Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 19:07, контрольная работа
Основные компоненты культуры интеллектуального труда студента вуза: общеучебные умения и навыки; личностный компонент; мотивационно-потребностный компонент; интеллектуальный компонент; организационно-деятельностный компонент; гигиенический компонент [Белогурова В.А. 2006; 89].
Общеучебные умения и навыки - это такие умения и навыки, которые применяются учащимися в различных видах учебной деятельности [Зубра А.С. 2007; 132].
«ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ» |
Факультет: Экономический
Кафедра: Общих гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин
Контрольная работа
по дисциплине: «Культура интеллектуального труда»
Тема 5.
Выполнил: |
Косых Татьяна Анатольевна | ||
Группа: |
Э3-11-С(И) | ||
| |||
Контактная информация: |
LilacIguana87@mail.ru, 89026493913 | ||
Отметка о регистрации: |
|||
Проверил: |
|||
Дата: |
Оценка: |
||
Примечания: |
|||
Пермь 2012 г.
Конспект «Компоненты культуры интеллектуального труда студента вуза: компоненты, их характеристики, конкретные проявления, их прикладное значение».
План работы:
Основные компоненты культуры интеллектуального труда студента вуза: общеучебные умения и навыки; личностный компонент; мотивационно-потребностный компонент; интеллектуальный компонент; организационно-деятельностный компонент; гигиенический компонент [Белогурова В.А. 2006; 89].
Общеучебные умения и навыки - это такие умения и навыки, которые применяются учащимися в различных видах учебной деятельности [Зубра А.С. 2007; 132]. Выделяют следующие виды умений и навыков: когнитивные, регуляторные, коммуникативные. Когнитивные – это умения и навыки, приобретенные в ходе процесса обучения, характеризующиеся полученными знаниями студента. Конкретными проявлениями данного компонента являются, прежде всего, сами занятия лекционного типа, осмысленная работа студента на этих занятиях, выступление на семинарах, самостоятельное решение проблематичных вопросов. Регуляторные – это контролирующие умения и навыки. Конкретными проявлениями для них является способность студента к анализу собственной деятельности, ее оценке. Коммуникативные умения и навыки- это умение студента общаться в научной среде, не только сокурсников, но и преподавателей. Высшее проявление данного коммуникативного акта переход от схемы общения «преподаватель –студент» к «коллега- коллега», который, разумеется, должен быть подкреплен истинными знаниями учащегося.
Прикладное значение заключается в умении студента воспользоваться приобретенными навыками и знаниями как в учебной ситуации, так и во внеучебной деятельности.
Личностный компонент - отношение субъекта к производительной деятельности и объектам труда, постановка субъектом целей деятельности. Это является определяющий во многом фактором успешности работы студента, так как именно правильно заданной целью определяется ее достижение. Проявлением данного компонента является выбор научной сферы деятельности студентом, определение темы его научной работы. Прикладное значение – это успех научной деятельности студента, получение им диплома о высшем образовании.
Некоторые педагоги не выделяют мотивационно-потребностный компонент отдельно от личностного. Но мы вслед за А.Н. Леонтьевым выделим его [Леонтьев А.Н. 2003; 54]. Он определяется 2 факторами: мотивом и потребностью студента. Также проявляется в обоснованной постановке целей и конкретных задач в процессе обучения. Прикладное значение проявляется в выборе специализации студентом.
Интеллектуальный компонент - активность деятельности всех интеллектуальных ресурсов человека. Это использование студентом не только той информации, которую он приобретает в вузе, но и задействование ранее приобретенного школьного багажа знаний и результатов самообразования. Проявляется в подготовке к семинарам, занятиям и т.п. видам работы. Прикладное значение- умение эффективно использовать свои знания в нужном направлении.
Организационно-деятельностный компонент зависит не только от студента, но и от правильно организованной учебной деятельности преподавателя (предметы, технологии, методы обучения). Прикладное значение- это построение нужных условий.
Гигиенический компонент – это строго определенная дисциплинированность, стабильность учебного процесса. Наличие четкой структуры для приобретения знаний как со стороны студента, так и со стороны преподавателя. Прикладное значение определяется работой самой системы процесса обучения, выпуском вуза профессионалов.
1 практическое задание.
Эссе «Как организовать самостоятельную работу студента вуза в рамках дистанционного обучения?».
Дистанционное обучение - взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет - технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность [Бордовская Н.В. 2010; 132].
Исходя из самой технологии получения знания студентом, становится понятным, что основной работой будет самостоятельная подготовка студента. Что весьма непросто, ибо многим русским студентам нужен постоянный контроль со стороны преподавателей. Поэтому, применяя данные технологии в российском образовании на свой страх и риск, педагоги ставили перед собой одну единственную цель: правильно организовать работу студента так, чтобы дистанционное обучение было действительно обучением, а не просто самым легким способом получения диплома.
В основе такой системы заложен метод обучения, который получил название «Природный процесс обучения» (Natural Learning Manner). Дистанционное обучение — это демократичная простая и свободная система обучения. Сейчас активно используется жителями Европы для получения дополнительного образования. Студент, постоянно выполняя практические задания, приобретает устойчивые автоматизированные навыки. Теоретические знания усваиваются без дополнительных усилий, органично вплетаясь в тренировочные упражнения. Формирование теоретических и практических навыков достигается в процессе систематического изучения материалов и прослушивания и повторения за диктором упражнений на аудио и видеоносителях [Резник С.Д. 2010; 376].
Итак, рассмотрим способы организации дистанционного обучения. Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников. Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины». Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы — форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой. Телеконференции — проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы [Лаврентьев Г.В. 2002; 110].
Выше перечисленные нами методы, это те регуляторы образования, которые служат студенту ориентиром в мире информации, это то, что ему по-прежнему наглядно дают преподаватели. Тогда как, мы отмечали ранее, главное то, что за «кадром». Как умело организовать эту работу студента? Во-первых, это организация и поддержание работы студента с новыми технологиями. Мир информации не стоит на месте, постоянно развиваясь. Поэтому преподаватель должен постоянно технологически обновлять возможности дистанционного образования. Самостоятельная работа с новыми технологиями позволяет студенту не только с ними ознакомится, но и изучить их, а впоследствии и применять в других сферах. Что очень важно, так как развитие этих навыков весьма актуально и востребовано в наше время.
Во-вторых, это реализация полностью интеллектуального компонента. Студент должен иметь возможность ко всем интернет-информационным ресурсам, которые могут ему помочь в успешной подготовке к тому или иному занятию [Валеева Н.Ш., Гончарук Н.П. 2004; 170]. Что также весьма важно, так как отбор необходимой информации, ее анализ студент должен осуществлять полностью самостоятельно. Указание на этот ресурс- это также непосредственная задача преподавателя. Так как очень трудно объять необъятное, поэтому студенту нужен указатель в этом. Безусловно, многие скажут, что раньше студенты были более самостоятельными и все находили сами. Но, если учесть, тот объем знаний и информации, который доступен современному студенту, то ему просто необходима помощь, авторитетное мнение преподавателя по вопросу доверия к тому или иному источнику.
Кроме того, следует сказать
о регуляторных механизмах, которые
зачастую помогают дисциплиниро
Плюсом дистанционного обучения является его доступность. Но дистанционное образование- это платное образование. С одной стороны, это не показатель доступности, а следовательно минус. Но, мы придерживаемся другого мнения. В нашей стране серьезно относятся к тому, за что нужно платить. Если бы дистанционное образование было полностью бесплатным, то, разумеется, оно было бы более осознанным. Но менее эффективным. Так как дистанционное образование в большинстве своем нужно уже тем, кто работает, а, следовательно, не имеет большого количества времени для обучения. Для них материальные затраты являются действенным фактором организации учебного процесса, самостоятельной работы.
К самостоятельной работе студента обязывает и только косвенное наличие преподавателя. На вопросы, которые возникают у него в процессе обучения, очень часто ему самому приходится находить ответы. Что развивает логику, ассоциативность мышления, помогает закрепить полученные знания. Подобная динамика мышления пригодится студенту не только в его образовании, но и в дальнейшей профессиональной деятельности.
Многим легче работать без непосредственного контакта с преподавателем. В самостоятельной работе студент лишается страха «ученик- учитель» и волен учиться так как он хочет, не боясь услышать критику в ответ. В очном образовании этого прямого контакта не избежать. «Невмешательство» для некоторых, так же является организующим компонентом. Кроме того, иногда в дипломе важен не его цвет, а его наличие. Тогда чрезмерная критика со стороны преподавателя, вообще излишня и несет в себе лишь негативное значение.
Таким образом, можно подвести итог к вопросу о том, как же организовать успешную самостоятельную работу в рамках дистанционного обучения. Доступность всех интеллектуальных и технологических ресурсов, позволяющих студенту в любой момент пользоваться информацией по той или иной проблеме. Личная и только личная мотивированность, заинтересованность студента в получении образования. Никто лучше кроме самого студента не сможет организовать работу, никакие нанотехнологии не смогут вложить в его голову знание. Кроме того платное образование как дисциплинирующий компонент также является весьма важным. Постоянное самостоятельное выполнение контрольных работ, исследовательских работ ведет к повышению уровня знаний.
Дистанционное образование только тогда будет настоящим образованием, когда действительно по получении диплома, сертификата, человек сможет самостоятельно применить в жизни навыки и умения, полученные им через глобальную сеть.
2 практическое задание.
Таблица «Факторы успешной работы мозга».
Фактор успешной работы мозга |
Описание |
1) Правильные продукты питания |
Шоколад, орехи, рыба, красная икра, пивные дрожжи, витамины. |
2) Отдых |
Регулярный сон (около 7 часов), 40 минут отдыха днем. |
3) Смена деятельности |
Работа разных полушарий мозга. |
4)Поддержание нормального |
Контроль эмоций, выплески эмоций, спокойная атмосфера, музыка. |
5) Тренировка памяти |
Упражнения по тренировке памяти, постоянное конспектирование событий, дат, имен. |
6) Постоянное поступление кислорода |
Проветривание помещения, прогулки не менее 1 часа на свежем воздухе, поездки загород. |
Информация о работе Контрольная работа по «Культура интеллектуального труда»