Контрольная работа по Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 16:49, контрольная работа

Описание работы

Вопрос 1. Какие функции выполняет культура?
Вопрос 2. Что вы знаете об изобразительных и музыкальных формах первобытного искусства.
Вопрос 3. Каковы особенности религии Древнего Египта? Как относились египтяне к смерти и бессмертию, культу фараона?
Вопрос 4. В чем суть варно-кастового строя и его влияние на социально-культурное развитие Индии?
Вопрос 5. Назовите основные достижения Древнего Китая.
Вопрос 6. Что вы знаете о науке в античных государствах?

Файлы: 1 файл

Контрольная работа КУЛЬТУРОЛОГИЯ.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

 

по дисциплине КУЛЬТУРОЛОГИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Выполнил студент: Экаладзе Заза Бегларович    

Специальность: юриспруденция

                                        Регистрационный номер: 18043/В

                                        Подпись студента____________________________

 

 

 

  Проверил___________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вологда 2012 г.

 

 

 

Вопрос 1. Какие функции выполняет культура?

 

Ответ: Культура выполняет следующие функции:

-  человеко-творческая (гуманистическая). Все остальные функции связаны с ней и вытекают из неё;

- трансляции (передачи) социального опыта от поколения к поколению, от одной страны к другой, от эпохи к эпохе;

-  познавательная (гносеологическая), вытекающая из функции трансляции. Она накапливает богатейшие знания о мире и тем самым создает благоприятные возможности для его познавания и освоения;

- регулятивная (нормативная) функция культуры, связанная с определением различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей, влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Она опирается на мораль и право;

- семиотическая (знаковая)  функция - важнейшая в системе культуры. Предполагает владение знаковой системы, без изучения которой, овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) - средство общения людей, литературный язык – важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра. Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами;

- ценностная (аксиологическая) функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

 

 

Вопрос 2. Что вы знаете об изобразительных и музыкальных формах первобытного искусства.

 

Ответ: В Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других странах были найдены некие «Венеры», видимо, связанные с культом матери-прародительницы – это женские статуэтки, выполненные из камня и кости, имеющие гипертрофированными формы тел и схематизированные головы. Они относятся к зрелой стадии ориньякской эпохи (приблизительно 33 – 18-е тыс. до н.э.) и были первыми дошедшими до нас произведениями первобытного изобразительного искусства. В тоже время имели место обобщенные изображения животных, похожие на мамонта, слона, лошадь, оленя.

Первобытное искусство отражало постепенное познание человеком действительности, его первые представления об окружающем мире, связанное с его деятельностью, охотой и трудом.

Выделяют три этапа изобразительной деятельности:

- натуральное творчество – композиция из туш, костей, натуральный макет;

- искусственная изобразительная форма – крупная глиняная скульптура, барельеф, профильный контур;

- верхнепалеотическое изобразительное творчество – роспись пещер, гравировка на кости.

 

Аналогичные этапы прослеживались и в музыкальном первобытном искусстве. Музыкальное начало не было отделено от движения, жестов, возгласов, мимики.

 

 

Вопрос 3. Каковы особенности религии Древнего Египта?  Как относились египтяне к смерти и бессмертию, культу фараона?

 

Ответ: Важнейшая черта культуры Древнего Египта – протест против смерти, которую египтяне считали «ненормальностью». Египтяне страстно желали бессмертия, что определило их религиозную мысль. Был создан «заупокойный культ», в основе которого родилось вероучение, согласно ему смерть не означала конец: прекрасная жизнь на земле могла быть продлена вечно, а умершего могло ждать воскрешение. Возникло искусство изготовления мумий и строительство пирамид.

Пирамиды строились для фараонов и знати. Тела бедняков не бальзамировались – это было слишком дорого. Пирамиды, таким образом, свидетельствовали о чрезвычайно сильном неравенстве людей в древнеегипетском обществе.

Самая знаменитая и самая значительная по размерам – пирамида Хеопса.

К началу 1 тыс. до н.э. строительство  пирамид было прекращено. Для усыпальниц фараонов стали отводиться глубокие и тщательно скрытые от чужих глаз тайники.

Обожествление фараонов занимало центральное  место в религиозном культе Египта: египтяне полагали, что фараон – это живое подобие Солнца. Богов в Древнем Египте было много, у каждого города их могло быть несколько. Главным был бог Солнца – Ра, царь и отец богов. Одним из важнейших богов был Осирис – бог смерти, олицетворяющий умирающую и воскресающуюся природу. Важнейшей богиней была Исида, жена и сестра  Осириса, покровительница плодородия и материнства. Бог Луны был одновременно и богом письменности; богиней истины и порядка считалась Маат.

 

Вопрос 4. В чем суть варно-кастового строя и его влияние на социально-культурное развитие Индии?

 

Ответ: Суть варно-кастового строя состоит в разделении древнеиндийского общества на замкнутые группы в зависимости от социального происхождения и характера деятельности: по сословиям – варны (их четыре); по профессиональной деятельности – касты (их 3,5 тыс.).

Родоплеменная аристократия составила  первые привилегированные варны – брахманов (представителей знатных жреческих родов, осуществляющих контакты с божеством и управляющих государством) и кшатриев (военная знать), призванных оказывать друг другу взаимную поддержку.

Трудовое население входило  в варны вайшьев и шудр. Вайшьи занимались хозяйственной деятельностью: земледелием, ремеслами, торговлей. Доля шудр – безропотно служить членам других каст. Они были бесправны и лишены собственности. Вне каст оказались бывшие рабы и представители презираемых обществом профессий, со временем составивших многочисленные касты «неприкасаемых».

Установившийся кастовый строй  тормозил экономическое, политическое и культурное развитие Индии, оставляя на тысячелетия многочисленные слои общества в нищете и невежестве.

 

 

Вопрос 5. Назовите основные достижения Древнего Китая.

 

Ответ: Основные достижения Древнего Китая можно отметить в произведениях зодчества, скульптуры, живописи и ремёслах, памятниках культурного наследия, философии и градостроительстве, была изобретена бумага и развивалась письменность, создавались первые крупные произведения художественной прозы, легенды, сказки, книги чудес и фантастики, был изобретен шелк и развивалось лаковое производство

В период Культуры Яншао (III тыс. до н. э) у китайцев были приручены животные, строились жилища в земле, китайцы владели многими ремеслами, осваивали пиктографическое письмо. Высокого уровня достигло гончарное ремесло. Во II тыс. до н. э. возникает цивилизация и культура меняется.  В архитектуре использовались колонны, изготовливались каменные скульптуры людей и животных, были использованы стенные росписи. В эпоху Шань китайцы изобрели технику бронзового литья, создали систему иероглифического письма.

В «Борющихся царств» (V - III века до н. э.) развиваются научные знания (уточняется солнечный год, создается лунно-солнечный календарь, составляется звездный каталог, исчисляются лунные затмения). Успешно развивается математика и другие науки. Начинается критика мифологических представлений.

В эпоху Чжаньго складываются все основные философские течения – конфуцианство, даосизм, легизм.

В эпоху “Борющихся царств” создается первый трактат по архитектуре “Чжоули”, в котором закрепляются строгие принципы четкой планировки города с указанием размеров и расположения зданий, ширины главных улиц и дорог. К достижениям в области литературы можно отнести завершение - “Книги песен”. Великими китайский поэтами были Цюй Юань (народная поэзия и мифы) и Сун Юй (первый певец женской красоты и любви).

С III в. н. э Китай покрывается сетью дорог. Сооружаются многочисленные каналы. В сельском хозяйстве используются самые передовые технологии. Высокого уровня достигают ремесла. Особого внимания заслуживает производство шелка и лаковое производстве. Была изобретена бумага (II-I вв. до н. э.), что вызвало переворот в культуре. Развиваются науки. Китайские ученые систематизируют уже накопленные знания о мире (математика, астрология, медицина, гуманитарные науки: филология, поэтика, словари, история /130 томов/).

 В Цинь-Ханьскую эпоху окончательно  складываются классические формы традиционной китайской архитектуры. Высокого уровня достигает градостроительство (дома в два и три этажа). Самым знаменитыми памятниками Древнего Китая стали Великая китайская стена и погребальный комплекс императора Цинь Ши-хуанди. В Ханьский период появляется станковая живопись. Император Уди создал при дворе большую библиотеку и музыкальную палату, где собирались и обрабатывались народные музыкальные произведения. Самым выдающимся поэтом ханьской эпохи стал Сыма Сянжу (179-118 гг. до н. э.). Наряду с поэзией в этот период создаются первые крупные произведения художественной прозы, легенды, сказки, книги чудес и фантастики.

 

 

Вопрос 6. Что вы знаете о науке в античных государствах?

 

Ответ:

В древней Греции развивались такие науки как астрономия и геометрия, на зарождение и развитие которых оказали влияние науки Древнего Египта и Вавилона. В классический период науке и искусству придавали серьезное значение в воспитании полноценного гражданина. Ученых уже не удовлетворяло представление о материи как о чем-то едином и неделимом.  Первым ввел в науку понятие атомов (первотелец), неделимых частиц материи Демокрит.

В эпоху эллинизма исчезает разрыв между теорией и практикой, наукой и техникой. Строительство новых  городов, развитие мореплавания, военной техники способствовали подъему математики, механики, астрономии, географии. Успешно развивалось естествознание, особенно медицина. Развитие научных знаний требовало систематизации и хранения накопленной информации. В ряде городов создаются библиотеки.

В эллинистическую эпоху развивается  новая отрасль знания – филология в широком смысле слова: грамматика, критика текста, литературная критика.

Высшей ступенью образования считалось  изучение философии и риторики.

В Древнем Риме в философии и науке во многом прослежевалось влияние греков.  Римлян интересовали не теоретические исследования, а обобщения и систематизация уже накопленных знаний, создание энциклопедий, которые служили делу воспитания и образования.

В эпоху империи весьма успешно  развивается наука (Плиний Старший, Птолемей, Гален). Птолемей создал геоцентрическую систему мира, ему принадлежат работы по оптике, математике и географии. Врач Гелен обобщил знания греческой медицины.

Лучшие достижения римской культуры продолжают существовать и сегодня: римское право, римская архитектура, литература, латынь и Христианство.

Византийские ученые продолжили традиции и развивали теорию римского права. Они разработали собственную  оригинальную концепцию - византийское право. Его основой стала известная Кодификация Юстиниана (482-565), - который дал систематическое изложение нового права. Византийское право нашло применение во многих европейских и азиатских странах той эпохи.

 

 

Вопрос 7. Объясните, почему в древнерусском государстве было принято христианство?. Какое это имело значение для Руси?

Ответ:

Русское Православие имеет  византийский источник. Русь должна была выбрать между старым и новым  Римом и выбрала Византийское Православие.

Христианство объединило Русь; вместе с христианством на Русь пришла письменность и с нею книжное просвещение и познание; церковь управляла и судила на основе сборника законов греческой церкви (как это делалось в Византии); христианство благотворно влияло на быт людей: с принятием христианства вырос авторитет княжеской власти, церковь опекала нищих, больных, убогих, давала пример более совершенного и гуманного устройства общества, восстала против рабства. Христианская вера на Руси совершила переворот в области пластического искусства и ювелирного ремесла. Выдающуюся роль сыграли монастыри. Благодаря распространению просвещения, книг началась выработка языка, образовалась литературная школа.

Православие оказало влияние на русскую политическую традицию. Одним  из центральных понятий государственной  идеологии Византии было понятие таксиса, сущность которого заключалась в сближении, соединении земного и небесного порядков. На Западе высшим критерием оценки деятельности человека стали оценки рынка, богатство. В России был поиск "настоящего" царя.

Древняя Русь в IX-XII вв. являлась периферией европейскою мира и в целом сохраняла возможность воссоединения с ним. Русские уже в XI в. выступили с идеей богоизбранности.

Информация о работе Контрольная работа по Культурологии"