Контрольная работа по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 14:47, контрольная работа

Описание работы

Такие элементы культуры как нормы, ценности, знания, ориентации составляют определенную систему и в качестве таковой входят во взаимодействие с другими компонентами общественной регуляции (экономика, социальная структура и политика). Однако не только указанные социальные институты являются носителями культуры, в которых воспроизводятся и распространяются ее элементы. Важным фактором, определяющим ее функционирование, и ее «носителем» является также личность. В ее поведении и внутреннем мире те обычаи, нормы и ценности, которые имеются в составе культуры, срабатывают или же не срабатывают, а подчас могут подвергаться разного рода трансформации.

Содержание работы

1. Культура и личность……………………………………………….…………3
1.1 Социальная сущность личности……………………………………………3
1.2 Личность в разных культурах………………………………………………6
1.3 Типы социализации личности………………………………………………8
1.4 Модернизация и личность……………………………………………….…11
Заключение………………………………………………………….…………15
Список литературы………………………………………………………………16

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 38.48 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

1. Культура  и личность……………………………………………….…………3

1.1 Социальная  сущность личности……………………………………………3

1.2 Личность  в разных культурах………………………………………………6

1.3 Типы социализации личности………………………………………………8

1.4 Модернизация и личность……………………………………………….…11

Заключение………………………………………………………….…………15

Список литературы………………………………………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Культура и личность

1.1 Социальная  сущность личности

 

Такие элементы культуры как нормы, ценности, знания, ориентации составляют определенную систему  и в качестве таковой входят во взаимодействие с другими компонентами общественной регуляции (экономика, социальная структура и политика). Однако не только указанные социальные институты  являются носителями культуры, в которых  воспроизводятся и распространяются ее элементы. Важным фактором, определяющим ее функционирование, и ее «носителем»  является также личность. В ее поведении  и внутреннем мире те обычаи, нормы  и ценности, которые имеются в  составе культуры, срабатывают или  же не срабатывают, а подчас могут  подвергаться разного рода трансформации.

Конечно, та или иная степень индивидуализации имеется в каждой культуре, и поэтому  зачастую рассматривается типичная или базовая личность в культуре как носительница принятых норм и  ценностей, доминирующих в данном обществе.

Проблемы  личности рассматриваются разными  дисциплинами. Особенно здесь важна  роль социальной антропологии и психологии, для которой личность представляет некоторое интегрирующее начало, связывающее воедино различные  психические процессы индивида. В  новейших психологических теориях, связанных со школой советского ученого  Л.С. Выготского, раскрывается, что внутренние процессы человеческой психики складываются на основе межличностных процессов в ходе социализации человека. В социологическом плане выделяются те отношения и структуры, которые определяют поведение личности, входящей в различные социальные группы и общности: классы, нации, элиты, профессиональные, возрастные, половые и прочие.

В русском языке  принято словом личность обозначать либо отдельного человека в обществе, т.е. индивида, либо человека как носителя социальных характеристик, либо как совокупности свойств, присущих данному человеку и составляющих его индивидуальность.

Социология  культуры рассматривает не только объективные, безличные аспекты существования  элементов и структур культуры, но и субъективный план, воплощенный  во внутреннем мире человека. Свойства индивида не исчерпываются его социальной или культурной принадлежностью. Существует еще и внутренний мир личности, в котором объективные факторы  находят различное преломление. С одной стороны, культура формирует  тот или иной тип личности, а  с другой - личность вносит в нормы, потребности и поведенческие  образцы свои требования и интересы. Без обращения к личностным факторам мы не сможем объяснить реального  функционирования присущих культуре норм и ценностей (в отличие от их реального  существования), а заодно и тех  отклонений от норм, которые неизбежно  происходят в реальной жизни общества.

Каждая  культура и каждый общественный строй  по-своему формируют человека, придавая ему черты нормативного подобия  или же разнообразия, допустимого  в рамках определенной культуры или  культурной группы. Степень индивидуализации сильно различается в разных культурных средах, и далеко не все общества имеют развитую идею личности.

В более  развитых культурах именно появление  индивидуальности способствует усилению дифференциации жизни и ее обогащению. Однако отношение к ней радикально отличается в зависимости от культурно-исторического  типа. Обратим внимание и на то обстоятельство, что становление личности в истории  культуры требует двух предпосылок.

Во-первых, нужна  некоторая внутренняя ценностная ориентация, установка на самоценность «я», ее внутреннего мира, не совпадающего с требованиями внешнего мира, а иногда и противостоящего им.

Во-вторых, эта внутренняя отделенность и самостоятельность, способность противостоять общепринятому должна сдерживаться правилами поведения, ролевыми предписаниями, чтобы не подорвать принятые нормы, что могло бы ослабить сложившуюся («рутинную») и еще необходимую систему регуляции.

Религиозная реформация, а затем растущая секуляризация  в ряде западных стран, развитие буржуазного  общества и частной собственности  обеспечивают постепенное обособление  частной жизни от публичной, личных взглядов от тех, что приняты в  обществе. Однако длительное время явное проявление инакомыслия и несходства в образе жизни сурово осуждалось в общественном мнении. Необходимость поддержания приличий и условностей воспринималось личностью зачастую как тяжелое бремя. Поддержание этих условностей при внутреннем несогласии с ними воспринималось как лицемерие, а их нарушение формировало различные виды предпринимательства, авантюризма и девиантного поведения. Лишь постепенно устанавливались терпимость, а то и безразличие к внутренней стороне жизни человека, однако при условии, что он не нарушает явно правовой кодекс.

Таким образом, личность является базовой субстанцией  в развитии культуры, которая, в свою очередь, зависит от внешней среды, формирующей ее внутренние ценностные ориентации.

1.2 Личность в  разных культурах

 

Личностное  начало, идея личности как самостоятельного субъекта общественных отношений, опирающегося на свои собственные внутренние силы в той или иной мере, имеется  в каждой развитой культуре. Однако существует заметное, а часто принципиальное различие в статусе личностного  начала и его содержании в разных культурах, что зависит в значительной степени от характера религиозных  компонентов данной культуры.

Культурная  европейская традиция утверждает человека автономным субъектом деятельности, подчеркивает, прежде всего, его единство, цельность, тождественность «Я»  во всех его проявлениях.

Напротив, в восточных культурах ролевые  функции во многом перекрывает самосознание личности. Здесь человек рассматривается, прежде всего, как средоточие партикулярных  обязательств и ответственности, вытекающих из его принадлежности к семье, общине, клану, религиозной общности и государству.

В классической китайской традиции высшей добродетелью считалось подчинение человека узаконенным  нормам и подавление им своего «Я». Конфуцианские принципы утверждали необходимость ограничения эмоций, жесткий контроль разума над чувством и умение выражать свои переживания  в строго определенной, принятой форме.

Несколько иначе выглядело отношение личности к обществу в классической индийской  традиции. В философских системах человеческое «Я» оказывалось обусловленным  не какими-либо конкретными причинами, а реальностью сверх личного  духа, по отношению к которому телесное и эмпирическое «Я» - временное и  преходящее явление. К тому же вера в карму как череду переселения  душ делает бытие каждого индивида условным, лишает его самостоятельной  ценности.

Только  в европейско-американской культуре личностное начало получило статус безусловности, не подчиненности другим регулятивным принципам (сакральные принципы, святость непреходящих ценностей, Священного Писания, общеобязательная идеология). Устойчивость внутреннего мира личности не зависит от каких-либо внешних авторитетов, так как в себе самом индивид находит те безусловные принципы, которые помогают ему выстоять в любых обстоятельствах и придать им смысл, опираясь на собственное суждение, руководствуясь чувством ответственности в отлаживании своей деятельности.

Происходившее в западной цивилизации длительное выяснение принципов деятельности индивида, отстаивающего свои интересы в мире конкуренции, привело к  значительному углублению проблемы личности, показало всю ее сложность  и неоднозначность. Либерально-оптимистические  взгляды открывали путь к анархическому  своеволию и вместе с тем к  социальным конфликтам.

Психология  и особенно психоанализ освободили нас от иллюзий своего «я» в  той же мере, в какой литература и живопись низвергли портрет, который  восторжествовал как жанр в эпоху  великих побед классического  рационализма».

Таким образом, для формирования устойчивой социокультурной структуры, обеспечивающей функционирование личности, необходимо подключение сложной и широко дифференцированной системы ориентации, выработанных в лоне западной цивилизации.

1.3 Типы социализации личности

 

В каждом обществе вырабатывается процесс социализации личности, т.е. развития человека активного, полноценного члена общества. В его  ходе осуществляется подключение индивида к социальной памяти данной общности, освоение им накопленных традиций. Через различные социальные механизмы  и институты индивид осваивает  необходимые производственные навыки, практические знания о естественной и социальной среде, культурные ценности и нормы. Существует немало определений  процесса социализации, но, несмотря на некоторые различия в акцентах, сущность этого процесса понимается как усвоение индивидом необходимого для жизни  в данном обществе социокультурного опыта.

Особенности социализации зависят от исторически  конкретной социально-экономической  структуры и преобладающего типа культуры. Поэтому говорят об особенностях социализации в различных общественно-экономических  системах и существенных отличиях в  положении индивида в условиях первобытнообщинного, античного, феодального (европейского), крепостнического (восточного) и капиталистического или социалистического общества. В рамках одного и того же общества огромное значение для особенностей социализации имеет классовая принадлежность индивида.

На реальную судьбу личности влияет соотношение  между социальными условиями, субъективными  стремлениями и возможностями личности, связанными с внутренней культурой.

Конкретизируя детерминанты социализации, следует  отметить социально-групповую, культурно-религиозную  и этническую принадлежность индивида, характер трудовой деятельности, которой  занята общность в целом и каждая отдельная семья - главный и первичный  механизм социализации, экономический  и социальный статус родителей и  ближайших родственников ребенка  и т.д.

Несмотря  на многообразие стадиальных и культурных различий докапиталистических обществ, процесс социализации в них характеризовался общими чертами. В традиционном обществе не существовало специализированных институтов, и социализация отличалась малой расчлененностью и маловероятностью тех норм и ценностей, которые должны были усваиваться индивидами. Слабая дифференцированность, пространственная и временная ограниченность передачи социокультурного опыта жизни сковывают возможности первичных коллективов. Отсутствие институтов культуры, специальной системы образования и средств коммуникации приводило к тому, что коллективный опыт передавался, прежде всего, через устную речь (в том числе фольклор), житейскую мудрость и опытность, которые приходили к индивиду со временем и были прямо пропорциональны его возрасту. Продолжительность жизни индивида ставилась важным условием накопления и сохранения социально значимой информации, что придавало возрасту высокий престиж. Почитание старейшин заменяло институциональный механизм передачи культурного опыта.

Но и  в настоящее время в развивающихся  странах социализация ребенка в первые годы осуществляется, как правило, традиционными методами и традиционными институтами. В деревнях ответственность за воспитание подрастающего поколения по традиции несет вся община. Свой ранний возраст (до 3-4 лет) ребенок проводит обычно в тесном общении с матерью. Со временем в его воспитание включаются дедушки и бабушки, старшие братья и сестры, дяди и тети и другие родственники. В любом обществе детей приобщают путем мелких поручений и игровых ситуаций к определенным формам трудовой деятельности, учат быть послушными и уважать старших, знать культуру и мораль своего народа, соблюдать определенные нормы и правила поведения.

В основе традиционного воспитания лежат  наблюдение, подражание и участие. Социализация включает разнообразные физические упражнения, отражающие элементы трудовой деятельности и культурных ритуалов, обучение ремеслу, религии и обычаям. Освоение всего этого стимулируется как поощрением, так и суровым наказанием. Важным средством передачи традиции являются танцы, музыка, народный фольклор.

К концу 80-х гг. число детей дошкольного  возраста намного превысило отметку 1 миллиард. Подавляющая часть новых жителей нашей планеты родится в развивающихся странах. От того, как пройдет социализация этого поколения, какую информацию получит оно в ходе этого процесса, к каким идеалам и ценностям приобщится, во многом будет зависеть то, в чьих руках окажутся судьбы большей части человечества в начале нового тысячелетия.

Информация о работе Контрольная работа по "Культурологии"