Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 14:47, контрольная работа
Такие элементы культуры как нормы, ценности, знания, ориентации составляют определенную систему и в качестве таковой входят во взаимодействие с другими компонентами общественной регуляции (экономика, социальная структура и политика). Однако не только указанные социальные институты являются носителями культуры, в которых воспроизводятся и распространяются ее элементы. Важным фактором, определяющим ее функционирование, и ее «носителем» является также личность. В ее поведении и внутреннем мире те обычаи, нормы и ценности, которые имеются в составе культуры, срабатывают или же не срабатывают, а подчас могут подвергаться разного рода трансформации.
1. Культура и личность……………………………………………….…………3
1.1 Социальная сущность личности……………………………………………3
1.2 Личность в разных культурах………………………………………………6
1.3 Типы социализации личности………………………………………………8
1.4 Модернизация и личность……………………………………………….…11
Заключение………………………………………………………….…………15
Список литературы………………………………………………………………16
Содержание
1. Культура
и личность……………………………………………….…
1.1 Социальная
сущность личности…………………………………
1.2 Личность
в разных культурах………………………………
1.3 Типы социализации личности………………………………………………8
1.4 Модернизация и личность……………………………………………….…11
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Такие элементы
культуры как нормы, ценности, знания,
ориентации составляют определенную систему
и в качестве таковой входят во
взаимодействие с другими компонентами
общественной регуляции (экономика, социальная
структура и политика). Однако не
только указанные социальные институты
являются носителями культуры, в которых
воспроизводятся и
Конечно, та или иная степень индивидуализации имеется в каждой культуре, и поэтому зачастую рассматривается типичная или базовая личность в культуре как носительница принятых норм и ценностей, доминирующих в данном обществе.
Проблемы
личности рассматриваются разными
дисциплинами. Особенно здесь важна
роль социальной антропологии и психологии,
для которой личность представляет
некоторое интегрирующее
В русском языке принято словом личность обозначать либо отдельного человека в обществе, т.е. индивида, либо человека как носителя социальных характеристик, либо как совокупности свойств, присущих данному человеку и составляющих его индивидуальность.
Социология
культуры рассматривает не только объективные,
безличные аспекты
Каждая культура и каждый общественный строй по-своему формируют человека, придавая ему черты нормативного подобия или же разнообразия, допустимого в рамках определенной культуры или культурной группы. Степень индивидуализации сильно различается в разных культурных средах, и далеко не все общества имеют развитую идею личности.
В более развитых культурах именно появление индивидуальности способствует усилению дифференциации жизни и ее обогащению. Однако отношение к ней радикально отличается в зависимости от культурно-исторического типа. Обратим внимание и на то обстоятельство, что становление личности в истории культуры требует двух предпосылок.
Во-первых, нужна некоторая внутренняя ценностная ориентация, установка на самоценность «я», ее внутреннего мира, не совпадающего с требованиями внешнего мира, а иногда и противостоящего им.
Во-вторых, эта внутренняя отделенность и самостоятельность, способность противостоять общепринятому должна сдерживаться правилами поведения, ролевыми предписаниями, чтобы не подорвать принятые нормы, что могло бы ослабить сложившуюся («рутинную») и еще необходимую систему регуляции.
Религиозная реформация, а затем растущая секуляризация в ряде западных стран, развитие буржуазного общества и частной собственности обеспечивают постепенное обособление частной жизни от публичной, личных взглядов от тех, что приняты в обществе. Однако длительное время явное проявление инакомыслия и несходства в образе жизни сурово осуждалось в общественном мнении. Необходимость поддержания приличий и условностей воспринималось личностью зачастую как тяжелое бремя. Поддержание этих условностей при внутреннем несогласии с ними воспринималось как лицемерие, а их нарушение формировало различные виды предпринимательства, авантюризма и девиантного поведения. Лишь постепенно устанавливались терпимость, а то и безразличие к внутренней стороне жизни человека, однако при условии, что он не нарушает явно правовой кодекс.
Таким образом, личность является базовой субстанцией в развитии культуры, которая, в свою очередь, зависит от внешней среды, формирующей ее внутренние ценностные ориентации.
Личностное начало, идея личности как самостоятельного субъекта общественных отношений, опирающегося на свои собственные внутренние силы в той или иной мере, имеется в каждой развитой культуре. Однако существует заметное, а часто принципиальное различие в статусе личностного начала и его содержании в разных культурах, что зависит в значительной степени от характера религиозных компонентов данной культуры.
Культурная европейская традиция утверждает человека автономным субъектом деятельности, подчеркивает, прежде всего, его единство, цельность, тождественность «Я» во всех его проявлениях.
Напротив, в восточных культурах ролевые функции во многом перекрывает самосознание личности. Здесь человек рассматривается, прежде всего, как средоточие партикулярных обязательств и ответственности, вытекающих из его принадлежности к семье, общине, клану, религиозной общности и государству.
В классической
китайской традиции высшей добродетелью
считалось подчинение человека узаконенным
нормам и подавление им своего «Я».
Конфуцианские принципы утверждали
необходимость ограничения
Несколько
иначе выглядело отношение
Только в европейско-американской культуре личностное начало получило статус безусловности, не подчиненности другим регулятивным принципам (сакральные принципы, святость непреходящих ценностей, Священного Писания, общеобязательная идеология). Устойчивость внутреннего мира личности не зависит от каких-либо внешних авторитетов, так как в себе самом индивид находит те безусловные принципы, которые помогают ему выстоять в любых обстоятельствах и придать им смысл, опираясь на собственное суждение, руководствуясь чувством ответственности в отлаживании своей деятельности.
Происходившее
в западной цивилизации длительное
выяснение принципов
Психология и особенно психоанализ освободили нас от иллюзий своего «я» в той же мере, в какой литература и живопись низвергли портрет, который восторжествовал как жанр в эпоху великих побед классического рационализма».
Таким образом, для формирования устойчивой социокультурной структуры, обеспечивающей функционирование личности, необходимо подключение сложной и широко дифференцированной системы ориентации, выработанных в лоне западной цивилизации.
В каждом обществе вырабатывается процесс социализации личности, т.е. развития человека активного, полноценного члена общества. В его ходе осуществляется подключение индивида к социальной памяти данной общности, освоение им накопленных традиций. Через различные социальные механизмы и институты индивид осваивает необходимые производственные навыки, практические знания о естественной и социальной среде, культурные ценности и нормы. Существует немало определений процесса социализации, но, несмотря на некоторые различия в акцентах, сущность этого процесса понимается как усвоение индивидом необходимого для жизни в данном обществе социокультурного опыта.
Особенности
социализации зависят от исторически
конкретной социально-экономической
структуры и преобладающего типа
культуры. Поэтому говорят об особенностях
социализации в различных общественно-
На реальную судьбу личности влияет соотношение между социальными условиями, субъективными стремлениями и возможностями личности, связанными с внутренней культурой.
Конкретизируя
детерминанты социализации, следует
отметить социально-групповую, культурно-религиозную
и этническую принадлежность индивида,
характер трудовой деятельности, которой
занята общность в целом и каждая
отдельная семья - главный и первичный
механизм социализации, экономический
и социальный статус родителей и
ближайших родственников
Несмотря на многообразие стадиальных и культурных различий докапиталистических обществ, процесс социализации в них характеризовался общими чертами. В традиционном обществе не существовало специализированных институтов, и социализация отличалась малой расчлененностью и маловероятностью тех норм и ценностей, которые должны были усваиваться индивидами. Слабая дифференцированность, пространственная и временная ограниченность передачи социокультурного опыта жизни сковывают возможности первичных коллективов. Отсутствие институтов культуры, специальной системы образования и средств коммуникации приводило к тому, что коллективный опыт передавался, прежде всего, через устную речь (в том числе фольклор), житейскую мудрость и опытность, которые приходили к индивиду со временем и были прямо пропорциональны его возрасту. Продолжительность жизни индивида ставилась важным условием накопления и сохранения социально значимой информации, что придавало возрасту высокий престиж. Почитание старейшин заменяло институциональный механизм передачи культурного опыта.
Но и
в настоящее время в
В основе традиционного воспитания лежат наблюдение, подражание и участие. Социализация включает разнообразные физические упражнения, отражающие элементы трудовой деятельности и культурных ритуалов, обучение ремеслу, религии и обычаям. Освоение всего этого стимулируется как поощрением, так и суровым наказанием. Важным средством передачи традиции являются танцы, музыка, народный фольклор.
К концу 80-х гг. число детей дошкольного возраста намного превысило отметку 1 миллиард. Подавляющая часть новых жителей нашей планеты родится в развивающихся странах. От того, как пройдет социализация этого поколения, какую информацию получит оно в ходе этого процесса, к каким идеалам и ценностям приобщится, во многом будет зависеть то, в чьих руках окажутся судьбы большей части человечества в начале нового тысячелетия.