [7, с. 6].

 

Список использованной литературы

1 Баранникова, Л.И. Введение в  языкознание. – Саратов: Издательство Саратовского университета, 1973. – 384 с.

2 Вендина, Т.И. Введение в языкознание: Учеб. пособие для педагогических вузов/Т.И. Вендина. – М.: Высш.шк., 2003. – 288 с.

3 Головин, Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1973. – 320 с.

4 Кодухов, В.И. Введение в языкознание. – М.: Просвещение, 1979. – 351 с.

5 Реформатский, А.А. Введение в языковедение/Под ред. В.А. Виноградова. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 536 с.

6 Рождественский, Ю.В. Курс лекций по языкознанию: Учебное пособие. – М.: ИКД «Академкнига», ООО «Добросвет» 2002. – 344 с.

7 Теоретические основы классификации языков мира/Под ред. В.Н. Ярцевой. – М.: Наука, 1980. – 207 с.

8 Языкознание. Большой энциклопедический словарь/Под ред. В.Н. Ярцевой. – 2-е изд. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. – 688 с.

 

Ресурсы интернет:

9 Генеалогическая классификация языков: новые исследования.

http://www.erudition.ru/referat/ref/cat.301.html

10 Панфилов, К.С. Стадиальная типологическая классификация языков: опыт построения.




Информация о работе Классификация языков мира