Концепт как базовая категория лингвокультурологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 15:00, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы заключается в определении культурной специфики концепта «страх» на основе его лингвокультурологической интерпретации.
В соответствии с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:
Определить понятие «эмоциональный концепт»;
Определить и описать общие (универсальные) признаки эмоционального концепта «страх»;
Описать этимологические и психологические признаки концепта «страх».

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Концепт как базовая категория лингвокультурологии……..…...……4
1. 1. Концепт в историческом аспекте……………………………………….…..4
1.2.Структура концепта и методика его описания………………………...……5
Глава 2.Лингвокультурологический анализ концепта «страх»……….…….…9
2.1.Этимологический аспект концепта «страх»…………………………….…..9
2.2.Эмоционально-психологическая сущность страха……………….…….…12
Заключение……………………………………………………….........…………16
Список используемой литературы…………………………………………...…18

Файлы: 1 файл

концепт СТРАХ. Кошина А.Г.-3.docx

— 59.41 Кб (Скачать файл)

В русской же ментальности страх понимается как сила внутренняя, тут важна не вещь внушающая страх, а само душевное переживание, в страсти  страдания преобразующее его  дух. Слово «страх» происходит от праславянской  формы *straxъ. Первоначальное значение слова было  «оцепенение». В  латинском языке strāgēs «опустошение, поражение, повержение на землю».

Во-первых, это «состояние крайней тревоги и беспокойства от испуга, от грозящей или ожидаемой опасности, боязнь, ужас». Например,  «страх неизвестности; чувство страха; панический страх; в смертельном страхе; страх перед неизвестностью». Во-вторых, страх – это «события, предметы, вызывающие чувство боязни, ужаса».  «Рассказывать о всяких   страхах»,  «всякие  страхи  лезут в голову; ночные страхи прошли». В-третьих, страх – это значит «очень, чрезвычайно». Пример: «страх люблю купаться»10.

Это  слово  является  основой  для  образования   самых  разных,  слов:  СТРАХ - страшо-ок – страш-н(ый) - страшн-о - страшн-еньк-о – страшн-оват-о – страшен-н-ый – пре-страшный – бес-страш-н(ый) – страш-и-ть – у-страшить – не-устраш-им(ый).

К  слову «страх» близки по значению слова  ужас, боязнь, трепет, жуть (разг.), страсть (прост.), ужасть (устар.), опасение, опаска (прост.). В словаре В.И.Даля к слову приводятся  такие синонимы: страшила, жутко,  боязно (прост). «Кровь стынет (или леденеет) в жилах, волосы встают дыбом, волосы на голове шевелятся, мороз по коже (или по спине) подирает (или дерет, пробегает),  страх (или оторопь) берет, душа в пятки уходит, поджилки трясутся (разг.), страшно как жуть (прост).11

Есть у слова «страх» и антонимы: страх – бесстрашие; «страхом от  страха не лечатся,  лечатся бесстрашием»; страшный – нестрашный;   страшно – нестрашно.

Фразеологических оборотов со словом «страх» немного, зато имеется достаточное количество пословиц, вот некоторые из них:

1. «В страхе  (Божьем)». Значит, в полном повиновении, покорности (держать, воспитывать и т. п. кого-либо)  «Невесток она держала в страхе божьем.» И.С.Тургенев.  

2. «Под страхом  чего-л.», то есть «под угрозой». «Всем…было запрещено под страхом смерти подходить к  основанию башни.» А.Н.Толстой.

3. «Рыцарь без страха и  упрека» – человек высоких нравственных достоинств. «Ведь  вот, оказывается, она не знала своего мужа! А когда-то он ей казался героем, рыцарем без страха и упрека». Н.Островский

5. «Страха ради Иудейска» − из-за боязни перед кем-либо; из угодничества, подхалимства (делать  что-либо или поступать как-либо) «Я князю принес!  Но не страха ради иудейска принес, а потому, что в этом приношении любви действо проявляется - вот что!» Салтыков-Щедрин.12

Таким образом, слово страх многозначно, используется в речи.  Имеет синонимы, антонимы, встречается во фразеологических оборотах.

По результатам  этимологического анализа лексема  «страх» имеет различные версии происхождения. Данной лексемой первоначально  обозначались природные явления, свойства предмета, результат человеческих действий. На современном этапе развития языка  «страх» представляет собой полисемичную лексему, выступающую как номинант эмоции, и характеризуется наличием синонимичного ряда: «ужас», «боязнь», «трепет», «опасение».

2.2.Эмоционально-психологическая  сущность страха

По мнению психологов, в  зависимости от интенсивности страх  переживается как предчувствие, неуверенность  или полная незащищенность, и «ощущение  страха может варьировать  от неприятного предчувствия до ужаса».13

Рассмотрение страха как  отдельной эмоции, отличной от феномена тревоги, позволит нам проанализировать специфическое влияние страха на когнитивные процессы и поведенческие  акты, а также особенности его  взаимодействия с другими эмоциями. Сформулируем краткое рабочее определение: страх складывается из определенных и вполне специфичных физиологических  изменений, экспрессивного поведения  и специфического переживания, проистекающего из ожидания угрозы или опасности. У  маленьких детей, так же как и  у животных, ощущение угрозы или  опасности сопряжено с физическим дискомфортом, с неблагополучием  физического «Я»; страх, которым  они реагируют на угрозу, это боязнь физического повреждения.

По мере взросления человека меняется характер объектов, вызывающих страх. Потенциальная возможность  физического повреждения для  большинства из нас не представляет собой угрозы, хотя бы в силу ее редкости. Гораздо чаще нас страшит то, что  может уязвить нашу гордость и  снизить самооценку. Мы боимся неудач и психологических потерь, которые могут произвести в душе каждого из нас настоящий переворот.

Протекание эмоции страха в разных ситуациях у разных людей  может существенно различаться, как по силе, так и по влиянию  на поведение.

Страх может проявляться  в виде возбуждённого или подавленного эмоционального состояния. Очень сильный  страх (например, ужас) часто сопровождается именно подавленным состоянием.

Такие психические расстройства, как фобии, могут приводить к  частому и сильному переживанию  страха человеком.

Некоторые философы, особенно те, которые подходят к этому явлению  с чисто моральных позиций, считают  страх вредной эмоцией с плохими  последствиями. Другие философы, особенно те, которые рассматривают страх  как преимущественно биологическое  явление, наоборот, считают это состояние  полезным, поскольку оно оповещает  об опасных ситуациях. Обе точки  зрения не взаимоисключающие, так как  эмоция страха, как и ощущение боли, обеспечивает самосохранение индивида, и становится непродуктивной или опасной лишь в наиболее интенсивных и длительных проявлениях.

Для выявления потенциальных  составляющих концептуального поля

«страх» и определения  наиболее общего, инвариантного представления  носителей русского языка о страхе И.В. Захаренко и Н.Б. Нестеровой14 было проведено анкетирование информантов, показавшее, какое понимание вкладывается респондентами в данное абстрактное имя и как можно описать то идеальное образование, которое за ним стоит. Описанию результатов данного эксперимента и посвящена настоящая статья.

В анкетировании приняли  участие 55 человек (23мужчины и 32 женщины). При опросе они старались охватить информантов разного возраста (до 20-ти лет -13 человек, 20-30 лет - 27 человек, 35-50лет – 15 человек), образования (среднее, незаконченное высшее, высшее и техническое и гуманитарное), живущих в разных регионах страны (Москва,

Санкт-Петербург, Брянск, Рязань, Челябинск. Екатеринбург).

Анкета включала 11 вопросов, набор которых был определен на основании нескольких факторов: по результатам предварительного пилотажного анкетирования, в ходе которого удалось отобрать наиболее актуальные вопросы и верно, чётко их сформулировать, а также на основании метода интроспекции15.

Таким образом, проведённое анкетирование позволило выявить наиболее частые ассоциации со словом «страх» и сделать следующие выводы о том, какие представления о страхе содержатся в сознании носителей русского языка.

 1) Концепт «страх» связан с ужасом, кошмаром, испугом; с явлениями, сопровождающими страх (волнение, беспокойство), с физическим проявлением страха (паника, дрожь).

2) Страх связан с одиночеством и безысходностью, с темнотой (что следует также из ассоциаций с ночью и чёрным цветом), с давлением, оказываемым на человека (как давлением замкнутого пространства, так и гнёта власти).

3) Страху присущи объём и неопределённая форма, если же он предстаёт в качестве живого существа, то оно опасно и враждебно к человеку.

4) Из представителей животного мира страх вызывают насекомые и змеи, хищные животные, а также птицы, могущие быть предвестниками смерти, которая всегда внушает страх.

5) Растения связаны со страхом через боль и они колются, стрекают, причём происходит это внезапно, что тоже вызывает страх.

6) Цветовые характеристики данной эмоции не ограничиваются только чёрным цветом, напротив, они довольно разнообразны ñ различные оттенки серого, другие тёмные цвета, а также яркие и даже ядовитые.

7) Явления, каузирующие страх - это стихийные бедствия, события, происходящие в человеческом обществе (война, например), а также изменения, связанные непосредственно с человеком (старость, безумие).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Цель данной работы заключалась в определении  культурной специфики концепта «страх» на основе его лингвокультурологической интерпретации.

Поставленная цель была достигнута путем решения ряда задач, одной  из которых явилось описание многоаспектной природы страха как понятия об эмоции, лежащего в основе одноименного эмоционального концепта. Анализ этимологического, социального, психологического аспектов данной эмоции позволил описать обобщенный прототип страха, отражающий его универсальную понятийную основу: страх - эмоциональное переживание, которое присуще любому человеку вне зависимости от его культурной принадлежности, продолжительное или кратковременное, поддающееся градации по степени интенсивности, сопровождающееся различными психосоматическими симптомами, использующееся в качестве средства манипуляции, переживающееся в комплексе с другими эмоциональными состояниями.

Невербальные маркеры  страха  вербализуются в рамках художественной коммуникации посредством стилистических приемов, единиц лексико-фразеологического поля концепта, выбора лексем, значения которых содержат указание на обозначаемый невербальный индикатор эмоции.

По результатам этимологического анализа лексема «страх» имеет  различные версии происхождения. Данной лексемой первоначально обозначались природные явления, свойства предмета, результат человеческих действий. На современном этапе развития языка  «страх» представляет собой полисемичную лексему, выступающую как номинант эмоции, и характеризуется наличием синонимичного ряда: «ужас», «боязнь», «трепет», «опасение».

Ряд ученых придерживается мнения, что психологическая теория строится на принципах конфликта и вербально представляется его концептами (К. Юнг, К. Гольдштейн, Н. Миллер и др.).

Страх относится к числу базовых эмоций, он занимает важную роль при изучении конфликтологии. Такой вывод делается психологами на основании анализа мимических, физиологических, поведенческих и других реакций представителей различных культур.

Страх окутал существование  современного человека, и сотни философов  уже написали об этом метафизическом страхе сотни книг. Книг о том, чего нет в природе и что всегда можно подавить силой воли, преодолев  его в гневе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Фразеологический словарь  русского языка/ Под редакцией А.И. Молоткова. – М: Русский язык,1986.

2. Изард К.Э. Психология эмоций/Перев. с англ. — СПб.: Издательство «Питер», 1999, — 464 с.: ил. (Серия «Мастера психологии»)

3. Ожегов С.И. Толковый  словарь русского языка. –  М.: Азбуковник, 2002 -944 с.

4. Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля/Сост. Н.В.Шахматова и др.-СПб.: ИД «Весь», 2004.  736 с.

5. Колесов В. В. Русская  ментальность в языке и тексте - Санкт-Петербург, Петербургское  востоковедение, 2006

6. Степанов Ю.С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации. –  М.: Языки  славянских культур, 2007. – 248 с.

7. Маслова В.А. Когнитивная лингвистика. - Минск.: 2004. - с. 59-62.

10. Очерки по когнитивной лингвистике Издание 3. Воронеж, 2003 г.

11.http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/162958

1 Настоящее имя Сергей Алексеевич Алексеев (1871-1945)— русский писатель, философ.

2 http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/162958

3 (1906–1999) Советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН.

4 Телия Вероника Николаевна (1930-2011)- доктор филологических наук, профессор

В Институте языкознания с 1963 г.

5 Вильгельм фон Гу́мбольдт (22 июня 1767 — 8 апреля 1835) — немецкий филолог, философ, языковед, государственный деятель, дипломат. 

6 Очерки по когнитивной лингвистике Издание 3. Воронеж, 2003 г.

7 Степанов Ю.С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации. – М.: Языки  славянских культур, 2007. – 248 с.

8  Маслова В.А. Когнитивная лингвистика. - Минск.: 2004. - с. 59-62.

9 Колесов В. В. Русская ментальность в языке и тексте - Санкт-Петербург, Петербургское востоковедение, 2006.

10  Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 2002 -944 с.

11 Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля/Сост. Н.В.Шахматова и др.-СПб.: ИД «Весь», 2004.  736 с.

12 Фразеологический словарь русского языка/ Под редакцией А.И. Молоткова. – Мю: Русский язык,1986.

13 Изард К.Э. Психология эмоций/Перев. с англ. — СПб.: Издательство «Питер», 1999, — 464 с.: ил. (Серия «Мастера психологии»)

14 Представления о «страхе» в русской лингвокультуре (по данным проведенного эксперимента)

15 Интроспекция (психология) — метод психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов.


Информация о работе Концепт как базовая категория лингвокультурологии