Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 17:22, контрольная работа
В современной социальной структуре вырастает потребность в институциализации коммуникативной деятельности, которая может побудить, с одной стороны, к личностному самоопределению (индивидуальному отношению к государственным и гуманистическим просветительским проблемам), с другой – к формированию общественного мнения, культурной политики, направленной на выявление подлинных интересов и потребностей человека. Современное общество нуждается в выработке и использовании способов нетехнической реализации творческих способностей людей, их духовного потенциала, осуществления «коллективных интересов» и «коллективных представлений» о непреходящих человеческих ценностях: свободе, демократии, гражданских и политических правах, общественном договоре, справедливости общественного устройства и т.д.
Тема 1: Концепция библиотеки в современном российском библиотековедении.
Библиотека как социальный институт.
Социальные функции библиотеки:
Характеристика информационной функции;
Характеристика образовательной функции;
Характеристика культурной функции.
Сущностные функции библиотеки:
3.1 Характеристика мемориальной функции;
3.2 Характеристика коммуникативной функции;
3.3 Характеристика кумулятивной функции.
Кемеровский государственный университет культуры и искусств
Институт информационных и библиотечных технологий
Кафедра технологии документальных коммуникаций
По дисциплине «Библиотековедение»
Кемерово 2012
План:
Тема 1: Концепция библиотеки в современном российском библиотековедении.
3.1 Характеристика мемориальной функции;
3.2 Характеристика коммуникативной функции;
3.3 Характеристика кумулятивной функции.
Тема 1: Концепция библиотеки в современном российском библиотековедении
1. Библиотека как социальный институт
В современной социальной структуре
вырастает потребность в
Социальные институты должны обеспечивать
развертывание такой культурно-
Библиотека, являясь относительно
устойчивой формой организации социальной
жизни, обеспечивающей устойчивость связей
и отношений в рамках общества,
с полным основанием может быть определена
как социальный институт. Трудно представить
себе какую-либо структуру общества,
которая могла бы функционировать,
не опираясь на библиотеку. Этим объясняется
исключительно большое
Термин «библиотека» происходит от греческого слова «bibliothēkē», где «biblion» означает «книга», а «thēkē» − «хранилище». Его содержание трактовалось представителями разных школ и эпох далеко не однозначно и менялось вместе с изменением представлений о месте и роли библиотеки в жизни общества. В разных языках это слово обозначает одно и то же: книжный дом, книжный склад, книгохранилище, дом для книг и т. п., – и отражает самое древнее представление о сущности и социальном предназначении библиотеки: сохранность книг.
Назначением первых библиотек и
первой их миссией было хранение документированного
знания. Первые библиотеки были хранилищами-сокровищницами
большей частью закрытого типа, так
как существующие в них собрания
книг имели материально-ценностное
значение. С XIX века ее миссия пополнилась
новым предназначением –
2. Социальные функции библиотеки
Социальные функции библиотеки являются одной из фундаментальных проблем библиотековедения. Обобщая взгляды отечественных библиотековедов на сущность библиотеки, можно остановиться на определении библиотеки как социального института, обеспечивающего социальную и культурную коммуникацию между документом и пользователем.
Длительное время в качестве главной функции библиотеки рассматривалось хранение книг и иных документов. Впоследствии данная точка зрения претерпела глубокие изменения, и сейчас функции библиотеки не сводятся только к книгохранению. Понятие социальной роли можно считать ключевым в иерархии понятий: «миссия», «значимость», «функции» библиотеки. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова слово «миссия» трактуется как «ответственная роль»; «значимость» - как синоним роли; «функция» - «круг обязанностей, назначение, роль».
Размышляя над содержанием понятия миссии публичной библиотеки, можно вычленить в нем два взаимосвязанных уровня - глобальный и личностный. В глобальном плане миссия библиотек состоит в сохранении и дальнейшем развитии достижений цивилизации; в личностном - в формировании Человека в человеке.
В понятие значимости включается степень необходимости библиотеки, осознаваемой государством, обществом и личностью. Библиотеки играли огромную роль в жизни людей во все времена. И сегодня, в условиях стремительного увеличения потоков информации и знаний, роль библиотек продолжает оставаться прежней. Одна из главных задач библиотек в современном мире – это обеспечить свободный доступ к информации и ее источникам всем желающим. И все чаще библиотекарь из пропагандиста и хранителя книги превращается в информационного специалиста, который с успехом ориентируется в огромном потоке информации.
Социальная же роль ее - это реальное значение, место библиотеки в действительности в тот или иной период, активность этой роли зависит от активности и полноты выполнения библиотекой ее функций. Вместе с тем точное определение и вычленение функций связано с четкостью понимания социальной роли библиотеки, обусловленной местом и временем. Функции в данной иерархии понятий - наиболее подвижные, изменяющиеся во времени и пространстве, миссия - понятие неизменное, исконно присущее библиотеке по самой ее природе.
Библиотека всегда существовала и существует не сама по себе, она является элементом общества со свойственным ему кругом обязанностей. Внешние функции библиотеки - это ее реакция на потребности общества, обусловленные способом взаимодействия с внешней средой. Как искусственно созданная система, библиотека через внешние функции реализует свое социальное назначение, поэтому их чаще всего называют социальными.
Таким образом, согласно Закону "О библиотечном деле", библиотека выполняет три основные социальные функции. Интенсивность их проявления значительно колеблется в зависимости от типа библиотеки, содержания фондов, состава читателей и ряда других факторов.
С учетом сказанного социальные функции библиотеки можно определить как социальную роль, которую она выполняет в качестве социального института по отношению к обществу.
2.1. Информационная функция библиотеки
Информационная функция библиотеки это совокупность видов ее деятельности по информационному обеспечению материального и духовного производства и воспроизводства.
Реализация функции выражается
в виде процесса удовлетворения информационных
потребностей читателей библиотеки
(физических и юридических лиц) за
счет массива информации, накопленного
в ней, а также других источников
информации. Как правило, библиотека
в соответствии с запросом выдает
читателю информацию в виде публикации
(книга, статья, журнал, магнитная лента,
дискета, компактный оптический диск и
т.д.). До настоящего времени такого
рода видимая и ощущаемая информация
преобладает в большинстве
Формы осуществления функции носят довольно разнообразный характер. Однако все многообразие деятельности библиотеки по ее выполнению можно свести к созданию и выдаче читателю одного-единственного вида продукции, а именно такого вида, который в последнее время все чаще называется информационным продуктом. Отсюда и основный результат деятельности любой библиотеки – это информационный продукт, который по своему содержанию, форме, качеству и другим характеристикам должен отвечать запросу читателя.
По традиции некоторые библиотековеды сводят содержание и объем понятия "информационная функция библиотеки" к оперированию с научной и технической информацией, вследствие чего делается вывод, что данная функция характерна лишь для научных, технических и других специальных библиотек, а также для органов научно-технической информации. Однако эта точка зрения страдает неполнотой отражения реального процесса. Разумеется, обеспечение ученых, конструкторов, инженеров и других специалистов народного хозяйства имеет очень важное значение в системе приоритетов библиотек. Однако ныне информационная функция понимается несравненно шире. Она не сводится к задаче информационного обеспечения науки, техники, материального производства, ускорения научно-технического прогресса и т.п. Ведь, как можно сделать вывод из сказанного выше, во всех библиотеках без исключений читателям выдается не что иное, как информация. При этом не важно, какая это библиотека – техническая, детская, религиозная. Не имеет значения и форма выдаваемой информации – книга, журнал, дискета, устное сообщение. Не существен и вид, жанр литературы – художественная, детская, научная, техническая, справочная. Информационная функция, таким образом, есть всеобщая функция библиотек.
Широкое понимание информационной функции библиотеки пока еще не получило повсеместного признания. Одним из доводов, направленных против него, служит, например, то, что информированность еще не означает высокого уровня культуры, образованности, воспитанности личности. Однако он имеет искусственный характер и содержит в себе типичную логическую ошибку, называемую подменой понятий. В действительности речь должна идти не о противопоставлении информированности и, скажем, образованности, а о характере, содержании, форме, направленности выдаваемой читателю информации: способствует ли она подъему культурного уровня читателей, их образованности, воспитанности или нет. Одна из задач библиотеки в том и заключается, чтобы осуществить отбор такой информации, которая служила бы указанным целям. Следовательно, современное толкование информационной функции не входит в противоречие с такими ценностями, как культура, образование, воспитание.
Главное требование, содержащееся в законодательно закрепленной норме об информационной функции, заключается в том, что библиотеки должны обеспечивать права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный, ничем не ограниченный доступ к информации. Что же касается содержания, формы, организации и других характеристик выдаваемой информации, все это должно определяться в зависимости от конкретных условий, таких, как тип (вид) библиотеки, специфика контингента читателей, характер индивидуальной потребности читателя и др.
Особенность информационной
функции заключается в том, что
во многих случаях она реализуется
библиотекой в тесном взаимодействии
с другими библиотеками и органами
научной и технической
2.2. Образовательная функция библиотеки
Образовательная функция это совокупность видов деятельности библиотеки, направленная на информационное обеспечение духовного воспроизводства общества, которое включает социализацию членов общества, их образование и самообразование, воспитание и самовоспитание.
Библиотеке принадлежит
весьма важная роль в процессе социализации
личности. Наряду с другими учреждениями
она осуществляет весьма серьезную
по своим последствиям работу, помогающую
индивиду через источники информации
усвоить те ценности и нормы, которые
характерны для данной общественной
формации или социальной структуры.
Она обладает рядом ощутимых преимуществ
перед некоторыми другими учреждениями,
вовлеченными в процесс социализации.
Так, например, ее участие в данном
процессе не имеет ограничений во
времени и доступности. Индивид,
пользующийся библиотекой всю жизнь,
в течение этого времени
Информация о работе Контрольная работа по «Библиотековедение»