Контрольная работа по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 16:56, реферат

Описание работы

Специфика культуры цивилизаций Древнего мира: общее описание.
Мифология, магия и религия Древнего Египта. Взаимоотношения людей и богов.
Культурная революция Эхнатона и ее значение.
Древнеегипетские сюжеты в мировой художественной культуре.
Специфика и вклад культуры Древней Месопотамии в мировую культуру.

Файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 128.17 Кб (Скачать файл)

По представлениям древних  египтян, посмертное блаженство можно  получить не за добрые дела и праведную  жизнь на земле, а благодаря соблюдению некоторых обрядов заупокойного культа (постройка гробницы, приготовление  мумии, проведение специальных церемоний).

Во времена Нового царства  была сделана попытка развить  этический элемент в заупокойном  культе и стала разрабатываться идея о загробном воздаянии за земные поступки. В одной из глав знаменитой «Книги мертвых», где содержатся наиболее полные сведения о заупокойном культе, подробно излагается процедура загробного суда в виде взвешивания сердца умершего на весах перед Осирисом. Покойный отчитывается о своей земной жизни, говорит, что он не совершал преступлений и дурных дел. Бог Тот и богиня правосудия Маат проверяют правильность слов умершего, взвешивают его сердце. Если умерший вел неправедную жизнь, то его бросают в пасть чудовища, которое его пожирает. Если же он вел жизнь праведную, то он попадает на благодатные поля Иалу, где проводит вечную беспечальную жизнь.

Однако этический момент в египетской религии был выражен  еще в зачаточной степени и  не получил развития. Дорогостоящим  и сложным был ритуал захоронения  знатных лиц и вельмож, строивших  себе внушительные гробницы. Особой пышностью  отличался заупокойный культ  умершего фараона. Знаменитые пирамиды фараонов IV династии или грандиозные  скальные дворцы фараонов XIX—XX династий, наполненные несметными сокровищами  и ценнейшими произведениями искусства,—  красноречивые свидетельства мощи деспотической власти и огромного  значения заупокойного культа в системе  египетской религии. Вместе с тем  огромные средства, направляемые на строительство  гробниц, заупокойных храмов, создание рельефных изображений и настенных  росписей, многочисленных статуй, предметов  погребального культа, их огромное идеологическое значение в жизни  египтян способствовали развитию зодчества, архитектуры, скульптуры, направляли его  развитие по вполне определенным путям  художественного творчества.

Господство религиозного мировоззрения не могло подавить, проявления элементов скептицизма  и прямого неверия в богословские догмы. До нашего времени дошли произведения, в которых выражается сомнение в  истинности жреческих поучений («Беседа  разочарованного со своей душой»), в бесполезности заупокойного культа и рекомендуется пользоваться всеми  радостями земной жизни («Песнь арфиста»). Однако это были лишь единичные, робкие попытки свободной мысли. В целом  религиозное мировоззрение пронизывало  все стороны ЖИЗНИ древних  египтян. 

 

 Язык. Письменность. Система обучения 

 

Разговорный и литературный язык древних египтян менялся  на протяжении почти 4-тысячелетней истории  народа. и прошел пять последовательных стадий своего развития. В научной литературе различают: язык Древнего царства—язык древнеегипетский; среднеегипетский — классический язык, называемый так потому, что именно на нем написаны лучшие литературные произведения, считавшиеся впоследствии образцами для подражания; новоегипетский язык (XVI—VIII вв. до н. э); демотический язык (VIII в. до н. э.— V в. н. э.); коптский язык (Ш—VII вв. н. э.). Несмотря на наличие преемственности между этими языками, каждый из них был особым языком с отличной друг от друга грамматической и лексической структурой. Соотношение между ними было приблизительно таким, например, как между древнесла-вянским, древнерусским и русским языками. Во всяком случае египтянин Нового царства с трудом мог понимать речь своего предка, живущего во времена Среднего царства, не говоря о более древних эпохах. Египетский язык был разговорным живым языком коренного населения долины Нила и за ее пределы практически не выходил даже при создании великой Еги^, петской империи в эпоху^ Нового царства.! Египетский язык стал мертвым (т. е. на нем не разговаривали) уже в Ш в. н. э., когда на смену ему пришел коптский язык. С VII в. н. э. коптский стал вытесняться языком завоевателей — арабов и постепенно стал забываться. В настоящее время в Арабской Республике Египет проживают около 4,5 млн. коптов (египтян-христиан), которые говорят на арабском языке, но богослужение проводят на коптском, последнем реликте древнеегипетского языка.

Для фиксации различных явлений  многообразной жизни и хозяйственной  деятельности древние египтяне создали  своеобразную и сложную систему  письменности, которая могла передавать разные оттенки мысли и сложные  движения человеческой души. Египетская письменность зародилась в конце IV тысячелетия до н. э., прошла длительный путь формирования и как развитая система сложилась ко времени Среднего царства. Ее исходной основой было рисуночное письмо, пиктография, в которой каждое слово или понятие (например, «солнце», «дом» или «взятие в плен») изображалось в виде соответствующих рисунков (солнца, дома или людей со связанными руками).

С течением времени по мере усложнения управления, необходимости  более частого применения письма для различных нужд рисуночные знаки  стали упрощаться. Отдельные рисунки  стали изображать не только данные конкретные понятия солнца, дома, быка и т. д., а звуковые сочетания, слоги,- с помощью набора которых можно  было выражать и многие другие слова  и понятия.

Египетская письменность составлялась из определенного набора знаков, передающих звуки произносимых слов, символов и стилизованных рисунков, поясняющих смысл данных слов и понятий. Такие письменные знаки получили название иероглифов, а египетская письменность — иерог-лифики. К середине II тысячелетия до н. э. наиболее употребительных иероглифов насчитывалось около 700, а в греко-римскую эпоху — несколько тысяч. Благодаря органическому сочетанию знаков, обозначающих слоги, идеограмм, поясняющих смысл слова, и детерминативов-рисунков, как бы окончательно проясняющих понятие в целом, египтянам удавалось точно и ясно передавать не только простые факты действительности и хозяйства, но и сложные оттенки отвлеченной мысли или художественного образа.

Материалом для написания  иероглифов служили: камень (стены храмов, гробниц, саркофагов, стелы, обелиски, статуи и т. п.), глиняные черепки (остраконы), дерево (саркофаги, доски и т. д.), кожаные свитки. Широкое применение получил папирус. Папирусная «бумага» изготовлялась из специально приготовленных стеблей растения папирус, в изобилии произраставшего в заводях Нила. Отдельные листы папируса склеивались в свитки, длина которых обычно достигала нескольких метров, но нам известны свитки в 20 м и даже в 45 м длиной (так называемый Большой папирус Хар-рис). Писцы писали обычно кисточкой, изготовляемой из стебля болотного растения каламус, один конец которого писец разжевывал. Смоченную в воде кисть обмакивали в углубление с красной или черной краской (чернила).

Если текст наносили на твердый материал, писец тщательно  выводил каждый иероглиф, но если запись делалась на папирусе, то иероглифические  знаки деформировались и видоизменялись до неузнаваемости по сравнению с  оригиналом-образцом. Так получился  своего рода курсив иероглифического письма, который называется иератическим письмом или иерати-кой. Отношение иероглифики и иератики можно сравнить с разницей печатного шрифта и рукописного письма.

С VIII Б. до н. э. появился новый вид письма, при котором несколько знаков, ранее писавшихся раздельно, теперь сливаются в один знак, что убыстряло процесс написания текстов и тем самым способствовало распространению письменности. Этот тип письма получил название демотики, демотического   (т. е.  народного)   письма.

Постепенное совершенствование  письменности привело к выделению 21 простого знака, изображающего отдельные  согласные звуки. По существу, это  были первые алфавитные знаки. На их основе развилось алфавитное письмо в южном  царстве Мерое. Однако в самом Египте алфавитные знаки не вытеснили более громоздкую, но более привычную с имвол и ческ о-понятийную иероглифическую систему. Алфавитные знаки употреблялись в этой системе как ее органическая часть. 

 

 Литература 

 

Египтяне создали богатую, насыщенную интересными идеями и  художестве нными образами литературу, древнейшую в мире. ( Особенностью литературного процесса в Египте было непрерывное и преемственное совершенствование первоначально найденных литературных жанров и художественных приемов. Развитие литературы как одной из важнейших частей культуры определялось характером социально-экономического развития страны, политического могущества египетского государства. Вместе с тем направление литературного процесса зависело от общего характера религиозного мировоззрения, разработанности египетской мифологии и организации культа. Абсолютная власть богов, в том числе и царствующего фараона, полная зависимость от них человека, подчиненность земной жизни людей их посмертному существованию, сложные взаимоотношения многочисленных богов в египетских мифах, насыщенный символикой театрализованный культ,— все это диктовало главные идеи, систему художественных образов и приемов многих литературных произведений. [

Своеобразие иероглифической  письменности, в частности обилие разнообразных знаков-символов, расширяло  творческие возможности авторов, позволяло  создавать произведения с глубоким и многоплановым контекстом.

Питательной почвой литературы стало устное народное творчество, от которого сохранились остатки  в виде немногих песенок, исполняемых  во время трудовых процессов (например, песнь погонщика быков), незатейливых притч и поговорок, сказок, в которых, как правило, невинный и трудолюбивый герой добивается справедливости и  счастья.

Корни египетской литературы восходят к IV тысячелетию до н. э., когда были созданы первые литературные записи. В эпоху Древнего царства появились зачатки некоторых жанров: обработанные сказки, дидактические поучения, биографии вельмож, религиозные тексты, поэтические произведения. Во времена Среднего царства жанровое разнообразие увеличивается, углубляется содержательная сторона и художественное совершенство произведений. Достигает классической зрелости прозаическая литература, создаются произведения высочайшего художественного уровня («Рассказ Синухета»), вошедшие в сокровищницу мировой литературы. Своей идейно-художественной завершенности египетская литература достигает в эпоху Нового царства, эпоху высшего развития египетской цивилизации.

Наиболее полно представлен  в египетской литературе дидактический  жанр поучений и близко стоящих к  ним пророчеств. Одним из древнейших образцов поучений является «Поучение  Птахотепа», везира одного из фараонов V династии. Позднее жанр поучений представлен многими произведениями, например: «Поучение Гераклео-польского царя Ахтоя своему сыну Мерика-ра» и «Поучение фараона Аменемхета I», в которых излагались правила управления государством, «Поучение Ахтоя, сына Дуау-фа» о преимуществах должности писца перед всеми другими профессиями.

Из поучений Нового царства  можно назвать «Поучение Ани» и «Поучение Аменемо-пе» с подробным изложением правил житейской морали и традиционной нравственности.

Особой разновидностью поучений были пророчества мудрецов, предсказывающих  наступление бедствий для страны, для господствующего класса, если египтяне будут пренебрегать соблюдением  норм, установленных богами. Как  правило, такие пророчества описывали  реальные бедствия, происшедшие во времена народных восстаний, вторжений  иноземных завоевателей, социальных и политических потрясений, как, например, в конце Среднего или Нового царства. Наиболее известными произведениями этого  жанра были «Речение Ипу-сера» и «Речение Неферти».

Одним из излюбленных жанров были сказки, в которых сюжеты народных сказок были подвергнуты авторской  обработке. Некоторые сказки стали  настоящими шедеврами, оказавшими влияние  на создание сказочных циклов других народов Древнего Востока (например, на цикл «Тысяча и одна ночь»).

Наиболее известными примерами  были собрание сказок «Фараон Хуфу и чародеи», «Сказка о потерпевшем кораблекрушение», «Сказка о Правде и Кривде», «Сказка о двух братьях», несколько сказок о фараоне Петубастисе и др. В этих сказках сквозь господствующие мотивы преклонения перед всесилием богов и фараона пробиваются идеи добра, мудрости и смекалки простого труженика, который в конечном итоге одерживает победу над хитрыми и жестокими вельможами, их жадными и коварными слугами.

Подлинными шедеврами  египетской литературы стали повесть  «Рассказ Синухета» и поэтическая «Песнь арфиста». В «Рассказе Синухета» повествуется о том, как вельможа из ближайшего окружения покойного царя Синухет, опасаясь за свое положение при новом фараоне, бежит из Египта к кочевникам Сирии. Здесь он живет много лет, совершает множество подвигов, занимает высокое положение у местного царька, но постоянно тоскует по своему родному Египту. Повесть заканчивается благополучным возвращением Синухета в Египет. Какое бы высокое положение на чужбине человек ни занимал, его родная страна, ее обычаи, образ жизни всегда будут для него высшей ценностью — такова основная идея этого классического произведения египетской художественной литературы. В «Песне арфиста» впервые в мировой поэзии были высказаны сомнения в возможности загробного существования и провозглашалась идея наслаждения всеми радостями земного бытия. 

 

  1. Специфика и вклад культуры Древней Месопотамии в мировую культуру.

 

Древние греки называли Месопотамией (Междуречье, или Двуречье) земли, расположенные между реками Тигр и Евфрат. В долине двух рек в IV тыс. до н.э. возник еще один очаг древних цивилизаций – культура столь же великая, как и в долине Нила. В отличие от Египта, где на протяжении трех тысячелетий обитал один и тот же народ и сложилось одно государство, в Месопотамии сменяли друг друга различные государственные образования – Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Иран. Здесь ассимилировали разные народы: воевали, торговали, возвышались, низвергались; строили и разрушали храмы и города. История и культура Двуречья более динамична по сравнению с консервативной и стабильной культурой Египта. Независимых городов-государств на территории Месопотамии в IV – III тыс. насчитывалось около 2 десятков. Наиболее значимыми из них были: Ур, Урук, Киш, Умма, Лагаш, Ниппур, Аккад и Вавилон, культурное и политическое значение которого возросло во II тыс. до н.э. Поскольку культурный фундамент Месопотамии был заложен Шумерами, и большинство городов было основано ими, то древнейший период принято называть шумерским. 
 
   Не позднее IV тыс. до н. э. на крайнем юге Месопотамии возникли первые шумерские поселения. Некоторые учёные полагают, что шумеры не были первыми обитателями южной Месопотамии, так как многие топонимические названия, бытовавшие там после заселения низовий Тигра и Евфрата этим народом, не могли происходить из шумерского языка. Возможно, что шумеры застали в южной 
 
Месопотамии племена, говорившие на языке, отличном от шумерского и аккадского, и заимствовали у них древнейшие топонимы. Постепенно шумеры заняли всю территорию Месопотамии (на севере - от района, где находится современный Багдад, на юге - до Персидского залива). Но откуда шумеры пришли в Месопотамию, выяснить пока не удаётся. Согласно традиции, бытовавшей среди самих шумеров, они прибыли с островов Персидского залива. 
 
   В северной части Месопотамии, начиная с первой половины III тыс. до н. э., жили семиты. Они были скотоводческими племенами древней Передней Азии и 
 
Сирийской степи. Язык семитских племён, поселившихся в Месопотамии, назывался аккадским. В южной Месопотамии семиты говорили на вавилонском, а к северу, в средней части долины Тигра, - на ассирийском диалекте аккадского языка. 
 
   Главные источники культурных познаний народов Месопотамии это написанные клинописью (протописью) различных направлений религиозные, эпические, поэтические, научные тексты, государственные документы и даже сохранившиеся художественные произведения. 
 
   Передняя Азия не случайно именуется колыбелью человеческой цивилизации. Действительно, многое из того, что окружает нас сейчас и чем мы пользуемся в повседневной жизни существовало уже более трех и четырех тысячелетий тому назад. В государствах Древнего Двуречья зародились основы математических знаний, сложилась десятичная система счета, установилось деление часового циферблата на 12 частей. Изучение небесных светил превратилось там в точную науку. Вавилонские жрецы, например, умели вычислять с большой точностью движение планет, время обращения Луны вокруг Земли. Шумерские и Вавилонские зодчие научились возводить высочайшие башни, строить не только плоские 
перекрытия, но и арочные конструкции, впоследствии перенятые древними римлянами.

Информация о работе Контрольная работа по "Культурологии"