Контркультура и субкультура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 22:59, реферат

Описание работы

Существенная особенность человека состоит в том, что окружение, в котором он существует, создано им самим. Действительно, жизненный опыт людей дает основания предполагать, что они создают вокруг себя не только материальный мир, в который входят здания, орудия труда, мосты, каналы, возделанная земля, но и мир человеческих взаимоотношений, включающий в себя систему социального поведения, набор правил и процедур для удовлетворения основных потребностей. Этот мир взаимоотношений бесконечно разнообразен. Индивидуальные и общие образцы взаимоотношений, а также соответствующие им специфические материальные и духовные продукты жизнедеятельности людей составляют сферу человеческой культуры.

Содержание работы

Введение
Культурные элементы и комплексы
Субкультуры
Контркультура как универсальный атрибут общества
Контркультура студенческого движения на Западе в 1960-е г.г.
Контркультура в СССР
Трансформация западной контркультуры 1960-х гг. в СССР
Заключение
Список используемой литературы и источников

Файлы: 1 файл

культура.docx

— 46.17 Кб (Скачать файл)

Но гораздо большие масштабы и глубину контркультурные тенденции приобрели в 1960-е гг., когда США бурлили от негритянского движения в защиту гражданских прав, движения протеста против войны во Вьетнаме, студенческого движения. Социальный и политический протест, порою перераставший в открытый бунт, перерастал в протест культурный.

Именно в 1960-е гг. появилось явление, получившее название "контркультуры". В наиболее развитой форме этот феномен  проявился в элитарных университетах  США и Западной Европы. В крайней  и наиболее последовательной форме  контркультура проявилась в движении хиппи. На место господствовавшего  культа денег, материального благополучия они выдвинули культ простоты. На место конформизма как ценности ("будь как все") пришла высокая  оценка способности быть непохожим  на других, жить, как живется, не оглядываясь  на окружающих. Эта революция ценностей  потянула за собой и революцию  в стиле потребления. Джинсы, бывшие в Америке рабочей одеждой, стали  использоваться состоятельными студентами как повседневная, а то и выходная одежда, в которой посещали университет, гуляли по улице, ходили на концерты. Это  в то время смотрелось так же, как сейчас стеганые штаны и валенки  в российском университете. Ценились не просто джинсы, а тертые до дыр. Хиппи  ввели моду на длинные волосы у  мужчин. Распущенные женские волосы из атрибута спальни стали выходной прической. В употребление вошли  грубые ботинки рабочего и солдатского  типов. В это же время впервые  в цивилизованной истории Запада женщины обнажили на всеобщее обозрение коленки, одев шокирующие мини-юбки. Повсеместным стало доселе редкое ношение девушками брюк, особенно в общественных местах. Трезвости как норме жизни было противопоставлено употребление наркотиков (именно здесь начало эпидемии наркомании, захлестнувшей Запад, а теперь и территорию бывшего СССР). В моду вошла музыка, резавшая слух старшему поколению. Хиппи увлекались бродяжничеством, попрошайничали. В условиях, когда официальная Америка звала молодежь на подвиг в войне против коммунизма во Вьетнаме, лозунгом хиппи стал "Занимайтесь любовью, а не войной". Элементом контркультуры стала так называемая "сексуальная революция", означавшая ломку вековых табу в сексуальных отношениях. С тех пор ходить в обнимку, целоваться на улице, заниматься сексом вне брака стало атрибутом новой субкультуры.

В менее вызывающих формах элементы контркультуры сначала распространились в массе студентов элитарных университетов, а потом стали проникать и во все университеты США, но уже в более мягких формах. В результате к концу 1960-х гг. джинсы или джинсовые костюмы, рок, длинные волосы стали молодежной модой по всему Западу.

Бизнес встретил контркультуру  как очередной виток в развитии спроса и отреагировал выпуском соответствующих  товаров. Молодежь в пику властям  увлекалась чтением Маркса, кубинского революционера Че Гевары, алжирского революционера и публициста Фаннона - появились массовые публикации их работ. Производство джинсов было поставлено на поток; более того, производители стали предлагать сразу тертые и дырявые джинсы. Рынок завалили грампластинками с рок-музыкой. Теневой рынок отреагировал массовым предложением разнообразных наркотиков.

В конечном счете, в считанные годы контркультура была коммерциализирована. Ее эксплуатация принесла баснословные прибыли фирмам, вовремя отбросившим идеологические и культурные барьеры и пошедшим на встречу вкусам, казавшимся более чем дурацкими. Элементы контркультуры были интегрированы в господствующую культуру: президент, банкир в джинсах стали вполне нормальным явлением.

5. КОНТРКУЛЬТУРА В СССР.

"Стиляги" появились в СССР  в 1950-е гг. Они практиковали  в одежде, в поведении стиль  (как тогда говорили "давили  стиль"), являвшийся протестом  господствовавшему, навязывавшемуся  скудной жизнью и аскетической  идеологией стилю серой одежды, незаметного, скромного поведения,  схожести с окружающими. Стиляги  носили яркие пиджаки в клетку, не менее яркие рубахи, галстуки  с немыслимыми пальмами, обезьянами, танцевали буги-вуги, начесывали  огромные чубы, слушали "не  нашу" музыку. Это воспринималось  как прямой вызов советской  культуре.

Со стилягами нещадно боролись: их отлавливали комсомольские оперотряды, порою поколачивая, карикатуры на них  по частоте и объему конкурировали  в журнале "Крокодил" с карикатурами на империалистов.

Социолог Л. Ионин так оценивает  это явление с высоты нашего времени: "Конечно, теперь нам кажутся смешными их клоунские одежды и нарочитый нонконформизм. Но их роль, можно сказать, была ролью декабристов своего времени: декабристы, говорил вождь пролетариата, разбудили Герцена, Герцен разбудил кого-то еще, и дело дошло до Октябрьской революции. Так и стиляги: они начали будить общество... Их стиль был вызовом советской серости, а вместе с тем - всей советской жизни и идеологии. Стиляг можно назвать первыми диссидентами... Их стиль - это попытка революции "снизу", причем попытка не политической революции, а революции стиля" .

6. Трансформация западной контркультуры 1960-х гг. в СССР.

Мода западной молодежной контркультуры  вскоре проникла в СССР: сначала  в столицу, а затем уже и  в провинцию. В конце 1960-х гг. в  СССР стали модными и джинсы, и  рок-музыка, и длинные волосы. Однако сохранив исходную форму, контркультура  утратила исходное содержание. Если на Западе это был вызов буржуазной культуре, то в СССР - официальной  социалистической. Эти заимствованные формы сохранили после пересечения  границы свое контркультурное содержание: советские власти рассматривали  их как "буржуазное" влияние и  всячески старались бороться, что  еще более усиливало их контркультурный  характер и привлекательность. Эта  борьба велась вплоть до второй половины 1980-х гг. Коммерциализация же атрибутов  этой культуры началась в СССР лишь с конца 1980-х гг.

Будучи изначально вызовом потребительству, в СССР контркультура стала его самым ярким символом. Джинсы в Америке олицетворяли отрицание культа богатства, в СССР - наоборот, это был изначально символ высокого достатка.

Отзвуки тех культурных потрясений 1960-х гг. и сейчас легко распознаются в культуре потребления как Запада, так и бывших республик СССР. С тех пор такого комплексного и крупномасштабного подъема контркультуры не было. Ее тенденции то и дело проявляются то в одежде, то в музыке, то в целом в образе жизни, но носят несистемный характер, захватывают своим влиянием довольно ограниченный круг людей.

Одним из наиболее устойчивых и заметных контркультурных течений 1980-90-х гг. стали панки, предложившие миру свой вызывающий стиль одежды и музыки. Их огромные стоячие шевелюры, раскрашенные в самые яркие цвета, несуразная одежда встречается на улицах больших  городов многих стран мира. Однако это очень ограниченное явление, концентрирующееся в основном там, где собираются туристы.

Аналогично ограниченным явлением стали "металлисты", а также  соответствующее течение в роке.

7.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Следует отметить, что далеко не всякий материальный или духовный продукт, созданный людьми, охватывается понятием "культура". Такой продукт, чтобы  стать частью культуры, должен быть принят членами общества или их частью и закреплен, материализован в их сознании (скажем, с помощью записи, фиксации в камне, керамике, металле  и т.п.). Усвоенный таким образом  продукт может быть передан другим людям, последующим поколениям. Исходя из этого каждый индивид рассматривает культуру как долю своего социального наследия, как традицию, переданную ему предками. Вместе с тем он может сам воздействовать на культуру и при необходимости произвести изменения, которые в свою очередь становятся частью наследия потомков, если окажутся позитивными и будут приняты последующими поколениями.

Без общества как единого целого культура не могла бы развиваться, так  как с его помощью закрепляются единообразные культурные образцы  и их отделение от доминирующего  влияния других культурных систем. Но границы культуры и общества не идентичны. Например, римское право  является основой правовых систем общества (а стало быть, и элементом культуры) как Франции, так и Германии, хотя это и различные социокультурные  общности. В то же время каждое единичное  общество может включать в себя разные культуры, в значительной степени  отличающиеся друг от друга (например, наличие в обществе двух или более  языков или нескольких религиозных  верований).

Таким образом, следует сделать  вывод о том, что, с одной стороны, культура каждого отдельного общества не обязательно должна разделяться  всеми его членами, а с другой - некоторые ее культурные образцы  простираются за границы общества и  могут быть приняты в нескольких обществах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература.

  1. Бердяев Н.А. "Смысл истории", 1990
  2. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.
  3. Ковалев С.М. Воспитание и самовоспитание. М., 1986, с.17.
  4. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001.
  5. Леви-Стросс К. "Первобытное мышление" (сборник), Республика, 1994
  6. Тойнби Дж. А. "Постижение истории" (сборник), Прогресс, 1991
  7. Элиаде М. "Аспекты мифа", Инвест ППП, 1995
  8. Ясперс К. "Смысл и назначение истории", Республика, 1991

 

 


Информация о работе Контркультура и субкультура