Контрольная работа по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 17:27, контрольная работа

Описание работы

Цивилизация - (от лат. civilis — гражданский, государственный) Одним из первых понятие «цивилизация» в научный оборот ввёл философ Адам Фергюсон, который подразумевал под термином стадию в развитии человеческого общества, характеризующуюся существованием общественных классов, а также городов, письменности и других подобных явлений.

Файлы: 1 файл

культурология контр.docx

— 42.74 Кб (Скачать файл)
  1. Терминологический минимум:

Цивилизация -  (от лат. civilis — гражданский, государственный) Одним из первых понятие «цивилизация» в научный оборот ввёл философ Адам Фергюсон, который подразумевал под термином стадию в развитии человеческого общества, характеризующуюся существованием общественных классов, а также городов, письменности и других подобных явлений. 

Культурология -  (лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание; др.-греч. λόγος — мысль, причина) — наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности её развития. В задачи культурологии входит осмысление культуры как целостного явления, определение наиболее общих законов её функционирования, а также анализ феномена культуры как системы. Оформилась в самостоятельную дисциплину культурология в XX веке.

Культура - (лат. cultura — земледелие, воспитание, почитание) — понятие, имеющее множество значений в различных областях. В основном, под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением (религиозный культ, подражание) человека, проявлением его субъективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний). Культура является предметом изучения культурологии.

Тотемизм - некогда весьма распространенная и ныне ещё существующая религиозно-социальная система, в основании которой лежит своеобразный культ так называемого тотема.

Тотем - В научном смысле под  тотемом подразумевается класс (обязательно  класс, а не индивид) объектов или  явлений природы, которому та или  другая социальная группа, род, фратрия, племя, иногда даже каждый отдельный  пол внутри группы (Австралия), а иногда и индивид (Сев. Америка) — оказывают специальное поклонение, с которым считают себя родственно связанным и по имени которого себя называют. Нет такого объекта, который не мог бы быть тотемом, однако наиболее распространёнными (и, по-видимому, древними) тотемами были животные.

Обряд  или ритуал - совокупность условных, традиционных действий, лишённых непосредственной практической целесообразности, но служащих символом определённых социальных отношений, формой их наглядного выражения  и закрепления.  Некоторые религии используют обряды для закрепления в сознании верующих некоторых религиозных представлений и укрепления веры во всемогущие силы.

Периодизация - разбиение истории существования чего-либо на периоды, этапы.

Икона - (ср.-греч. εἰκόνα от др.-греч. εἰκών «образ», «изображение») — в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющееся предметом почитания, у православных и католиков закреплённого догматом Седьмого Вселенского собора 787 года.

В искусствоведении иконами обычно называются изображения, выполненные в рамках восточнохристианской традиции на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой доске, покрытой левкасом, то есть алебастром, развёденным с жидким клеем) и снабженные специальными надписями и знаками.

Иконостас - (ср.-греч. εἰκονοστάσιον) — алтарная перегородка, более   или менее сплошная, от северной до южной стены храма, состоящая из одного или нескольких рядов упорядоченно размещённых икон, отделяющая алтарную часть православного храма от остального помещения.

Самый большой в России иконостас  находится в Успенском   соборе Рязанского кремля.

 

Фреска - (от итал.  affresco — свежий) живопись водяными красками по свеженанесенной, сырой штукатурке.

Роспись – (подпись) уникальная совокупность символов, написанных от руки, с применением определенных оформительных приёмов, служащая для идентификации человека.

Мозаика - (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение) посвящённое музам) — декоративно-прикладное и  монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

Барельеф - (фр. bas-relief) - выпуклое изображение отдельных человеческих фигур, целых групп или каких-либо предметов. Собственно барельефом, т. е. низким рельефом, называется изображение слабой выпуклости.

Горельеф -  (haut - высокий и relief - рельеф, выпуклость). Это вид скульптуры, высокий рельеф, в котором выпуклое изображение сильно выступает над плоскостью фона, возможно, даже более чем на половину своего объёма, а иногда оно лишь прикасается к фону, иногда отделяется от него в деталях. Горельефы часто использовались в архитектуре. 

Гравюра - (фр. gravure от нем. graben — копать или фр. graver — вырезать, создавать рельеф) — вид графического искусства, составная часть такого понятия как эстамп, подразумевающего создание разными способами оттисков с печатных форм.

Керамика -  (др.-греч. κέραμος — глина) — изделия из неорганических, неметаллических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.

Свастика -  крест с загнутыми концами («вращающийся»), направленными либо по часовой стрелке, либо против неё. Это один из самых древних и широко распространённых графических символов. В XX веке свастика (нем. Hakenkreuz) получила известность как символ нацизма и гитлеровской Германии и в Западном мире стала устойчиво ассоциироваться именно с гитлеровским режимом и идеологией.

Народная  культура — это культура широких народных масс, которая формируется с момента образования национального государства. В основе народной культуры лежит опыт масс и самодеятельное творчество населения. Народная культура проявляется в обычаях и традициях, закрепляется моралью и законами. Овладевание элементами народной культуры не требует специальной подготовки и образования. 

Материальная культура - включает в себя разнообразные по типам и формам «артефакты», где природный материал и объект превращается в вещественный, т.е. в предмет, созданный творческой деятельностью человека.

Духовная культура - это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом.

Массовая  культура - в конце XIX века, в связи с повышением образовательного и культурного уровня основной массы населения и началом развития массового производства, появилась возможность распространения некоторых элементов элитарной культуры среди широких слоев населения. Таким образом, возникает феномен массовой культуры. Массовая культура возникает на стыке элитарной и народной культуры и предлагает широким массам упрощенные элементы элитарной культуры, потребление которых по-прежнему не требует специальной подготовки. Доступность массовой культуры достигается, прежде всего, растущими возможностями массового производства в материальной и духовной сферах.

Субкультура - (лат. sub — под и cultura — культура; подкультура) часть культуры общества, отличающаяся от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры.

Контркультура - направление развития современной культуры, противостоящей сложившийся духовной атмосфере современного индустриального общества. Контркультура получила распространение среди части молодежи стран Запада в 60 – 70-х годах ХХ века.

Высокая культура - это культура, противопоставляемая массовой культуре по типу воздействия на воспринимающее сознание, сохраняющего его субъективные особенности и обеспечивающего смыслообразующую функцию

Витраж - (фр. vitre — оконное стекло, от лат. vitrum — стекло) — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.

Эпос -  (др.-греч. ἔπος — «слово», «повествование») — героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир и героев-богатырей.

Лирика - (от греч. lyrikos - произносимый под звуки лиры) - род литературный(наряду с эпосом, драмой), предмет отображения которого – содержание внутренней жизни, собственное "я" поэта, а речевая форма – внутренний монолог, преимущественно в стихах.

Роман - литературный жанр, как правило, прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный, нестандартный период его жизни.

Поэма-  (др.-греч. ποίημα), крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом.

Опера - (итал. opera — дело, труд, работа; от лат. opera — труд, изделие, произведение) — жанр музыкально-драматического искусства, в котором содержание воплощается средствами музыкальной драматургии, главным образом посредством вокальной музыки.

Оратория - (лат. oratorium, итал. oratorio) — крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. В прошлом оратории писались только на сюжеты из Священного Писания. Отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от кантаты — большими размерами и разветвлённостью сюжета.

Месса (итал. messa, от лат. missa) — основная литургическая служба в латинском обряде Католической Церкви. Состоит из начальных обрядов, Литургии Слова, Евхаристической Литургии и заключительных обрядов. Во время  Евхаристическо Литургии, согласно учению церкви, происходит пресуществление: хлеб и вино становятся Телом и Кровью Иисуса Христа.

Концерт - (лат. concertо — состязаюсь) — публичное исполнение музыкальных произведений, балетных, эстрадных и т. п. номеров по определённой, заранее составленной, программе.

Миниатюра - (от лат. minium — красные краски, применявшиеся в оформлении рукописных книг) — в изобразительном искусстве живописные, скульптурные и графические произведения малых форм, а также искусство их создания.

Барокко -  (итал. barocco — «порочный», «распущенный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca — «жемчужина неправильной формы» (дословно «жемчужина с пороком»); существуют и другие предположения о происхождении этого слова) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко противостояло классицизму и рационализму.

 

Рококо - (фр. rococo, от фр. rocaille — дробленый камень, декоративная раковина, ракушка, рокайль, реже рококо) — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. 

Готика - период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV-XVI века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». Но готика охватывает практически все произведения изобразительного искусства данного периода: скульптуру, живопись, книжную миниатюру, витраж, фреску и многие другие.

Архитектура (зодчество)  - (лат. architectura от др.-греч. αρχι — старший, главный и  др.-греч. τέκτων  — строитель, плотник) — искусство проектировать и строить здания  и сооружения  (также их комплексы). Архитектура непременно создает материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества

Классицизм - (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   38.  Церковный раскол и русская  культура.

Церковный Раскол – отделение от русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформы патриарха Никона (1653 – 1656 гг.); религиозно-общественное движение, возникшее в России в XVII в. В 1653, желая укрепить Русскую православную церковь, патриарх Никон приступил к осуществлению церковной реформы, призванной ликвидировать разночтения в книгах и обрядах, накопившиеся за долгие столетия, и унифицировать богословскую систему на всей территории России. Часть церковнослужителей во главе с протопопами Аввакумом и Даниилом предлагали при проведении реформы опираться на древнерусские богословские книги. Никон же решил использовать греческие образцы, что, по его мнению, облегчит объединение под эгидой Московской патриархии всех православных церквей Европы и Азии и тем самым усилит его влияние на царя. Патриарха поддержал царь Алексей Михайлович, и Никон приступил к реформе. На Печатном Дворе начался выпуск исправленных и вновь переведенных книг. Вместо старорусской была введена греческая обрядность: двоеперстие было заменено троеперстием, символом веры был объявлен четырехконечный крест вместо восьмиконечного и т.д. Нововведения были закреплены Собором русского духовенства в 1654 году, и в 1655 году одобрены константинопольским патриархом от имени всех восточных православных церквей.  Однако реформа, проводимая поспешно и насильственно, без подготовки к ней русского общества, вызвала сильное противоборство в среде русского духовенства и верующих. В 1656 году защитники старых обрядов, признанным лидером которых стал протопоп Аввакум, были отлучены от церкви. Но эта мера не помогла. Возникло течение старообрядцев, создавших свою церковную организацию. Массовый характер  раскол  приобрел после решения Церковного собора 1666— 1667 гг. о казнях и ссылках идеологов и противников реформы. Старообрядцы, спасаясь от преследования, уходили в далекие леса Поволжья, европейского севера, в Сибирь, где основывали раскольничьи общины - скиты. Ответом на преследования так же стали акции массового самосожжения, запощевания (голодной смерти). Движение старообрядцев приобрело и социальный характер. Старая вера стала знамением в борьбе против усиления крепостничества. Наиболее мощно протест против церковной реформы проявился в Соловецком восстании. Богатый и знаменитый Соловецкий монастырь открыто отказался признать все новшества, введенные Никоном, повиноваться решениям Собора. В Соловки было послано войско, но монахи затворились в монастыре, оказали вооруженное сопротивление. Началась осада монастыря, длившаяся около восьми лет (1668 - 1676г.). Стояние монахов за старую веру послужило примером для многих. После подавления Соловецкого восстания усилились гонения на раскольников. В 1682 году были сожжены Аввакум и многие его сторонники. В 1684 году последовал указ, по которому староверов надлежало пытать, а в случае не покорения - сжечь. Однако и эти репрессивные меры не ликвидировали движение сторонников старой веры, их число в XVII в. постоянно росло, многие из них покинули пределы России. В XVIII в. наметилось ослабление преследования раскольников правительством и официальной церковью. Тогда же в старообрядчестве наметилось несколько самостоятельных течений.  

Информация о работе Контрольная работа по "Культурологии"