Кльтурное наследие античности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 17:56, реферат

Описание работы

XIX век вобрал в себя, переосмыслил или развил многие тенденции, сложившиеся в русской культуре в Петровскую и послепетровскую эпохи, однако все еще остались неразрешенными главные проблемы прошлого столетия — государственное переуостройство общества, выбор между западным и славянским путями дальнейшего развития, положение крестьянства. Вероятно, именно поэтому ни один век русской истории не знал столько теорий, учений, вариантов обновления и «спасения» России, никогда державу не сотрясали столь многочисленные общественные движения: революционеры, разночинцы, нигилисты, анархисты, народники, марксисты...

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. «Золотой век» русской культуры………………………………………….4
2. Культурное наследие античности………………………………………...13
Заключение……………………………………………………………………...21
Библиографический список……………………………………………………22

Файлы: 1 файл

Культурное наследие античности.docx

— 44.84 Кб (Скачать файл)

     Достоевский вошел в русскую литературу как сложившийся мастер. Уже в своих первых романах («Бедные люди») писатель обратился к проблеме «маленького человека». Однако, в отличие от своих предшественников, он не идеализирует бедность. Стремление показать реализм жизни заставило Достоевского отказаться от романтизации образов «простого народа». Он изображает их в соответствии с логикой характеров и правдой жизни.

     60—70-е гг. стали самым важным этапом в творчестве Достоевского — им были написаны знаменитые романы — «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы». В этих романах он обосновал и развил целый ряд глубоких философских идей. Выражая свое несогласие с существующим миропорядком, писатель в то же время отрицает насильственные меры переустройства мира. Он считает, что особый исторический путь России и сближение народа с интеллигенцией помогут разрешить социальные проблемы без революционных потрясений. Достоевский предостерегал, что революционная практика способна взять на вооружение принцип «цель оправдывает средства». При этом писатель был убежден, что только одних социальных средств борьбы со злом недостаточно. Он считал, что человеку обязательно необходима нравственная опора, вера в Бога.

     Лев Николаевич Толстой вошел в историю русской и мировой культуры не только как писатель-реалист, но и как основоположник русского нигилизма, создатель своеобразной философии и педагогики. Толстой видел свое предназначение в критике общественно-исторического опыта, а также философских, религиозных, этических учений. Писатель считал источником своих суждений мнение народа. Тема поисков нравственного идеала, соответствующего «естественной жизни» простых крестьян, проходит через все его сочинения (романы «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресенье», повести и драмы).

     Творчество Толстого было посвящено изображению пореформенной России. В своих произведениях он поставил множество великих вопросов, передал настроение широких масс, их возмущение и протест против существующих порядков. Широкий охват действительности, глубочайшее проникновение в психологию человека, отражение истории народа через частную жизнь отдельного человека, неустанный поиск духовного идеала — все это делает феномен Толстого уникальным явлением русской и мировой литературы.

    Изобразительное искусство пореформенного периода, так же как и литература, было тесно связано с бурными процессами общественной жизни. В нем отразились споры о путях преобразования России, жесткая оценка социальной действительности, народнические взгляды на крестьянство, извечный поиск нравственного идеала. Общественная функция живописи коренным образом изменилась. Если искусство классицизма подчинялось идее украшения жизни, то в искусстве 60—70-х гг. эстетическая сторона уже не считается главной. Художникам казалось гораздо более важным правдиво отразить социальные проблемы, мысли и чувства людей разных сословий. Стремление отразить, передать главное, отличающее свое время, просветительские убеждения и иллюзии породили критическую живопись.

Важнейшую роль в русском  искусстве живописи того времени  сыграли художники-передвижники, выступившие  против официального академического классицизма  с его устаревшими канонами.

П    о мере развития русской реалистической живописи у художников все чаще пробуждался интерес не к сиюминутным, а к «вечным» вопросам общественного бытия, ответить на которые помогала история. Талантливым выразителем жанра русской исторической живописи стал Василий Иванович Суриков.

    К началу 80-х гг. радикализм, господствовавший в предыдущие 20 лет, утратил свой боевой характер, на смену ему пришло более спокойное восприятие действительности. В этой обстановке живопись получила возможность освободиться от диктата публицистики. В русском искусстве совершенно особое значение приобрел пейзаж. На художественных выставках 80-х гг. выставлялись преимущественно пейзажи. Замечательными мастерами, сумевшими раскрыть удивительную красоту, задушевность русской природы, стали A. И. Куинджи («Лунная ночь на Днепре»), И. Шишкин («Рожь»), И. Левитан («Над вечным покоем»), К. Саврасов («Грачи прилетели»), В.Д. Поленов («Заросший пруд») и др.

     В русской музыке второй половины столетия отчетливо проступила тенденция к усвоению лучших достижений других видов художественной культуры, в особенности литературы. И это был не простой перевод с языка литературы на язык музыкальных образов; взаимодействуя с достижениями других искусств, музыка одновременно формировала свою картину мира и свои способы осмысления жизни и истории отечества. Поэтому музыкальное искусство этих лет отличается широким жанровым разнообразием. Совершенства достигло оперное искусство, которое использовало сюжеты русской истории, культуры, быта и раскрывало психологию национального характера. Появилась целая плеяда композиторов, в сочинениях которых центральное место занимали человек с его сложным душевным миром и народ, угнетенный, страдающий, но обладающий огромной нравственной силой. Назовем здесь А.П. Бородина («Князь Игорь»), МП. Мусоргского («Борис Годунов», «Хованщина»), Н.А. Римского-Корсакова («Псковитянка», «Царская невеста»).

      Однако особую роль в музыкальной культуре пореформенного периода сыграл кружок петербургских композиторов, организованный М.А. Балакиревым и вошедший в историю под названием «Могучая кучка», или «Новая русская музыкальная школа».

 

Культурное наследие античности

     Средневековье сложно и противоречиво относилось к культурному наследию античности. С одной стороны, средневековая культура (больше на Западе, в меньшей мере в Византии) сложилась в условиях разрыва культурно-исторических традиций с античностью, непримиримой и нередко кровавой борьбы с идеями, идолами и идеалами античного мира. Наиболее радикальные сторонники такой борьбы видели свою цель в том, чтобы превратить отношения этих культурных миров в "вечный покой взаимного небытия".

     Осмысление античного культурного наследия, диалог с античным прошлым по сути не прекращались в течение всего средневековья, хотя и были различными в разных регионах и в разное время. Самым значительным античное влияние было на Юге Европы, особенно в Италии. Здесь античная традиция никогда не умирала. Она передавалась через латынь, которая в народном разговорном обиходе превратилась в итальянский язык.

     На юге Италии, в Калабрии и на Сицилии, благодаря продолжительному византийскому господству никогда не умирал даже греческий язык. Именно здесь были первые центры переводов произведений древнегреческих мыслителей на латынь. Никогда не разрывала с античным прошлым и Испания - она опосредовала свои связи с античностью арабской культурой, впитавшей и тонко осмыслившей богатство древнегреческих и римских культурных форм.

      Большую роль в трансляции античной культуры в христианское сознание сыграли традиции образования и воспитания, заимствованные средневековьем из античности. В монастырских школах под руководством ученых грамматиков изучение латыни осуществлялось, в том числе и по дошедшим памятникам римской литературы; особенно популярным был Вергилий. В правовой сфере продолжают использоваться традиции римского права. Даже архитектурные формы итальянского средневековья выдают преемственную связь с античным зодчеством.

     Знатоки и ценители античности никогда не переводились и в Византии, культура которой самым непосредственным образом была связана с античным миром. Эта связь была непосредственной и буквально зримой. На улицах и площадях византийских городов оставались античные статуи и храмы. Античные мифы и мифологические образы продолжали жить в произведениях византийской литературы, драматургии, изобразительного искусства. На античных образцах основывалась система образования. Вся византийская литература, философия, наука наполнены примерами античного культурного наследия, так или иначе воспринятого, использованного и переработанного.

      Мы знаем культуру Греции и Рима по многочисленным памятникам архитектуры и искусства, по замечательным изделиям ремесленников, а также по сохранившимся письменным источникам и литературным произведениям того времени. Культурное наследие античности настолько богато и разнообразно, что в исторической науке существуют специальные отрасли, занимающиеся изучением тех или иных его разделов.

     Общей экономической основой развития античного общества являлся рабовладельческий способ производства, предполагавший практически полную личную зависимость раба от хозяина.

     Важнейшей чертой материальной культуры античных государств было развитие железной металлургии. Железо являлось материалом для производства орудий труда и предметов вооружения – по своей прочности и рабочим качествам оно в огромной степени превосходило бронзу. Железный инструментарий, в каких бы сферах трудовой деятельности он ни применялся, давал значительный производственный эффект, а это способствовало общему подъему экономики.

     Другой яркой особенностью материальной культуры античных государств можно считать то, что в области технического развития эта эпоха не привнесла ничего принципиально нового по сравнению с предшествующей эпохой ранних государств. Важнейшим механизмом продолжало оставаться колесо, на основе которого функционировал наземный транспорт, работал гончарный круг и появилась водяная мельница. Однако в сфере технологии в античное время происходит значительный прогресс – производственный цикл в каждом виде деятельности доводится до совершенства, отрабатываются сырьевые и рецептурные навыки, используются новые знания и данные научных наблюдений, а также все богатство предшествующего опыта. Высокого уровня достигает производственная специализация, что также способствует совершенствованию технологии в самых разных областях. Все это способствовало появлению выдающихся достижений материальной культуры античного общества.

     Сельское хозяйство. Общие особенности природно-климатических условий Греции и Рима определили и сходство структуры сельскохозяйственной отрасли. Рассматриваемые территории были благоприятны для возделывания садовых культур, оливковых деревьев, винограда, лекарственных растений. В то же время здесь относительно мало земель, пригодных для зернового земледелия. Гористый рельеф Балкан и Апеннин был весьма подходящим для развития животноводства – разведения мелкого рогатого скота.

     И в Греции, и в Риме продукты земледелия – высококачественные вина и оливковое масло – были одними из основных статей экспорта. Суда, груженные амфорами с вином и маслом, следовали из греческих портов к самым отдаленным провинциям. Вместе с тем эти государства импортировали зерно – прежде всего, пшеницу элитных сортов, выращенную на плодородных землях Египта. Животноводство давало разнообразный спектр продуктов – мясо, молоко, шкуры и шерсть.

     В пашенном земледелии использовался тягловый скот, плуги с железными сошниками. Металлические косы, вилы, грабли, садовые ножницы и другие инструменты также широко применялись в сельском хозяйстве. Для производства вина и оливкового масла служили специальные прессы-давильни. Зерно размалывалось на вращающихся жерновах, которые приводились в действие рабами или тягловым скотом. В Древнем Риме впервые была внедрена в сельскохозяйственную практику водяная мельница, соединившая вращательное движение колеса с энергией падающей воды.

     Строительство и архитектура. Эта область материальной культуры античной эпохи известна нам по хорошо сохранившимся сооружениям самого разного назначения – культовым, дворцовым, общественным и жилым постройкам, мостам и дорогам. Техника строительного дела, как и в предшествующую эпоху ранних государств, основывалась на использовании достаточно простых механизмов, какими служили колесо, блок, рычаг, клин. Однако огромный шаг вперед был сделан в области конструктивных решений, архитектоники построек и их дизайна.

     Наиболее яркими памятниками архитектуры Греции являются храмы и храмовые ансамбли, посвященные многочисленным богам античного пантеона. Для их возведения использовались, как правило, различные породы строительного камня, в первую очередь мрамор. Культовые постройки в максимальной степени воплотили в себе лучшие достижения античной архитектуры.

     Жилая архитектура Древней Греции имела свои традиции. Холмистый рельеф греческих городов не способствовал четкой планировке улиц, застройка часто была довольно беспорядочной. Даже сегодня старая часть греческой  столицы Афин представляет собой настоящий лабиринт, ориентироваться в котором весьма сложно.

          В Риме существовали различные типы городских общественных сооружений. По принципу греческих амфитеатров строились театры и цирки. Самый крупный и известный римский цирк Колизей (амфитеатр Флавиев), построенный в 75–80 гг. нашей эры, был рассчитан более чем на 40 тысяч зрителей. Здание, предназначенное для проведения судебных процессов, торговых и финансовых сделок, административных мероприятий, называлось базилика. Римские базилики сооружались, как правило, из кирпича, имели внушительные размеры и нередко купольный свод. Позднее, с распространением христианской религии, многие базилики стали выполнять функцию церквей.

     В жилой архитектуре Древнего Рима различаются два основных типа построек. Это домус (вилла) и инсула. Домус и вилла – жилые здания, рассчитанные на проживание одной семьи. Постройка прямоугольных очертаний могла иметь один или два этажа. Инсула – это многоэтажный и многоквартирный городской дом, рассчитанный на проживание нескольких семей. Обычно в инсулах обитали люди небольшого достатка.

     Крупным достижением городского строительства была прекрасно продуманная и тщательно выполненная система водоснабжения и канализации. Водопровод в столичном Риме, сложенный из керамических труб, оказался настолько качественным и долговечным, что отдельные его участки продолжали использоваться еще до недавнего времени.

     Строители Древнего Рима достигли значительного мастерства в сооружении дорог и мостов. Строительство дорог стало особенно актуальным в период Римской империи, чтобы соединить столицу с самыми отдаленными провинциями. Многие дороги, построенные около двух тысяч лет назад, функционируют и сегодня.

Информация о работе Кльтурное наследие античности