Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 15:50, реферат
Особое место в культурологических исследованиях занимает концепция немецкого мыслителя Освальда Шпенглера, изложенная им в работе «Закат Европы» (1918 – 1922).
Так же, как и Данилевский, О. Шпенглер строит свою концепцию на идее цикличности исторического развития. Так же, как и Данилевский, Шпенглер отвергает идею европоцентризма, так как считает, что нельзя рассматривать все культуры, предшествовавшие европейской, менее совершенными.
2. Нападение иноземцев, что тоже можно рассматривать как момент географический (частичные миграции). Так, по А. Тойнби, Австрия потому перегнала в развитии Баварию и Баден, что на неё напали турки. Однако турки напали сначала на Болгарию, Сербию и Венгрию, и те ответили на вызов капитуляцией, а Австрию отстояли гусары Яна Собесского. Пример говорит не в пользу концепции, а против неё.
3. Гниение предшествовавших цивилизаций - вызов, с которым надо бороться. Так, развал эллино-римской цивилизации будто бы «вызвал» византийскую и западноевропейскую цивилизации как реакцию на безобразия древних греков. Это тоже можно отнести к географическим условиям, взятым с учётом координаты времени (смены биоценоза), но, увы, разврат в Византии не уступал римскому, а между падением Западной римской империя и созданием жизнеспособных феодальных королевств лежало свыше 300 лет. Реакция несколько запоздала».
В своём историческом изменении социокультурная система циклически проходит идеациональную, идеалистическую (интеграционную) и чувственную фазы. Главный критерий выделения той или иной фазы — определённый способ осмысления реальности.
Главный принцип идеационального типа культуры — подлинная или абсолютная реальность является сверхувственной — Бог, Царство Божие. Реальность же, воспринимаемая нашими органами чувств — вторична, иллюзорна, её восприятие даже негативно. В данной фазе развиваются и совершенствуются те аспекты культуры, которые должны выражать сверхчувственную реальность, удовлетворять религиозные потребности. Искусство, литература, философия, государство, право, семья, так или иначе, формируются на основе системы религиозных установлений, через религиозное отношение к бытию. Характерным признаком идеациональной фазы является состояние подъёма в общества, а происходящие в нём перемены носят поступательный, прогрессивный характер, хотя и плавный, медленный.
В идеалистическом (или интеграционном)
типе культуры основным принципом выступает
понимание истинной реальности как Неопределённого
многообразия, которое выступает в виде
сверхрациональных-
Однако продолжительность этой фазы короче, чем двух других. Она выступает как бы промежуточной между идеациональной и чувственной фазами.
Основной принцип чувственной фазы — вся истинная реальность воспринимается нашими органами чувств, за тем, что мы можем воспринять, нет сверхчувственной реальности, сверхчувственных ценностей.
Чувственная фаза, согласно П.А. Сорокину, сопровождается выходом негативной человеческой энергии — кровопролитными войнами, восстаниями, проявлениями жестокости, вандализма, культом силы, погоней за призрачными ценностями.
Общих разрядов культурной деятельности в обширном смысле этого согласно Н.Данилевскому насчитывается не более не менее четырех, именно:
1. Деятельность религиозная,
объемлющая собою отношения
2. Деятельность культурная,
в тесном значении этого слова,
объемлющая отношения человека
к внешнему миру, во-первых, теоретическое
- научное, во-вторых, эстетическое - художественное
(причем, конечно, к внешнему миру
причисляется и сам человек
как предмет исследования, мышления
и художественного
3. Деятельность политическая,
объемлющая собою отношения
4. Деятельность общественно-
Локальный – свойственный только определенному месту, распространяющийся на узкую область; не выходящий за определенные пределы; местный. Равным образом локален и греческий, и во многом построенный по его образцу римский полис: он представляет собой концентрированный в некой точке социальный порядок, противопоставленный внешнему хаосу.
Цикл – лат. cyclus от др.-греч. κύκλος — окружность. Периодически повторяющийся ход развития каких-либо событий.
Прогресс – (лат. progressus – движение вперёд, успех) – направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему. Противоположность – регресс. Социальный прогресс – глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от примитивных состояний (дикости) к вершинам цивилизованного состояния, основанного на высших научно-технических, политико-правовых, нравственно-этических достижениях.
Элита – В обществе в отношении трактовки термина «элита» существует неоднозначность. Можно выделить два основных подхода:
Альтиметрический или элитарный подход оценивает принадлежность к элите по факту обладания индивидуумами реальной властью и влиянием без жёсткой привязки к их интеллекту и морально-этическим качествам. Этот подход восходит к основополагающим работам Моски.
Аксиологический (ценностный) или меритократический подход базируется на исходном смысле понятия «элита» (то есть «лучшее»). Подразумевается, что входящие в элиту индивидуумы, обладают более высокими интеллектом, талантом, способностями, компетентностью по сравнению со средними показателями конкретного социума. Этой позиции придерживался Парето.
В настоящее время альтиметрический подход к трактовке термина «элита» является преобладающим, поскольку надёжных и проверяемых критериев принадлежности к элите сторонниками ценностного подхода не выработано. Термин «элита» в значительной степени используется в качестве самоназвания той части социума, которая обладает реальной властью и влиянием.
Ценность – важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность. Система ценностей играет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности человека, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям. Например, стакан, будучи инструментом для питья, проявляет это своё полезное свойство как потребительная стоимость, материальное благо. Являясь продуктом труда и предметом товарного обмена, стакан выступает как экономическая ценность, стоимость. Если стакан представляет собой предмет искусства, он наделяется ещё и эстетической ценностью, красотой.
а) объединяющую;
б) созидательную;
в) разделяющую;
г) разрушительную;
д) нейтральную
а) цивилизация – это противоположность культуры;
б) цивилизация – это синоним культуры;
в) цивилизация – это определённая общность людей, объединённых культурными традициями;
г) цивилизация – это более высокая стадия развития общества;
д) цивилизация – это материально-техническая оболочка общества.
а) культура – это обособленная, саморазвивающаяся система (организм);
б) все культуры пройдут одинаковые стадии развития: варварство – цивилизация – научно-технический прогресс;
в) каждая культура развивается своим путём;
г) все культуры вступят на путь развития европейских народов;
д) основными этапами развития культур являются: рождение – рост – упадок – смерть.
Список литературы: