Концепция культуры О. Шпенглера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 15:50, реферат

Описание работы

Особое место в культурологических исследованиях занимает концепция немецкого мыслителя Освальда Шпенглера, изложенная им в работе «Закат Европы» (1918 – 1922).
Так же, как и Данилевский, О. Шпенглер строит свою концепцию на идее цикличности исторического развития. Так же, как и Данилевский, Шпенглер отвергает идею европоцентризма, так как считает, что нельзя рассматривать все культуры, предшествовавшие европейской, менее совершенными.

Файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 34.86 Кб (Скачать файл)

2. Нападение иноземцев, что  тоже можно рассматривать как  момент  географический (частичные  миграции). Так, по А. Тойнби, Австрия  потому  перегнала в развитии  Баварию и Баден, что на неё напали турки. Однако турки напали сначала на Болгарию, Сербию и Венгрию, и те ответили на вызов капитуляцией, а Австрию отстояли гусары Яна Собесского. Пример говорит не в пользу концепции, а против неё.

3. Гниение предшествовавших  цивилизаций - вызов, с которым надо  бороться.  Так, развал эллино-римской  цивилизации будто бы «вызвал»  византийскую и  западноевропейскую  цивилизации как реакцию на  безобразия древних греков. Это  тоже можно отнести к географическим условиям, взятым с учётом координаты  времени (смены биоценоза), но, увы, разврат в Византии не уступал римскому,  а между падением Западной римской империя и созданием жизнеспособных  феодальных королевств лежало свыше 300 лет. Реакция несколько запоздала».

    1. Какие суперсистемы П.Сорокин называл идеациональными, чувственными, идеалистическими?

В своём историческом изменении социокультурная система циклически проходит идеациональную, идеалистическую (интеграционную) и чувственную фазы. Главный критерий выделения той или иной фазы — определённый способ осмысления реальности.

Главный принцип идеационального типа культуры — подлинная или абсолютная реальность является сверхувственной — Бог, Царство Божие. Реальность же, воспринимаемая нашими органами чувств — вторична, иллюзорна, её восприятие даже негативно. В данной фазе развиваются и совершенствуются те аспекты культуры, которые должны выражать сверхчувственную реальность, удовлетворять религиозные потребности. Искусство, литература, философия, государство, право, семья, так или иначе, формируются на основе системы религиозных установлений, через религиозное отношение к бытию. Характерным признаком идеациональной фазы является состояние подъёма в общества, а происходящие в нём перемены носят поступательный, прогрессивный характер, хотя и плавный, медленный.

В идеалистическом (или интеграционном) типе культуры основным принципом выступает понимание истинной реальности как Неопределённого многообразия, которое выступает в виде сверхрациональных-сверхчувственных, рациональных и чувственных форм, причём эти формы неотделимы одна от другой. Философия и теология находятся в отношении гармоничного сотрудничества. Рациональные и сверхрациональные, чувственные и сверхчувственные элементы отличаются бесконечным разнообразием, чувство уравновешивается интеллектом, вера — наукой, эмпирическое восприятие — интуицией. «Небесное» и «земное» как бы сливаются, наделяют друг друга своими чертами. Так, наука, познание материального мира выступают как средство познания замысла божественного начала, например, у Платона, Аристотеля, Альберта Великого, Фомы Аквинского. Искусство представляет собой великолепный синтез идеационального и чувственного, сочетающий в себе высокое содержание и высокую форму, например, у мастеров эпохи Возрождения.

Однако продолжительность этой фазы короче, чем двух других. Она выступает как бы промежуточной между идеациональной и чувственной фазами.

Основной принцип чувственной фазы — вся истинная реальность воспринимается нашими органами чувств, за тем, что мы можем воспринять, нет сверхчувственной реальности, сверхчувственных ценностей.

Чувственная фаза, согласно П.А. Сорокину, сопровождается выходом негативной человеческой энергии — кровопролитными войнами, восстаниями, проявлениями жестокости, вандализма, культом силы, погоней за призрачными ценностями.

    1. В каких основах, согласно Н.Данилевскому, может проявить себя культура?

Общих разрядов культурной деятельности в обширном смысле этого согласно Н.Данилевскому насчитывается не более не менее четырех, именно:

1. Деятельность религиозная, объемлющая собою отношения человека  к Богу,- понятие человека о  судьбах своих как нравственного  неделимого в отношении к общим  судьбам человечества и Вселенной, то есть, выражаясь более общими  терминами: народное мировоззрение  не как теоретическое, более или  менее гадательное знание, во  всяком случае, доступное только  немногим, а как твердая вера, составляющая живую основу всей  нравственной деятельности человека.

2. Деятельность культурная, в тесном значении этого слова, объемлющая отношения человека  к внешнему миру, во-первых, теоретическое - научное, во-вторых, эстетическое - художественное (причем, конечно, к внешнему миру  причисляется и сам человек  как предмет исследования, мышления  и художественного воспроизведения) и, в-третьих, техническое - промышленное, то есть добывание и обработка  предметов внешнего мира, применительно к нуждам человека и сообразно с пониманием как этих нужд, так и внешнего мира достигнутым путем теоретическим.

3. Деятельность политическая, объемлющая собою отношения людей  между собою как членов одного  народного целого, и отношения  этого целого как единицы высшего  порядка к другим народам.

4. Деятельность общественно-экономическая, объемлющая собою отношения людей  между собою не непосредственно  как нравственных и политических  личностей, а посредственно - применительно  к условиям пользования предметами  внешнего мира, следовательно, и  добывания и обработки их.

  1. Объясните термины: «локальный», «цикл», «прогресс», «элита», «ценность».

Локальный – свойственный только определенному месту, распространяющийся на узкую область; не выходящий за определенные пределы; местный. Равным образом локален и греческий, и во многом построенный по его образцу римский полис: он представляет собой концентрированный в некой точке социальный порядок, противопоставленный внешнему хаосу.

Цикл – лат. cyclus от др.-греч. κύκλος — окружность. Периодически повторяющийся ход развития каких-либо событий.

Прогресс – (лат. progressus – движение вперёд, успех) – направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему. Противоположность – регресс. Социальный прогресс – глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от примитивных состояний (дикости) к вершинам цивилизованного состояния, основанного на высших научно-технических, политико-правовых, нравственно-этических достижениях.

Элита – В обществе в отношении трактовки термина «элита» существует неоднозначность. Можно выделить два основных подхода:

Альтиметрический или элитарный подход оценивает принадлежность к элите по факту обладания индивидуумами реальной властью и влиянием без жёсткой привязки к их интеллекту и морально-этическим качествам. Этот подход восходит к основополагающим работам Моски.

Аксиологический (ценностный) или меритократический подход базируется на исходном смысле понятия «элита» (то есть «лучшее»). Подразумевается, что входящие в элиту индивидуумы, обладают более высокими интеллектом, талантом, способностями, компетентностью по сравнению со средними показателями конкретного социума. Этой позиции придерживался Парето.

В настоящее время альтиметрический подход к трактовке термина «элита» является преобладающим, поскольку надёжных и проверяемых критериев принадлежности к элите сторонниками ценностного подхода не выработано. Термин «элита» в значительной степени используется в качестве самоназвания той части социума, которая обладает реальной властью и влиянием.

Ценность – важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность. Система ценностей играет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности человека, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям. Например, стакан, будучи инструментом для питья, проявляет это своё полезное свойство как потребительная стоимость, материальное благо. Являясь продуктом труда и предметом товарного обмена, стакан выступает как экономическая ценность, стоимость. Если стакан представляет собой предмет искусства, он наделяется ещё и эстетической ценностью, красотой.

  1. Выполните тесты:
    1. Какую роль, согласно Н.Данилевскому, может выполнить в истории цивилизация?

а) объединяющую;

б) созидательную;

в) разделяющую;

г) разрушительную;

д) нейтральную

 

 

 

    1. Какие определения цивилизации принадлежат А.Тойнби?

а) цивилизация – это противоположность культуры;

б) цивилизация – это синоним культуры;

в) цивилизация – это определённая общность людей, объединённых культурными традициями;

г) цивилизация – это более высокая стадия развития общества;

д) цивилизация – это материально-техническая оболочка общества.

    1. Циклические концепции культуры утверждают, что:

а) культура – это обособленная, саморазвивающаяся система (организм);

б) все культуры пройдут одинаковые стадии развития: варварство – цивилизация – научно-технический прогресс;

в) каждая культура развивается своим путём;

г) все культуры вступят на путь развития европейских народов;

д) основными этапами развития культур являются: рождение – рост – упадок – смерть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. «Культурология» под ред. А.А. Радугина – М., 2007
  2. «Культурология»: учебное пособие – Кемерово, 2002.
  3. «Культурология. История мировой культуры»: учебник для вузов / под ред. А.Н. Марковой – М., 2004.
  4. «Культурология»/ Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин – М., 2007

 

 

 

 

 


Информация о работе Концепция культуры О. Шпенглера