Контрольная работа по «Библиотековедение»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 17:22, контрольная работа

Описание работы

В современной социальной структуре вырастает потребность в институциализации коммуникативной деятельности, которая может побудить, с одной стороны, к личностному самоопределению (индивидуальному отношению к государственным и гуманистическим просветительским проблемам), с другой – к формированию общественного мнения, культурной политики, направленной на выявление подлинных интересов и потребностей человека. Современное общество нуждается в выработке и использовании способов нетехнической реализации творческих способностей людей, их духовного потенциала, осуществления «коллективных интересов» и «коллективных представлений» о непреходящих человеческих ценностях: свободе, демократии, гражданских и политических правах, общественном договоре, справедливости общественного устройства и т.д.

Содержание работы

Тема 1: Концепция библиотеки в современном российском библиотековедении.

Библиотека как социальный институт.

Социальные функции библиотеки:
Характеристика информационной функции;
Характеристика образовательной функции;
Характеристика культурной функции.

Сущностные функции библиотеки:
3.1 Характеристика мемориальной функции;
3.2 Характеристика коммуникативной функции;
3.3 Характеристика кумулятивной функции.

Файлы: 1 файл

Контрольная библиотековедение.docx

— 59.92 Кб (Скачать файл)

С целью устранения данного  противоречия крупные библиотеки, в  первую очередь национальные, формируют  страховые фонды, которые не подлежат активному использованию. Одним  из широко распространенных вариантов  является приобретение публичными библиотеками большого количества экземпляров документов, пользующихся повышенным спросом. В  ряде библиотек, особенно специальных, активно применяется копирование  документов с целью последующей  выдачи копий, а не оригиналов. Важным шагом на пути решения названной  проблемы является приобретение современных  электронных документов, так как  они компактны в хранении, легко  архивируются для создания страховых  копий и активность их использования  практически не влияет на долговременность хранения.

Не лишено противоречий взаимодействие между коммуникационной и кумулятивной функциями. Как уже отмечалось, суть кумулятивной функции заключается  в концентрации документов в одной  точке пространства, и их повторное  рассредоточение, то есть выдача, крайне нежелательна, так как в это  время документ может понадобиться другим пользователям. В интересах  выполнения коммуникационной функции  документы должны быть максимально  территориально приближены к пользователям, которые вправе иметь на руках  необходимое их количество. Снятие данного противоречия осуществляется посредством создания разветвленной  сети библиотек разного профиля, организации как непосредственного, так и опосредованного доступа  пользователей к информационным ресурсам, формулирования требований к условиям использования документов. Для устранения противоречия создаются  большие коллекции, различные по форме и содержанию документов, собранных в одной точке пространства, к которым могут обращаться пользователи независимо от места их нахождения в момент возникновения информационной потребности. Такими коллекциями, как правило, располагают библиотеки национальные, региональные, ведущие университетские. Их услугами могут пользоваться все жители как непосредственно, так и опосредованно. К услугам библиотек обычно прибегают непосредственно пользователи, территориально наиболее приближенные к месту их нахождения. Остальные же пользуются ими на расстоянии при помощи МБА, издаваемых библиотекой библиографических пособий, в том числе печатных каталогов, библиографических указателей, списков новых поступлений, реферативных, обзорных и иных публикаций, раскрывающих как фонд библиотеки, так и информационный поток по определенному параметру.

Кроме этого, для снятия противоречия между коммуникационной и кумулятивной функциями библиотеки стремятся как можно более приблизить коллекции документов к месту жительства, работы и отдыха читателей. Фонды библиотек формируются в соответствии с информационными потребностями потенциальных пользователей - жителей определенного населенного пункта или его части, сотрудников предприятия или организации, преподавателей и учащихся определенных учебных заведений и т. д. В фонды включают по нескольку экземпляров одного названия документа, что дает возможность пользоваться одним и тем же документом одновременно многим пользователям. Библиотеки приобретают современные электронные документы, которые, при наличии определенных технических средств, одновременно могут использовать несколько посетителей. Тем самым создаются благоприятные условия для коммуникации между пользователем и документом.

С целью ликвидации противоречий между кумулятивной и мемориальной функциями в каждом государстве  формируется сеть библиотек, соответствующая  потребностям и возможностям общества.

Подводя итог сказанному, отметим, что сущностные функции библиотек - коммуникационная, кумулятивная, мемориальная - не могут быть подвержены трансформации, они стабильны, даже смена общественно - экономической формации не может  повлиять на них. Оставаясь неизменными, они лишь углубляют свое содержание, совершенствуются под влиянием происходящих в обществе изменений.

Сущностные функции присущи  библиотекам всех типов и видов, однако реализуются по-разному, что  проявляется в полноте комплектования фонда, сроках хранения документов, круге  пользователей и условиях их обслуживания. Так, национальные библиотеки стремятся  с наибольшей полнотой формировать  фонд национальных документов и обеспечивать как можно более длительное их хранение. Непосредственному же обслуживанию пользователей в режиме выдачи документов во временное пользование ими уделяется значительно меньше внимания, чем созданию национальной библиографии, баз и банков данных, обслуживанию в удаленном режиме. Небольшие публичные библиотеки, наоборот, в своей деятельности основное внимание уделяют непосредственному обслуживанию пользователей. Библиотеки учебных заведений многих стран, формируя свои фонды, не стремятся приобрести широкий спектр разнообразных документов, а наоборот, ограничиваются узким кругом учебных изданий, но приобретают их в большом количестве. После потери актуальности для целей учебного процесса данные пособия исключаются из фонда и заменяются другими.

Организация работы библиотек  с учетом их специфики и особенностей сущностных функций, а также способов снятия объективно возникающих между ними противоречий позволяет достигнуть равновесия между их выполнением, избежать возникновения конфликтных ситуаций. Понимание объективной природы противоречий, возникающих между сущностными функциями библиотек, и владение способами минимизации их отрицательных последствий будут способствовать созданию сбалансированной системы, учитывающей особенности всех этих функций, формированию оптимальной единой сети библиотек страны.

2.1 Мемориальная  функция библиотек

Для выполнения своей миссии библиотеке мало собрать документы в одной точке пространства, необходимо также обеспечить их распространение во времени, что достигается посредством выполнения мемориальной функции. Ее суть заключается в сохранении совокупности собранных документов с целью их передачи последующим поколениям. Основная трудность в выполнении данной функции связана с природными и социальными потрясениями: наводнениями, пожарами, землетрясениями, революциями, войнами, в результате которых уничтожается ряд документов, что иногда ведет даже к разрыву преемственности между эпохами и поколениями.

Осуществление мемориальной функции позволяет считать библиотеку памятью человечества. Идеальное  ее выполнение означает «запоминание»  всего, что создано человечеством, т.е. вечное хранение всех собранных  в библиотеке документов. Коммуникационная, кумулятивная и мемориальная функции находятся в диалектической взаимосвязи.

Если кумулятивная и коммуникационная функции обеспечивают перемещение  документов в пространстве, то есть концентрацию их в одной точке  пространства и затем рассредоточение  среди различных категорий пользователей, то мемориальная определяет их перемещение во времени, от настоящего к будущему.

2.2. Коммуникационная функция библиотек

Основная цель деятельности библиотек - удовлетворение информационных потребностей пользователей - реализуется  посредством осуществления коммуникации между документом и пользователем, поэтому данную функцию резонно  назвать коммуникационной. Выполняя ее, библиотека выступает в качестве организатора места и времени  встречи документов, произведенных  в разное время, разными авторами и рассредоточенных в разных точках пространства, с пользователями, находящимися в конкретном пространственно - временном  континууме. Основной формой реализации данной функции является непосредственное предоставление пользователю на определенное время как в библиотеке, так и за ее пределами необходимых ему документов. Коммуникационная функция обеспечивает доступ к документам и оперативное их получение всеми заинтересованными пользователями.

Выполнение библиотекой  коммуникационной функции связано  также и с предоставлением  пользователям сведений о документом массиве. В соответствии с запросом пользователя они могут быть ограничены теми или иными рамками: местом и временем производства документов, авторской принадлежностью, тематикой, целевым назначением, местом хранения и другими параметрами. Данная деятельность осуществляется посредством использования разнообразных видов документов, созданных как в библиотеке, так и за ее пределами: каталогов, картотек, библиографических указателей, существующих как на бумажных, так и на электронных носителях. Полученная таким образом информация используется в дальнейшем в качестве вспомогательной для продолжения поиска необходимых документов и в качестве основной для проведения библиографической экспертизы.

В соответствии с коммуникационной функцией библиотека предоставляет  пользователю не только сам документ или сведения о нем, но и непосредственно  необходимую ему информацию. Осуществление  данного вида деятельности связано  с более высоким уровнем библиотечного  сервиса. В данном случае библиотека берет на себя обязанность предоставить пользователю не документы, содержащие необходимую ему информацию, как  это бывает в большинстве случаев, а, на основе изучения и анализа их содержания, конечный результат - интересующие его сведения. Данная работа может быть выполнена в традиционном режиме, когда пользователь в устной или письменной форме получает соответствующую справку, или в электронном, когда поиск в информационном массиве осуществляется при помощи определенных технических и программных средств, а пользователь становится обладателем необходимых ему сведений, часто даже не посещая библиотеки и не встречаясь о библиотекарем.

Библиотека выполняет  также коммуникационную функцию, когда  организует процесс коммуникации непосредственно  между пользователями, минуя процесс  создания документов. В этом случае часть пользователей, являющихся носителями социально значимой информации, одновременно выступает и в качестве реальных или потенциальных авторов документов.

Данный вид коммуникации осуществляется во время проведения разнообразных мероприятий (встреч, дискуссий, «круглых столов», конференций  и иных) с участием ученых, писателей, поэтов, политиков и других обладателей  интересующей пользователей библиотеки информации. Названные мероприятия, как правило, сочетают в себе устное общение с применением различных  видов документов. Они характерны для библиотек разных типов, однако формы их проведения разнообразны и  специфичны. Так, в публичных библиотеках  эти мероприятия чаще связаны  с ознакомлением с художественными  литературными произведениями и  другими видами искусства, встречами  с писателями, режиссерами, композиторами, обсуждением актуальных социальных вопросов с политиками, экономистами, юристами, организацией свободного времени  пользователей.

В специальных, например научно-технических  библиотеках такие мероприятия  характеризуются узкоспециальной  направленностью и чаще всего  проходят в виде презентаций, встреч, «круглых столов» и дискуссий  с участием ученых и специалистов определенного профиля, носителей  научных и технологических идей. Благодаря этой деятельности библиотекам  удается значительно сократить  путь доступа пользователей к  новым идеям, то есть миновать документный  этап.

Таким образом, коммуникационную функцию библиотека осуществляет посредством  предоставления пользователю документа, сведений о нем, информации, в нем  содержащейся, организации устного  общения между пользователями и  реальными или потенциальными авторами документов либо носителями социально  значимой информации. Критерием эффективности  выполнения библиотекой коммуникационной функции следует считать организацию  наиболее полного и оперативного доступа пользователей к необходимым  им документам. Идеальный вариант  выполнения данной функции - это мгновенное предоставление пользователю исчерпывающего перечня всех необходимых ему  документов.

2.3. Кумулятивная функция библиотек

Для обеспечения коммуникации между пользователями и необходимыми им документами данные документы  необходимо для начала собрать, что является содержанием кумулятивной функции. Благодаря ее выполнению библиотека собирает в одном месте разные по форме и содержанию документы, созданные в разное время и в разных точках пространства разными авторами. Для реализации этой функции определяющее значение имеют информация о готовящихся к выпуску и получивших распространение документах, а также отсутствие различных барьеров, прежде всего политических, для их свободного приобретения и наличие у библиотеки требуемых ресурсов для пополнения фонда. Идеальным вариантом выполнения кумулятивной функции необходимо считать собрание в одном месте всех произведенных человечеством документов.

Библиотековедами и библиотекарями - практиками социальные функции библиотек нередко обозначались и в отдельных случаях продолжают обозначаться при помощи таких понятий, как «общественная роль библиотеки», «социальная роль библиотеки», «социальная миссия библиотеки», «цель библиотеки», «задачи библиотеки».

В советском библиотековедении  эти функции традиционно изучались  с точки зрения влияния конкретных социальных задач на принципы ее существования. Ученые стремились установить меру зависимости  библиотечной деятельности от социальных процессов и, наоборот, возможности  воздействия библиотеки на состояние  общества. В 1970 - 1980-е годы официальное  признание и наибольшее распространение  получили идеологическая, культурно - просветительная и научно - информационная функции. Вместе с тем в этот же период Ю. Н. Столяров и А. В. Соколов  начали изучение социальных функций  в первую очередь с научных, а  не идеологических позиций, что позволило  им сформулировать принципиально новый  их перечень. На современном этапе  библиотековеды занялись активным поиском единственной сущностной, онтологической функции библиотеки, в качестве которой называются то информационная (В. В. Скворцов, Н. И. Тюлина, М. И. Акилина), то документно - коммуникационная (Ю. Н. Столяров).

Социальные функции обозначают роль, которую библиотека выполняет  по отношению к обществу. Они дифференцируются на сущностные и производные. Сущностные социальные функции - те, которые обусловлены  сущностью библиотеки как социального  института, заключающейся в распространении  в пространстве и во времени социально  значимых документов с целью удовлетворения информационных потребностей общества. Производные социальные функции  отражают стремление общества использовать сущностные возможности библиотек  для решения текущих задач.

Исходя из общественного  назначения библиотеки как социального  института, ее сущностными функциями  являются коммуникационная, кумулятивная и мемориальная. Сущностные социальные функции появились одновременно с возникновением библиотеки, и без  выполнения какой бы то ни было одной из них она не может существовать как социальный институт. Вместе с тем одновременное выполнение сущностных функций ведет к возникновению объективных противоречий в деятельности библиотек. Исходя из основных направлений деятельности современных библиотек в процессе реализации сущностных функций можно выделить следующие основные производные социальные функции: содействия образованию и воспитанию, информационного обеспечения научно - производственной деятельности и социокультурную. В зависимости от типа и вида библиотеки ею, как правило, реализуется одновременно несколько производных функций, одна из которых выступает в качестве доминирующей.

Информация о работе Контрольная работа по «Библиотековедение»