Контрольная работа по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 16:56, реферат

Описание работы

Специфика культуры цивилизаций Древнего мира: общее описание.
Мифология, магия и религия Древнего Египта. Взаимоотношения людей и богов.
Культурная революция Эхнатона и ее значение.
Древнеегипетские сюжеты в мировой художественной культуре.
Специфика и вклад культуры Древней Месопотамии в мировую культуру.

Файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 128.17 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственно бюджетное учреждение

высшего профессионального  образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ

НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КУРГАНСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант №1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По культурологии

 

 

Байгушкина Сергея Валерьевича

Студента курса Юб-5, группы Юб-52

Направление 030900 Юриспруденция

 

Преподаватель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курган

2013

Вариант 1

Вопросы:

  1. Специфика культуры цивилизаций Древнего мира: общее описание.
  2. Мифология, магия и религия Древнего Египта. Взаимоотношения людей и богов.
  3. Культурная революция Эхнатона и ее значение.
  4. Древнеегипетские сюжеты в мировой художественной культуре.
  5. Специфика и вклад культуры Древней Месопотамии в мировую культуру.

 

Ответы:

  1. Специфика культуры цивилизаций Древнего мира: общее описание.

 

Культура — калька латинского cultura, его основные значения — «возделывание», «обрабатывание», «уход». Соответственно, «культура» — это обработка земли, разведение растений и животных и т. п., a cultor — возделыватель, землепашец, виноградарь, скотовод. Однако так же переводится и другой латинский термин «культ» (cultus), а вместе они допускают и второе, характерное для римской античности толкование, — поклонение, почитание, образование, воспитание и развитие. Отсюда термин cultor имеет еще одно значение — воспитатель, наставник, а «культура» — ряд производных значений: воспитанность, облагороженность, утонченность и приличествующие этому одеяния, убранство жилья и в целом образ жизни. И этим образом жизни может быть как изучение искусств и литературы (служение музам), философии (служение мудрости), так и поклонение, служение богам (религиозный культ). Поскольку cultura сохраняет этимологическое родство с cultus, можно говорить о ритуальном понимании культуры, что не противоречит исконно античному ее значению как воспитания и образования, так как в этом случае речь идет о служении отеческим богам, защитникам города-государства, т. е. о развитии культуры в пространстве античного полиса. В наше время слово «культура» является одним из наиболее употребляемых и в обыденном языке, и во множестве научных определений, что говорит как о многозначности термина, так и о многообразии самого феномена культуры. Но классифицируя в соответствии со сложившимся словоупотреблением различные области культуры, следует учитывать то обстоятельство, что культура — это не только различные области действительности, но и действительность человека в этих областях, глобальная сфера человеческой жизни. Все, чем мы пользуемся в области культуры (в том числе и само понятие культуры), было когда-то открыто, осмыслено и введено в глобальный мир человеческой повседневности. Культура — это уровень отношений, которые сложились в коллективе, те нормы и образцы поведения, которые освящены традицией, обязательны для представителей данного этноса и различных его социальных групп. Культура предстает формой трансляции социального опыта через освоение каждым поколением не только предметного мира культуры, навыков и приемов технологического отношения к природе, но и культурных ценностей, образцов поведения. Причем эта регулирующая социальный опыт роль культуры такова, что она формирует устойчивые художественные и познавательные каноны, представление о прекрасном и безобразном, добре и зле, отношении к природе и обществу, сущему и должному и т. п.

Цивилизации Древнего мира. Архаичная культура. Период первобытности в истории человечества длился много сотен тысяч лет. Уже тогда начал складываться самый древний культурный тип – архаичная культура (сложилась примерно 60 000 лет тому назад).

С высот современного цивилизованного  развития, в аспекте ретроспективного (обращенного вспять, назад) видения, древние культуры обретают значимость прежде всего в своих достижениях, послуживших своего рода субстанцией (первоосновой) современного научно-технического мира. Народы, первыми в истории создавшие культуру, заслуживают и интереса, и уважения со стороны потомков. Особенность архаичной культуры заключалась в том, что все творческие силы, всю свою природную одаренность древние люди расходовали не столько на то или иное изобретение, сколько на свое выживание. Если что-то и изобреталось, то только в утилитарных целях.

Общие черты древних цивилизаций  и их специфические особенности. Первые цивилизации возникают в  бронзовом веке (IV-III тыс. до н.э.). Время в таких культурах не имеет протяжённости, оно циклично. И прошлое, и настоящее, и будущее связаны с посевом и ожиданием урожая. Вид занятий, будь то сбор урожая или охота, да и вся жизнь в лоне суровой природы требовала коллективизма. Необъяснимые жизненные и природные явления были предпосылкой для тех черт и особенностей, которые характерны для древних культур. Рассмотрим эти особенности подробно. К самым древним цивилизациям относят древневосточные культуры Месопотамской, Египетской, Индийской, Китайской, Иранской цивилизаций. Они представляют тип аграрной культуры.  Отношения первобытного человека к природному миру нашли отражение в мифологическом сознании, которое по-своему организует и объясняет сложную и противоречивую действительность. Миф сам по себе еще не вера и не знание, а чувственно переживаемая действительность. Миф – это взгляд на жизнь, на природу (см. лекцию 2). Культура первобытного общества отличается синкретизмом (от греческого synketismos – соединение) – синтезом разнородных воззрений, сочетанием рациональных знаний с религиозными верованиями. Это нашло отражение в тотемизме, анимизме, фетишизме, в ранних формах искусства и т.д. Мир в целом представлялся дикарю одушевленным. Недаром в его видении создаются нереальные образы, наделённые человеческими свойствами, получеловеческим обликом. Это и индийские речные нимфы, и славянские русалки, и египетские сфинксы, и древнегреческие кентавры. Он верил, что они обладают душами, подобными его собственной, и соответственно общался с ними. Когда первобытный человек называл себя именем животного и называл его своим «братом», воздерживался от его умертвления, такое животное называлось тотемным, отсюда и явление тотемизма (от северо-индейского toteman – род) – вера в кровно-родственные связи между родом и определенным растением или животным. Например, почитание крокодила в Древнем Египте, коровы – в Индии. Тотем – это не просто животное, а божественное животное. Реальные животные вовсе не есть боги, однако в них мистически присутствует тотем, точно так же, как тотем мыслится в виде конкретного животного. Мифологическое мышление ничуть не смущается очевидной логической несовместимостью этих характеристик. Стоило спросить у индейца, верит ли он, что предком его племени была выдра, он ответит, что была выдра, но не такая, какая существует в действительности, а выдра-человек, т.е. обладающая способностью менять облик мужчины или женщины на облик выдры. Верования в первобытном обществе являли собой реакцию человека на восприятие Вселенной.

Тесно связанные с мифическими  воззрениями, они основывались на анимизме – (от лат. anima – дух, душа) – наделение природных явлений человеческими качествами. Даже в более позднее время, с установлением христианства в легендах о русалках появилась новая тема: они описывались как существа, страстно желающие получить душу. Христиане считали, что русалка может обрести душу, только пообещав оставить море. С появлением представлений о душе, духах, архаичный человек оживлял всю природу и оказывался в совершенно ином мире. Он был уверен, что духи помогают либо мешают в их делах. К примеру, остерегаясь лесных духов, оберегающих обитателей лесов и преследующих их охотников, люди изобрели обезвреживающую от сглаза и усыпляющую бдительность духов словесную формулу: ни пуха ни пера. Носителям современного русского языка не всегда известна этимология данного фразеологизма, но первоначальное значение его сохранилось и понятно всем – пожелание удачи.  В Древнем Египте пирамиды охраняли души. В одном случае дух принимал вид юноши с длинными зубами, в другом – это была обнажённая женщина, которая своей призрачной красотой завлекала грабителя, а затем насылала на него губительные чары.

Анимизм переплетается с  фетишизмом (от лат. fetiche – идол, талисман) – верой в сверхъестественные свойства материальных вещей, как природных, так и созданных человеком. Фетишизм есть обожествление особого предмета, который мистически связан с судьбой людей. Иными словами, фетишизм – это одушевленная вещь, это культ вещей. Архаичные люди верили, что у каждого из них есть личный дух, поэтому каждый человек должен был защищать свой личный дух от демонов. Этой цели служили орнаментированная одежда, татуировка, амулет. Чтобы не проник демон (чужой злой дух) к ним в тело, к их душе, они все отверстия в одежде украшали орнаментами, раскрашивали лица, руки, либо носили маски. Наши далекие предки в случае смерти вождя племени не дотрагивались ни до тела, ни до его вещей, чтобы не вызвать гнев духов, забравших его душу.

Огромную роль в верованиях древних обитателей Двуречья играл культ воды. Вода считалась источником доброй воли, приносящей урожай и жизнь, а также это недобрая стихия, причина разрушений и бед. Другим важным культом был культ небесных светил. В их неизменности и чудесном движении жители Вавилона видели проявление божественной воли. Шумеры, египтяне, арии, ханцы (древние китайцы) приложили огромные усилия, чтобы разобраться в бескрайнем и непостижимом мире: они представили эти силы в обличии богов. Наиболее древней формой религии является магия (от греч. mageia – волшебство), представляющая собой ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами. Магическая деятельность – попытки воздействовать на олицетворенные закономерности природы эмоциональным, божественным словом, жертвоприношениями, обрядовыми телодвижениями – казалась столь же нужной для жизни общины, как и любой общественно-полезный труд. С поверьями связывают прекрасные памятники каменного века – написанные красками, а также выгравированные на камнях изображения, которыми покрывали стены и потолки подземных пещер – пещерные росписи. Люди того времени верили в магию: они считали, что с помощью картин и других изображений могут воздействовать на природу. Считалось, например, что нужно поразить стрелой или копьем нарисованного зверя, что обеспечит успех предстоящей охоты. Проблема сохранности имущества египетских фараонов, с которым они отправлялись в загробный мир, волновала ещё строителей пирамид. Против грабителей применялись хитроумные системы ловушек, ложных ходов…Но особенно жрецы рассчитывали на страшную силу заклятий. Средневековые арабские авторы описывают магических «стражей пирамид следующим образом: одну из гробниц, например, стерегла статуя, во лбу которой был укрыт «змей», нападавший на каждого, кто приближался», другую пирамиду сторожил колосс, вырезанный из чёрного и белого оникса, с копьём в руке. Стоило появиться непрошеному пришельцу, как из недр статуи раздавался глухой звук, и непрошеный гость падал замертво. Магия для древних была не просто способом исполнения личных или коллективных желаний, а как бы представляла собой ширму, защищающую человека от таинственных сил. Наиболее высшим магическим искусством обладали люди, от которых зависели жизнь и процветание народов и племен, − цари и жрецы. Египетские фараоны, например, помимо всем известного тронного имени, имели еще и тайное имя, тщательно скрываемое от посторонних; сохранение этой тайны было залогом жизненной силы и здоровья царя. Согласно представлениям древних шумеров, боги принимали жертвы и молитвы лишь от особым образом очищенных и внешне, и внутренне людей, поэтому местные жрецы выводили особыми составами все волосы на лице и теле. Похожие воззрения существовали и у индийских брахманов; их жизнь определялась большим количеством запретов и ограничений. Им нельзя было совершать действия, считавшиеся «нечистыми». Но в магическую броню облачались не только цари и жрецы – ее несли на себе целые народы. К примеру, негритянские знахари Америки лечили людей лекарственными травами, но никому не открывали своих секретов, так как верили, что чудодейственное средство потеряет силу, если раскрыть колдовство другим людям. Под безобразными масками, ожерельями из костей и прочими нелепыми атрибутами их магии пряталась настоящая сила и мудрость, порой недоступная белому человеку.

Религиозные верования продолжали играть важную роль в архаичной культуре более позднего периода (так называемой культуре древних царств), постепенно усложняясь и приобретая новые формы. Сакральные существа, боги, напоминают уже царей, правителей, верховных  жрецов, то есть они обретают антропоморфное воплощение, становясь выражением и  олицетворением уже не общинного, а  государственного порядка. Теперь боги следили за исполнением раз и  навсегда установленных законов, а  человек поддерживал богов. Такое  совместное участие в культуре древних  царств было закреплено с помощью  мифов и сакральных преданий. Их сценарий сводился к следующему: боги создали мир и порядок, заплатив за это своей жизнью или кровью, в благодарность люди должны жертвовать богам и исполнять установленные  ими законы. Отсюда и развивался царский культ.

В основе древневосточного государства лежит идеал абсолютного  единства, отрицающий проявления индивидуальности и свободы человека. В этом и  состоит духовная суть восточной  деспотии. Такой тип государственности  характерен для всех стран Древнего Востока – Египта, Индии, Шумера, Китая. И шумерский владыка, и  египетский фараон, и китайский император  – это не просто предводители войска либо дружины, захватившие в свои руки бразды правления,  а это правители-жрецы, воплощающие в себе божественную сущность и сами именующиеся богами. Благополучие людей зависит от них. Так развивалась теократия – форма правления, при которой власть принадлежит жрецам, духовенству, правителям-жрецам.

Цивилизация Древнего мира отмечена не только мифологическими  и религиозными представлениями  и верованиями, но и философскими воззрениями. Древнеиндийская цивилизация оставила мировой философии свои Веды (свод поучений, гимнов, наблюдений над природой, представлений о мироздании), учения (буддизм, индуизм, джайнизм и т. д.). Буддизм выдвинул в качестве основного вопрос о жизненном пути человека и избавлении его от страданий, а источником страданий являются страсти: жажда наслаждений, власти, обладания. Проповеди Будды обосновывают пути достижения нирваны, т.е. того, как избежать страданий вечного перерождения (сансары) и обрести состояние покоя и блаженства. Индуизм предполагает почитание не только верховных божеств, но и священных животных и растений (коровы, змеи, лотоса и др.). Джайнизм, не признавая существование бога-творца, считает душу вечной субстанцией, а мир – изначальным. Джайнизм не знает противопоставления материального и духовного. Душа, согласно этому учению, присутствует в каждом растении, в любой вещи. Представление о всеобщей одушевленности природы определяет главенство в джайнистской этике принципа ненанесения вреда живым существам.

В Древнем Китае в виде самостоятельной философской доктрины существовал даосизм – учение о великом Дао, всеобщем законе и  абсолюте. Дао обеспечивает многообразие вещей и явлений в природе, человек не в силах изменить естественный порядок вещей, поэтому удел человека – пассивное созерцание естественного  хода событий и стремление постичь  дао. Другое философское учение Древнего Китая – конфуцианство – основывается на важнейших достоинствах – гуманности и чувстве долга. В этом учении преобладала проблема нравственного воспитания и управления, естественной гармонии общественной жизни. Основатель конфуцианства предлагал распространить принцип семейных отношений на государственные (глубокое уважение к старшим и вышестоящим по чину) через ритуализированный этикет.

Государственная культура в  Древнем Китае совершенствовалась в соответствии с динамикой всей культурной жизни. В духовной культуре стала развиваться иероглифическая  письменность, которая существовала уже в XV в. до н.э. и насчитывала более 2000 иероглифов. Благодаря своему основному принципу связи между реальным образом и символом, она не была жестко связана с лингвистическими особенностями конкретного произношения и могла использоваться носителями любого языка, что способствовало культурному сближению народов различных царств. Наиболее ранними памятниками древнекитайской литературы и философии считаются «Книга песен» и «Книга перемен».

Своеобразием индийской  письменности, которая известна с III в. до н.э., были пиктограммы. Первые письменные источники – «Веды» – называют «священными письменами». Высочайших высот в Древней Индии достигла лингвистика. Индийскими учеными были описаны и проанализированы десятки тысяч древнейших текстов и была создана грамматика Панини. Древнеиндийский язык санскрит – ныне мертвый – стал праязыком всех индоевропейских языков (в том числе и русского). Сочетанием иероглифов и пиктограмм отличалась египетская письменность. Комбинированность эта нашла отражение в изображении алфавитными, слоговыми и картинно-образными  знаками. А самое древнейшее письмо принадлежит самой древней цивилизации – шумерской. Это шумерская клинопись.

Особенность науки в культуре Древнего Египта заключалась в том, что научные знания носили практический характер и использовались в основном в сельском хозяйстве. Наука здесь  не смогла стать теоретической и  абстрагироваться от прагматических потребностей. Распространенность мумификации обусловила развитие медицины и химии. Египтяне обладали немалыми знаниями о работе сердца, кровообращения, о некоторых  функциях мозга. Они умели трепанировать  череп, пломбировать зубы и т.д. Уникальных успехов достигло в Древней Индии  учение о полной здоровой жизни человека. Неслучайно здесь зародилась наука  о долголетии, в основе которой  лежит учение о способах достижения высшей гармонии души и тела, которая  способна дать человеку естественное и полноценное долголетие. Индийским  медикам были известны сотни хирургических  операций. Авторами же первых медицинских  книг – сборников рецептов –  были шумеры. Во все времена первобытные  люди использовали богатства природы  для лечения разных болезней. Китайцы  пользовались целебными натуральными свойствами из аптечки природы для  профилактических целей.

Информация о работе Контрольная работа по "Культурологии"