Контрольная работа по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 14:47, контрольная работа

Описание работы

Такие элементы культуры как нормы, ценности, знания, ориентации составляют определенную систему и в качестве таковой входят во взаимодействие с другими компонентами общественной регуляции (экономика, социальная структура и политика). Однако не только указанные социальные институты являются носителями культуры, в которых воспроизводятся и распространяются ее элементы. Важным фактором, определяющим ее функционирование, и ее «носителем» является также личность. В ее поведении и внутреннем мире те обычаи, нормы и ценности, которые имеются в составе культуры, срабатывают или же не срабатывают, а подчас могут подвергаться разного рода трансформации.

Содержание работы

1. Культура и личность……………………………………………….…………3
1.1 Социальная сущность личности……………………………………………3
1.2 Личность в разных культурах………………………………………………6
1.3 Типы социализации личности………………………………………………8
1.4 Модернизация и личность……………………………………………….…11
Заключение………………………………………………………….…………15
Список литературы………………………………………………………………16

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 38.48 Кб (Скачать файл)

Но не только семья в развивающихся  странах сохраняет функции главного социализирующего фактора и служит трансмиссией для передачи культурных традиций и ценностей от поколения  к поколению. Важным механизмом социализации являются религиозные школы, которые  оказывают заметное влияние на воспитание молодежи.

Существует  немало и других социокультурных институтов, которые традиционно продолжают выполнять в развивающихся странах значимые функции социализации. Традиционные народные представления - религиозные обряды и ритуалы, кукольный театр - не окостенелые остатки прошлого, а чрезвычайно активные и функционально значимые культурные институты.

Таким образом, тип социализации личности зависит  от соотношения между социальными  условиями, субъективными стремлениями и возможностями личности, связанными с внутренней культурой

1.4 Модернизация и личность

 

В настоящее  время радикально меняется содержание социализации за счет количественного  увеличения, качественного усложнения и расчленения той информации, которую должен освоить индивид  в ходе формирования своей личности. Однако все эти изменения, в той  или иной степени присущие любому обществу, в сегодняшнем афро-азиатском  ареале протекают через такие  разнородные механизмы социализации, которых не знало еще ни одно из ранее существующих обществ.

Разрыв  с традиционализмом и модернизация в культурном плане ведут к  распаду прежнего единообразия и  устойчивости. Плюрализм ценностных пластов отражает прогресс в сфере материального производства, дифференциацию самой социальной структуры - формирование различных социальных и профессиональных групп, классов, прослоек. В свою очередь, сама аксиологическая вариативность становится одним из условий мобильности социальной системы, ее прогрессивного развития, способствует созданию предпосылок для индивидуализации личности.

Все это  усиливает динамику, меняет механизмы  социализации личности. Рушатся прежние  перегородки, отгораживающие то социокультурное поле, в рамках которого происходила, прежде всего, социализация индивида.

Важно отметить, что, несмотря на социально-экономические, политические и этнокультурные различия, везде школа и образование  играли доминирующую роль в формировании новых, более современных и динамичных качеств личности подростка. Те из подростков, которые дольше посещали школу, не только более информированы и обладают более развитыми навыками устной речи. У них иное восприятие времени, более сильное чувство личной и социальной ответственности. Они  более активно участвуют в  общественных делах, более восприимчивы к новым идеям, по иному взаимодействуют с другими людьми. Они больше ценят науку, быстрее воспринимают любые изменения и более подготовлены к тому, чтобы значительно ограничить количество своих будущих детей.

Богатство личности заключается в богатстве  ее реальной деятельности и содержательности ее общения с обществом. Достижение в полной мере этого богатства  составляет гуманистический идеал, возможность реализации которого зависит  от уровня развития производительных сил.

Всесторонне развитая личность вовсе не совпадает с  идеалом всестороннего потребителя. Сведение человеческих потребностей к  потреблению вещей и зрелищ - следствие  социального воздействия и отчуждения человека от реального процесса производства и от других людей, «возмещением»  за что и служит вещь или развлечение. Истинно человеческое потребление  состоит не в присвоении вещи, а  в усвоении способа деятельности и общения с другими людьми, что сближает людей и предполагает активную самореализацию личности в  творческом труде и общении.

За последние  десятилетия много исследований по социологии культуры было посвящено  маргинальной личности. Через эти  исследования удалось раскрыть важные закономерности в характере культурных изменений, происходящих в освободившихся странах в ходе модернизации. Маргинальная личность - это человек, живущий и  сознательно участвующий в культурной жизни и традициях двух разных народов. Он никогда не может совершенно порвать (даже если ему будет дана такая возможность) со своим прошлым  и его традициями и никогда  не будет совершенно принят в новое общество, в котором он теперь пытается найти для себя место. Он человек на рубеже двух культур и двух обществ, которые никогда полностью не совпадут.

Маргинальная  личность является продуктом миграции населения, тех разнообразных процессов, в результате которых человек  определенной культуры вынужден осваивать  иные, чуждые ему культурные ценности, социальные роли, образ жизни.

Состояние маргинальности, если оно приобретает стойкий характер, делает личность конгломератом разноплановых социальных ролей и культурных ориентации, порождает внутреннюю напряженность, психические расстройства и срывы. Вместе с тем именно такое совмещение элементов разных культур может приводить к обогащению личности, создавать предпосылки для развития ее творческих способностей.

Особенности социализации способствуют возникновению  неустойчивости и эклектичности  в структуре личности (особенно личности маргинала) в условиях переходного  общества. В такой личности странно  уживаются традиция и современность, мистика и рационализм, знание и  архаические предрассудки, религиозная  созерцательность и политический динамизм.

Одним из важнейших факторов, влияющих на человека в переходном обществе, является «революция ожиданий», которая обещает ему  улучшить экономическое положение, предоставить землю, недорогие продукты питания, работу, т.е. удовлетворить  основные желания. Такие ожидания во многом перестраивают внутренний мир  людей, как в городе, так и в  деревне. Но при этом возникают тяжелые  коллизии от столкновения ожиданий с  действительностью. В городе индивид (зачастую недавний выходец из деревни) оказывается лишенным работы, жилья, нормального и достаточного питания, медицинского контроля. Тяготы и лишения  рассеивают мираж, углубляют разочарование  новоявленного горожанина. Вместе с  тем его кругозор расширяется - он узнает о существовании иного  образа жизни, других религий и политических воззрений, учится терпимости в отношении  норм поведения и привычек, нередко  противоречащих его собственным. Но терпимость имеет свои пределы и  переходит в зависть, озлобленность, гнев из-за вопиющей несправедливости, экономического, да и политического  неравенства, растущей пропасти между  кричащей роскошью и предельной бедностью.

Все эти  факторы и процессы создают тот  социальный контекст, в котором рождается «переходная личность» - изолированный, одинокий и беззащитный человек, вырванный с корнями из привычной среды и тщетно ищущий почву, чтобы укорениться в иной, далеко не эквивалентной среде. Успех сопутствует лишь немногим, которым удается приобрести профессию, усвоить городские обычаи и влиться в ряды квалифицированных рабочих, офицеров, интеллектуалов, предпринимателей.

Однако  большинство так и остается в  переходном состоянии. Потеряв относительное спокойствие традиционного мирка, маргинальный человек стремится, во что бы то ни стало, обрести новую стабильность, новые авторитеты взамен прежних с тем, чтобы от них услышать четкие указания на то, как жить и что делать дальше.

Таким образом, личность выступает как носительница культуры. В ней ценности, нормы, знания и вера превращаются в поведение  человека в окружающем мире, в его  отношение к другим людям и  к обществу в целом. Без личности, ее целенаправленной и осмысленной  деятельности культура, по сути дела, не может реализоваться. Однако личность не может быть целиком отождествлена  со всей культурой данной общности. Она вмещает в себя какую-то ее часть, а вернее, различные элементы, отвечающие социальному положению  личности и характеру социализации. Вместе с тем в условиях интенсивного взаимодействия культур личность может  в той или иной степени сталкиваться с иными ценностями, нормами и  типами поведения. Это требует знаний о другой культуре, способности адаптации  к разной культурной среде. Социология культуры призвана стать одним из средств, способствующих развитию такой  способности.

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, мы узнали, что культура и личность, духовность и творчество это взаимосвязанные друг с другом компоненты. И каждая по отдельности жить не может. 

Культура  есть не что иное, как творение людей. Творить - означает действовать свободно, то есть не подчиняясь природным или общественным силам, а действовать в рамках своего понимания мира и выражать свое «я». Ведь каждый человек это личность.

Личность - совокупность ценностей индивида, приобретенных  в результате его становления  в обществе. То есть личностью не рождаются, личностью становятся в  течении долгих лет работы над собой. Человек обретает большой жизненный опыт и духовные ценности, которые помогают ему жить. Без них люди перестают быть индивидуальностью, что очень важно в наше время.

Духовность - это наши мысли, сила чувств и убеждений. Используя наши знания о мире и  наши чувства, мы создаем шедевры  искусства. А искусство это и  есть наша культура. Это еще раз  доказывает, что эти четыре компонента всегда были и будут взаимосвязаны  друг с другом.

Список литературы:

 

  1. Бердяев Н.А. О культуре // Философия творчества, культуры и искусства. – М.: Наука, 1994. – С. 235-248.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс,1999. – С.156.
  3. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов высш. учеб. заведений. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 1997. – 591 с.

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Культурологии"