Контркультура и субкультура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 22:59, реферат

Описание работы

Существенная особенность человека состоит в том, что окружение, в котором он существует, создано им самим. Действительно, жизненный опыт людей дает основания предполагать, что они создают вокруг себя не только материальный мир, в который входят здания, орудия труда, мосты, каналы, возделанная земля, но и мир человеческих взаимоотношений, включающий в себя систему социального поведения, набор правил и процедур для удовлетворения основных потребностей. Этот мир взаимоотношений бесконечно разнообразен. Индивидуальные и общие образцы взаимоотношений, а также соответствующие им специфические материальные и духовные продукты жизнедеятельности людей составляют сферу человеческой культуры.

Содержание работы

Введение
Культурные элементы и комплексы
Субкультуры
Контркультура как универсальный атрибут общества
Контркультура студенческого движения на Западе в 1960-е г.г.
Контркультура в СССР
Трансформация западной контркультуры 1960-х гг. в СССР
Заключение
Список используемой литературы и источников

Файлы: 1 файл

культура.docx

— 46.17 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Московский  государственный машиностроительный университет «МАМИ» (Университет  машиностроения)

 

 

 

Кафедра «История и политология»

 

 

 

Полицын Николай Александрович

1-ЭФМнк-6

Тема реферата

«Контркультура и субкультура».

 

 

 

 

Научный руководитель:

Крадецкая С.В.

кандидат  исторических наук, старший преподаватель

 

 

 

 

 

Москва – 2013.

 

 

Содержание

Введение

  1. Культурные элементы и комплексы
  2. Субкультуры
  3. Контркультура как универсальный атрибут общества
  4. Контркультура студенческого движения на Западе в 1960-е г.г.
  5. Контркультура в СССР 
  6. Трансформация западной контркультуры 1960-х гг. в СССР
  7. Заключение

Список  используемой литературы и источников

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Существенная особенность человека состоит в том, что окружение, в котором он существует, создано  им самим. Действительно, жизненный  опыт людей дает основания предполагать, что они создают вокруг себя не только материальный мир, в который  входят здания, орудия труда, мосты, каналы, возделанная земля, но и мир человеческих взаимоотношений, включающий в себя систему социального поведения, набор правил и процедур для удовлетворения основных потребностей. Этот мир взаимоотношений  бесконечно разнообразен. Индивидуальные и общие образцы взаимоотношений, а также соответствующие им специфические  материальные и духовные продукты жизнедеятельности  людей составляют сферу человеческой культуры.

Культура - исключительно многообразное  понятие. Этот научный термин появился в Древнем Риме, где слово "cultura" обозначало возделывание земли, воспитание, образование. Войдя в обыденную человеческую речь, в ходе частого употребления это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения, а также видов деятельности.

Очень часто в обыденном, общепринятом значении культура понимается как духовная и возвышенная сторона жизнедеятельности  людей, куда включают прежде всего искусство и образование. Всем знакомо министерство культуры, все сталкивались с учреждениями культуры. Но как относиться к таким понятиям, как культура производства, культура управления или культура общения? Очевидно, что в привычном, обыденном понимании существует несколько различных значений слова "культура", обозначающих как элементы поведения, так и стороны деятельности человека. Подобное широкое использование понятия неприемлемо для научного исследования, где требуется точность и однозначность понятий. Вместе с тем любой ученый не может полностью отрываться от общепринятых понятий, так как очевидно, что именно в них выражен длительный опыт людей в практическом использовании тех или иных слов и понятий, их здравый смысл и традиции.

Многозначность понимания культуры с точки зрения здравого смысла породила многочисленные сложности, связанные  с научным определением этого  сложного понятия. В различных областях научной деятельности было сформулировано более 250 определений культуры, в  которых авторы пытаются охватить всю  область действия этого социального  феномена. Наиболее удачное определение  понятия "культура", по-видимому, дано английским этнографом Э. Тейлором в 1871 г.: "Культура... это некоторое  сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности  и привычки, приобретаемые и достигаемые  человеком как членом общества" . Если прибавить к этому материализованные знания, верования и умения, окружающие нас в виде зданий, произведений искусства, книг, культовых предметов и предметов повседневного обихода, то становится очевидным, что культура - это все, что производится, социально усваивается и разделяется членами общества.

Я считаю тему моего реферата актуальной до сих пор, так как и в наши дни мы часто имеем дело с различными суб- и контркультурами. Но, к сожалению далеко не все понимают причину их возникновения, и роль в современном обществе, доминантной культуре.

1. КУЛЬТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ  И КОМПЛЕКСЫ

Было бы большим упрощением рассматривать  культуру только как совокупность обычаев  и нравственных норм. Она может  предстать перед нами также в  виде организованной системы поведения. Рассмотрим некоторые элементы этой системы.

Изучение структуры культуры началось с 1949 г., когда американский исследователь  Э. Хобелъ предложил выделить для изучения самую малую единицу культуры, которая получила название "культурного элемента". По определению Хобеля, культурным элементом называется "считающаяся более неделимой единица поведенческого образца или материального продукта" . Элементами материальной культуры могут быть такие предметы, как, например, гвоздь, карандаш, отвертка или носовой платок. Элементом нематериальной культуры может явиться пожатие руки или приподнятие шляпы при встрече, езда по правой стороне дороги, поцелуй как форма приветствия и др. Очевидно, что каждая культура включает в себя тысячи культурных элементов, сливающихся в некое единое целое. Причем некоторые из этих элементов одновременно являются частью многих культур, т.е. культур разных обществ и разных времен.

Может ли танец быть культурным элементом? Очевидно, нет, так как это совокупность элементов, включающая танцевальные шаги, музыкальный и ритмический аккомпанемент  и др. Но важнее то, что танец несет  и смысловую нагрузку, отражает определенные обычаи и нормы - это и религиозный  церемониал, и ухаживание или просто праздничное настроение. Здесь культурные элементы комбинируются в "культурный комплекс", элементы которого взаимосвязаны. Например знание индивида относительно какого-либо культурного комплекса состоит из отдельных культурных информативных элементов, каждый и которых несет определенную смысловую нагрузку. Культурные комплексы распознаются на основе отдельных элементов: по одному элементу индивид может представить себе весь культурный комплекс.

Комплекс является промежуточным  звеном между культурным элементом  и культурой института, или институциональной  культуре. Культуру института можно  представить как серию культурных комплексов, определяющих наиболее важные виды человеческой активности. Например, институт семьи включает в себя культурный комплекс выбора партнера, свадебный  культурный комплекс, медовый месяц, культурный комплекс заботы о детях  и т.д. Но не все комплекс являются принадлежностью социальных институтов. Существуют cистемы комплексов, группирующихся вокруг менее важных видов деятельности - таких, например, как коллекционирование марок. Это относительно независимый культурный комплекс. Таким образом, каждый вид человеческой деятельности содержит специфические культурные комплексы, которые путем анализа можно разложить на ряды отдельных культурных элементов.

2. СУБКУЛЬТУРЫ

Поскольку общество распадается на множество групп — национальных, демографических, социальных, профессиональных, — постепенно у каждой из них  формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.

Культура современного общества включает в себя множество культурных комплексов, которые могут быть взаимосвязаны (например, культурные комплексы деятельности по управлению людьми и культурные комплексы деятельности по созданию материальных благ) или достаточно изолированы (например, выращивание  цветов или коллекционирование каких-либо предметов).

Каждое общество имеет некоторую  совокупность культурных образцов, которые  принимаются и разделяются всеми  членами общества. Эту совокупность принято называть доминирующей культурой, или всеобщей культурой. В то же время  общество включает некоторые группы людей, которые развивают определенные культурные комплексы, не разделяемые  всеми людьми данного общества. Иммигрантские  группы, например, развивают смешанную  культуру, состоящую из культурных комплексов страны, где они живут  в настоящее время, и культурных комплексов, принятых на их прежнем  месте жительства.

Каждая из групп людей, стоящих  на разных экономических ступенях в  процессе распределения общественного  продукта, обычно развивает способы  поведения, отличающие данную группу от всего остального общества, а также  свою культуру. Юношество имеет свой специфический стиль поведения, выражающийся в одежде, определенном языке общения, который взрослые не всегда могут понять, - таким образом создается молодежная культура. Каждый социальный институт стремится создать и внедрить поведенческие образцы, которые отличаются от подобных образцов других институтов. Это выражается в существовании таких систем комплексов, как "культура предприятия", "культура школы", "культура управления". Каждый из них имеет свою специфику и относится соответственно к институту производства, институту образования, институту управления. Такие термины, как "армейская жизнь", "богема", "жизнь в коммуналке", отражают картину культурных особенностей, разных типов социальных взаимодействий. Подобного рода культурные образцы, тесно связанные с общей, доминирующей культурой и в то же время отличающиеся от нее, называются "субкультурами". Субкультурные различия в современном обществе определяются национальностью, родом занятий, регионом, полом, возрастом, социально-классовыми и многими другими различиями между людьми. В литературе, в художественных произведениях можно найти множество примеров описания взаимодействия и столкновения субкультур, но серьезных исследователей по этому вопросу крайне мало.

Между тем изучение субкультур весьма важно, поскольку каждое общество имеет  не просто общий вид культуры, но достаточно пеструю мозаику из по-разному  взаимодействующих субкультур. Жизнь  индивида протекает главным образом  в рамках определенной субкультуры. Иммигрант может жить в основном внутри иммигрантской субкультуры, а жена военного - в военной зоне. Она может иметь мало контактов  с гражданскими людьми или их ценностями. Дети проходят через несколько возрастных культур, часто огорчая мать, которая  оперирует ценностями другой возрастной субкультуры.

Субкультура — это часть общей  культуры нации, в отдельных аспектах отмечающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся  и продолжающая культуру нации, которая  получила название доминирующей культуры. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень  сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые  ценности, характерные только для  нее. 

3. КОНТРКУЛЬТУРА КАК  УНИВЕРСАЛЬНЫЙ АТРИБУТ ОБЩЕСТВА

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится  в конфликте с господствующими  ценностями.  
Примером контркультуры, по мнению известного американского социолога Н. Смелзера, служит культура богемы. "Среди других ценностей богемы выделяются стремление к самовыражению, желание жить сегодняшним днем, требование полной свободы, поощрение равенства мужчин и женщин и любовь к экзотике. Это подразумевает отрицание таких ценностей господствующей культуры, как самодисциплина, самоограничение в настоящем ради награды в будущем, материализм, успех в соответствии с общепринятыми правилами" .  
Возникновение контркультуры на самом деле — явление вполне обычное и распространенное. Доминирующая культура, которой противостоит контркультура, упорядочивает только часть символического пространства данного общества. Она не способна охватить все многообразие явлений. Оставшееся делят между собой суб- и контр культуры. Те и другие крайне важны доминирующей культуре, хотя на одних она смотрит с недоверием, а на других — с враждебностью. Контркультурами были раннее христианство в начале новой эры, затем религиозные секты, позже средневековые утопические коммуны, а затем идеология большевиков.  
В силу ряда социальных, политических или экономических обстоятельств субкультура может культивировать образцы поведения, противоположные доминирующей культуре. Шайка бандитов, например, не лишена стандартов поведения и нравственных норм; напротив, она имеет ярко выраженные стандарты и нормы, но совершенно противоположные всеобщим, общепринятым нормам данного общества. Субкультура бандитской шайки вступает в конфликт с культурой общества. Группа бандитов обучает молодежь такой культуре, которая находится в оппозиции к доминирующей; отсюда возникает возможность дальнейшего распространения контркультуры. Особенно показательным было противопоставление культурным ценностям общества субкультуры в движении хиппи, популярном в 60-70-х годах на Западе. Хиппи проповедовали культуру, в которой труд представляется нежелательным, а воздержанность - ненужной и ограничивающей свободу праведностью, патриотизм - ненормальностью, стремление к приобретению материальных благ - недостойностью. Таким образом, существовали образцы поведения, полностью противоположные основным нравственным нормам, принятым в западных странах.

Следовательно, если с помощью субкультур индивид может разными путями воспринять и реализовать базисные ценности общества, то контркультура  означает индивидуальный отказ от основных образцов культуры общества. Чаще всего  контркультура возникает в результате неудачного следования доминирующим культурным образцам.

В разных странах и в разные эпохи  можно наблюдать появление в  господствующем стиле жизни каких-то течений, которые резко контрастируют  с ним и предстают как своего рода культурный вызов господствующей культуре. Особенно часто это стало  встречаться в ХХ в.

Контркультура - это субкультура, резко отличающаяся от господствующей и являющаяся прямым вызовом ей.

Появление контркультурных тенденций  вызывается разными механизмами. Во-первых, они появляются там, где господствующая культура уже не в полной мере соответствует  реалиям нового времени. Поэтому  контркультура появляется как отрицание  устаревших культурных форм, как утверждение  новых форм. Во-вторых, одним из движущих моторов формирования контркультурных  тенденций является потребность  в самоутверждении. Для самоутверждения  в господствующей, взрослой культуре требуется пройти много длительных, сложных ступеней, выдержать жесткую  конкуренцию. Например, для завоевания минимальной репутации в исполнении симфонической музыки необходимо ею заниматься с ранних лет, жизнь положить во имя искусства. Для этого требуется  получение солидного образования, наличие больших природных способностей и т.д. Контркультурные же движения начинаются с отрицания существующей культуры, которая объявляется чепухой, хламом. В результате образование  только мешает продвижению в этом направлении. Здесь, чтобы быть первым, надо быть первым среди предлагающих новые формы культуры и попасть в струю настроений определенной социальной группы. Поэтому чаще всего носителями контркультурных тенденций выступает молодежь. Порою для того, чтобы занять видное место в контркультурной среде, надо просто активно отрицать существующую культуру, ничего не предлагая взамен.

Часто носителями контркультурных  тенденций выступает преступный мир, активно отрицающий господствующую культуру, бросающий ей вызов по всем направлениям.

4. Контркультура студенческого движения на Западе в 1960-е г.г.

Любая культура развивается через  возникновение и обострение своих  противоречий, ведущих к кризису. Буржуазная культура, являющаяся господствующей культурой западного общества, не является исключением.

В 1950-е гг. наметились признаки очередного ее кризиса. Одним из его симптомов  стало появление контркультурных  тенденций, опрокидывавших господствовавшие до этого каноны и ценности, утверждавших новые, казавшиеся шокирующими, вызывающими. В литературе своего рода манифестом "разбитого поколения" ("битников") стал роман Джека Керуака "На дороге", воспевший жизнь американских бродяг, которые отбросили общепринятые жизненные цели, нормы поведения. Революцией в поп-музыке стал Элвис Пресли.

Информация о работе Контркультура и субкультура